Напоминание

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности "Истоки"


Автор: Пьянкова Любовь Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮЦ "Часкы"
Населённый пункт: Таштагол
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности "Истоки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Часкы» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Решением Педагогического Совета Директор МБОУ ДО ДЮЦ «Часкы» МБОУ ДО ДЮЦ «Часкы» А.Б.Изыгашева _________________ Протокол № ___________ Приказ № _______ от «____» _____________ 20___ г. от «____» _____________ 20 ____ г. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности «Истоки» Возраст обучающихся: 10 – 16 лет Автор: Л.М. Пьянкова Срок реализации: 2 года педагог дополнительного образования пгт. Шерегеш, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Истоки» является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Актуальность программы Современное общество испытывает потребность в зрелых, социально активных личностях, умеющих самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, любящих свою малую Родину, с уважением относящихся к родной культуре и истории, способных понять свою роль и место в обществе, оказывать воздействие на происходящие процессы. Концепция модернизации российского образования, утверждённая Правительством РФ, определила важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитие национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувство гордости за свою Родину. Современной практикой востребован социокультурный подход в формировании содержания образования. Он предполагает образование, имеющее ценность для конкретного социума (России, региона, района, где живет и трудится человек), нацеленное на формирование жизнеспособной личности, основанное на традиционной культуре; направленное на воспитание человека, любящего свой край, труд на своей земле. Вместе с тем главный результат модернизации образования - это превращение человеческого потенциала в движущую силу развития, в фактор сохранения и возрождения национальной народной культуры. Обучение и воспитание подрастающего поколения необходимо начинать с привития интереса к изучению истории своей малой Родины. Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного воспитания являются приоритетными для сферы дополнительного образования. Дети, являясь по своей сути творцами, всегда способны отобразить в разных видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мирово сприятия, по этому ре а лизация программы « И с т о к и » , ориентированной не только на современное развитие этноса, но и на его историю, значительна. Занятия по программе позволяют детям глубже узнать и оценить богатство, значение и многообразие материальных и духовных ценностей шорской культуры, историю Таштагольского района в целом и шорцев в частности.
Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль и место в обществе. Программа «Истоки» заключается в реальном приближении к ребёнку дополнительного образования, предоставление ему возможности попробовать себя в организаторских, исследовательских, информационных сферах деятельности. Изучение истории своего края является неотъемлемой частью патриотического и гражданского воспитания. В основу концепции программы легло представление об интегрированном обучении, которое объединяет, соединяет знания, умения и навыки по краеведению, культурологии, мастерству экскурсовода в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Безусловно, краеведение способствует проявлению лучших качеств ребёнка: доброты, отзывчивости, милосердия, стремление делать что-то хорошее для других. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Горной Шории, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций. Краеведение помогает лучше понять закономерности исторического процесса, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Воспитание детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, формирования к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Разнообразие форм и методов, применяемых при реализации программы, способствует воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера. А также, идёт активное развитие личности ребёнка, он учится организовываться, формируется его активная гражданская позиция. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения реализация аналогичных программ не только желательна, но и просто необходима.
Отличительная особенность Данная программа разработана на основании Письма МО и МП РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844м «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Она рассчитана на два года обучения по 324 часа, по 9 часов в неделю; для обучающихся в возрасте от 10 до 16 лет. Наполняемость групп – в соответствии с Уставом МБОУ ДО «ДЮЦ «Часкы». Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины. Насыщенность программы практическими занятиями является отличием от многих аналогичных программ. Главным материалом для изучения, его смысловыми единицами являются памятники района, сооружения, топонимы, музейные экспозиции, семейные архивы, фольклор дошедшие до наших дней и свидетельствующие о разных сторонах жизни Горной Шории. Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя и требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости. Главный упор делается на практические занятия в виде игр, работы в микрогруппах, бесед, экскурсий, работы с архивными материалами, походов выходного дня с выполнением различных походных и экспедиционных заданий, участия в различных конкурсах, акциях, общественно-полезной и социально-значимой деятельности, организации и проведения своих мероприятий. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Обучающиеся имеют больше возможностей общения, отработке навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других. Практическая часть насыщена различными видами деятельности, способной заинтересовать обучающихся именно краеведением. Кроме того, в некоторые разделы программы включены элементы проектной деятельности. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый обучающийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось. Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что обучающиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний в области краеведения, культурологии, информационных технологий. Так, задача изучения истории родного края решается в широком контексте с использованием приёмов этнографических исследований, экскурсионной
деятельности, празднично-игровой и проектно-исследовательской. В программу курса включен раздел «Виртуальная экскурсия», изучение которого способствует развитию интереса к истории родного края средствами современных мультимедийных технологий. Результатом освоения данного раздела является проведение виртуальной экскурсии по городу. Раздел «Родословие» дополнен созданием Родовой (семейной) книги каждым из обучающихся. Цели и задачи программы
Основной

