Напоминание

Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ "КСМТ"


Автор: Павленко Наталья Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБ ПОУ Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени В.В. Орехова
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ "КСМТ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский - на - Амуре судомеханический техникум» имени Героя Советского Союза В.В. Орехова Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ «КСМТ» Комсомольск -на - Амуре 2015 г. Устюжанина Л.Ю. Косарева Е.И.
Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ «КСМТ», разработана в 2013 году. Переработана и дополнена в 2015 году. Программа рассчитана на три учебных года. Может быть использована в работе воспитателей общежитий СУЗов, ВУЗов, а также социальными педагогами в группах образовательных учреждений. Данная программа имеет четкую структуру, план работы и ожидаемые результаты. Программа рассмотрена и согласована с членами ПЦК «Педагогов дополнительного образования «в сентябре 2015года. Автор- разработчик: мастер производственного обучения высшей квалификационной категории Павленко Наталья Михайловна. Рецензент: Зам директора по УВР КГБ ПОУ «КСМТ» Косарева Елена Игоревна

Содержани

е

2

.
Паспорт программы 1. Пояснительная записка 2. Аналитическая часть 3. Задачи 4. Периоды воспитательного процесса 5. Содержание и средства работы с подростками, проживающими в общежитии. 6. Работа педагога в адаптационный период 7. Этапы работы воспитателей по профилактике правонарушений. 8. Роль самоуправления в профилактике правонарушений. 9. Работа с обучающимися из категории сирот по профилактике правонарушений. 10.Заключение 11. Приложение

3. Паспорт

программы.
Наименование. Воспитательная программа «Новые приёмы и подходы в сфере профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии»
4.
Заказчик программы КГБ ПОУ № 11
5.
Разработчик программы Воспитатель общежития Устюжанина Лилия Юрьевна.
6.
Цель программы

Создание условий для социальной адаптации учащихся проживающих в общежитии

Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся, которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в социуме на благо себе и другим
Задачи программы.


Проанализировать причины, побуждающие подростов совершать преступления и правонарушения.

8. Условия реализации

программы.
Необходимостью разработки воспитательной программы по профилактике правонарушений и преступлений среди проживающих в общежитии обусловлено потребностями найти новые эффективные формы работы с обучающимися, проживающими в общежитии с целью снизить количество правонарушений и преступлений совершаемых проживающими.. II 4\ _________________________ Л ». Л ... Л ... М ___________________________________________________________________ ____________ _ JLVf v/pi аппэацпл яип i ршкя эа pva^iiijaiA«ivxi upui рашшш 1 Контроль за реализацией программы осуществляет администрация ПОУ согласно плана коллективной работы организуется выступление - ... Л Л ............. . -- ______________ ТП f.n.................................................. ............ ___________ j iuv i iifiiwo njjvi paiuM&i ни i nv iv n HV ^ VUDV A UA . 1воспитывать сознательную дисциплину по профилактике противоправных действий • Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в общежитии, как одно из условий успешной социализации
Кадровое обеспечение.
Зам директора по УВР 1 чел. Воспитатели общежития 2 чел Педагоги ДОП 4 чел Заведующая общежитием 1 чел Психолог 2 чел Обучающиеся проживающие в общежитии. 150 чел ИТОГО 160
9. Обоснование актуальности программы.



Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью направить лидерские качества учащихся на благо себе и v/ ivpj ЛШШ1Ц1Г11¥1.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Учить искусству жить среди людей через формирование коммуникативных умений и навыков.
7.

Нормативно - правовая база.

1.
Концепция о правах ребёнка: сборник международных и государственных нормативно - правовых документов в области воспитания, - Курган: 2012.-146 ст.
2.
Концепция модернизации Российского образования.
3.
Локальные акты образовательного учреждения.
8.

Сроки реализации программы.
Программа разработана на 3 года
9.

