Напоминание

"Рабочий лист как инструмент формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения"


Автор: Панченко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей 1" муниципального образования " город Бугуруслан"
Населённый пункт: г. Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочий лист как инструмент формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочий лист как инструмент формирования читательской грамотности на

уроках литературного чтения

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой

буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать

прочитанное – вот в чём главное».

Константин Дмитриевич Ушинский

Высказывания

великих

людей

о

книгах

подчеркивают

явную

мысль

о

безусловной пользе процесса чтения как для взрослых, так и для детей. Без освоения этой

простой, но фундаментальной деятельности сложно стать образованным человеком и

достичь жизненных успехов. Книга — это целый мир, способный открыть огромные

горизонты новой информации, которая может быть захватывающей и необходимой.

Благодаря разнообразному чтению ребенок, сначала при поддержке родителей, а затем

самостоятельно, начинает погружаться в захватывающее знакомство с буквами и слогами,

изучая окружающую реальность во всех её аспектах. Чтение открывает перед ним

возможность разгадывать неизвестные загадки и объяснять ранее необъяснимые вещи.

В последние годы наряду с традиционным понятием «грамотность» всё чаще

используется

термин

«функциональная

грамотность».

Что

подразумевается

под

«функциональной грамотностью»? Это способность взаимодействовать с внешней средой

через разнообразные отношения, быстро приспосабливаться к ней и эффективно

действовать в её условиях. Существует множество разновидностей функциональной

грамотности: это читательская грамотность наряду с математической, естественно-

научной, компьютерной компетенциями юридического или экономического назначения.

Основы такой универсальной грамотности формируются ещё на начальных этапах

школьного обучения через интенсивное развитие разных видов речевой активности —

письма и осознанного восприятия текстов на слух.

В качестве педагога начальных классов моей ключевой задачей является развитие

у учащихся специфических читательских навыков для полноценной работы с учебными

текстами таким образом, чтобы выпускник мог уверенно опираться на чтение как

первостепенный вид учебной деятельности. Он обязан научиться находить необходимые

сведения и делать логичные выводы из текстов; уметь обобщать информацию; оценивать

содержимое написанного материала; взаимодействовать со скрытыми связями внутри

текста или выявлять их в тех участках содержания документации книги или пособия,

которые напрямую автором не оговорены либо малосущественны, но становятся

значительными при анализе.

В современном обществе распространено мнение, что дети становятся зрителями,

а не увлечёнными читателями. Это связано с тем, что значительно снизилось количество

читаемых произведений как классического, так и современного художественного

характера. Телевидение, видеопродукция в различных формах и личные электронные

устройства начинают превосходить по интересу классическое чтение книг. Этот сдвиг

приводит к возникновению ряда трудностей в школьном обучении: учащимся становится

сложно выполнять смысловой разбор текстов разных жанров; снижается способность к

формированию

внутреннего

плана

действий;

затрудняется

процесс

логического

мышления и развитие воображения.

Однако основная сложность для сегодняшних школьников заключается не только

в недостатке знаний. Проблема усугубляется ограниченным применением современных

методик обучения, способствующих развитию у учащихся навыков осмысления проблем

и формированию собственной позиции по жизненно важным вопросам.

Сегодня

функциональная

грамотность

считается

ключевым

элементом

образовательного процесса. Для ребёнка важно овладеть рядом навыков:

1. готовностью к продуктивному взаимодействию с постоянно меняющимся

миром;

2. способностью эффективно решать разнообразные задачи — как учебные, так и

повседневные;

3. умением выстраивать конструктивные социальные отношения;

4. рефлексивными способностями для самооценки своих действий и поддержания

стремления к образованию.

На основе многолетней педагогической практики можно утверждать, что

читательская грамотность является краеугольным камнем функциональной грамотности

личности. В условиях современности возрастает потребность в способности работать с

информацией — прежде всего через чтение текстов. Особое внимание следует уделять

развитию этого навыка на начальных ступенях образования: осознанное чтение

способствует саморазвитию личности — владеющий этим навыком ученик глубже

понимает прочитанное содержание текста, может легко делиться мыслями и активно

участвовать в беседах.

