Вспомогательные исторические дисциплины 5-9 класс (модульная)
Автор: Серкин Николай Александрович Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "Подгоренский лицей им. Н.А. Белозорова" Населённый пункт: Воронежская область Россошанский район с. Подгорное Наименование материала: Рабочая программа Тема: Вспомогательные исторические дисциплины 5-9 класс (модульная) Раздел: среднее образование
I Пояснительная записка
Необходимость изучения истории в школе обуславливается ее познавательными и
мировоззренческими свойствами. Главной задачей школьного исторического образования
является формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской
идентичности
ценностно-
ориентированной
личности.
Именно
на
уроках
истории
происходит
формирование
исторических
ориентиров
самоидентификации.
Создание
полной
исторической
картины
невозможно
без
изучения денежных систем, мер веса,
длины, происхождения имен собственных, гербов и символов, алфавитов и пр., которые
не отражены в существующих
УМК по истории (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., В.А.
Ведюшкин., М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров) все это затрудняет изучение истории и создает
определенные трудности, именно эти науки и включены
в содержании данного курса.
Этим и обусловлена актуальность курса. Основной целью данной программы является
духовно-нравственное развитие личности обучающегося для становления и развития его
гражданственности, через расширение знаний обучающихся по истории. Вышесказанное
определяет новизну данного
курса,
основными
характеристиками
которого
являются:
вариативность,
системно-
деятельностный
подход,
творческая
направленность
и
оригинальность содержания.
Задачи курса:
1.повысить мотивацию к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие
гражданской позиции школьников;
2. формировать интерес к культурному наследию предков;
3.создать условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Данный курс предполагает формирование у учащихся общественной системы ценно-
стей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и
осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой
личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.
Ожидаемый результат:
1.повысится мотивация к изучению истории, как дисциплине направленной на развитие
гражданской позиции школьников;
2.сформируется интерес к культурному наследию предков;
3.создадутся условия для развития творческих и коммуникативных способностей уча-
щихся.
II Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные знания
Метапредметные умения
Личностные отношения
-знать особенности науки,
называть основные виды
исторических источников;
-знать данные об основных
этапах Российской палео-
графии;
-Знать и распознавать
разные виды русских печа-
тей, различные монетные
системы .
-способность применять по-
нятийный аппарат истори-
ческого знания и приемы
исторического анализа для
раскрытия сущности и зна-
чения событий и явлений
прошлого и современности;
- расширение опыта оце-
ночной деятельности на
основе осмысления жизни и
деяний личностей и наро-
дов в истории своей страны
-формирование уважительно-
го отношения к иному мне-
нию, истории и культуре дру-
гих народов;
- формирование установки
на безопасный, здоровый об-
раз жизни, наличие мотива-
ции к творческому труду, ра-
боте на результат, бережному
отношению.
и человечества в целом.
-формирование познаватель-
ного интереса к изучению но-
вого, способам обобщения и
систематизации знаний.
III Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование.
№
пп
Раздел
тема
Кол
-во
ча-
сов
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
5 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и зада-
чи проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проек-
та. Ра-
бота с
интер-
нет –
ресур-
сами
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные результа-
ты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически обос-
нованные рассуждения на
простом и сложном уров-
не;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать (груп-
пировать) по заданным
или самостоятельно вы-
бранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-презен-
тация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Археология,
как вспомо-
гательная
историче-
ская дисци-
плина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа
с интер-
нет –
ресур-
сами
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Археология
палеолита
Сбор ин-
формации
Работа
с сайта-
ми
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Археология
мезолита
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Археология
неолита
вой штурм), проблематиза-
ция; ставить цели и фор-
мулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
6
Археология
бронзового и
железных
веков
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
9
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
6 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Генеалогия,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Происхожде-
ние
фамилий(ла-
бораторная
работа).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Генеалогия
Рюриковичей
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Генеалогия
Романовых
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
6
Составление
карты проис-
хождения фа-
милий обуча-
ющихся
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Оформление проек-
та.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
9
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
7 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Ономастика,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
нет –
ресурса-
ми
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
3
Происхожде-
ние имен (ла-
бораторная
работа).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Топонимика.
Гидронимика
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Этнонимика
6
Составление
карты проис-
хождения
имен обучаю-
щихся
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
8
Оформление проек-
та.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
9
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
Дата
7 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
3
Нумизматика,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
3
История заро-
ждения де-
нежных отно-
шений
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Соотношении
денежных си-
стем разных
исторических
периодов
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
- организовывать работу в
паре, группе;
- различать в речи другого
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
7 класс
1
I.Органи-
1
Введение.
Составле-
Состав-
Ил-
Личностные результаты
зацион-
ный.
Цели и задачи
проекта.
ние вопро-
сов темы.
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
генеалогия,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Происхожде-
ние родов и
семей (лабо-
раторная ра-
бота).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
4
Установление
родственных
связей
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Составление
генеалогиче-
ского древа
6
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Защита проектов
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
№
Раздел
Ко
л-
Содержание
Обучение
детей
Вид
контро-
обо-
рудо-
Планируемые ре-
дата
п
п
тема
во
ча-
со
в
темы
с ОВЗ
ля
вание
зультаты
7 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
7
Предмет, ме-
сто и задачи
хронологии в
изучении ис-
торических
источников
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
ми
темы,
доку-
мен-
ты
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
3
Появление
хронологии в
России, как
науки
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Системы
счисления
времени.