целью
д а н н о й п р о гр а ммы я в л я е т с я обеспечение полноценного, гармонического психологического и физического развития личности и укрепление здоровья подростков, развить потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности, воспитать патриотов своего края.
Образовательные задачи:
- формирование знаний в области краеведения; -понимание взаимосвязи локального с глобальным; -расширение кругозора.
Развивающие задачи:
- развитие навыков краеведческого мышления; - овладение умениями планирования деятельности; -формирование пространственно-временных представлений, развитие- воссоздающего воображения; - совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - формирование личностно-ценностного отношения к своей малой Родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и их родителей; - создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом; - формирование позитивно-сберегающего отношения к историко- культурному наследию, окружающей среде и социально-ответственного поведения. Формы занятий
Основные формы занятий:

- беседы, дискуссии, семинары, встречи, - лекции, консультации, - деловые, ролевые и интерактивные игры, - тренинги, - работа с архивными данными, - участие в различных мероприятиях, конкурсах, акциях, экскурсиях, походах, - организация и проведение своих мероприятий, экскурсий, - участие в социально-значимой и общественно-полезной деятельности. Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, лекций, консультаций. Программой предусмотрены музейные экскурсии, походы с экспедиционными заданиями, работа в архиве, участие в конкурсах, проведение и организация массовых мероприятий, семинары, встречи с интересными людьми и др.. На практических занятиях воспитанники учатся работать с вещественными и невещественными материалами, документами, литературой, архивными письменными источниками, проводить фото и видеосьемку, создавать виртуальные экскурсии, проводить экскурсии, составлять карточки экскурсионных объектов и т.д.
Формы организации учебного процесса:
- групповая (работа с группой детей); - индивидуальная (консультации каждого воспитанника).
Формы организации воспитательного процесса:
- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, дискуссии); - культурно-досуговая деятельность (праздники, экскурсии, походы, тренинги); - спортивно-оздоровительная деятельность (игры на местности, походы, пропаганда ЗОЖ); - индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника); - работа с родителями (родительские собрания, гостиные, творческие мастерские, беседы); - взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива)
Основные формы диагностики и контроля:
- тестирование по блокам программы, - анкетирование, - наблюдение, - мониторинг, - конкурсы, -зачетные экскурсии различного уровня (обзорная, тематическая, природоведческая, производственная, виртуальная); - участие в различных мероприятиях, - организация и проведение собственных мероприятий, акций.
Принципы обучения Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.
П р и н ц и п

с о з н ат е л ь н о с т и

и

а к т и в н о с т и
предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип

активности
предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
Принцип

наглядности
предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности
предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
Принцип

систематичности

и

последовательности
предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип

прочности
предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
Принцип

здоровьесбережения
, реализующийся через формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, единому целому (триединство тела-души-разума) и основополагающей идеи «Не навреди!»; При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
В

программе

используются

элементы

следующих

образовательных технологий:

- игровые технологии
включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр, упражнений. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к деятельности

- технология

«диалог

культур»
основывается на создании ситуации диалога, которая предполагает следующие элементы: - диагностика готовности учащихся к диалогу (базовые знания, коммуникативный опыт, восприятие точек зрения); - поиск опорных мотивов (волнующих вопросов и проблем); - переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач; - продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; - проектирование способов взаимодействия участников дискуссий, диспутов и их ролей; - выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций, которые трудно предусмотреть. Диалог, как двусторонняя смысловая связь, является важнейшей составляющей процесса обучения и выделяет внутриличностный диалог (противоречия сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативность), диалог культурных смыслов.
- технология «педагогика сотрудничества»
включает в себя переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания, выстраивание интегральных нравственных отношений, проявляющихся в следующем: 1. гуманизм - в реальной помощи другому человеку; 2. коллективизм - в общественной работе на благо коллектива; 3. отношение к труду – добросовестное выполнение обязанностей; 4. патриотизм – в общественно – полезной деятельности; 5. достоинство – в культивировании положительных качеств своего «Я».
-

