Напоминание

Воспитательный потенциал урока математики


Автор: Гагарина Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Караваевская средняя общеобразовательная школа" Костромского муниципального района
Населённый пункт: п. Караваево Костромского муниципального района
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал урока математики
Раздел: полное образование





Назад




Воспитательный потенциал урока математики.

Советский и российский педагог Владимир Абрамович Караковский писал:

"Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением-

главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем

эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе

дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи,

составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и

пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью

математической науки объясняются те методические трудности, которые неизбежно

встают перед учителем математики - преодолеть в сознании учеников возникающее

представление о формальном характере, оторванности этой науки от жизни и

практики. Этой же особенностью математической науки объясняется и специфика

задач, встающих перед учителем математики, который должен использовать

преподавание своей науки в воспитательных целях. Соответственно и здесь стоящая

перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук, поскольку

дисциплина, требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, лишь в редких

случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на

формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

Специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений

призваны воспитывать в учащихся общую логическую культуру мышления.

Предметно-содержательное оснащение математических задач при надлежащем его

выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, способных значительно

расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

Изучая математику, дети впервые в своей жизни встречают высокую

требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает,

пугает, но постепенно, день за днем, они к ней привыкают. И конечно, не только в

математических, но и в любых других дискуссиях они все больше и настойчивее

будут стремиться к полноценности аргументации.

Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической

культуры мышления, в особенности если учесть, что учащийся привыкает быть

требовательным к полноценности аргументации не только в споре, но и в своем

собственном мышлении.

Три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

Совершенствование структуры урока; Отбор содержания материала;

Организация общения.

При реализации воспитательной функции при изучении математики первое, с

чем приходится столкнуться учителю – это выдвижение воспитательных задач к

уроку. Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом, что

позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно

сформулировать воспитательные задачи. Обязательным является обсуждение с

ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Можно

задать вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие качества вам будут необходимы на

уроке?» Ответы могут быть самые разные - наблюдательность, воображение,

активность, аккуратность, умение преодолевать трудности, самостоятельность и т. д.

Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе понимал, что хочет помочь

воспитать в нем учитель, и что необходимо ему самому.

В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия

осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.

Начало урока это очень важный воспитательный момент, т.к. на этом этапе

происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего

зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес

воспитательный заряд? Например, таким способом с названием «Раскручивание

формулировки темы» На доске записывается тема урока и учащимся предлагается

вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. В результате решается сразу

несколько педагогических задач:

– Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать

творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

– Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке ,

что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые

качества.

– В-третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют

актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание

уверенности в своих силах.

– В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность

учащихся на уроке и создают рабочий настрой

Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует

нравственное воспитание.

2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на

возможность создания проблемной ситуации. Этот приём несёт в себе огромный

воспитательный потенциал. Происходит умственное воспитание, воспитывается

творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда

формула открыта и записана на доске делается акцент на красоте формулы,

анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется

эстетическое воспитание.

3. Иногда урок можно начать с практической работы исследовательского

характера.

Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока

раздаем каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предлагаем с

помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая

результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась

примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать.

Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление,

трудолюбие, аккуратность, создается ситуация успеха, вызывает интерес, создает

мотивацию к изучению темы.

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.

1.

Например , на уроках геометрии – это работа по готовым чертежам, задания

«Найди ошибку», облака слов, составление своей задачи, при изучении в 9

классе темы: «Правильные многоугольники» предлагали детям разработать

проекты по построению на местности n-угольных беседок для отдыха семьи,

тем самым показать практическую значимость и необходимость математики.

Создание ментальных карт в парах или группах помогает систематизировать

материал или проверить, если создать ее с некоторыми пробелами. Все это

позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность,

смелость суждений, критическое мышление, коммуникативные навыки,

взаимоуважение.

Пример:

Для воспитания познавательной активности и эстетического воспитания мы

говорим о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи,

в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой

природы. Например, при изучении темы «Осевая и центральная симметрия» учащиеся

готовят выступления, в которой показана симметрия в природе и архитектуре.

