Напоминание

"Использование ИКТ технологий в соответствии с ФГОС"


Автор: Татьяна Афанасьевна Иманкулова
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Приморский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ технологий в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интеграция знаний: идеи, рекомендации, обмен опытом.

Иманкулова Татьяна Афанасьевна,

Преподаватель химии и биологии,

Козюкова Елена Олеговна,

преподаватель спецдисциплин

по профессии « Повар, кондитер»

КГБ ПОУ «ПИК», г. Арсеньев

Международная

программа

по

оценке

образовательных

достижений

учащихся

PISA

(ProgrammeforInternationalStudentAssessment)

является

мониторинговым исследованием качества, которое отвечает на вопрос

«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное

общее

образование,

знаниями

и

умениями,

необходимыми

им

для

полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения

широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений?». Данная программа осуществляется

Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD –

OrganizationforEconomicCooperationandDevelopment).Исследование

проводится трехлетними цикла начиная с 2000 года.

По данным этой организации в 2011 году, учащиеся нашего государства

показали хорошие фундаментальные знания по химии, но способность

интегрировать эти знания, находятся нанизком уровне.

В 2018 году в исследовании планируется участие более 8000 российских

учащихся 15-летнего возраста из более 200 образовательных организаций 43

регионов России. В выборку войдут 15-летние учащиеся основной и средней

школы, а также учащиеся и студенты образовательных учреждений среднего

профессионального образования.

Данное исследование в России осуществляется Центром оценки

качества образования Института стратегии развития образования Российской

академии образования совместно с Федеральным институтом оценки

качества образования при активном участии Министерства образования и

науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,

органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.

Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития

образования.

Дисциплина

химия

нацелена

на

формирование

у

выпускника

общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).

Одним из способов формирования этих компетенций, является интеграция

обучения.

Новое время диктует новые подходы к подготовке рабочих кадров.

Молодые люди сегодня должны обладать не только высокой квалификацией,

но

и

коммуникативными

умениями,

быть

мобильными,

быстро

адаптироваться на производстве, самореализоваться и самоутверждаться.

Цель нашей педагогической деятельности – моделирование такого

образовательного

пространства,

в

котором

формируются

ключевые

компетенции

обучающихся:

коммуникативные,

информационные,

исследовательские.

На

это

направлены

все

составляющие

нашей

педагогической системы: уроки практической направленности, внеклассная

работа, самообразование. Мы организуем обучение таким образом, чтобы

оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить

оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать

идеи, высказывать разные точки зрения. Это мотивирует учащихся на более

высокие достижения и интеллектуальный рост.

Для реализации этих целей используем личностно-ориентированные

технологии:

дифференцированного

и

интегрированного

обучения,

информационные технологии, зоровьесберегающие и развивающие.

Усиливаем

мотивацию

обучающихсяк изучению

химии

и

спецдисциплин, через раскрытие связи изучаемого материала с будущей

профессиональной деятельностью выпускника колледжа.

Основой нашей учебной деятельности являетсяинтегрированный

подход, так как его идеи более полно обеспечивают успешность реализации

профильного

образования.

Его

содержание

регламентируется

разработанными

нами

профилированными

программами

по

профессии«Повар, кондитер». Связь с профессией в программе отражена в

инвариативной

и

вариативной

составляющей.

Стандарты

составляют

инвариативное ядро интеграции. Вариативная оболочка включаетсвязь с

профессией,

экологизацию,

социализацию,

историзм,

региональность,

экономическую целесообразность.

Для реализации принципа интеграции с профессией применяем

различные формы и методы работы:

1.

Открытые уроки: «Молоко, как много в слове этом…» (подготовили

преподаватели

спецдисциплин

Козюкова

Е.О.,

преподаватель

химии

Иманкулова

Т.А.

и

преподаватель

физики

Терещенко

О.В.,

мастер

производственного обучения Сурнева Н.Л.) на этом уроке прослеживалась

интеграция многих предметов: химия, физика, спец дисциплины по

профессии «Повар, кондитер» и «Продавец, контролер-кассир». В нем были

отражены все принципы вариативной оболочки: региональность – посещение

молокозавода в г.Арсеньеве, экологизация – проведение лабораторной

работы по определению качества молока различных производителей,

историзм – история ОАО «Арсеньевский» молокозавод, социализация -

поговорки, пословицы, фольклер. Преподавателем Козюковой Е.О. и группой

студентов 2 курса дополнительно разработан блок к этому уроку –

использование молока и молочных продуктов в питании.

Структура урока была динамичной с использованием разнообразных видов

деятельности.