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Сентябрьский
календарь
6
Мартовский
календарь
7
ультро-
мартовский
календарь
8
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
9
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
1
0
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
8 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Бонистика, как
вспомогатель-
ная историче-
ская дисципли-
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
Пре-
зен-
тация
Ил-
на
интер-
нет –
ресурса-
ми
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
3
Происхожде-
ние денег (ла-
бораторная ра-
бота).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Установление
денежных свя-
зей
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Составление соб-
ственной де-
нежной едини-
цы
6
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Защита проектов
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
Дата
в
8 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
3
Историческая
метрология,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
3
Источники
метрологии
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Соотношении
метрологии
разных исто-
рических пе-
риодов
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
- организовывать работу в
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
Дата
8 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
3
Сфагастика,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Печати раз-
личных исто-
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
рических пе-
риодов
нет
ре-
сур-
сы
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
4
Печать как
исторический
мсточник
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
мнение под влиянием
контраргументов;
- организовывать работу в
паре, группе;
- различать в речи другого
мнения, доказательства,
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
Дата
8 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
интер-
нет –
ресурса-
ми
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
3
Палеография,
как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Палеография
различных
стран (Рос-
сия)
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
- организовывать работу в
паре, группе;
- различать в речи другого
4
Палеография
различных
стран (Европа
и Азия)
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
мнения, доказательства,
факты, гипотезы, теории;
- создавать устные и
письменные тексты для
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
9 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
ре-
сур-
сы
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Источникове-
дение, как
вспомогатель-
ная историче-
ская дисципли-
на
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
Виды источни-
ков (лабора-
торная работа).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Вещественные
источники
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
Формы рабо-
ты с источни-
ком
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
- организовывать работу в
паре, группе;
- различать в речи другого
мнения, доказательства,
факты, гипотезы, теории;
- создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач об-
щения с помощью и само-
6
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Защита проектов
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
стоятельно.
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
дата
9 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
5
Дипломатия
, как вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
3
дипломатиче-
ские перегово-
ры (лабора-
торная работа).
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Вещественные
источники
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
дипломатиче-
ские перегово-
ры как истори-
ческий источ-
ник
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
6
7
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформление
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
8
Защита проектов
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
№
п
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
ча-
со
в
Содержание
темы
Обучение
детей
с ОВЗ
Вид
контро-
ля
обо-
рудо-
вание
Планируемые ре-
зультаты
Дата
9 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
2
II.Исследо-
3
Историческая
ан-
тропонимика
Сбор ин-
Сбор
Пре-
вательская
работа уч-
ся.
, как вспомо-
гательная ис-
торическая
дисциплина
формации.
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
3
Источники
антропони-
мики
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Роль антропо-
нимики в изу-
чении исто-
рии
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
Само-
стоя-
бота
тельная
работа
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
№
п
Раздел
тема
Ко
л-
во
Содержание
темы
Обучение
детей
Вид
контро-
обо-
рудо-
Планируемые ре-
зультаты
Дата
п
ча-
со
в
с ОВЗ
ля
вание
9 класс
1
I.Органи-
зацион-
ный.
1
Введение.
Цели и задачи
проекта.
Составле-
ние вопро-
сов темы.
Состав-
ление
плана
проекта.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
ми
Ил-
лю-
стра-
ции
темы,
доку-
мен-
ты,
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
Личностные результаты
освоения модуля:
формирование у учащихся
представлений о событиях
истории города, участии
земляков в его развитии и
современной жизни. Вос-
питания любви и гордости
за историю родного края.
Метапредметные ре-
зультаты освоения модуля:
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и
других источниках) ин-
формацию, необходимую
для решения учебных за-
дач;
- анализировать (в том
числе выделять главное,
делить текст на части) и
обобщать, доказывать,
делать выводы, опреде-
лять понятия;
2
II.Исследо-
вательская
работа уч-
ся.
3
Монетная си-
стема, как
вспомога-
тельная исто-
рическая дис-
циплина
Сбор ин-
формации.
Сбор
инфор-
мации.
Работа с
интер-
нет –
ресурса-
Пре-
зен-
тация
Ил-
лю-
стра-
ции
ми
темы,
доку-
мен-
ты
- строить логически об-
основанные рассуждения
на простом и сложном
уровне;
- устанавливать при-
чинно-следственные связи
на простом и сложном
уровне;
- классифицировать
(группировать) по задан-
ным или самостоятельно
выбранным параметрам;
- сравнивать объекты по
заданным или самостоя-
тельно определённым кри-
териям;
- представлять информа-
цию в различных формах
(рисунок, таблица, текст,
план, схема, медиа-пре-
зентация)
Регулятивные УУД:
- выдвигать идеи (мозго-
вой штурм), проблемати-
зация; ставить цели и
формулировать задачи
- ставить вопросы (поиск
гипотезы), формулировать
предположения (гипотезы)
- обосновывать выбор
способа или метода пути в
деятельности
- планировать свою дея-
3
Источники
получения
денег в исто-
рии
Сбор ин-
формации
Работа с
сайтами
ин-
тер-
нет
ре-
сур-
сы
4
Монеты
разных исто-
рических
эпох
Сбор ин-
формации
Сбор
инфор-
мации
Иллюстра-
ции темы,
документы,
интернет
ресурсы
5
III.Оформ-
ление
проекта.