На уроках можно постараться погрузить ученика в историю развития науки,

рассмотреть ряд старинных задач. Например, на уроке геометрии при изучении темы

«Теорема Пифагора» приводим историческую справку о том, что хотя эта теорема и

связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских

текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её

доказательство. Такое знакомство с теоремой Пифагора позволяет воспитывать не

только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание,

показывая связь геометрии с историей.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи,

которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые

идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом

задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое

воспитание.

Например в 5-6 классах предложены были такие задачи:

Задача 1.

Костромская область имеет протяженность с севера на юг 260 км, а с запада на восток 420

км. Две группы туристов отправились в экспедицию по области: одна с севера на юг,

другая с запада на восток.

Задание 1. Сколько дней потребуется каждой группе, чтобы преодолеть эти расстояния и

вернуться назад, если в сутки они будут проходить 20 км.

Задание 2. Какая группа вернется раньше и на сколько дней?

Задача 2.

В 1897 году население Костромской губернии было 1 429 228 человек. В 1905 году -

1567600 человек. В 1925 году - 811 619 человек. В 2018 году - 643200 человек.

Задание 1 .Увеличивалось или уменьшалось население Костромской губернии?

Задание 2. Составьте вопросы к данной задаче и выполните действия.

Задача 3.

На Сумароковской лосеферме за 13 лет надоено 23868 литров целебного лосиного

молока.

Задание 1. Сколько молока надаивали ежемесячно, если лосих доят 4 месяца в году?

Задание 2. Реши задачу разными способами.

Задача 4

Красные и Мучные ряды имеют форму прямоугольников. Красные ряды имеют длину

160 м, а ширину 110 метров. Мучные ряды имеют длину 163 м, ширину 122 м. Какую

площадь занимают Красные ряды, Мучные ряды. Какие ряды занимают большую

площадь и на сколько кв. м. Сколько метров надо пройти, чтобы обойти Красные

ряды, Мучные ряды. Сравни расстояние по периметру Мучных и Красных рядов.

Задача 5

По данным 2005 года в костромской области проживало 717 500 человек. Из них 59%

составляло трудоспособное население, 18% - моложе трудоспособного (дети,

подростки), а 23% - старше трудоспособного. Сколько человек каждой категории

населения проживало в области в 2005 году? На сколько человек трудоспособное

население превышает нетрудоспособное?

Разнообразный контроль на уроке математики также позволяет решать ряд

воспитательных задач.

Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться

дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Я

осуществляю контроль разными способами. Это дифференцированные карточки-

тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида,

зачеты и т.д.

С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять

нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность,

критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью

различных творческих домашних работ. Например – математические сказки, рисунки

с помощью геометрических фигур или цифр. Большой воспитательный эффект на

уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с

учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и

художественно оформить свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы

будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены

свойства чисел или геометрических фигур.

В конце урока или на промежуточных этапах обязательно должен присутствовать этап

рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с

ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя,

учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых

успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Приведу

примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые я использую на своих уроках. 1)

Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что получил, почему учителем поставлена

та или иная оценка. 2) Приём «Отсроченный контроль» используется при

самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность

исправить найденные ошибки. При этом развивается усидчивость, концентрируется

внимание учащихся. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для

анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать

понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Синквейн «Квадратное уравнение»:

Квадратное уравнение. (Заголовок)

Неполное, приведенное.(2 прилагательных)

Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)

Знак дискриминанта– количество корней.

(Фраза, несущая определенный смысл)

Легко. (Резюме)

Синквейн «Таблица пифагора»

Теорема Пифагора. (Заголовок)

Для прямоугольных треугольников. (Свойство)

По двум сторонам нахожу третью. (Действие)

Могу использовать в жизни. (Отношение)

Великая. (Резюме)

Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне

уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих

поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных

знаний для решения разных жизненных вопросов. Воспитывает весь процесс обучения

в целом, а это имеет место, когда мы не просто сообщаем знания, а всей своей

работой, всей системой занятий учим школьников умению всю жизнь учиться,

самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к

познаваемому, преодолевать трудности познания и создавать себя.



В раздел образования