Слабые навыки чтения часто соответствуют недостаточному интеллектуальному

развитию учащихся — взаимосвязь вполне объяснима.

Школьники

сталкиваются с резким увеличением объёма информации для

обработки и систематизации: не только требуется запоминание теоретического материала,

но и умение анализировать информацию, делать выводы на основании фактов и обобщать

полученные сведения. Без развитого читательского навыка это становится трудной

задачей.

Таким образом, осознанное чтение создаёт фундаментальное основание не только

для успешного изучения родного языка или литературных произведений; оно также

выступает гарантией успеха во всех областях познания у школьников и служит ключевым

элементом формирования необходимых компетентностей для учеников всех профилей

образования.

В

научной

среде

регулярно

используются

многочисленные

определения

способности к чтению, одно из которых я выбрала в качестве ключевого для своей

профессиональной деятельности. Эти трактовки, по моему убеждению, наиболее подходят

для образовательного процесса.

Способность к чтению описывается как комплексный набор навыков и умений,

который включает важные компоненты:

-

наличие

стремления

к

читательской

активности

с

целью

успешной

социализации, повышения уровня образования и непрерывного личностного роста;

- готовность воспринимать текстовую информацию осмысленно, что включает

интерпретацию содержания письменных материалов через анализ, обобщение и оценку

представленных данных;

- способность выделять существенные данные из текста для их адаптации в

соответствии с конкретными учебными целями, а также умение ориентироваться с

помощью разнообразных текстовых ресурсов в различных жизненных контекстах.

Из приведённых определений очевидно вытекает значимость взаимодействия с

окружающими людьми; каждый оказывает определённое влияние на других. Такое

воздействие может быть как непосредственным, так и виртуальным. Как педагогу, мне

необходимо направлять образовательный процесс таким образом, чтобы развивать не

только навыки критического анализа текста, но и ключевые компетенции.

Исследование современных образовательных методик свидетельствует о том, что

регулярное

применение

множества

техник

работы

с

текстовыми

материалами

способствует формированию у детей прочного интереса к чтению. Такая практика не

только улучшает технику чтения учащихся начальной школы на уроках литературы, но и

повышает их творческий потенциал и когнитивные способности.

Читательская грамотность охватывает несколько уровней понимания текста:

- первичный уровень восприятия — извлечение основных фактов и информации

из прочитанного материала;

- продвинутый уровень восприятия — анализ структуры текста и выявление

взаимосвязей между его элементами;

- критическое мышление — оценка достоверности информации в тексте вместе с

разоблачением

аргументационной

логики

автора

и

рассмотрением

возможных

последствий.

Чтобы продуктивно развивать данные аспекты читательской грамотности,

необходимо систематически работать с текстами разной степени сложности. В таком

процессе рабочие листы становятся незаменимыми инструментами для постепенного

освоения учащимися критических навыков анализа информации.

Рабочие листы представляют собой педагогически значимый и обоснованный

метод, способствующий разнообразию форм организации образовательного процесса.

Они обеспечивают контроль над развитием навыков осмысленного чтения. Особое

значение рабочие листы приобретают в литературном чтении, поскольку предоставляют

возможность для самостоятельной и продуктивной работы с материалом урока.

Использование рабочих листов вовлекает учащихся на разных этапах занятий, позволяет

получать обратную связь и объективно оценивает приобретённые знания.

Эффективность рабочего листа заключается во внедрении заданий для глубокого

анализа содержания текста. Такие задания помогают уловить тонкости информации,

стимулируют рефлексию извлечённого материала и способствуют выработке собственных

оценочных суждений.

Делюсь опытом по теме «Рабочий лист как инструмент развития читательской

грамотности». Меня вдохновили слова Николая Фёдоровича Добрынина, доктора

психологических наук, который исследовал внимание младших школьников: «...внимание

детей сосредотачивается наиболее эффективно в тех случаях, когда их деятельность

требует максимальной умственной активности и они эмоционально вовлечены».

Исследования показывают, что процесс чтения сопровождается изменениями

концентрации внимания. На занятиях по литературе учителю важно не только направлять

внимание учащихся, но и поддерживать его продолжительное время для улучшения

понимания текста и полноты усвоения информации.

