Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ "КСМТ"
Автор: Павленко Наталья Михайловна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: КГБ ПОУ Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени В.В. Орехова Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: методическая разработка Тема: Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ "КСМТ" Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Комсомольский - на - Амуре судомеханический
техникум» имени Героя Советского Союза В.В. Орехова
Воспитательная программа по профилактике правонарушений
среди обучающихся, проживающих
в общежитии КГБ ПОУ «КСМТ»
Комсомольск -на - Амуре 2015 г.
Устюжанина Л.Ю.
Косарева Е.И.
Воспитательная программа по профилактике правонарушений среди
обучающихся, проживающих в общежитии КГБ ПОУ «КСМТ»,
разработана в 2013 году. Переработана и дополнена в 2015 году.
Программа рассчитана на три учебных года. Может быть использована
в работе воспитателей общежитий СУЗов, ВУЗов, а также
социальными педагогами в группах образовательных учреждений.
Данная программа имеет четкую структуру, план работы и ожидаемые
результаты. Программа рассмотрена и согласована с членами ПЦК
«Педагогов дополнительного образования «в сентябре 2015года.
Автор- разработчик: мастер производственного обучения высшей
квалификационной категории Павленко Наталья Михайловна.
Рецензент: Зам директора по УВР КГБ ПОУ «КСМТ» Косарева Елена
Игоревна
Содержани
е
2
.
Паспорт программы
1.
Пояснительная записка
2.
Аналитическая часть
3.
Задачи
4.
Периоды воспитательного процесса
5.
Содержание и средства работы с подростками,
проживающими в общежитии.
6.
Работа педагога в адаптационный период
7.
Этапы работы воспитателей по профилактике
правонарушений.
8.
Роль самоуправления в профилактике правонарушений.
9.
Работа с обучающимися из категории сирот по
профилактике правонарушений.
10.Заключение
11. Приложение
3. Паспорт
программы.
Наименование.
Воспитательная
программа
«Новые
приёмы
и
подходы
в
сфере
профилактики
преступлений
и
правонарушений
среди
обучающихся,
проживающих в общежитии»
4.
Заказчик программы КГБ
ПОУ № 11
5.
Разработчик программы
Воспитатель общежития Устюжанина Лилия Юрьевна.
6.
Цель программы
•
Создание
условий
для
социальной
адаптации
учащихся
проживающих в общежитии
•
Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся,
которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в
социуме на благо себе и другим
Задачи программы.
•
Проанализировать
причины,
побуждающие
подростов
совершать преступления и правонарушения.
8. Условия реализации
программы.
Необходимостью
разработки
воспитательной
программы
по
профилактике правонарушений и преступлений среди проживающих в
общежитии обусловлено потребностями найти новые эффективные формы
работы с обучающимися, проживающими в общежитии с целью снизить
количество правонарушений и преступлений совершаемых проживающими..
II
4\
_________________________
Л
».
Л
...
Л
... М ___________________________________________________________________
____________ _
JLVf v/pi аппэацпл яип i ршкя эа pva^iiijaiA«ivxi upui рашшш
1
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация ПОУ
согласно плана коллективной работы организуется выступление
- ...
Л Л
.............
.
--
______________
ТП f.n..................................................
............
___________
j iuv i iifiiwo njjvi paiuM&i ни i nv iv n
HV
^
VUDV
A
UA
.
1воспитывать сознательную дисциплину по профилактике
противоправных действий
•
Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в общежитии, как
одно из условий успешной социализации
Кадровое обеспечение.
Зам директора по УВР
1 чел.
Воспитатели общежития
2 чел
Педагоги ДОП
4 чел
Заведующая общежитием
1 чел
Психолог
2 чел
Обучающиеся проживающие в
общежитии.
150 чел
ИТОГО
160
9. Обоснование актуальности программы.
•
Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью
направить лидерские качества учащихся на благо себе и
v/ ivpj ЛШШ1Ц1Г11¥1.
•
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Учить искусству жить среди людей через формирование коммуникативных
умений и навыков.
7.
Нормативно - правовая база.
1. Концепция
о
правах
ребёнка:
сборник
международных
и
государственных нормативно - правовых документов в области воспитания, -
Курган: 2012.-146 ст.
2. Концепция модернизации Российского образования.
3. Локальные акты образовательного учреждения.
8.
Сроки реализации программы.
Программа разработана на 3 года
9.
Исполнители программы.
Воспитатели общежития и педагоги дополнительного образования.
Ученический коллектив общежития.
2 Пояснительная записка
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно -
устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора,
способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым
чувством ответственности.
Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие
является одной из главных задач работы педагогов с детьми.
