Напоминание

"Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова"


Автор: Машкина Любовь Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кромбыковская СОШ имени Героя Советского Союза Г.И.Гурьева" Льговского района Курской области
Населённый пункт: село Кромские Быки Льговский район Курская область
Наименование материала: Разработка урока по литературе в 11 классе
Тема: "Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова"
Раздел: полное образование





Назад




Урок литературы в 11 классе.

Тема урока:

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах»

М.А. Шолохова

(Подготовила

и

провела

учитель

русского

языка

и

литературы

МБОУ

«Кромбыковская СОШ имени Героя Советского Союза Г.И.Гурьева» Льговского района

Машкина Любовь Михайловна.)

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста, развивать метапредметные

умения, творческие способности обучающихся, показать на примере художественного

произведения антигуманистический смысл войны, рассмотреть нравственные аспекты и

гуманистическую ценность жизни; воспитывать любовь к чтению, актуализировать

проблему сохранения и разрушения семейных отношений и влияния их на нравственное и

личностное становление ученика.

Планируемые результаты:

на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в

обучении создать условия для формирования у учащихся систематизированного знания

о биографии писателя, сложной судьбе его произведений. Формирование способности к

рефлексии, фиксирования собственных затруднений, выбора способа деятельности.

Познавательные УУД: создать условия для возникновения у учащихся интереса к

биографии М.Шолохова; формирования у учащихся знаний о творчестве писателя, его

произведениях о казачестве ; повторить сведения и углубить ранее полученные знания об

особенностях прозаических произведений, имеющих историческую основу; познакомить с

авторскими приемами создания портретов героев;

Личностные УУД:

воспитывать интерес к языковым явлениям, уважение к

исследовательскому и творческому труду; совершенствовать культуру речи, диалога,

толерантного отношения к товарищам.

Регулятивные и коммуникативные УУД: развивать умения выразительно и

правильно читать, анализировать текст; по заданным параметрам организовывать

учебную деятельность; совершенствовать коммуникативные умения в устной форме;

обучать умению выступлений перед аудиторией с сообщениями, презентациями, вести

диалог и дискуссию; аргументировать и обобщать; развивать самостоятельность и умение

сотрудничать.

МетапредметныеУУД:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение,

формулировать, аргументировать своё мнение;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и

интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую

в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и

интеллектуального осмысления.

Форма урока: комплексное использование различных форм: беседа, применение

ИКТ, наблюдение, анализ текста, самостоятельная работа.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами

анализа текста.

Методическое обеспечение урока: портрет М.А. Шолохова, сборник «Донских

рассказов», выставка книг писателя, аудиозаписи.

Планируемые результаты:

на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в

обучении создать условия для формирования у учащихся систематизированного знания

о биографии писателя, сложной судьбе его произведений. Формирование способности к

рефлексии, фиксирования собственных затруднений, выбора способа деятельности.

Формирование познавательных УУД:

создать условия для возникновения у

учащихся интереса к биографии М.Шолохова; формирования у учащихся знаний о

творчестве писателя, его произведениях о казачестве ; повторить сведения и углубить

ранее полученные знания об особенностях прозаических произведений, имеющих

историческую основу; познакомить с авторскими приемами создания портретов героев;

Формирование личностных УУД: воспитывать интерес к языковым явлениям,

уважение к исследовательскому и творческому труду; совершенствовать культуру речи,

диалога, толерантного отношения к товарищам.

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД:

развивать умения

выразительно и правильно читать, анализировать текст; по заданным параметрам

организовывать учебную деятельность; совершенствовать коммуникативные умения в

устной форме; обучать умению выступлений перед аудиторией с сообщениями,

презентациями, вести диалог и дискуссию; аргументировать и обобщать; развивать

самостоятельность и умение сотрудничать.

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: лекция,

проблемные вопросы, тексты для наблюдения и аналитической работы для формирования

познавательных УУД; регулятивных УУД (анализ и синтез изучаемых литературных

явлений, наблюдение, обобщение материала, структурирование информации при помощи

таблиц, анализа текста при закреплении материала).

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

УМК: Программа «Литература 5-11 класс»//В.Я.Коровиной. Допущено

Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. -

Москва, «Просвещение», 2019

Русская литература 20 века: Учебник для 11 кл.: в 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева.

- М.: Просвещение, 2021 г.

Ход урока:

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для

победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит

Распята Россия врагами

На старом библейском кресте,

Который воздвигли мы сами

В душевной своей простоте...

Р.П.Кумов (донской казак)

Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.

Ф.Г. Бирюков

1.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Настроились на рабочую волну. Я вижу, что у вас

хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно

поработаем.

Сообщение темы урока.

2.

