Автор: Людмила Викторовна Потапова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №178
Населённый пункт: Нижний новгород г
Наименование материала: Доклад
Тема: Методы воспитания осужденных в ИК в учебно-производственном и воспитательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Методы воспитания осужденных в ИК в учебно-производственном и
воспитательном процессе
Профессиональное обучение осужденных к лишению свободы – это не
только одно из ключевых средств их исправления и перевоспитания, но и,
как показывает практика, важный инструмент формирования отношений и
производственных навыков. На каждом этапе развития профессионального
обучения осужденных решались задачи, соответствующие конкретной
исторической обстановке в стране. Сам факт введения профессионального
обучения в места лишения свободы является проявлением гуманизма по
отношению к осужденным и заботой об их нравственном воспитании.
Профессиональное обучение осужденных регулируется рядом
нормативных актов, которые регламентируют деятельность исправительных
учреждений. В первую очередь
это Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации, закон Российской Федерации от 21июля 1993г. «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении
свободы», Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в
Российской
Федерации»,
приказ
Министерства
юстиции
Российской
Федерации от 7 мая 2013г. «О порядке осуществления профессионального
образования осужденных к лишении свободы».
Особенно важна связь профессионального образовательного учреждения и
производства, расположенного на территории исправительного учреждения.
Для лиц, не имеющих профессии, в соответствии со статьей 10 Уголовно-
исполнительного
кодекс
Российской
Федерации,
исправительные
учреждения
организуют
обязательное
начальное
профессиональное
образование по специальности, которая может быть востребована как в
период отбывания наказания, так и после освобождения. В новых социально-
экономических условиях профессиональные образовательные учреждения 21
века будут выполнять социальный заказ общества по формированию
личности будущего рабочего.
Ключевую роль в этом процессе играет мастер производственного
обучения. На его воспитательную деятельность возлагается социальная
ответственность: помочь осужденным выбрать профессию, полюбить её,
искоренить
негативные
качества
и
ориентировать
на
ценностные
приоритеты.
Положительный
опыт
воспитательной
работы
мастеров
производственного обучения является важным условием совершенствования
производственного обучения будущих рабочих.
Цели и задачи исправления и перевоспитания обучающихся-осужденных
реализуется
через
систему
методов
воспитания,
на
правленых
на
формирование
потребности
жить
по
принципу
нравственности
и
справедливости. В качестве средств воспитания выступают слово, личный
пример, пример других людей, а также различные виды деятельности, такие
как учеба и труд.
Мастеру производственного обучения необходимо определить верную
методику
обучения
и
объем
учебной
информации,
который
может
воспринимать обучающийся, имеющий, как правило, значительные пробелы
в знаниях, а также проблемы с психикой и аморальными привычками.
Система работы мастера производственного обучения в исправительной
колонии
призвана
решать
задачи
исправления
и
перевоспитания
осужденных, а также готовить их к честной трудовой жизни после
освобождения, искореняя отрицательные черты характера и неверные
представления о роли и значении обучения.
Особенностью профессионального образовательного учреждения
является относительно короткий период обучения и воспитания. Поэтому.
Определяя задачи воспитания, мастерам необходимо исходить из реальных
сроков
обучения.
С
первых
дней
важно
стремиться
к
пониманию
внутреннего мира обучающихся, проникнуться их интересам, стремлениями
и потребностями.
Эффективность воспитания в решающей степени зависит от правильного
выбора и применения методов воспитательной работы. Методы воспитания –
это способы воздействия на личность, которые применяются мастером
производственного
обучения
с
целью
формирования
нравственных
убеждений,
взглядов
и
привычек
нравственного
поведения.
Методы
воспитания
предполагают
также
и
усилия
самого
воспитанника
на
совершенствование своей личности.
К методам воспитания нельзя подходить однозначно. Один и тот же
метод может принести как пользу, так и вред. Никакой метод нельзя
использовать изолированно от всей системы воспитания. В одних случаях
необходимое суровое наказание, в других достаточно неодобрительного
взгляда или просто замечания. Все зависит от того насколько глубоко
укоренились у обучающихся положительные или отрицательные привычки.
Рассмотрим основные методы воспитания, которые используют в
учебно-производственном и воспитательном процессе.
Метод убеждения. Убеждение это путь разностороннего воздействия на
сознание и волю обучающегося с целью формирования стойких личных
взглядов. Суть метода убеждения состоит в том, чтобы «достучаться» до
сознания обучающегося, обеспечить восприятия им общечеловеческих
ценностей. Методу убеждения принадлежит ведущее место в перевоспитании
осужденных
в
осознании
ими
своей
неправоты,
заблуждений
и
необходимости встать на путь исправления.