Исполнители программы.
Воспитатели общежития и педагоги дополнительного образования. Ученический коллектив общежития.
2 Пояснительная записка
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно - устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы педагогов с детьми.
Решая эту задачу педагогический коллектив общежития создает условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития. Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие методы и формы воспитательной
-г-

Т4Э

тчглт

1

тг~гзг

т

ттопттт*

s

т

ттт^зт7тг"гг эг». -г --*.ггг

^rr-т
Avv/ A Ojpiiiv iiViViVi Jiii v/JJX iiUiiiiiiYi J “iuii4,liiuv/i viivii viiv/vvviivv A JtA на благо себе и другим. Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим. Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков. Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях В связи с этим возникла потребность создания данной программы по профилактической работе с молодежью проживающей в общежитии.

Э Качества программы воспитательной деятельности воспитателей

общежития


Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;

Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие учащихся;

Системность осуществления воспитательного взаимодействия;

Ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности учащихся

Технологичность работы педагога;

Диагностическая оснащенность деятельности
4.

Аналитическая часть
Сегодня, в век новых информационных технологий молодежь ежедневно поглощает небольшие , а потому не сразу распознаваемые «дозы» яда которые накапливаются в организме постепенно и со временем производят разрушительное действие. Все начинается незаметно, обыденно. Как же помочь подростку. Оказавшемуся в трудной ситуации, как не допустить трагедии? Зная и учитывая особенности работы с молодежью воспитателями общежития была поставлена цель на ближайшие 3 года.

Создание условий для социальной адаптации учащихся проживающих в общежитии


Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся,, которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в социуме на благо себе и другим
З.Задачи
1 Проанализировать причины, побуждающие подростов совершать преступления и правонарушения. 2 Воспитывать сознательную дисциплину по профилактике противоправных действий 3 Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в общежитии, как одно из условий успешной социализации 4 Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью направить лидерские качества учащихся на благо себе и окружающим. 5 Формировать потребность в здоровом образе жизни. бУчить искусству жить среди людей через формирование коммуникативных умений и навыков.
5.

Периоды воспитательного процесса
Организуя воспитательный процесс в общежитии по профилактике правонарушений, для более эффективной работы в данном направлении, необходимо разграничить воспитательный процесс на 3 периода
- организационный;

- основной;

- итоговый;
Организационный период воспитательного процесса является первым этапом жизнедеятельности в новых условиях. Юноши и девушки приезжают в общежитие из разных населенных пунктов, других климатических условий, другого круга общения,
из другой ролевой структуры, другого событийного ряда, поэтому, в первую очередь, должна произойти адаптация, чтобы юноши и девушки комфортно чувствовали себя в новых условиях В оргпериод необходимо познакомить учащихся друг с другом, познакомить с работниками общежития и самим помещением общежития, социально - бытовыми условиями, включить юношей и девушек в систему взаимодействия, взаимоотношений, выработать и принять единые требования проживания, заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.
6.

С ОД Е Р Ж А Н И Е

и

с р е д с т в а

р а б о т ы

с

подростками, проживающими в общежитии.

Что нужно сделать воспитателю для

решения задач.
1. Для знакомства друг с другом и воспитателем Включить подростка в
Как это сделать
Игры на знакомства, коллективные творческие дела, совместная деятельность на общую
деятельности нахождение решений. Познакомить с правилами проживания Познакомить с правами и обязанностями проживающих и педагогов, работников МОП. Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым членом коллектива учащихся и педагогов общежития.
7.