Учащиеся из присутствующих

и пассивно исполняющих

указания преподавателя на уроке традиционного типа на нашем уроке были

главными действующими лицами. Каждый учащийся смог оценить, что

нового узнал, благодаря чему, и какие известные знания и навыки помогли

ему в этом. Изюминкой урока стало театрализованное представление песни

«Кострома» о молоке.

Краткая характеристика нашего интегрированного урока с учётом

требований ФГОС представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика интегрированного урока

Требования к

уроку

Деятельность преподавателя, работающего по ФГОС

Подготовка к

уроку

Преподаватели использовали сценарный план урока -

интегрированный урок конференция.

При подготовке к урокуиспользовали учебники и

методические рекомендации, интернет-ресурсы.

Основные этапы

урока

Самостоятельная деятельность обучающихся: постановка

цели урока, защита проектов, выполнение лабораторной

работы

Характер и стиль

взаимодействия

Демократичность, открытость, рефлексивность.

Главная функция

преподавателя на

уроке

Организатор сотрудничества, консультант.

Организовывает деятельность учащихся:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи и т. д.

Позиция ученика

Активность, интерес к деятельности

Формулирование

заданий для

обучающихся

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните),

сравните, выразите символом, создайте схему или модель,

продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите

решение или способ решения, исследуйте, оцените,

измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно групповая и индивидуальная

Методы обучения

Проблемные, частично-поисковый, эвристический,

исследовательский.

Нестандартное

ведение уроков

Урок ведут три педагога (совместно преподаватели

физики, химии, спец.дисциплин).

Образовательная

среда

Создается обучающимися (учащиеся самостоятельно

изготовили учебный материал, создали слайд-фильм

«Млекопитающие», презентации проектов).

Результаты

обучения

Результаты личностные (82 % получили оценки хорошо

и отлично) и межпредметные.

Создание портфолио.

Ориентир на самооценку обучающегося (выполнение

теста).

«Карбоновые кислоты». На данном уроке обучающиеся дают определения

ледяной кислоты, уксусной эссенции, столового уксуса, производят расчеты

процентной концентрации уксусной кислоты для приготовления различных

блюд. На этом же уроке, обучающиеся защищают минипроекты «Яблочная

кислота в профессии», «Винная кислота в профессии» и др.;

С

введением

нового

ФГОС

в

профессии

«Повар,

кондитер»

в

профессиональных модулях, предусмотрено изучение правил хранения и

упаковки

полуфабрикатов

и

готовых

блюд.

Совместно

с

Татьяной

Афанасьевной в 205 группе провели урок «Упаковочный материал» , где

изучаем упаковочный материал, его классификацию, сроки хранения

продуктов в упаковке и ее утилизацию. Проводим лабораторную работу по

определению упаковочного материала. В рамках недели естественно-

математических наук проводим мероприятие «Экологическая мода» с

использованием безвредного упаковочного материала.

«Углеводы в нашей пищи» - бинарный урок разработали Козюкова Е.О. и

Иманкулова Т.А. Данный урок, мы начинаем с ситуационной задачи на

определение энергетической ценности блюд, имеющихся в нашей столовой

на сегодняшний день. Такой подход к изучению нового материала

мотивирует обучающихся к более глубокому и интегрированному изучению

темы. К данной теме урока также были даны опережающее задание,

приготовить опару. А на уроке провели анализ химических реакций, которые

проходят при приготовлении опары.

«Удивительное рядом» - этот интегрированный

урок-конференция

проходил в рамках прохождения недели естественно-математических наук.

На этом уроке обучающиеся, защищали минипроекты, по следующим темам:

«Сложные эфиры. Пряности» и «Жизнь и деятельность Похлебкина В.В.»,

которые

были

разработаны

под

руководством

преподавателя

химии

Иманкуловой и преподавателем спецдисциплинКозюковой.

«Пищевые добавки – виды, значение, применение», здесь обучающиеся

подготавливают сообщения по классификации пищевых добавок, изучают

состав и влияние на организм человека и делают небольшую практическую

работу, по определению пищевых добавок в продуктах, в конце мы вместе

делаем вывод о том, какие продукты следует употреблять в пищу, а какие

нет.

2.

Лабораторные и практические работы – «Качество молока», «Качество

пива», «Обнаружение витаминов А, С, Д в продуктах питания», «Действие

амилазы

слюны

на

крахмалосодержащие

продукты»,

«Упаковочный

материал», «Изменения, происходящие с белками при тепловой обработке»,

«Электропроводность продуктов питания: раствор сахара, соли, спирта,

глюкозы», «Предельные и непредельные жиры, как продукты питания»,

«Карбоновые кислоты. Приготовление растворов различной концентрации

уксусной, винной и яблочной кислот», «Химические реакции, происходящие

при квашении овощей, брожении теста, скисании молока», «Определение

качества клейковины и силы муки».

3.