Что такое рабочий лист на уроках литературы? Это заранее подготовленный

комплекс заданий по теме занятия — структурированный обучающий материал,

разработанный педагогом.

Функциональные возможности рабочего листа многогранны: он представляет

собой больше чем просто набор вопросов к тексту; это многофункциональный

образовательный инструмент. Основная задача рабочего листа — организационная

функция учебного процесса; он структурирует деятельность учащихся через четкие

пошаговые задания для анализа текстового материала.

Мотивирование к чтению. Задания, обладающие элементами игры, дискуссии или

исследовательской активности, способствуют тому, чтобы учащиеся стремились более

глубоко осознать содержание текста и находили его увлекательным и интересным.

Развитие самоконтроля и саморефлексии. Учебные задачи на самопроверку и

самооценивание позволяют школьникам наблюдать за своими успехами, а также выявлять

возможные пробелы или слабые стороны в своих знаниях.

Поддержка персонализированного подхода в обучении. Рабочие листы могут

быть изменены с учетом различных уровней академической подготовки учащихся, что

дает педагогу возможность учитывать их индивидуальные образовательные особенности.

Рабочий лист – это значимый инструмент для формирования навыков работы с

информацией. Он становится особенно полезным для педагога в условиях отсутствия у

студентов специальных рабочих тетрадей по предмету. Это своего рода проявление

творчества учителя. Педагог самостоятельно выбирает задания для включения в рабочий

лист.

Рабочий

лист

это

специально

подготовленный

документ

с

заданиями,

предназначенными для выполнения во время объяснения учебного материала либо после

завершения изучения темы.

Для каждого урока я создаю уникальные задания, исходя из поставленных задач.

Рабочий лист может использоваться на всех стадиях проведения занятия или только на

отдельных его элементах. Это небольшие письменные упражнения, которые можно

выполнять индивидуально, в парах или группах. Каждый рабочий лист представляет

собой модель урока, которую можно регулировать и дополнять новыми идеями для

использования в качестве базового материала при дальнейшем изучении содержания

предмета.

Такой метод работы на занятиях по литературному чтению позволяет детям

концентрироваться на главных аспектах темы; он учит их учиться и демонстрирует

привлекательность образовательного процесса.

Для педагога эта форма организации работы дает возможность структурировать

логику освоения учебного материала: восприятие – осмысление – запоминание –

применение – обобщение – рефлексия.

Смысл рабочего листа на уроках литературного чтения ярко отражает мудрая

китайская пословица: «Скажи мне — забуду; покажи мне — запомню; вовлеки меня —

пойму».

Для обретения у обучающихся навыков смыслового восприятия текста я активно

применяю широкий спектр рабочих листов. Эти материалы представляют собой не только

текстовые элементы, но также содержат увлекательные изображения и подробные

таблицы. Ученикам младших классов особенно нравятся задания, сопровождаемые

иллюстрациями, так как они способствуют более легкому и понятному восприятию

информации в процессе работы с заданиями. Создавая новый рабочий лист с яркой

иллюстрацией, возможно внедрение разнообразных заданий: найти соответствие между

элементами, раскрасить по собственным правилам, подписать нужные объекты, соединить

линии или выделить главное среди остальных элементов.

Структура таких материалов может включать краткую биографию писателя или

поэта и его выразительный портрет. Важной составляющей является словарная работа;

она предполагает исследование незнакомых терминов. Задания по анализируемому

произведению могут быть разработаны так, чтобы учащимся приходилось неоднократно

возвращаться к важным фрагментам текста с целью анализа и выявления причинно-

следственных связей между событиями.

К примеру, при изучении известного стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»

Николая Некрасова в третьем классе ученики на основе изучения биографии автора

должны были самостоятельно догадаться о том произведении, которое станет предметом

обсуждения на уроке. Прежде чем перейти к непосредственному чтению текста, было

проведено небольшое занятие по изучению нового лексикона; мы использовали

специальный словарик для объяснения незнакомых учащимся слов.