Наиболее распространенная форма убеждение словом. Приемы
словесного
убеждения
не
должны
превращаться
в
уговаривание,
морализирование,
которые
усиливают
внутреннее
сопротивление
обучающихся воспитательному процессу. Важным условием действенности
метода убеждения являются личная убежденность мастера. Убеждая других,
ты должен быть глубоко убежденной личностью – верить в то, что говоришь
и делаешь. В процессе убеждения необходимы огромная выдержка, терпение,
такт, умение выслушать доводы обучающегося, разобраться в них и
правильно опровергать. Раздражение и тем более грубость недопустимы– это
свидетельствует
о
низкой
педагогической
культуре
мастера
производственного обучения.
Педагогический принцип мастера – воспитание действием. Это лучший
способ привить уважительное отношение к профессии. Наблюдая за
действием мастера , его работу, обучающийся вначале восхищается, затем
увлекается и, наконец, профессия ему становится интересной. Велико
значение личного примера. К.Д.Ушинский писал, что явление личности
воспитателя нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и
поощрений.
Метод педагогического требования. Требовательное взаимодействие
побуждает обучающихся к исполнению общественно необходимых норм,
правил, обязанностей, укрепляет в его сознании общественно ценные
установки. Система педагогически обоснованных требований формирует у
обучающихся организованность, исполнительность. Дисциплинированность.
Требование может быть выражено в виде просьбы, совета, указания. Приказа.
Может быть требование – доверием. Обучающиеся всегда высоко ценят
доверие мастера и платят за него честным отношением к делу. Никогда
нельзя забывать, что доверие педагога к обучающимся – это нравственный
принцип воспитания.
Конфликтные ситуации – метод воспитания. Мастер активно
вмешивается в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения,
помогает разрешить ее на демократических началах, не подавляя личностные
достоинства
каждого
обучающегося.
Метод
поощрения
и
наказания.
Поощрение – метод, который содействует развитию и закреплению
положительных черт в характере и поведении обучающихся, вселяет
уверенность, хороший настрой к работе. Наказание – это отрицательная
оценка поступков и действий обучающихся. Оно помогает осознать
недостатки. Преодолеть вредные привычки и привычки в поведении. Эти
методы воспитания служат тому, чтобы помочь обучающимся осознать свои
достоинства
или
недостатки.
А.С.Макаренко:
«Продуманная
система
поощрений и наказаний не только законна, но и необходима. Однако нельзя
злоупотреблять как поощрениями, так и наказаниями». Формы поощрения:
одобрение,
похвала.
Благодарность,
награждение
подарками.
Формы
наказания: предупреждение, замечание, выговор, снятие баллов с отряда.
Каждый мастер должен знать требования, предъявляемые к методу
поощрения. Поощрять необходимо за действенные успехи (старание.
Прилежание),
трудолюбие,
инициативу,
самостоятельность,
творческое
выполнение поручения; не следует поощрять очень часто, т.к. частые
поощрения перестают играть роль стимула (это приводит к «звездной»
болезни).
Каждый
мастер
при
использовании
наказаний
должен
руководствоваться следующими рекомендациями: - наказание унижает,
оскорбляет человеческое достоинство; - если есть сомнения : стоит или не
стоит наказывать, то следует избегать наказания; - если возникает ситуация, в
которой сразу трудно найти выход из положения, нельзя спешить с
воздействием,
лучше
отложить
решение
вопроса,
чем
наказывать
необдуманно;
-
при
наказании
необходимо
проявлять
сдержанность,
находчивость, мудрость педагогических решений; - можно отказаться от
наказания. Если обучающийся осознал свой поступок, понял свою вину; -
при наказании необходимо соблюдать педагогический такт (наказывать
нужно культурно, педагогически грамотно); - наказание должно воспитывать
(оно требует огромной выдержки, гибкости и осторожности0; - наказание
будет действенным и эффективным, если мастер будет использовать
вариантность приемов и форм воздействия (например: воздействие на
самолюбие, умная шутка, ирония, обращение к совести, упрек и т.д.) Система
работы профессионального обучения в исправительной колонии призвана
решать задачи исправления и перевоспитания осужденных, а также
подготовки их к честной трудовой жизни после освобождения. Главная цель
– показать на конкретных примерах действительности пользу приобретенных
знаний, необходимость повышения общего и профессионального уровня.
Именно
на
уроках
производственного
обучения
можно
успешно
формировать у обучающихся готовность и желание к переоценке своих
поступков, переосмысление действий и стремление к окончательному
становлению
на
путь
исправления.
Подготовка
к
занятиям
производственного обучения и выбор методики их проведения должны
учитывать особенности обучающихся и решение воспитательных задач. При
этом
важно
осуществлять
глубокий
анализ
содержания
излагаемого
материала, выделив решение задач воспитания и исправления.