технология

развивающейся

кооперации
, которая предполагает специально построенную процедуру поисков ответов на вопросы системного анализа: Что это? Откуда возникло и почему? Как оно устроено и как это можно доказать? Для чего это может быть использовано? Отвечая на эти вопросы, учащиеся получают представление о содержании и объёме имеющихся у них знаний по данному вопросу или данному предмету; обнаруживают ориентиры для поиска недостаточных знаний, открывают свои неисчерпаемые возможности; обретают способность к единению и согласию; становятся действительными творцами, открывая в явлениях и предметах новое, неведомое никому: ни им самим, ни педагогу. Таким образом, они идут по пути саморазвития.
- технология коллективно-творческих дел
- это поиск путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи - дело. В процессе КТД осуществляются в тесном единстве и
слиянии следующие воспитательные задачи: нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического. Также развиваются три стороны личности: познавательно- мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера)
- технология ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач) - это формирование творческого мышления учащихся и воспитание творческой личности, обладающей развитым воображением, подготовленной к стабильному (сильному) решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ включает в себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Использование элементов вышеуказанных педагогических технологий позволяет формировать у обучающихся активную жизненную позицию, организаторские и творческие способности, лидерские качества.
Ожидаемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать: - основные сведения по истории, природе и культуре своего края; - топонимику района; - особенности народов, проживающих на территории Таштагольского района, их религиозные взгляды, обычаи, культуру; - особо охраняемые природные территории района; - наиболее известных людей района; - памятники природы родного края; - основы организаторской деятельности; - составляющие здорового образа жизни; - формы организации массовых мероприятий, общественно-полезной и социально-значимой деятельности; К концу обучения обучающиеся должны уметь: - свободно общаться, не испытывая стеснения; - высказывать и аргументировано обосновывать свое мнение; - работать в команде; - применять знания о здоровом образе жизни на практике, укреплять здоровье; - организовать и провести массовое мероприятие; - активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение.
- применять краеведческие знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - применять компьютерные технологии в обучении; - пользоваться географическими и историческими картами; - пользоваться краеведческой литературой, архивными музейными материалами; - проводить экскурсии различного направления; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения




п/п

тема

теория

практик

а

всего
1 Введение. Знакомство. 1 2 3 2 Историческое прошлое родного края. 12 24 36 3 История шорского народа. 9 27 36 4 Культурное наследие шорского народа. 9 24 33 5 Основы краеведения. 9 15 24 6 Виртуальная экскурсия. 12 36 48 7 Родословие. 9 27 36 8 Земляки. 9 24 33 9 Природное наследие. 6 15 21 10 Общественно-полезная и социально- значимая деятельность. 9 45 54
Итого:
85 239 324
1.

Введение. Знакомство.
Знакомство друг с другом, с объединением, его целями и задачами, с планом работы. Инструктаж по ТБ, ПДД и пожарной безопасности.
2.

Историческое прошлое родного края.
Визитная карта Таштагольского района. Геральдика малой Родины. Таштагольский район – многонациональный район. Изучение истории родного края. Преобразования в различные исторические периоды. Центр района и его история. История образования поселений. Основные принципы топонимики.
3.

История шорского народа.
Этническая история шорцев. Традиции и обряды, быт, промыслы, народные игры шорского народа. Экскурсии в музей этнографии и природы Горной Шории. Работа с архивными данными.
4. Культурное

наследие

шорского

народа.
Знакомство с шорским фольклором, сказаниями, легендами. Народная музыка. Народный костюм. Народные ремесла. Наиболее характерные изделия домашнего проиводства. Изучение творчества шорских авторов.
5. Основы краеведения.
Краеведение и туризм как комплексное средство образования и воспитания. Структура краеведения. Краеведение общественное и государственное. Школьное краеведение. Источники краеведения. Экскурсовод как краевед. Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности. Методика сбора первоисточников для текста экскурсий.

6. Виртуальная

экскурсия.
Подготовка, составление и проведение виртуальной экскурсии по городу Таштаголу.
7.

Родословие.
Генеалогическое древо. Изучение традиций семьи.
8.

Земляки.
Знакомство с земляками, внесшими значительный вклад в развитие малой Родины, сохранение культурного, исторического и природного наследия Горной Шории. Встречи, беседы, работа с архивными данными. Народные таланты Горной Шории.
9.

Природное наследие.
Флора и фауна Горной Шории. Краснокнижные растения и животные.
10.Общественно-полезная

и

социально-значимая

деятельность.
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную и социально- значимую деятельность. Участие в различных акциях, мероприятиях. Проведение собственных акций и мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения




п/п

тема

теория

практик

а

всего
1 Введение. 1 2 3 2 Здоровье как ресурс личности. 9 18 27 3 Общественный быт и духовная культура шорцев. 9 18 27 4 Фольклор. 9 18 27 5 Народное изобразительное искусство. 9 18 27 6 Религия шорцев. 9 18 27 7 Народные таланты. 9 18 27 8 Архитектурно-этнографические и природные памятники. 9 27 36 9 Родословие. 9 27 36 10 Военно-патриотическая работа. 9 22 31 11 Общественно-полезная и социально- значимая деятельность. 9 47 56
Итого:
91 233 324
1.

