Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики
Автор: Сыртланова Надежда Мурзагалеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8" Населённый пункт: г. Октябрьский Республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики Раздел: среднее образование
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Сыртланова Н.М., учитель математики средней школы № 8
г.Октябрьского Республики Башкортостан
«Научись сначала добрым нравам,
а затем мудрости,
ибо без первой трудно научиться последней».
Древнегреческий философ Сенеку.
Огромное значение духовно-нравственного воспитания в развитии и
формировании
личности
осознавалось
в
педагогике
с
древних
времен.
Многие
выдающиеся
педагоги
прошлого
отмечали,
что
подготовка
доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и
умственному
развитию,
и
на
первый
план
в
воспитании
выдвигали
нравственное формирование.
Во
все
века
люди
высоко
ценили
духовно-нравственную
воспитанность.
Глубокие
социально-экономические
преобразования,
происходящие
в
современном
обществе,
заставляют
нас
размышлять
о
будущем страны, о ее молодежи. В настоящее время изменены нравственные
ориентиры,
подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
бездуховности,
безверии,
агрессивности.
Поэтому
актуальность
проблемы
воспитания
школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
1)Наше
общество
нуждается
в
подготовке
широко
образованных,
высоконравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными чертами личности.
2) В современном мире подросток живет и развивается, окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как
позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются
на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся
сферу нравственности.
3) Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную
задачу воспитания».
4)Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только
информируют
учащихся
о
нормах
поведения,
утверждаемых
в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут
большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность
он усвоит. Нравственная сторона формирования личности является главной
задачей воспитания. Есть много родов воспитания, но всех выше должно
стоять образование нравственное.
Перед
общеобразовательной
школой
ставится
задача
подготовки
гармонично
развитой
личности,
способной
самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием
устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям,
прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между
учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно
через
школьного
учителя
в
большей
мере
происходит
формирование
мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и
интерес к познанию окружающего мира.
Под
“духовно-нравственным
воспитанием”
понимается
процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
• нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
гражданственности, патриотизма),
• нравственного
облика
(терпения,
милосердия,
кротости,
незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных
испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Реализация
задачи
духовно-нравственного
воспитания
на
порядок
сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при
особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного
зрения. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит
«особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются
духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость,
мудрость, красота души.
И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает
учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Поэтому
очень
важен
процесс
осмысления
педагогом
ответственности
своей
социальной
роли,
добровольное
принятие
на
себя
важной
общественной
функции
–
воспитания,
духовно
развитого
ответственного
гражданина
демократического общества.
Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников
авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.
Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом.
Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между
духом и материей посредничает математика».
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна
через
отбор
содержания
материала,
через
структуру
урока,
организацию
общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего
существенным
элементом
общей
культуры,
языком
научного
восприятия
мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд
черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать
важнейшими моментами в его нравственном облике.
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями
математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и
рутинных
преобразований
опосредованно
способствует
выработке
таких
качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и
оптимизировать
деятельность,
вырабатывать
и
принимать
решения,
проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и
бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы
отчасти
противостоять
ей.
Решение
задач
требует
от
учащихся
добросовестной
и
серьезной
работы
над
приобретением
и
укреплением
знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий,
настойчивости
в
преодолении
трудностей.
При
этом
у
учащегося
воспитываются
такие
черты
характера
как
трудолюбие,
усидчивость,
упорство
в
преследовании
намеченной
цели,
умение
не
останавливаться
перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы
тратить силы, для того, чтобы это сделать. Иногда звучат на уроке слова:
«Зачем учить всю школьную
математику, ведь в жизни мне всё
это не
пригодится». А, действительно, зачем? И в течение учебного года учитель,
обращаясь
к
каждой
новой
теме,
убеждает
учащихся
в
том,
что
в
современном мире жить полноценно невозможно без математики. Это служит
мотивацией,
настраивающей
учащихся
на
сознательное
отношение
к
изучению
математики.
Цель
уроков
–
показать
учащимся
значимость
математики
для
дальнейшего
образования
и
в
практической
жизни,
познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми
для
успешного
изучения
этого
предмета.
На
уроках
в
ходе
бесед
перед
учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире
жить без математики, показывается, что математика - это не только "нужно",
но
ещё
и
интересно
и
увлекательно!
Дискуссия
о
развитии
математики
приводит
ребят
к
выводу
о
том,
что
математика
–
это
наука,
которая
постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается.
Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и
медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия
добра и зла.
На уроках математики, мы касаемся вопросов нравственности. Взять
хотя бы примеры из истории математики: показывая детям, что успехов и
научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший
нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный
облик,
верность
науке,
борьба
за
право
женщины
на
умственный
труд
является прекрасным примером для молодого поколения. Она также обладала
незаурядным
литературным
талантом.
Философом
и
поэтом,
классиком
персидской
и
таджикской
литературы
называют
известного
математика
Омара
Хайяма.
А
какой
поучительной
в
плане
формирования
волевых
качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!
Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых
привлекаем внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.
За
годы
обучения
в
школе
ученик
приобретает
множество
разнообразных
знаний
и
умений.
Но
все-таки
одной
из
главных
задач
остается задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма
Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то
учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
Всё гениальное просто как дважды два.
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики.
Кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил
подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям.
Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем
примерно в период с 570 до н. э. - 490 до н. э.? И почему у него это странное
имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия».
Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и
добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди
Пифагора
живут
и
поражают
сердца
людей
своей
мудростью
и
современностью. Приведу некоторые из них. · Статую красит вид, а человека
– деяние его. · Истинное отечество там, где есть благие нравы. · Спеши
делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь
скоротечна и время летит. · Не делай ничего постыдного ни в присутствии
других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому
себе. · Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.
Переход
нашей
страны
к
рыночной
экономике
сопровождается
многими негативными явлениями. А страдают от этого, прежде всего, дети.
Наш
долг, помочь им определиться в этой сложной нестабильной жизни.
Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в
ещё не сформировавшихся нравственно детских душах.
В заключении процитирую слова А.В. Луначарского: «новые поколения
воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все
ценное,
приобретенное
многими
тысячами
поколений,
но
воспринимают
вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и
зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку,
которая
пропускала
бы
все
ценное,
весь
могучий
поток
со
всеми
его
навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы.
Этим фильтром может быть только школа.
Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению
все
ценные
накопления
веков
и
не
передать
предрассудков,
пороков
и
болезней». Согласитесь, «человек не должен жаловаться на времена; из этого
ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить
его» (Т. Карлейль).