Мотивация к учебной деятельности

(Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую

деятельность.

создать условия через устный опыт учащихся для возникновения внутренней

потребности включения в учебную деятельность.)

Фрагмент фильма «Неуловимые мстители» Вы увидели фрагмент

фильма «Неуловимые мстители». Посмотрите на тему урока, как вы думаете о чём

сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно

анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель

нашей работы на уроке. Подберите ассоциации со словом «война».

Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между

нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая

страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание

Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей

стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.

Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 2 рассказа М.Шолохова

(«Родинка», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так

последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает

бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов»?

Вы, наверное слышали высказывание «У каждого свой крест», это может относиться и к

человеку и ,я допускаю, что и к стране.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной цели.

- Что известно вам о гражданской войне с уроков истории?

(Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между

гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между

земляками, соседями, близкими родственниками.

После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда

великой державы, тоже полыхала гражданская война).

Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

"Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

"Белые" -

буржуазия,

помещики,

часть

офицерства,

часть

интеллигенции,

зажиточное и среднее крестьянство.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и

белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами

не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных

людей.

Гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого

периода. Эта одна из самых трудных тем русской литературы XX века).

- К уроку вы получили задание прочесть рассказы Шолохова из цикла «Донские

рассказы»

3.

Усвоение новых знаний.

Обсуждение рассказов «Родинка», «Чужая кровь».

1 группа. Рассказ «Родинка». Краткий пересказ.

- В чем состоит смысл противоборства отца и сына?

- Какой смысл вкладывает писатель в трагедию разрушения человека?

- Какую роль в художественном содержании рассказа играют воспоминания

атамана и связанные с ними описания природы родного края?

Вывод:

О «неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже

озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к

необратимым последствиям (зачитать финальную сцену - с. 12-13, гл. 6). Война поставила

людей, родных по крови, по разные стороны баррикад.

Драматизм повествования в рассказе доведен до крайности. Насилие оставляет

кровавые следы, противостояние приводит к тому, что отцы убивают сыновей, те

расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед против соседа. Льется кровь. Инстинкт

самоистребления становится неуправляемым.

2 группа. «Чужая кровь». Краткий пересказ.

- Как Гаврила собирает сына на войну? (связь времен и поколений)

- Какие детали подчеркивает Шолохов?

- Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Какова

причина неприятия им новых порядков?

- Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?

- Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну?

- Как ведет себя Гаврила во время продразверстки?

-Что он испытал, увидев убитых продотрядников?

-Какую роль в эпизоде играет портрет белокурого?

- Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь недавнему врагу?

- Как изображает Шолохов психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот

период, когда она выхаживают раненого продотрядника?

- Как и почему меняется отношение Гаврилы к красноармейцам?

- Какую роль играет в рассказе повторяющееся слово «отец»?

- Как объяснить примирение Гаврилы с красными: политическими причинами,

принятием героем нового режима или можно найти другое объяснение?

- В чем смысл финала рассказа?

Сделайте вывод об авторской позиции в отношении гражданской войны.

Вывод: Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки

стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» - всё, что

приносит с собой война, где бы она ни происходила..

(В сборнике «Донские рассказы» автор неоднократно подчеркивает

необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств

благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.)

4.Закрепление изученного материала. Подведение итогов.

Беседа с учащимися:

- Обобщите все услышанное на уроке и подведите итог.

- О чем свидетельствуют «Донские рассказы»?

(«Донские рассказы» свидетельствуют о свирепом нечеловеческом безумии

которое принесло бесчисленные неоправданные жертвы.)

- В какие рамки были поставлены семьи людей, кого коснулась гражданская война?

(Война

поставила

людей

по

разные

стороны

баррикад

и

разрушила

общечеловеческие правила: рушатся семейные устои, отцы убивают сыновей, те

расправляются с отцами, инстинкт становится неуправляемым.)

- Чем обусловлен оптимизм «Донских рассказов»?

(Оптимизм «Донских рассказов» обусловлен внутренним убеждением Шолохова в

торжестве человеческой жизни над распрями.)

-Ребята, давайте составим синквейн со словом война.

(

Война.

Жестокая, кровавая.

Убивать, ненавидеть, разлучаться.

Война приносит смерть, разрушения и потери.

Горе)

Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака).

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей

трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова –

катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а

значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт

атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших

непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось

расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не

было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт

самосохранения .

5. Рефлексия

- К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?

- Какие страницы «Донских рассказов» вам хотелось бы перечитать?

- Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

- Какое задание было выполнить трудно?

6. Информация о домашнем задании

Написать мини- сочинение на тему: "В чем трагизм гражданской войны?"(По

произведениям писателей XX века).



В раздел образования