Введение.
Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по ТБ, ПДД и пожарной безопасности.
2.

Здоровье как ресурс личности.
Здоровый образ жизни, его значение для успешной личности. Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Формула здоровья. Вредные привычки и их негативное воздействие.
3.

Общественный

быт

и

духовная

культура

шорцев.
Народные ремесла. Наиболее характерные изделия домашнего проиводства. Этнографическое изучение построек – материал и строительная техника, внутренняя планировка и обстановка жилища, декоравтиная сторона. Одежда. Верхняя и нательная одежда. Головные уборы. Обувь. Украшения. Влияние физико-географической среды и хозяйственной деятельности народа на тип одежды и ее материал. Изучение одежды населения своего края. Семейный быт. Обряды: свадебные, родильные, похоронные, производственно-бытовые. Народные игры. Народные промыслы: охота, собирательство, рыбалка.
4.

Фольклор.
Обрядовые, лирические песни, народный театр, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Эпическая поэзия, былины и исторические песни.

5.

Народное

изобразительное

искусство.
Национальный орнамент шорского народа. Орнаментировка предметов бытовой обстановки, жилищ, одежды. Стили и виды орнамента. Вышивка. Народная игрушка как средство выражения этнических особенностей народов. Роспись.
6.

Религия шорцев.
Шаманизм, его особенности. Пережитки семейного родового культа. Негативное воздействие сект в современном обществе на психологию человека.
7.

Народные

таланты.
Сбор сведений о народных умельцах родного края, их работах и творчестве.
8.

Архитектурно-этнографические

и

природные

памятники.
Изучение архитектурно-этнографических и природных памятников, составление примерных карточек экскурсионных объектов. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями района. Выходы в полевые условия (походы) с выполнением различных экспедиционных заданий по теме.
9.

Родословие.
Трудовые династии. Семейная реликвия. Составление Родовой (семейной) книги. Работа с архивными данными, встречи и беседы.
10.Военно-патриотическая

работа.
Военно-патриотическая поисковая работа как одна из форм воспитания подростков. Великая Отечественная война в судьбах людей. Шорцы во время Великой Отечественной Войны. Знаменитые земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников и мемориалов Славы.
11.Общественно-полезная

и

социально-значимая

деятельность.
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную и социально- значимую деятельность. Участие в различных акциях, мероприятиях. Проведение собственных акций и мероприятий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. Базой по реализации программы является МБОУ ДО ДЮЦ «Часкы». Для успешной реализации программы накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы. Данный материал подобран с учетом особенностей разных возрастных групп. Имеются в наличии видеоматериалы, диски, фонотека, библиотека, разработки игр, конкурсов, тесты, раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет и методическая литература, архивные материалы.
Список литературы:


Список литературы для обучающихся:
1. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр. 2. Верховцева З.П. Всекузбасская книга памяти. Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с. 3. Верховцева З.П. Величие подвига на днепровских рубежах. Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с. 4. Девятко Н. Историческая энциклопедия Кузбасса. Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с. 5. Денискин В. Были земли Кузнецкой. Книга подготовлена Кемеровским областным отделением Союза журналистов СССР к 50-летию Великой Октябрьской революции. Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с. 6. Медведев В. В самом сердце Кузбасса. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с. 7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»: ООО «СКИФ», 2009. – 348с.
Список литературы для педагогов дополнительного образования:
1. Архандеева Г.А. Учебно-исследовательская работа в дополнительном образовании: теория и практика. Методическое пособие. Кемерово: Издательство облИУУ, 1999. – 111с. 2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512стр. 3. Верховцева З.П. Всекузбасская книга памяти. Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Кузбасс», 2001. – 624с. 4. Верховцева З.П. Величие подвига на днепровских рубежах. Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 176с. 5. Девятко Н. Историческая энциклопедия Кузбасса. Издательский концерн «Штамма», 1996. – 387с. 6. Денискин В. Были земли Кузнецкой. Кемеровское книжное издательство, 1967. – 319с. 7. Медведев В. В самом сердце Кузбасса. Новосибирск: ООО Издательство «Сибирское время», 2006. – 507с. 8. Титова А.М. Памятники Кузбасса. Кемеровское книжное издательство, 1980. – 192с. 9. Шуранов Н.П. История Кузбасса. Кемерово: «СКИФ», ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 352с.


В раздел образования