Авторы: Волченкова Юлия Романовна, Шварева Татьяна Николаевна
Должность: студентка 42 группы
Учебное заведение: БПОУ ОО "Мезенский педагогический колледж"
Населённый пункт: село Плещеево
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с нормальным темпом развития и с ЗПР на уроках математики
Раздел: среднее профессиональное
Методика изучения устного сложения и вычитания
чисел.
Устные приемы сложения и вычитания. Используют следующие
устные приемы сложения и вычитания:
• сложение и вычитание на основе знания нумерации чисел —
сложение и вычитание целых сотен и единиц, целых сотен и десятков: (500 +
7, 507 - 7, 507 - 500; 500 + 30, 530 - 30, 530 - 500; 500 + 67, 567 - 67, 567 - 500),
прибавление и вычитание единицы (693 + 1, 799 + 1, 472 - 1, 600 - 1);
• сложение и вычитание разрядных сотен (300 + 100, 300 + 200, 400 -
100, 400 - 200);
• сложение целых десятков и соответствующие случаи вычитания (80 +
50, 130 - 50; 340 + 70, 410 - 70; 640 + 320, 960 - 320; 340 + 60, 400 - 60);
• сложение трехзначных чисел и разрядных единиц, десятков, сотен без
перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания (640 + 300, 940 -
300; 640 + 30, 670 - 30; 456 + 2, 458 - 2).
Изучая нумерацию чисел в пределах тысячи, учащиеся осваивают счет
сотнями, потом сотнями и десятками, и далее сотнями, десятками и
единицами, записывают и решают соответствующие примеры (300 + 100, 300
- 100, 300 + 10, 350 + 10, 300 - 10, 350 - 10, 599 + 1, 345 + 1, 500 - 1, 345 - 1),
учатся заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых и
применять данное умение при выполнении арифметических действий,
например: 599 + 1 = (500 + 99) + 1=500 + (99 + 1) = 500 + 100 = 600.
С опорой на знание поразрядного строения числа выполняется
сложение и вычитание целых сотен и единиц, целых сотен и десятков.
Рассуждения:
500 + 67 (К 500 прибавляем 67. В числе 500 в разряде десятков и
единиц стоит нуль, прибавляем 6 десятков и 7 единиц числа 67. Значение
суммы состоит из 5 сотен, 6 десятков и 7 единиц, это число 567); 567 - 67 (Из
567 вычитаем 67. Число 567 состоит из 5 сотен, 6 десятков и 7 единиц.
Вычитаем 6 десятков и 7 единиц числа 67. Остается 5 сотен. Значение
разности — 500).
Прием прибавления и вычитания единицы основан на знании свойства
натурального ряда чисел. Учащиеся осваивают применение своих знаний и
умений в получении предыдущего и последующего чисел при выполнении
операций с трехзначными числами.
После обучения считать сотнями (увеличивать и уменьшать разрядные
сотни на сто), демонстрации взаимосвязи образования однозначного,
двузначного и трехзначного чисел предлагается рассмотреть прием сложения
и вычитания разрядных сотен, например, 300 + 200, который сводится к
сложению и вычитанию однозначных чисел: 3 с.+2 с.=5 с.
Сложение целых десятков и соответствующие случаи вычитания
можно соотнести со сложением и вычитанием однозначных и двузначных
чисел, например, 80 + 50 = 8 д. + 5 д., 130 – 50 = 13 д. - 5 д., 640 + 320 = 64 д.
+ 32 д., 340 + 60 = 34 д.+ 6д., 640 – 320 = 64 д. - 32 д. Для этого необходимо
повторить приемы сложения и вычитания в пределах ста, упражняться в
определении количества десятков в числе. Можно использовать правило
прибавления суммы к числу и суммы к сумме, правило вычитания суммы из
числа. Если учащиеся еще не познакомились с этими правилами в
соответствии с программой, то можно использовать уже известное им
правило сложения и вычитания разрядных единиц: «Складывай единицы с
единицами, десятки с десятками, вычитай единицы из единиц, десятки из
десятков», которое дополняется требованием складывать сотни с сотнями
(вычитать сотни из сотен).
Можно познакомить учащихся с разными приемами вычисления и
предложить другой способ.
