Напоминание

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии по теме "Растительная клетка".


Автор: Мещерских Елена Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия N 32"
Населённый пункт: г.Нижнекамск,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии по теме "Растительная клетка".
Раздел: полное образование





Назад




СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ "РАСТИТЕЛЬНАЯ

КЛЕТКА"

Системно-деятельностный

подход

(СДП)

является

одним

из

актуальных

направлений

в

современной

педагогике.

Этот

подход

направлен на создание

условий для

активного познавательного и

практического взаимодействия учащихся с учебным материалом, что

способствует формированию и развитию ключевых компетенций. В

контексте

урока

биологии

по

теме

«Растительная

клетка»

СДП

предполагает

не

только

передачу

знаний,

но

и

вовлечение

школьников

в

процесс

познания,

осознания

взаимосвязей

внутри

системы и развития навыков самостоятельной работы.

Принципы системно-деятельностного подхода

Активность

ученика:

ученик

рассматривается

как

активный

участник

учебной

деятельности,

который

не

просто

усваивает

информацию, но и самостоятельно выстраивает знания, опираясь на

собственный

опыт

и

задачи.

Важно

создать

такие

условия,

при

которых учащийся будет взаимодействовать с учебным материалом,

что

позволит

ему

глубже

понять

принципы

работы

растительной

клетки.

Системность:

обучение

строится

на

принципе

целостности

знаний. Задачи и темы урока связаны между собой, и материал по

теме

«Растительная

клетка»

рассматривается

в

контексте

общей

биологической

системы,

взаимосвязей

между

клеточными

структурами

и

процессами

в

растении.

Это

позволяет

ученикам

увидеть не просто изолированные элементы клеточной структуры, а

целостную систему, где каждый компонент играет важную роль.

Дифференцированность:

в

рамках

СДП

важно

учитывать

индивидуальные

особенности

учащихся,

их

уровень

подготовки

и

интересы. Например, для учащихся с разными уровнями подготовки

могут

быть

предложены

различные

задачи,

которые

требуют

различной степени самостоятельности и глубины анализа.

Реализация СДП на уроке биологии

На

уроке

по

теме

«Растительная

клетка»

учитель

может

организовать

деятельность,

в

которой

учащиеся

будут

активно

участвовать в различных формах работы: индивидуально, в парах, в

группах. Рассмотрим несколько методов реализации СДП.

1. Проектная деятельность

Ученики могут быть разделены на группы, каждая из которых

будет изучать одну из клеточных структур: клеточную мембрану, ядро,

хлоропласты, митохондрии и другие компоненты растительной клетки.

Задача

каждой

группы

-

собрать

информацию,

подготовить

презентацию, в которой объясняется роль изучаемой

структуры в

жизнедеятельности клетки, а затем представить результаты работы

остальным.

2. Интерактивные технологии

Использование

мультимедийных

технологий

и

интерактивных

досок

позволяет

визуализировать

строение

растительной

клетки,

объяснить

её

функции

с

помощью

анимаций

и

схем.

Например,

учащиеся

могут

наблюдать

за

процессом

деления

клеток

или

передачи веществ через мембрану, что способствует более глубокому

восприятию информации.

3. Решение проблемных задач

Задачи, связанные с анализом различных ситуаций в клетке,

стимулируют учеников к поиску решения. Примером может служить

задача:

«Какое

нарушение

в

клетке

приведет

к

проблемам

в

фотосинтезе?» Это поможет учащимся не только узнать, как устроена

клетка,

но

и

понять,

почему

каждая

её

часть

необходима

для

нормальной жизнедеятельности растения.

4. Исследовательская деятельность

С

помощью

наблюдений

и

экспериментов,

например,

с

использованием микроскопов для изучения клеток растений, ученики

могут самостоятельно анализировать структуру клеток. Задания могут

включать работу с различными образцами клеток и обсуждение их

строения, а также проведение сравнений между растительными и

животными клетками.

Результаты применения СДП

При использовании системно-деятельностного подхода на уроке

по теме «Растительная клетка» учащиеся развивают не только знания

по

биологии,

но

и

метапредметные

навыки:

умение

работать

в

команде,

анализировать и

интерпретировать информацию, решать

исследовательские

задачи.

Такой

подход

способствует

более

глубокому

осмыслению

материала,

улучшению

качества

усвоения

знаний и формированию у учеников компетенций, необходимых для

успешной деятельности в будущей профессиональной жизни.

Таким

образом,

системно-деятельностный

подход

позволяет

сделать

уроки

биологии

более

интересными,

насыщенными

и

эффективными,

способствует

развитию

критического

мышления

и

креативности

учащихся,

а

также

формирует

у

них

осознанное

отношение к изучаемому материалу.



В раздел образования