2
Оформлени-
ем проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
6
Оформлением
проекта.
Самостоя-
тельная ра-
бота
Само-
стоя-
тельная
работа
7
IV.
1
Итоговое за-
нятие.
Защита
проекта
Защита
проекта
тельность, проводить
самоанализ и рефлексии
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение (в
диалоге, монологе, поли-
логе), аргументируя его и
подтверждая фактами;
-корректировать свое
мнение под влиянием
контраргументов;
V. Содержание учебного курса
Содержание учебного курса представлено следующими темами:
5 класс.
Археология.
1. Виды исторических источников.
2.Особенности археологических исследований.
6 класс
Геральдика. (2 четверти)
1. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика.
2. Развитие геральдики в России.
3. Государственный герб России.
4. Городские и областные гербы.
5. Практическая работа «Герб моей семьи».
6. Защита проектов по теме «Моя родословная».
7 класс
Ономастика
1.
Значение имен.
2.
Значение названия городов и рек.
3.
Защита проектов.
Нумизматика.
1.
Что такое нумизматика.
2.
Роль нумизматики в историческом исследование.
3.
Монеты и денежное обращение древнерусского государства.
4.
Возникновение русской денежно-весовой системы.
Историческая хронология
1.
Значение понятия время
2.
Летоисчисление в истории
3.
Календари
4.
Составление собственного календаря.
Генеалогия.
1. Что такое родословие.
2. Источники генеалогических знаний.
3.Генеалогическое древо
4. Практическая работа «Мое генеалогическое древо»
8 класс
Бонистика.
1.денежная система в XVII – начале ХХ веках.
2. денежная система в 14-20 веках.
3.деньги ХХ века.
4.Различные денежные системы.
Историческая метрология .
1.Различные системы метрологии.
2.Источники метрологии.
Сфрагистика.
1.Происхождение печатей.
2. Особенности печатей как исторического источника
Палеография.
1. Что такое палеография.
2.История развития палеографии в России и за рубежом.
9 класс
Источниковедение
1. Что такое источниковедение.
2. Что такое источник.
3. Виды источников.
4. Работа с источником.
Дипломатия
1.
Предмет исследования науки дипломатии
2.
Дипломатические переговоры.
3. История дипломатии
Историческая антропонимика
1. Что такое историческая антропонимика.
2. Роль антропонимики в изучении истории.
Монетная система.
1.Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках.
2. Русская монетная система в 14-20 веках.
3.Монеты ХХ века.
4.Различные монетные системы.
VI. Формы и средства контроля
1.текущий– тестовые задания
2.промежуточный - тестовые задания.
3.итоговый– тестовые задания.
4. викторина
5.защита проекта с применением ИКТ.
6. практические работы.
7.создание презентации.
8.написание реферата.
Система оценки достижений учащихся в рамках курса происходит в течение всего сро-
ка обучения в виде викторин, защиты проекта с применением ИКТ, тестовых заданий раз-
личного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также
для коррекции ошибок.
VII. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1.
Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М.,
1974
2.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974
3.
Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.
М., 1984
4.
«Преподавание истории в школе», подборка журналов
5.
«Родина», подборка журналов
6.
Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970
7.
Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки
8.
Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 195
Литература для учащихся
1.
Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки
2.
Кобрик В.Б, Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.
М., 1984
Список использованной литературы
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (пояснитель-
ная записка) / История в школе - 2004 год, №4.
2. Новые государственные стандарты школьного образования по истории. – М.: ООО «Из-
дательство Астрель», 2004
3. Веселовский С. Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974.
4. Герб и флаг России X – XX вв. М., 1997 г.
5. Гербы городов России. М., 1998 г.
6. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М.,1977 г.
7. Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967 г.
8. Каменцева Е. И., Устюгов Н. А. Русская метрология. М., 1973 г.
9. Каменцева Е. И., Устюгов Н. А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974 г.
10. Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисципли-
ны. М., 1984 г.
11. Круглов В. Е. Что такое фалеристика. М., 1975 г.
12. Кучеренко Э. И. Нумизматика в школе. М., 1968 г.
13. Лавренов В. И., Борисов А. В. Вспомогательные дисциплины исторической науки. М.,
1996 г.
14. Лавренов В. И. Герб Твери. Тверь, 1994 г.
15. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. М., 2002 г.
16. Линко Г. М., Петрова Е. В. Работа с хронологией в школе. М., 1964 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Подгоренский лицей им. Н.А. Белозорова»
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
«Вспомогательные исторические дисциплины»
для 5 – 9 класса
(модульная)
Разработал:
учительистории Серкин Николай Александрович.
(предмет, ФИО)
с. Подгорное
2016