Решая эту задачу педагогический коллектив общежития создает условия для
формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению
и ориентированной на высокие нравственные ценности
Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является
продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и
организует воспитатель общежития.
Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в
городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и
девушки часто попадают под чужое негативное влияние
Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в
асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию.
Необходимы такие методы и формы воспитательной
-г-
Т4Э
тчглт
1
тг~гзг
т
ттопттт*
s
т
ттт^зт7тг"гг эг». -г --*.ггг
^rr-т
Avv/ A Ojpiiiv iiViViVi Jiii v/JJX iiUiiiiiiYi
J
“iuii4,liiuv/i
viivii viiv/vvviivv A JtA
на благо себе и другим.
Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях
поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и
учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость
и даже враждебность к
окружающим.
Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через
совершение негативных поступков.
Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых
наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели
общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с
девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях
В связи с этим возникла потребность создания данной программы по
профилактической работе с молодежью проживающей в общежитии.
Э Качества программы воспитательной деятельности воспитателей
общежития
•
Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива
планирования процесса воспитания;
•
Направленность содержания воспитательной деятельности на
развитие учащихся;
•
Системность
осуществления
воспитательного
взаимодействия;
•
Ориентация воспитательного процесса на развитие
индивидуальности учащихся
•
Технологичность работы педагога;
•
Диагностическая оснащенность деятельности
4.
Аналитическая часть
Сегодня, в век новых информационных технологий молодежь ежедневно
поглощает небольшие , а потому не сразу распознаваемые «дозы»
яда которые накапливаются в организме постепенно и со временем производят
разрушительное действие.
Все начинается незаметно, обыденно. Как же помочь подростку.
Оказавшемуся в трудной ситуации, как не допустить трагедии?
Зная и учитывая особенности работы с молодежью воспитателями
общежития была поставлена цель на ближайшие 3 года.
•
Создание условий для социальной адаптации учащихся
проживающих в общежитии
•
Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся,,
которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в
социуме на благо себе и другим
З.Задачи
1 Проанализировать причины, побуждающие подростов совершать
преступления и правонарушения.
2 Воспитывать
сознательную
дисциплину
по
профилактике
противоправных действий
3 Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в
общежитии, как одно из условий успешной социализации
4 Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью
направить лидерские качества учащихся на благо себе и окружающим.
5 Формировать потребность в здоровом образе жизни.
бУчить
искусству
жить
среди
людей
через
формирование
коммуникативных умений и навыков.
5.
Периоды воспитательного процесса
Организуя
воспитательный
процесс
в
общежитии
по
профилактике
правонарушений, для более эффективной работы в данном направлении, необходимо
разграничить воспитательный процесс на 3 периода
- организационный;
- основной;
- итоговый;
Организационный период воспитательного процесса является первым этапом
жизнедеятельности в новых условиях. Юноши и девушки приезжают в общежитие из
разных населенных пунктов, других климатических условий, другого круга общения,
из другой ролевой структуры, другого событийного ряда, поэтому, в первую очередь,
должна произойти адаптация, чтобы юноши и девушки комфортно чувствовали себя
в новых условиях
В оргпериод необходимо познакомить учащихся друг с другом, познакомить
с работниками общежития и самим помещением общежития, социально - бытовыми
условиями,
включить
юношей
и
девушек
в
систему
взаимодействия,
взаимоотношений, выработать и принять единые требования проживания, заложить
основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.
6.
С ОД Е Р Ж А Н И Е
и
с р е д с т в а
р а б о т ы
с
подростками, проживающими в общежитии.
Что нужно сделать воспитателю для
решения задач.
1. Для знакомства друг с другом и
воспитателем
Включить подростка в
Как это сделать
Игры
на знакомства,
коллективные
творческие дела,
совместная деятельность на общую
деятельности
нахождение решений.
Познакомить с правилами
проживания
Познакомить с правами и
обязанностями проживающих и
педагогов, работников МОП.
Договориться о нормах поведения,
поддерживать доброжелательную
атмосферу, выработать собственные
нормы, которые будут приняты
каждым членом коллектива учащихся
и педагогов общежития.
7.
Работа педагога в адаптационный период.
Организационный период - это период предъявления четких требований и
создание условий, при которых выполнение этих требований для подростка
необходимо, интересно, «выгодно». Воспитатель в данный период должен проявить
себя ведущим, лидером, организатором.
Эффективный прием взаимодействия с подростками повторять их мысли,
высказывания, направляя их в нужное русло, редактировать, расставлять акценты.
При этом поддерживается уверенность ребят в том, что это они сами приняли
решение.
Работа по предупреждению проблем в оргпериод.
активную деятельность,
предполагающую разностороннее
общение.
Создать доброжелательную
атмосферу
Создать ситуацию
неформального общения.
