Автор: Мещерских Елена Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия N 32"
Населённый пункт: г.Нижнекамск,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии по теме "Растительная клетка".
Раздел: полное образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ "РАСТИТЕЛЬНАЯ
КЛЕТКА"
Системно-деятельностный
подход
(СДП)
является
одним
из
актуальных
направлений
в
современной
педагогике.
Этот
подход
направлен на создание
условий для
активного познавательного и
практического взаимодействия учащихся с учебным материалом, что
способствует формированию и развитию ключевых компетенций. В
контексте
урока
биологии
по
теме
«Растительная
клетка»
СДП
предполагает
не
только
передачу
знаний,
но
и
вовлечение
школьников
в
процесс
познания,
осознания
взаимосвязей
внутри
системы и развития навыков самостоятельной работы.
Принципы системно-деятельностного подхода
Активность
ученика:
ученик
рассматривается
как
активный
участник
учебной
деятельности,
который
не
просто
усваивает
информацию, но и самостоятельно выстраивает знания, опираясь на
собственный
опыт
и
задачи.
Важно
создать
такие
условия,
при
которых учащийся будет взаимодействовать с учебным материалом,
что
позволит
ему
глубже
понять
принципы
работы
растительной
клетки.
Системность:
обучение
строится
на
принципе
целостности
знаний. Задачи и темы урока связаны между собой, и материал по
теме
«Растительная
клетка»
рассматривается
в
контексте
общей
биологической
системы,
взаимосвязей
между
клеточными
структурами
и
процессами
в
растении.
Это
позволяет
ученикам
увидеть не просто изолированные элементы клеточной структуры, а
целостную систему, где каждый компонент играет важную роль.
Дифференцированность:
в
рамках
СДП
важно
учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся,
их
уровень
подготовки
и
интересы. Например, для учащихся с разными уровнями подготовки
могут
быть
предложены
различные
задачи,
которые
требуют
различной степени самостоятельности и глубины анализа.
Реализация СДП на уроке биологии
На
уроке
по
теме
«Растительная
клетка»
учитель
может
организовать
деятельность,
в
которой
учащиеся
будут
активно
участвовать в различных формах работы: индивидуально, в парах, в
группах. Рассмотрим несколько методов реализации СДП.
1. Проектная деятельность
Ученики могут быть разделены на группы, каждая из которых
будет изучать одну из клеточных структур: клеточную мембрану, ядро,
хлоропласты, митохондрии и другие компоненты растительной клетки.
Задача
каждой
группы
-
собрать
информацию,
подготовить
презентацию, в которой объясняется роль изучаемой
структуры в
жизнедеятельности клетки, а затем представить результаты работы
остальным.
2. Интерактивные технологии
Использование
мультимедийных
технологий
и
интерактивных
досок
позволяет
визуализировать
строение
растительной
клетки,
объяснить
её
функции
с
помощью
анимаций
и
схем.
Например,
учащиеся
могут
наблюдать
за
процессом
деления
клеток
или
передачи веществ через мембрану, что способствует более глубокому
восприятию информации.
3. Решение проблемных задач
Задачи, связанные с анализом различных ситуаций в клетке,
стимулируют учеников к поиску решения. Примером может служить
задача:
«Какое
нарушение
в
клетке
приведет
к
проблемам
в
фотосинтезе?» Это поможет учащимся не только узнать, как устроена
клетка,
но
и
понять,
почему
каждая
её
часть
необходима
для
нормальной жизнедеятельности растения.
4. Исследовательская деятельность
С
помощью
наблюдений
и
экспериментов,
например,
с
использованием микроскопов для изучения клеток растений, ученики
могут самостоятельно анализировать структуру клеток. Задания могут
включать работу с различными образцами клеток и обсуждение их
строения, а также проведение сравнений между растительными и
животными клетками.
Результаты применения СДП
При использовании системно-деятельностного подхода на уроке
по теме «Растительная клетка» учащиеся развивают не только знания
по
биологии,
но
и
метапредметные
навыки:
умение
работать
в
команде,
анализировать и
интерпретировать информацию, решать
исследовательские
задачи.
Такой
подход
способствует
более
глубокому
осмыслению
материала,
улучшению
качества
усвоения
знаний и формированию у учеников компетенций, необходимых для
успешной деятельности в будущей профессиональной жизни.
Таким
образом,
системно-деятельностный
подход
позволяет
сделать
уроки
биологии
более
интересными,
насыщенными
и
эффективными,
способствует
развитию
критического
мышления
и
креативности
учащихся,
а
также
формирует
у
них
осознанное
отношение к изучаемому материалу.