Работа педагога в адаптационный период.
Организационный период - это период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для подростка необходимо, интересно, «выгодно». Воспитатель в данный период должен проявить себя ведущим, лидером, организатором. Эффективный прием взаимодействия с подростками повторять их мысли, высказывания, направляя их в нужное русло, редактировать, расставлять акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что это они сами приняли решение. Работа по предупреждению проблем в оргпериод.
активную деятельность, предполагающую разностороннее общение. Создать доброжелательную атмосферу Создать ситуацию неформального общения. Помочь проявиться в лучших качествах. Дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Рассказать о себе самом, показать себя в деле. Проявить доверие к подростку, показать его значимость, уважение к его личности. Для принятия общих норм и требования совместной пользу, творческие, музыкальные конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение проблем, индивидуальные беседы, Диагностика интересов, «черный ящик» - пожелание от проживающих, общее подведение итогов на вечернем огоньке ежедневно. Организационный сбор всех проживающих, огоньки общения, дела по законам и традициям, индивидуальная помощь подростку, совме стно е обсуждение проблем,
Огпериод - это время, когда можно предотвратить основные проблемы, возникающие у подростков, и при запущенности и не должном внимании к ним могут привести к негативизму и, как следствие, правонарушением.
АГРЕССИВНОСТЬ
, непослушание - это один из механизмов защиты,, поэтому с помощью психолога вначале нахожу причины; не фиксирую внимание на самой ситуации,, не навешиваю ярлыков ребенку, включаю в полезную деятельность,, где он может обрести новый статус,, ввожу изначальный запрет на агрессию («здесь мы общаемся так»)
ПАССИВНОСТЬ

ИЛИ

ИЗЛИШНЯЯ

АКТИВНОСТЬ
- нахожу для каждого поручения, совместно с психологом начинаю искать причины поведения, регулирую внимание.
СЛЕЗЫ,

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
- нахожу теплый эмоциональный контакт, помогаю найти общие интересы со сверстниками, часто веду беседы по «душам», предлагаю написать письмо домой, акцентирую внимание других учащихся на положительных качествах данных ребят.
БОЛЕЗНЕННОСТЬ
- часто болезненность выступает как способ привлечения внимания. Что бы ее предотвратить необходимо опередить эмоции, оказываю повышенное внимание.
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ
- необходим тактильный контакт.
8.

Этапы работы воспитателя по профилактике противоправных

действий
На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин асоциального поведения учащихся, воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.
Первый этап диагностики проводится в форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии. Информация разделена на 4 раздела: 1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса 2 Работа с коллективом учащихся. 3 Управление воспитательным процессом 4 Работа с родителями. Первый блок включает в себя:

Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся, проживающих в общежитии;

Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений

Осмысление и внесение корректив;

Циклограмма работы воспитателя на учебный год;

Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих

Мониторинг деятельности учащихся на благо себе и окружающим. Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- Подготовка и участие в интеллектуальных виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.


ТРУДОВАЯ-
Участие в рудовых делах, санитарных днях,


Художественно - эстетическая
- все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»


Спортивно

-

оздоровительная
- педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы, план создан совместно учащиеся и педагогами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.

ЖИВАЯ СТЕНА
Вторая годовщина наводнения не прошла без участия волонтёрского отряда «Вместе мы сила», созданного на базе общежития по Комшоссе 26. Не помешали и испытания погодой. Под дождём, мокрые, но счастливые от единения, ребята взошли на дамбу и запустили синие шары в небо. Глядя на счастливые лица ликующей молодёжи , мы педагоги ещёраз убеждаемся что ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!

Мы

против

террора!
Именно под таким лозунгом и таким душевным состоянием пришли волонтёры общежития под руководством Устюжаниной Лилии Юрьевны.
Уже стало традицией собираться 3 сентября на территории Храма в память о роковых событиях в Беслане. Ребята бережно охроняли огонь памяти в своих руках и с душевной теплотой выкладывали слово мир. Такие акции необходимы молодёжи. Они помогают в развитии духовно - нравственной личности.

Весёлая масленица.
Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои. Такие песни ребята проживающие в общежитии пели провожая зиму и встречаю весну. Но зима просто так уходить не собиралась. Пришлось ребятам ловкость да смелость показать. В мероприятии приняли участия и школьники школы 28. Все вместе сожгли масленицу и ели блины.


В раздел образования