Помочь проявиться в лучших
качествах.
Дать возможность попробовать себя
в разных видах деятельности.
Рассказать о себе самом,
показать себя в деле.
Проявить доверие к подростку,
показать его значимость, уважение к его
личности.
Для принятия общих норм и
требования совместной
пользу,
творческие,
музыкальные
конкурсные
программы,
дискуссионные формы - обсуждение
проблем,
индивидуальные
беседы,
Диагностика интересов, «черный ящик» -
пожелание
от
проживающих,
общее
подведение
итогов на
вечернем огоньке ежедневно.
Организационный
сбор
всех
проживающих, огоньки общения, дела по
законам и традициям, индивидуальная
помощь
подростку,
совме стно е
обсуждение проблем,
Огпериод - это время, когда можно предотвратить основные проблемы,
возникающие у подростков, и при запущенности и не должном внимании к ним
могут привести к негативизму и, как следствие, правонарушением.
АГРЕССИВНОСТЬ , непослушание - это один из механизмов защиты,,
поэтому с помощью психолога вначале нахожу причины; не фиксирую внимание на
самой ситуации,, не навешиваю ярлыков ребенку, включаю в полезную деятельность,,
где он может обрести новый статус,, ввожу изначальный запрет на агрессию («здесь
мы общаемся так»)
ПАССИВНОСТЬ
ИЛИ
ИЗЛИШНЯЯ
АКТИВНОСТЬ
- нахожу для
каждого поручения, совместно с психологом начинаю искать причины поведения,
регулирую внимание.
СЛЕЗЫ,
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
- нахожу теплый эмоциональный контакт,
помогаю найти общие интересы со сверстниками, часто веду беседы по «душам»,
предлагаю написать письмо домой, акцентирую внимание других учащихся на
положительных качествах данных ребят.
БОЛЕЗНЕННОСТЬ -
часто
болезненность
выступает
как
способ
привлечения внимания. Что бы ее предотвратить необходимо опередить эмоции,
оказываю повышенное внимание.
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ
- необходим тактильный контакт.
8.
Этапы работы воспитателя по профилактике противоправных
действий
На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений,
основываясь на опыте А.В. Ясмана применяю психологическую диагностику,
способствующую
выявлению
причин
асоциального
поведения
учащихся,
воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное
в духовном мире подростка,
положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.
Первый этап диагностики проводится в форме наблюдения, анкетирования
и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и
фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по
разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И.
Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.
Информация разделена на 4 раздела:
1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса
2
Работа с коллективом учащихся.
3
Управление воспитательным процессом
4
Работа с родителями.
Первый блок включает в себя:
•
Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся,
проживающих в общежитии;
•
Анализ информации, полученной в ходе педагогических
наблюдений
•
Осмысление и внесение корректив;
•
Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
•
Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих
•
Мониторинг деятельности учащихся на благо себе и
окружающим.
Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы
самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в
различные виды деятельности.
•
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - Подготовка и участие в интеллектуальных
виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и
диспутах.
•
ТРУДОВАЯ-
Участие в рудовых делах, санитарных днях,
•
Художественно - эстетическая
- все учащиеся из категории
сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
•
Спортивно
-
оздоровительная
- педагогами общежития
разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы,
план создан совместно учащиеся и педагогами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с
учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по
профилактике
преступлений
и
правонарушений
педагогический
коллектив
общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений
среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности
самого педагога и его профессионализма.
ЖИВАЯ СТЕНА
Вторая
годовщина
наводнения
не
прошла
без
участия
волонтёрского
отряда «Вместе мы сила», созданного на базе общежития по Комшоссе 26. Не
помешали и испытания погодой. Под дождём, мокрые, но счастливые от
единения, ребята взошли на дамбу и запустили синие шары в небо. Глядя на
счастливые лица ликующей молодёжи , мы педагоги ещёраз убеждаемся что
ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!
Мы
против
террора!
Именно под таким лозунгом и таким душевным состоянием пришли
волонтёры общежития под руководством Устюжаниной Лилии Юрьевны.
Уже стало традицией собираться 3 сентября на территории Храма в
память о роковых событиях в Беслане. Ребята бережно охроняли огонь
памяти в своих руках и с душевной теплотой выкладывали слово мир.
Такие акции необходимы молодёжи. Они помогают в развитии духовно -
нравственной личности.
Весёлая масленица.
Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои.
Такие песни ребята проживающие в общежитии пели провожая зиму и
встречаю весну.
Но зима просто так уходить не собиралась. Пришлось ребятам ловкость да
смелость показать. В мероприятии приняли участия и школьники школы 28. Все
вместе сожгли масленицу и ели блины.