Напоминание

Групповое занятие по правовой грамотности "Моя ответственность"


Автор: Матвеева Ольга Андреевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Групповое занятие по правовой грамотности "Моя ответственность"
Раздел: полное образование





Назад




Групповое занятие по правовой грамотности

«Моя ответственность»

Целевая аудитория подростки 14-16 лет.

Цель:

Формирование представлений о видах правонарушений и

наступлении юридической ответственности.

Задачи:

-познакомить с видами ответственности, со временем наступления

ответственности,

дать

понимание

о

необходимости

соблюдать

законодательство;

-развивать умения анализировать, высказывать свою точку зрения,

делать выводы;

-показать

неотвратимость

последствий

за

совершенный

противоправный проступок;

-развивать воображение и логическое мышление.

Ход занятия

Реквизит: Карточки с ситуациями, настольная игра Мистериум

Оптимальное число участников: 8 человек. Что бы возможно было

разбить их на 4 команды.

Теоретический блок: 15 минут

Все мы наверное четко и уверенно можем перечислить свои права и

точно укажем человеку, если он их нарушил. Но зачастую забываем о самом

главном, об обязанностях. Основная обязанность любого, в том числе,

несовершеннолетнего гражданина - соблюдать законы и не совершать

правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других

лиц.

За невыполнение этой обязанности несовершеннолетний, может

привлекаться к ответственности. Сегодня мы поговорим о трех основных

видах

юридической

ответственности:

административной,

уголовной,

гражданско-правовой. Наш урок называется ответственность и основное, что

мы должны сегодня усвоить, это то, что за любой, даже самый невинный, на

первый взгляд, поступок наступает ОТВЕТственность (нужно будет держать

ответ).

Пояснение: задача педагога привлечь ребят к диалогу (основной

принцип, который следует использовать – опора на жизненный опыт

подростков, привлечение к активному обсуждению с целью закрепления

представляемой информации), при обсуждении видов ответственности. Чаще

приводить примеры из жизни (своей, знакомых ребятам личностей).

Обратить внимание, что если с уголовной ответственностью все понятно, то

примеры с нарушениями гражданско-правовыми могут быть не всегда ясны и

расценены подростком ни как нарушения. Но не знание закона не

освобождает от ответственности

Уголовная ответственность

1

В России уголовная ответственность наступает, с 16 лет, но за многие

деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Их

можно

разделить на

несколько групп:

Связанные с физическим насилием или его угрозой— убийство (ст. 105

УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК),

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК),

изнасилование

(ст.

131

УК),

насильственные

действия

сексуального

характера (ст. 132 УК). Связанные с завладением чужим имуществом—

кража (ст. 158 УК), грабеж (ст. 161 УК), разбой (ст. 162 УК), вымогательство

(ст.

163

УК),

неправомерное

завладение

автомобилем

или

иным

транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК), хищение либо

вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных

устройств (ст. 226 УК), хищение либо вымогательство наркотических

средств или психотропных веществ (ст. 229 УК); Связанные с уничтожением

или повреждением имущества— умышленное уничтожение или повреждение

имущества

при

отягчающих

обстоятельствах

(ч.

2

ст.

167

УК),

террористический акт (ст. 205 УК), вандализм (ст. 214 УК), приведение в

негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК);

Иные— похищение человека (ст. 126 УК), захват заложника (ст. 206

УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК),

хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК).

Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы

(то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и

влечёт более строгое

наказание.

Виды

наказаний,

которые

можно

получить

за

совершение

правонарушений, попадающих под уголовную ответсвенность: штраф, арест,

лишение свободы, направление в исправительные учреждения

Административная ответственность

2.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами

административных

правонарушений

являются:

мелкое

хулиганство,

нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд),

появление в состоянии опьянения

в общественных местах и т. д. Однако

если несовершеннолетний распивает спиртные напитки (включая пиво) или

появляется в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом ему нет

16 лет, административную ответственность будут нести родители.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность,

если ненадлежащим образом воспитывают своих детей.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы

Гражданско-правовая ответственность

3

Гражданско-правовая ответственность - это имущественное (как

правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если

несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил

чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде

определённой денежной суммы.

Если нарушителю нет 14 лет - гражданскую ответственность за

причинённый вред будут нести родители или опекуны.

Если нарушителю от 14 до 18 лет - он сам должен будет возместить

ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его

недостаточно - возмещать опять же будут родители.

Наказание: возмещение ущерба

Практический блок 40 минут

2.1. Ситуации 15 мин

Детям предлагается разбиться на команды по два человека.