Задачи. Разработаны задачи по различным темам: концентрация

растворов (процентная, молярная, моляльная и нормальная), нахождение

молекулярных формул органических веществ глюкоза, крахмал, сахароза;

выход продуктов при приготовлении пищи от теоретически возможного.

4.

Большое

внимание

уделяем

самостоятельной

работе.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная

учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства

педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа

является одной из основных форм интегрированной внеаудиторной работы

при реализации учебных планов и программ.

Учащиеся выполняют

различные виды самостоятельной работы (таблица 2): сообщения, рефераты,

презентации,

опорные

конспекты,

готовят

электронные

плакаты,

с

гиперссылками, тесты, тесты – тренажёры и т. д.

Таблица 2. Виды самостоятельной работы

п/п

Вид самостоятельной

работы

Тема

1.

Сообщение

«Современное сырье, используемое при производстве колбасных

изделий»; «Арбуз – ягода или овощ?»; «Бульон глазами химика»;

«Искусственные крупы»; «Синтетические продукты питания»;

«Отрицательное влияние маслянокислого брожения на качество

продуктов»; «Производство сахара»;

2.

Реферат

«Чем нектары отличаются от соков?»; «Супы – восхитительный

аромат, насыщенный вкус и изумительный цвет»; «Пряности и

приправы – новый вкус привычных блюд»; «Продукты моря – «живые

лекарства»»; «Химический состав и пищевая ценность овощей»;

«Блюда из овощей и грибов (ассортимент, пищевая ценность,

современные тенденции в приготовлении блюд)»; «Химический

состав и пищевая ценность мяса»; «Карамелизация углеводов при

приготовлении пищи»

3.

Конспект

«Топливо и его состав»; «Химический состав и пищевая ценность

грибов»

4.

Эссе

«Почему я выбрал профессию повар?»; «Вегетарианство – образ

жизни»; «Что нужно знать о мясе?»

5.

Глоссарий

«Белки пищевых продуктов и их изменения при кулинарной

обработке»;

«Способы тепловой обработки продуктов»; «Углеводы пищевых

продуктов и их изменения при кулинарной обработке»

6.

Сводная обобщающая

таблица

«Допустимые и недопустимые пищевые добавки»; «Классификация

сыров»; «Виды растительного масла по способу очистки»;

«Изменения пищевых веществ, происходящие при тепловой

обработке овощей»

7.

Графологическая

структура

«Витамины»; «Углеводы»;

8.

Тесты и эталоны

ответов к ним

«Пищевые вещества и их значение»; «Химический состав рыбы и

нерыбного водного сырья»; «Растения богатые клетчаткой, роль

клетчатки для организма»

9.

Ситуационные задачи

(кейсы)

1. Нужно приготовить 20 порций супа овощного, но нет свежей

капусты, поступили сушеные овощи. Ваши действия?

2. Рассчитать энергетическую ценность одной порции салата из

сырых овощей в соответствии с нормами по гигиене и физиологии

питания и показать на сколько компенсируется суточная потребность

человека в основных пищевых веществах и энергии, если в среднем

человеку в сутки необходимо 85 г белка, 102 г жира, 382 г углеводов и

2750 ккал энергии.

Одна порция салата (1/100 г) содержит 1,52 г белка, 4,1 г жира и 4,22 г

углеводов.

10.

Схемы, диаграммы,

иллюстрации

(рисунки), графики

Виды пищевых жиров, переносные стенды, рисунки «Красная книга»,

диаграммы «Содержание крахмала в пищевых продуктах»

11.

Кроссворды

«Пищевые вещества и их изменения при тепловой обработке»;

«Блюда из мяса»; «Напитки»; «Пищевые добавки»

12.

Научно-

исследовательская

деятельность

«Морская капуста в питании подростков»; «Соя – состав, применение

в кулинарии»

13.

Презентации

«Кондитерские изделия местного производителя»; «Кисломолочные

продукты»; «Структуры белка и его деструктурирование. Изменения

строения белка при тепловой обработке»; «Роль крахмала в пищевом

рационе человека»

14

Составление анкет

«Пищевые вещества и их значение»; «Роль морской капусты в

рационе питания подростков»

Нами совместно разработаны темы самостоятельных работ. В каждой теме

отражаем цель и задачи, источники и вид реализации данной темы. Большое

внимание уделяем разработке проектов и минипроектов, где главным

аспектом является связь химии с профессией (Приложение 1). Наиболее

удачными являются следующие: «Сложные эфиры. Пряности» в этом

проекте учащиеся показали исследования продуктов питания, выделили

сложные эфиры из цедры апельсина, изучили действие этого эфира на

организм человека, измеряя пульс и давление.

Множественные минипроекты легли в основу проведения уроков химии и

спец дисциплин.

