Автор: Куликова Наталья Владимировна Должность: дефектолог-логопед Учебное заведение: Психолого-медико-педагогическая комиссия Населённый пункт: Респ. Саха (Якутия) г. Нерюнгри Наименование материала: статья Тема: Родителям детей с дизорфографией Раздел: начальное образование
Родителям детей с дизорфографией .
Значимость
успешного
овладения
правописания
детьми
очевидна. Однако в настоящее время дети с дизорфографией на
фоне
общего
недоразвития
речи
представляют
собой
значительную
часть
неуспевающих
учащихся
по
программе
общеобразовательных школ.
Неуспеваемость
по
русскому
языку
отрицательно
влияет
на
формирование
личности
ребенка
на
трех
уровнях:
эмоциональном,
когнитивном,
поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации.
Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению
и
усложнению
симптоматики
дизорфографии.
Стойкие
и
специфические
нарушения
в
овладении
орфографическими
знаниями,
умениями
и
навыками
отмечаются
не
только
в
начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах.
В современной литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая
несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная
недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения- общего
недоразвития речи. Нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР часто
сочетается с нарушениями устной и письменной речи.
Имеется и определенная зависимость
между характером, степенью выраженности и видом
дисграфии.
Смешенная дисграфия ( дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с
элементами
аграмматической
и
оптической
дисграфии)
сочетается
с
более
выраженной
дизорфографией.
При
этом
отмечается
огромное
количество
ошибок
в
словах
при
использовании
морфологического
и
традиционного
принципов
написания.
Наибольшее
количество ошибок дети допускают в следующих случаях:
1.
При правописании проверяемых безударных гласных в корне.
2.
В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
3.
В случаях переноса слов.
4.
При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.
При смешенной дисграфии (оптической дисграфии, с элементами дисграфии на почве
нарушения
языкового
анализа
и
синтеза
и
артикуляторно-
акустической
дисграфии)
преобладающее количество ошибок у детей с ОНР отмечается в процессе применения правил
традиционного написания и правил графики. Учащиеся не усваивают написания ЧК,ЧН, ЖИ,
ШИ, ЧА,ЩА и др.
Симптоматика дизорфографии у младших школьников носит полиморфный характер. Уже с
первого класса у детей отмечается недостаточная психологическая
готовность к школьному
обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У
детей
с
трудом
формируются
способы
продуктивной
учебно-
практической
деятельности,
адекватное
отношение
к
своим
способностям
и
результатам
выполненной
работы.
В
дальнейшем это приводит к неуравновешенности, беспечному отношению к учебе.
Дети с предпосылками к дизорфографии, нечетко владеют учебной терминологией – «звук»,
«слог»,
«гласные»,
«согласные».
Они
не
умеют
пересказывать
своими
словами
правила
правописания и примерять их на письме. Учащиеся затрудняются при распознавании «ошибко-
опасных мест» в слове, «не узнают» встретившуюся орфограмму.
Навыки
предварительного
и
текущего
видов
самоконтроля
у
младших
школьников
с
дизорфографией значительно снижены, что отрицательно сказывается на формировании у них
«орфографического чутья» (термин Д.Н.Богоявленского).
Работу по коррекции дизорфографии осуществляет логопед во время уроков по коррекции
дисграфии и дислексии или в процессе индивидуальных занятий. Отдельные приемы и задания
могут
быть
использоваиы
также
на
уроках
русского
языка,
развития
речи,
литературного
чтения.
Выбор
методов
и
приемов
логопедического
воздействия,
содержания
речевого
материала зависят от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей.
На первоначальных этапах коррекционной работы создаются более простые предпосылки
овладения
орфографией
(зрительный
гнозис,
мнезис,
оптико
–
пространственные
представления).
Большое
внимание
уделяется
совершенствованию
таких
мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты
письма, навыки чтения и каллиграфии. Для закрепления формируемых ассоциаций между
знаком и (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются
схемы, таблицы, условные обозначения.
Предлагаемые на логопедических занятиях упражнения включаются в различные виды речевой
деятельности.
Логопедическая работа строится с учетом психологической структуры процесса овладения
орфографией.
Сформированные
в
ходе
коррекционных
занятий
фонематические,
морфологические и синтаксические обобщения усваиваются детьми сначала на практическом
уровне, в дальнейшем – на уровне осознания.(по А.А.Леонтьеву).
Логопедическая работа осуществляется в несколько этапов.
1этап- выполнение орфографических действий с помощью логопеда (используется наглядный
материал, карточки с гласными и согласными буквами, и их условными обозначениями).
Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать
и находить «ошибкоопасные» места в словах.
2
этап-
закрепление
орфографических
знаний
с
использованием
разнообразных
схем,
графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц.
3 этап – выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в
виде рассуждений и выводов.
4 этап- перевод полученных знаний, умений и навыков, в умственный план, их девербализация
(На
данном
этапе
учащиеся
выполняют
орфографические
и
грамматические
упражнения
письменно,
«в
уме»
и
выделяют
условными
обозначениями
встретившиеся
в
словах
орфограммы).
Коррекционно- развивающая работа вырабатывает у младших школьников с дизорфографией
умение правильно ставить грамматические вопросы и овладевать такими грамматическими
категориями,
как
склонение,
спряжение,
род,
число,
падеж.
Сформированные
при
этом
орфографические
навыки
позволяют
ребенку
успешно
применять
их
в
самостоятельной
письменной речи, а также использовать в монологической устной речи.
По материалам печати подготовила Куликова Н.В.дефектолог ПМПК г. Нерюнгри.
Литература:
1.
Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в
младших классах. – Томск., 1992
2.
Рамзаев Т.Т., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.,
1979.
3.
Прищепова
И.В.
«Дизорфография
младших
школьников».-
СПб.:КАРО,2006