После завершения чтения произведения школьники активно работали над

раскрашиванием карточек с характеристиками образа дедушки Мазая. Задание «Найди и

исправь ошибки» способствует развитию внимания к деталям и знанию текста наизусть, а

такие

упражнения,

как

«Составь

план

стихотворения»

или

определение

последовательности событий в тексте, подготавливают детей к пересказу содержания.

Детям особенно нравятся активности с возможностью раскрашивания различных

частей задания соответственно тематике текста. Например, они могут работать над

изображениями времени года из стихотворения Ирины Пивоваровой «Здравствуй,

здравствуй, зелёная трава!» или анализировать обложки книг для размещения той или

иной истории в правильном разделе курса литературы.

Эти упражнения направлены на проверку понимания прочитанного материала

путём нахождения конкретных фактов или сведений; при этом меняются виды

деятельности ребёнка во время занятия.

Проработанные

рабочие

листы

делают

традиционный

процесс

обучения

уникальным; он становится более осмысленным и продуктивным способом познания

многочисленных тем литературного мира, как никогда ранее это было представлено

традиционными методами преподавания уроков литературы младшим школьникам

Российской Федерации.

Представлю чаще всего используемую

структуру рабочего листа по

литературному чтению:

1 блок – информация об авторе: ФИО, даты жизни, портрет, пять увлекательных

фактов о писателе.

2 блок – ознакомление и разъяснение лексического содержания терминов по теме.

Это можно осуществить в различных форматах: чтение текста с последующим

пояснением, установление соответствия между словом и его значением, сопоставление

термина с изображением или дополнение недостающих слов в определениях.

3 блок – вопросы для более глубокого анализа литературного текста.

4 блок – задания могут быть направлены на упорядочивание пунктов плана в

соответствии с содержанием произведения или дополнение конкретных частей плана.

5 блок – создание креативного продолжения рассказа, а также создание

иллюстрации по мотивам истории.

6 блок – предоставляет дополнительную информацию по теме через переходы по

ссылкам

на

диафильмы

и

мультфильмы,

а

также

образовательные

порталы

с

интерактивными QR-кодами и тематическими заданиями.

Преимущества использования «рабочего листа» как для меня, так и для моих

учеников:

1. «Рабочий лист» является уникальным многоцелевым инструментом, благодаря

которому каждый учащийся активно участвует в процессе обучения;

2. Я ухожу от роли исключительно рассказывающего преподавателя и позволяю

детям самостоятельно управлять своим обучением;

3. С помощью комбинации или замены различных заданий на листах я могу

использовать материал для уроков повторения или закрепления знаний;

4. Каждый ученик получает возможность оперативно получать обратную связь из

своего рабочего листа;

5. Рабочий лист помогает выявить слабые места у отдельных учащихся;

6. Внимание детей остаётся сконцентрированным на протяжении всего урока

благодаря использованию рабочего листа;

7. Запоминание изучаемого материала облегчается за счёт активизации различных

видов памяти во время обучения;

8. Возможность проработки материала дома без потери качества обучения делает

этот инструмент ценным для самостоятельного изучения (включая дистанционное

обучение);

9. Развиваются коммуникативные навыки через активное взаимодействие между

учениками и учителем.

Этот метод особенно нравится мне благодаря принципу зоны ближайшего

развития Л.С. Выготского: когда учащийся приходит на урок, он находится на первой

ступени «Когда-нибудь я освою это». Наш рабочий лист располагается уже на второй

ступени — «Прошу помощи». Он позволяет учащемуся, используя встроенную помощь,

осваивать тему самостоятельно до уровня «Умею сам».

Я заметила, что уроки литературного чтения стали гораздо увлекательнее для

моих детей; они настолько погружаются в процесс, что порой не замечают звонка на

перемену. Способность ребёнка сконцентрировать своё внимание эффективно позволяет

ему продуктивно работать более длительное время без отвлечений. Это особенно важно

для качественного освоения материала.

Психологи подчёркивают, что при хорошем развитии внимания развиваются

такие важные аспекты, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение

внимания, а также увеличивается объём восприятия информации. В результате

формируется привычка сохранять внимательность даже в условиях, когда концентрация

затруднена.

Считаю важным использовать рабочий лист в условиях дистанционного обучения

— это актуально не только для литературного чтения. Такой инструмент позволяет

успешно вести обучение удалённо без непосредственного взаимодействия преподавателя

с учащимися и открывает новые возможности образовательной деятельности.

