Напоминание

Родителям детей с дизорфографией


Автор: Куликова Наталья Владимировна
Должность: дефектолог-логопед
Учебное заведение: Психолого-медико-педагогическая комиссия
Населённый пункт: Респ. Саха (Якутия) г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Родителям детей с дизорфографией
Раздел: начальное образование





Назад





Родителям детей с дизорфографией
. Значимость успешного овладения правописания детьми очевидна. Однако в настоящее время дети с дизорфографией на фоне общего недоразвития речи представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по программе общеобразовательных школ. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах. В современной литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения- общего недоразвития речи. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи. Имеется и определенная зависимость между характером, степенью выраженности и видом дисграфии. Смешенная дисграфия ( дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической дисграфии) сочетается с более выраженной дизорфографией. При этом отмечается огромное количество ошибок в словах при использовании морфологического и традиционного принципов написания. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях: 1. При правописании проверяемых безударных гласных в корне. 2. В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне. 3. В случаях переноса слов. 4. При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д. При смешенной дисграфии (оптической дисграфии, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и артикуляторно- акустической дисграфии) преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил традиционного написания и правил графики. Учащиеся не усваивают написания ЧК,ЧН, ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА и др. Симптоматика дизорфографии у младших школьников носит полиморфный характер. Уже с первого класса у детей отмечается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У детей с трудом формируются способы продуктивной учебно- практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. В дальнейшем это приводит к неуравновешенности, беспечному отношению к учебе. Дети с предпосылками к дизорфографии, нечетко владеют учебной терминологией – «звук», «слог», «гласные», «согласные». Они не умеют пересказывать своими словами правила правописания и примерять их на письме. Учащиеся затрудняются при распознавании «ошибко- опасных мест» в слове, «не узнают» встретившуюся орфограмму. Навыки предварительного и текущего видов самоконтроля у младших школьников с дизорфографией значительно снижены, что отрицательно сказывается на формировании у них «орфографического чутья» (термин Д.Н.Богоявленского). Работу по коррекции дизорфографии осуществляет логопед во время уроков по коррекции дисграфии и дислексии или в процессе индивидуальных занятий. Отдельные приемы и задания
могут быть использоваиы также на уроках русского языка, развития речи, литературного чтения. Выбор методов и приемов логопедического воздействия, содержания речевого материала зависят от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей. На первоначальных этапах коррекционной работы создаются более простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико – пространственные представления). Большое внимание уделяется совершенствованию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии. Для закрепления формируемых ассоциаций между знаком и (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, условные обозначения. Предлагаемые на логопедических занятиях упражнения включаются в различные виды речевой деятельности. Логопедическая работа строится с учетом психологической структуры процесса овладения орфографией. Сформированные в ходе коррекционных занятий фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются детьми сначала на практическом уровне, в дальнейшем – на уровне осознания.(по А.А.Леонтьеву).
Логопедическая работа осуществляется в несколько этапов.
1этап- выполнение орфографических действий с помощью логопеда (используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, и их условными обозначениями). Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибкоопасные» места в словах. 2 этап- закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц. 3 этап – выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов. 4 этап- перевод полученных знаний, умений и навыков, в умственный план, их девербализация (На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, «в уме» и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы). Коррекционно- развивающая работа вырабатывает у младших школьников с дизорфографией умение правильно ставить грамматические вопросы и овладевать такими грамматическими категориями, как склонение, спряжение, род, число, падеж. Сформированные при этом орфографические навыки позволяют ребенку успешно применять их в самостоятельной письменной речи, а также использовать в монологической устной речи.
По материалам печати подготовила Куликова Н.В.дефектолог ПМПК г. Нерюнгри.
Литература: 1. Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992 2. Рамзаев Т.Т., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979. 3. Прищепова И.В. «Дизорфография младших школьников».- СПб.:КАРО,2006


В раздел образования