Рассуждения:
640 + 320 (К 640 прибавляем 320. Второе слагаемое (320) состоит из 3
сотен и 2 десятков, прибавляем к 640 сначала 300, потом еще 20, получаем
960), 640 + 320 = 640 + (300 + 20) = (640 + 300) + 20 = 940 + 20 = 960.
130 - 50 (Из 130 вычитаем 50. В уменьшаемом разрядных десятков
меньше, чем в вычитаемом, поэтому вычитаемое вычитаем по частям и
представляем его в виде удобных слагаемых (30 и 20). Вычитаем из 130
сначала 30, потом еще 20, получаем 80), 130 – 50 = 130 - (30 + 20) = 130 – 30 –
20 = 80.
640 - 320 (Из 640 вычитаем 320. Вычитаемое 320 состоит из 3 сотен и 2
десятков, вычитаем из 640 сначала 300, потом 20, получаем 320), 640 – 320 =
640 - (300 + 20) = 640 – 300 – 20 = 320.
Знание нумерации чисел, умение выполнять поразрядное сложение и
вычитание
применяются
для
выполнения
сложения
и
вычитания
трехзначных чисел. Например, складывая 640 и 300, учащиеся могут
рассуждать следующим образом: «К 640 прибавляем 300. В числе 640
содержится 6 сотен и 4 десятка. Увеличиваем 6 сотен на 3 сотни, получаем 9
сотен, и еще прибавляем 4 десятка. Получаем 940». При выполнении
вычитания 940-300 рассуждения следующие: «Из 940 вычитаем 300. В числе
940 содержится 9 сотен и 4 десятка, из 9 сотен вычитаем 3 сотни, остается 6
сотен и еще 4 десятка. Получаем 640».
Сложение трехзначных чисел и разрядных единиц, десятков, сотен без
перехода через разряд и соответствующие случаи вычитания основаны на
правиле группировки слагаемых, вычитания числа из суммы и сводятся к
поразрядному сложению и вычитанию, например:
643 + 300 = (600 + 40 + 3) + 300 = (600 + 300) + 40 + 3 = 943.
Рассуждения:
К 643 прибавляем 300. Заменяем 643 суммой разрядных
слагаемых. В этом числе 6 сотен, 4 десятка и 3 единицы. К 6 сотням
прибавляем 3 сотни, получаем 9 сотен, к ним прибавляем 4 десятка и 3
единицы. Получаем 943.
675 - 30 = (600 + 70 + 5) – 30 = 600 + (70 - 30) + 5 = 600 + 40 + 5 = 645.
Рассуждения: Из 675 вычитаем 30. Раскладываем 675 на сумму разрядных
слагаемых. В этом числе 6 сотен, 7 десятков, 5 единиц. Из 7 десятков
вычитаем 3 десятка, получаем 4 десятка. Складываем 6 сотен, 4 десятка и 5
единиц. Получаем 645.
После ознакомления с устными приемами вычисления целесообразно
предлагать учащимся выполнять данные примеры на каждом уроке на этапе
устного счета.
Раскрывая любой из приемов сложения и вычитания, рекомендуется
решать примеры с подробной записью только при первичном знакомстве,
затем довольно скоро следует переходить к кратким пояснениям и краткой
записи решения и, наконец, к быстрым устным вычислениям без записи
решения.
Для выработки навыков вычислений используют разнообразные
письменные и устные упражнения: решение примеров в одно и более
действий, нахождение числовых значений выражений при данных значениях
букв, решение уравнений, сравнение выражений и запись числовых равенств
и неравенств и др.
Применение знакомых детям свойств к новой области чисел позволяет
значительно усилить самостоятельность работы учащихся при изучении
нового материала. Это помогает также сформировать в короткое время
осознанные вычислительные навыки и приступить к расширению знаний о
свойствах действий. Учащиеся самостоятельно могут установить, как можно
прибавлять число к сумме трех слагаемых и вычитать число из суммы
трех слагаемых; как прибавлять сумму трех слагаемых к числу и вычитать
сумму трех слагаемых из числа; как сложить сумму с суммой и вычесть
сумму из суммы нескольких слагаемых. Работа над этими правилами
подготавливает детей к изучению следующей темы.