Напоминание

О некоторых применениях реформы пенсионной системы в России


Авторы: Лукинова Светлана Алексеевна, Шеметова Елизавета Евгеньевна
Должность: Юридического института СКФУ (г. Ставрополь) Научный руководитель: Лукинова С.А. к.ю.н., доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Юридического института СКФУ (г. Ставрополь); Студент 3 курса
Учебное заведение: Северо-Кавказский федеральный университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: научная статья
Тема: О некоторых применениях реформы пенсионной системы в России
Раздел: высшее образование





Назад




О некоторых применениях реформы пенсионной системы в России

Шеметова Е.Е.

Бакалавр 3 курса

Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)

Научный руководитель: Лукинова С.А.

к.ю.н., доцент кафедры экологического, земельного и трудового права

Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация -

социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В

Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный

размер

оплаты

труда,

обеспечивается

государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,

инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,

устанавливаются

государственные

пенсии,

пособия

и

иные

гарантии

социальной защиты, где один из методов социальной защиты - пенсионная

система и ее реформа. Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ) [1].

Реформа

пенсионной

системы

это

процесс

изменения

существующих правил, способов обеспечения пенсионных выплат, который

направлен на улучшение финансовой устойчивости пенсионной системы,

увеличение качества обслуживания пенсионеров, на адаптацию к изменениям

демографической

ситуации,

экономическим

условиям

и

социальным

требованиям [6].

Важно отметить, что в 2023 году произошло объединение Пенсионного

фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Цель

объединения было создание единого Социального фонда России (СФР),

который будет управлять всеми вопросами, по выплате пенсий, пособий и

прочего. Такое объединение позволяет упростить администрирование,

сократить расходы на обеспечение фондов и улучшить качественное

обслуживание граждан. Социальный Фонд создается Российской Федерацией

в

целях

осуществления

государством

пенсионного

обеспечения,

обязательного

пенсионного

страхования,

обязательного

социального

страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с

материнством,

обязательного

социального

страхования

от

несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального

обеспечения,

предоставления

мер

социальной

защиты

(поддержки)

отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных

государственных

функций

и

полномочий,

возложенных

на

Фонд

в

соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Начатая в РФ первого января 2002 года, пенсионная реформа

осуществляется и сейчас. В 2018 она была продолжена из-за необходимости

модернизировать

пенсионную

систему,

улучшить

ее

финансовую

устойчивость и адаптировать к демографическим изменениям. Цель реформы

- обеспечить устойчивый рост пенсий выше уровня инфляции, а также на

проведение ее величины до 40% от заработной платы гражданина. Все эти

задачи государство решает с целью создания устойчивой пенсионной

системы, которая будет существовать без необходимости привлечения

дополнительных денежных средств из федерального бюджета для покрытия

дефицита Социального фонда России [4]. Данная реформа предусматривает

увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 60

лет, а также другие изменения в системе социального обеспечения. К числу

положительных моментов данной реформы можно отнести:

1. Достижения

устойчивости

пенсионной

системы,

поскольку

Социальный Фонд России испытывал дефицит средств, так как количество

пенсионеров увеличивалось в два раза, чем число работающих граждан.

Реформа направлена на снижение нагрузки на бюджет за счет уменьшения

числа получателей пенсий, что должно сделать систему более устойчивой

финансово, а также позволяет избежать дефицита бюджета и гарантировать

выплаты пенсионерам в будущем.

Повышение возраста выхода на пенсию было мотивировано тем, что

продолжительность жизни россиян растет, и многие люди продолжают

работать даже после достижения пенсионного возраста [7]. Повышение

пенсионного возраста позволяет синхронизировать возраст выхода на

пенсию

с

реальными

демографическими

изменениями.

Увеличение

пенсионного

возраста

может

способствовать

увеличению

пенсионных

накоплений и уменьшению нагрузки на работающих граждан, что в

долгосрочной перспективе способствует экономическому росту [3].

2. Пенсионная реформа акцентирует внимание на необходимости

накопления средств на пенсию, что может увеличить интерес граждан к

формам пенсионных сбережений и финансовой грамотности.

3. Продолжительное участие граждан пожилого возраста в трудовой

деятельности может способствовать экономическому росту страны. Опытные

работники остаются активными участниками рынка труда, что положительно

сказывается на производительности экономики.