При организации работы на уроке с помощью рабочего листа я достигаю

нескольких педагогических целей: систематизирую структуру занятия и формирую

предметные знания вместе с общеучебными навыками; также осуществляю контроль и

оценку усвоенного материала. Кроме того, развивается внимание учащихся, критическое

мышление и связная речь.

В свои рабочие листы по литературному чтению я включаю разнообразные

задания: материалы для повторения изученного ранее; краткие информационные

сегменты по новым темам, содержащие сведения о писателе или интересные детали его

биографии и творчества; объяснение терминов из произведений. Предусмотрены задания

для самостоятельной работы — кроссворды, ребусы или упражнения по восстановлению

последовательности событий. Урок обогащают обобщающие выводы по теме — основная

мысль произведения, характеристика персонажей или создание синквейнов.

Рабочие листы могут дополнительно содержать опорные схемы, таблицы данных,

цитаты из текста или иллюстрации наряду с другими вспомогательными материалами. Я

уверена, что «Рабочий лист» является уникальным средством обучения: он отражает

всесторонние когнитивные процессы ученика и соответствует стандартам Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Педагогическая методология, которую я внедряю в учебный процесс, направлена

на стимулирование познавательной активности и мышления учащихся. Моя цель состоит

в том, чтобы они не только обогащали свои знания, но и развивали свою функциональную

грамотность. Особое внимание я уделяю созданию атмосферы, в которой каждое занятие

становится возможностью осознать значимость приобретенных знаний. Эти навыки

учащиеся могут использовать не только на текущих уроках, но и при изучении таких

предметов, как математика, литературное чтение и окружающий мир.

Литературное чтение служит идеальной платформой для глубокого вовлечения

детей в осознание многообразия окружающего мира. Именно этот урок становится

началом формирования у ребенка способности преобразовывать общество в соответствии

с личными идеалами. Я утверждаю, что одной из ключевых задач учителя начальных

классов является достижение высокого уровня читательской грамотности школьников.

Умение быстро читать играет значительную роль в развитии функциональных навыков:

дети с низкой скоростью чтения затрудняются эффективно решать учебные задачи и

начинают отставать.

Однако отдельную группу составляют дети с высокой скоростью чтения при

недостаточном понимании прочитанного текста или инструкций. Поэтому важно видеть

целостную картину того, насколько учащиеся осознают содержание текста после его

прочтения. Практическое обучение показывает, что развитие творческих способностей

младших

школьников

на

уроках

литературного

чтения

играет

важную

роль

в

формировании

их

функциональной

грамотности.

Это

достигается

проведением

нестандартных уроков: литературных гостиных, сказочных приключений и исследований

— вплоть до ролевых игр.

Рабочий лист представляет собой действенный инструмент обучения: он

позволяет решать широкий спектр задач согласно системно-деятельностному подходу к

образовательному процессу и превращает учебный труд во что-то радостное для детей.

Это средство активизирует самостоятельную работу учащихся при изучении материала на

уроках и служит средством получения обратной связи от них.

В результате каждый рабочий лист можно рассматривать как гибкую модель

урока — его легко подстраивать по необходимости или использовать повторно как опору

для закрепления материала темы или раздела курса обучения; такие листы повышают

интерес к изучаемому предмету среди школьников и мотивируют их добиваться успехов

на этом пути.

Источники

Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.

Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2018. – №1. – С. 1-3.

Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах

(технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева,

О.В. Чиндилова // Образовательные технологии: сборник материалов. – М.: Баласс, 2018. –

С. 65-89.

Ланин,

Б.А.

Методика

преподавания

литературы:

Учебная

хрестоматия-

практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М.:

Эксмо, 2017. – 512 с.

Макеева, С. Г. Теоретические основы формирования смыслового чтения как

универсального учебного действия / С. Г. Макеева // Ярославский педагогический

вестник. – 2020. – № 5 (116). – С. 30-38.

Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.

заведений / под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 288 с.

Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе: методическое

пособие / Н. Е. Скрипова, А. В. Бабухина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 116 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. –

32 с.



В раздел образования