Педагог объявляет

- Ребята, хотелось, что бы вы на примере практических примеров

подключились к обсуждению видов ответственности. Ваша задача, получив

карточку с ситуацией, дать пояснение к какому виду ответственности

относятся ваш случай, с какого возраста ответственность наступит. В конце

прошу подумать и ответить, как бы вы могли поступить в этих ситуациях по

иному. Как бы поступил право порядочный гражданин?

Примеры ситуаций:

А)

В

шутку,

в

школьном

коридоре

вы

толкались

со

своим

одноклассником. Ваш товарищ упал и получил серьёзную травму головы

(Уголовная

ответственность.

Неумышленное

причинение

вреда

здоровью) с 16 лет

Б) На подоконнике в школе лежит чужой пакет с вещами. Видя, что нет

хозяина, вы берете пакет и уносите к себе домой. Куртку и сотовый телефон,

который находился в пакеты вы продаете.

(Уголовная ответственность. Кража) с 16 лет

В) Вы решили заняться бизнесом в школе. Приобретаете в фикспрайсе

шоколад и предлагаете купить его своим одноклассникам, но за другую цену

(более дорогую).

(Административная.

Незаконная

торговля.

Разрешена

только

в

определенных местах, товар должен иметь сертификат соответствия и

оплатить госпошлину в налоговую инспекцию) с 16 лет

Г) Вы безумно влюблены в свою одноклассницу. Что бы выразить

чувства, вы написали на парте слова признания перманентным маркером, а

от переизбытка чувств под стол приклеили свою старую жвачку.

(Гражданско-правовая) с 14 лет

2.2. Настольная игра «Мистериум» 25 минут

Как вы считаете, какая ответственность будет считаться наиболее

серьезной? Уголовная ответственность всегда накладывается за наиболее

тяжкие преступления, которые имеют самую высокую степень общественной

опасности, поэтому и наказания за них самые серьезные.

Мы предлагаем вам представить, что мы следователи и вместе

раскрыть преступление века!

Правила игры «Мистериум»

4

Подготовка к игре: в зависимости от количества игроков и выбранного

вами уровня сложности игры разместите по соответствующему количеству

случайных карт Сыщиков (коричневая рубашка) «персонаж», «локация»,

«предмет» лицом вверх в центре стола согласно приведённой таблице.

Остальные карты Сыщиков верните в коробку — они больше не

понадобятся в этой игре.

Один из педагогов берёт на себя роль Призрака, остальные игроки —

сыщики Каждая команда сыщиков (2 человека) получает шар и жетон

соответствующего цвета. Жетоны лежат перед игроками в течение всей игры

для того, чтобы Призраку было легче идентифицировать каждого из них.

Призрак получает колоду карт «Сон» и жетоны таких же цветов, как и у

участвующих в игре Сыщиков. Жетоны размещаются перед Призраком так,

чтобы была возможность поместить по одной карте персонажа, локации и

предмета под каждым жетоном.

Призрак отбирает из своих карт (зелёная рубашка) точно такие же

карты «персонаж», «локация» и «предмет», как карты Сыщиков, которые

лежат на столе.

Остальные карты призрака верните в коробку — они больше не

понадобятся в этой игре.

Призрак тасует отдельно свои карты каждого вида и размещает

группами рубашкой вверх по одной случайной карте «персонаж», «локация»

и «предмет» под каждым жетоном Сыщика.

Оставшиеся карты призрака верните в коробку — они больше не

понадобятся в этой игре.)

Объясняем ребятам, что им нужно определить, кто же является

убийцей, а для этого «ведущий-педагог-призрак» выкладывает «карту снов»

перед каждой командой участников. Посовещавшись, они ставят свою

фишку на выбранную карту. Если команда угадала, то «ведущий-педагог-

призрак» задает команде следующий вопрос где произошло убийство?

Пояснения: во время игры производить комментарии и задавать

вопросы:

Во время объяснения правил, уточнить о каком виде ответственности

будет идти речь?

Какие

виды наказания

возможны

за

совершение

этого

преступления?

Возможно

ли

привлечь

к

ответственности

за

такой

вид

правонарушения несовершеннолетнего?

В конце игры сделать акцент на том, что наказание за совершение

любого преступления неизбежно.

Список использованной литературы:

1. Глава 14 раздел V Уголовного Кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ

(ред. от 29.12.2022);

2.

Глава

2,

глава

3

"Кодекса

Российской

Федерации

об

административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от

29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023);

3. Глава 2,Части I Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК

РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ;



В раздел образования