4. Благодаря реформе государство обещает увеличить размер пенсий

выше инфляции. Это должно улучшить материальное положение нынешних

и будущих пенсионеров.

Однако

ученые

отмечают

и

негативные

аспекты

проведенной

пенсионной реформы:

1. Повышение

напряженности.

Реформа

вызвала

массовое

общественное недовольство. Около 80% россиян считают, что увеличение

пенсионного возраста негативно скажется на их качестве жизни, особенно

учитывая уровень здоровья населения и высокую смертность среди мужчин

среднего возраста. Кроме того, повышение пенсионного возраста вызвало

общественное недовольство, особенно среди тех, кто завершает свою

профессиональную деятельность и не готов продолжать работать.

2. Проблемы трудоустройства пожилых людей: работодатели часто

предпочитают молодых сотрудников, поэтому пожилым людям сложнее

найти работу или сохранить свою должность. Это может привести к

увеличению безработицы среди старших возрастных групп.

3. Здоровье и работоспособность: с возрастом здоровье ухудшается, и

многим людям становится сложно выполнять свои профессиональные

обязанности на прежнем уровне. Увеличение пенсионного возраста может

усилить нагрузку на систему здравоохранения и социальную защиту. Также

реформа может негативно сказаться на определенных группах населения,

особенно на лицах с физически тяжелой работой или тех, кто имеет

проблемы со здоровьем [5].

4. Игнорирование региональных различий. В разных субъектах РФ

условия жизни и работы сильно различаются. Например, в северных районах

продолжительность жизни ниже, чем в центральных и южных регионах.

Поэтому повышение пенсионного возраста может оказаться несправедливым

для жителей определенных территорий и вызвать разные экономические и

финансовое возможности.

Пенсионная реформа часто вызывает негативную реакцию у людей, так

как она может увеличивать пенсионный возраст и снижать размеры выплат.

Однако, реформы на эту тему иногда необходимы для сохранения устойчиво

сти пенсионной системы и ее финансовой устойчивости в будущем. Полагае

м, что существуют следующие способы решения данных проблем пенсионно

й реформы.

Во-первых, необходимо создать единый кодифицированный акт в

праве

социального

обеспечения,

для

того

чтобы

систематизировать

пенсионное законодательство и устранить все возникающие противоречия и

сложности.

Во-вторых,

следует

привлекать

дополнительные

финансовые

ресурсы: можно рассмотреть возможность введения новых налогов или

увеличения

существующих

налогов

на

доходы

для

финансирования

пенсионной системы.

В-третьих,

осуществление

инвестиций

в

образование

и

трудоустройство: повышение качества образования и создание новых

рабочих мест способствует увеличению количества работающих граждан,

что может положительно сказаться на пенсионной системе.

В-четвертых, повысить финансовую грамотность: обучение населения

основам финансового планирования и накопления на пенсию может

повысить личную ответственность за пенсионное обеспечение.

Таким

образом,

реформа

пенсионной

системы

имеет

как

положительные,

так

и

отрицательные

стороны.

Устойчивость

и

модернизация

пенсионной

системы

являются

важными

целями,

но

необходимо учитывать социальные и экономические последствия, чтобы

обеспечить справедливость и доверие со стороны граждан.

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция

Российской

Федерации

(принята

всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-

ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ) // Собрание

законодательства РФ. 2014.

2. Федеральный закон "О Фонде пенсионного и социального

страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ (последняя

редакция)

Литература:

3. Афанасьев М. А., Голубева Т. Ю. Право социального обеспечения

России: учебное пособие // Издательство – Проспект, 2020. С. 184

4. Василенкова А. А., Право социального обеспечения – учебно-

методическое

пособие

//

Издательство

Санкт-Петербургский

государственный аграрный университет, 2024. С. 85.

5. Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие //

Издательство – Тольяттинский государственный университет, 2021. С. 108.

6. Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие для

СПО

//

Издательство

Алтайский

государственный

педагогический

университет, 2022. С. 191.

7. Саяхова Э. В., Базитова Т. Н. Научная работа: «Пенсионная реформа

в РФ: преимущества и недостатки», 2014. С. 435



В раздел образования