5.

Внеурочная

деятельность

регулярно

проводим

совместные

мероприятия:

викторина

«Химия

и

продукты

питания»,

недели

профмастерства.

Учебный процесс, организуемый на основе интегрирования предмета

химия и специальных предметов, становится более эффективным, когда

применяются

информационные

технологии,

при

этом

у

учащихся

формируется умение работать с различными программными продуктами,

повышается профессиональная направленность и мотивация учащихся к

обучению.

Учащиеся колледжа используют собранный в кабинете программный

продукт электронные учебники, видео и мультимедиа материал.

Кабинеты химии и спец предметов оснащены мультимедийными

установками. Слайдовые презентации к урокам, разработанные нами

совместно с обучающимися, позволяют нам сделать урок наглядным,

интересным, интегрированным, современным.

Проводимая

в

колледже

экспериментально

-

исследовательская

деятельность по внедрению новых образовательных технологий в учебный

процесс, потребовала овладения проектными технологиями.

Наиболее востребованными в нашей работе оказались практико-

ориентированные проекты, содержание которых связано с осваиваемыми

обучающимися профессиями. 100% учащихся на II

курсе вовлечены в

проектную деятельность. К такой работе подходимдифференцировано.

Учитываем индивидуальные интересы и способности учащихся. Планируем с

ребятами краткосрочные проекты и долгосрочные. Межпредметные проекты,

выполненные нашими студентами, являются зачетными по отдельным темам,

переводными работами, способами итогового контроля.

В

нашей

работе

минипроекты

нашли

отражение

в

научно-

исследовательской деятельности. Например, в основу исследовательской

работы «Правильное питание подростков – залог сохранения здоровья»

(руководители проекта Мастера п/о Вереновская Н.А. и Зацаренко И.А.,

преподаватель спец.дисциплин Козюкова Е.О.), мы предложили темы

проектов

«Режимы

питания

детей

и

подростков»,

«Заболевания,

возникающие при неправильном питании». Тема оказалась настолько

актуальной

и

жизненно

важной,

что

обучающиеся

(Скакун

Ксения,

Путинцева Алина и Горовая Алла) решили довести эту информацию до более

широкого круга. Студенты провели анкетирование среди обучающихся

колледжа, по выявлению норм и режимов питания подростков, обратились в

детскую больницу в отдел статистики, где узнали данные о заболеваниях

желудочно-кишечного

тракта,

разработали

и

представили

несколько

вариантов меню ежедневного рациона. Данная работа заняла первое место на

научно-практической конференции нашего учреждения, затем мы приняли

участие в конференции в г.Уссурийске.

В этом году обучающимися 1 и 2 курса (Мирзаевой Лейлой, Потеевой

Алиной, Кузнецовой Галиной и Шматовой Натальей) была разработана

научно-исследовательская работа на тему «Морская капуста в питании

подростков», руководителями проекта были преподаватель Козюкова Е.О.,

мастерп/о по профессии Повар, кондитер Зацаренко И.А., а преподавателем-

консультантом по химии и биологии - Иманкулова Т.А. Эту тему выбрали не

случайно, так как морская капуста является региональным продуктом

питания. Работа показала, что большинство подростков недооценивают этот

продукт, употребляют его крайне редко или вообще не едят. Изучив

химические состав и пищевую ценность морской капусты, выяснили, как

капуста влияет на здоровье, предложили слушателям рецептуры простых и

доступных блюд.

Наша задача – побудить к организации собственной деятельности

любого

ученика

на

основе

его

личных

потребностей,

интересов,

устремлений. Аттестация каждого ученика – это реальный итог личностно

ориентированной модели обучения.

Использование нами активных и интерактивных методов обучения,

различных технологий и самостоятельной работы показывает соответствие

уровня

качества

подготовки

учащихся

требованиям

государственного

образовательного стандарта.

Приведенные

в

таблицах

3

и

4

результаты

подтверждают

эффективность такой системы.

Таблица 3. Результаты итоговой аттестации выпускников по химии

Год

Показатели

аттестации

2014-2015год

(25

обучающихся

)

2015-2016 год

(24

обучающихся

)

2016-2017год

(20

обучающихся

)

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество

знаний

по

предмету

36%

36%

37%

Количество дипломов

с отличием

4

5

3

Таблица 4. Результаты итоговой аттестации выпускников по

профессиональным дисциплинам и модулям

Год

Показатели

аттестации

2014-2015год

(25

обучающихся)

2015-2016 год

(24 обучающихся)

2016-2017год

(20 обучающихся)

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество

знаний

по

профессиональным

дисциплинам

65%

67%

70%

Количество дипломов

с отличием

4

5

3

Повышенные разряды

15

13

9



В раздел образования