Напоминание

Методы воспитания осужденных в ИК в учебно-производственном и воспитательном процессе


Автор: Людмила Викторовна Потапова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №178
Населённый пункт: Нижний новгород г
Наименование материала: Доклад
Тема: Методы воспитания осужденных в ИК в учебно-производственном и воспитательном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методы воспитания осужденных в ИК в учебно-производственном и

воспитательном процессе

Профессиональное обучение осужденных к лишению свободы – это не

только одно из ключевых средств их исправления и перевоспитания, но и,

как показывает практика, важный инструмент формирования отношений и

производственных навыков. На каждом этапе развития профессионального

обучения осужденных решались задачи, соответствующие конкретной

исторической обстановке в стране. Сам факт введения профессионального

обучения в места лишения свободы является проявлением гуманизма по

отношению к осужденным и заботой об их нравственном воспитании.

Профессиональное обучение осужденных регулируется рядом

нормативных актов, которые регламентируют деятельность исправительных

учреждений. В первую очередь

это Уголовно-исполнительный кодекс

Российской Федерации, закон Российской Федерации от 21июля 1993г. «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении

свободы», Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в

Российской

Федерации»,

приказ

Министерства

юстиции

Российской

Федерации от 7 мая 2013г. «О порядке осуществления профессионального

образования осужденных к лишении свободы».

Особенно важна связь профессионального образовательного учреждения и

производства, расположенного на территории исправительного учреждения.

Для лиц, не имеющих профессии, в соответствии со статьей 10 Уголовно-

исполнительного

кодекс

Российской

Федерации,

исправительные

учреждения

организуют

обязательное

начальное

профессиональное

образование по специальности, которая может быть востребована как в

период отбывания наказания, так и после освобождения. В новых социально-

экономических условиях профессиональные образовательные учреждения 21

века будут выполнять социальный заказ общества по формированию

личности будущего рабочего.

Ключевую роль в этом процессе играет мастер производственного

обучения. На его воспитательную деятельность возлагается социальная

ответственность: помочь осужденным выбрать профессию, полюбить её,

искоренить

негативные

качества

и

ориентировать

на

ценностные

приоритеты.

Положительный

опыт

воспитательной

работы

мастеров

производственного обучения является важным условием совершенствования

производственного обучения будущих рабочих.

Цели и задачи исправления и перевоспитания обучающихся-осужденных

реализуется

через

систему

методов

воспитания,

на

правленых

на

формирование

потребности

жить

по

принципу

нравственности

и

справедливости. В качестве средств воспитания выступают слово, личный

пример, пример других людей, а также различные виды деятельности, такие

как учеба и труд.

Мастеру производственного обучения необходимо определить верную

методику

обучения

и

объем

учебной

информации,

который

может

воспринимать обучающийся, имеющий, как правило, значительные пробелы

в знаниях, а также проблемы с психикой и аморальными привычками.

Система работы мастера производственного обучения в исправительной

колонии

призвана

решать

задачи

исправления

и

перевоспитания

осужденных, а также готовить их к честной трудовой жизни после

освобождения, искореняя отрицательные черты характера и неверные

представления о роли и значении обучения.

Особенностью профессионального образовательного учреждения

является относительно короткий период обучения и воспитания. Поэтому.

Определяя задачи воспитания, мастерам необходимо исходить из реальных

сроков

обучения.

С

первых

дней

важно

стремиться

к

пониманию

внутреннего мира обучающихся, проникнуться их интересам, стремлениями

и потребностями.

Эффективность воспитания в решающей степени зависит от правильного

выбора и применения методов воспитательной работы. Методы воспитания –

это способы воздействия на личность, которые применяются мастером

производственного

обучения

с

целью

формирования

нравственных

убеждений,

взглядов

и

привычек

нравственного

поведения.

Методы

воспитания

предполагают

также

и

усилия

самого

воспитанника

на

совершенствование своей личности.

К методам воспитания нельзя подходить однозначно. Один и тот же

метод может принести как пользу, так и вред. Никакой метод нельзя

использовать изолированно от всей системы воспитания. В одних случаях

необходимое суровое наказание, в других достаточно неодобрительного

взгляда или просто замечания. Все зависит от того насколько глубоко

укоренились у обучающихся положительные или отрицательные привычки.

Рассмотрим основные методы воспитания, которые используют в

учебно-производственном и воспитательном процессе.

Метод убеждения. Убеждение это путь разностороннего воздействия на

сознание и волю обучающегося с целью формирования стойких личных

взглядов. Суть метода убеждения состоит в том, чтобы «достучаться» до

сознания обучающегося, обеспечить восприятия им общечеловеческих

ценностей. Методу убеждения принадлежит ведущее место в перевоспитании

осужденных

в

осознании

ими

своей

неправоты,

заблуждений

и

необходимости встать на путь исправления.

Наиболее распространенная форма убеждение словом. Приемы

словесного

убеждения

не

должны

превращаться

в

уговаривание,

морализирование,

которые

усиливают

внутреннее

сопротивление

обучающихся воспитательному процессу. Важным условием действенности

метода убеждения являются личная убежденность мастера. Убеждая других,

ты должен быть глубоко убежденной личностью – верить в то, что говоришь

и делаешь. В процессе убеждения необходимы огромная выдержка, терпение,

такт, умение выслушать доводы обучающегося, разобраться в них и

правильно опровергать. Раздражение и тем более грубость недопустимы– это

свидетельствует

о

низкой

педагогической

культуре

мастера

производственного обучения.

Педагогический принцип мастера – воспитание действием. Это лучший

способ привить уважительное отношение к профессии. Наблюдая за

действием мастера , его работу, обучающийся вначале восхищается, затем

увлекается и, наконец, профессия ему становится интересной. Велико

значение личного примера. К.Д.Ушинский писал, что явление личности

воспитателя нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и

поощрений.

Метод педагогического требования. Требовательное взаимодействие

побуждает обучающихся к исполнению общественно необходимых норм,

правил, обязанностей, укрепляет в его сознании общественно ценные

установки. Система педагогически обоснованных требований формирует у

обучающихся организованность, исполнительность. Дисциплинированность.

Требование может быть выражено в виде просьбы, совета, указания. Приказа.

Может быть требование – доверием. Обучающиеся всегда высоко ценят

доверие мастера и платят за него честным отношением к делу. Никогда

нельзя забывать, что доверие педагога к обучающимся – это нравственный

принцип воспитания.

Конфликтные ситуации – метод воспитания. Мастер активно

вмешивается в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения,

помогает разрешить ее на демократических началах, не подавляя личностные

достоинства

каждого

обучающегося.

Метод

поощрения

и

наказания.

Поощрение – метод, который содействует развитию и закреплению

положительных черт в характере и поведении обучающихся, вселяет

уверенность, хороший настрой к работе. Наказание – это отрицательная

оценка поступков и действий обучающихся. Оно помогает осознать

недостатки. Преодолеть вредные привычки и привычки в поведении. Эти

методы воспитания служат тому, чтобы помочь обучающимся осознать свои

достоинства

или

недостатки.

А.С.Макаренко:

«Продуманная

система

поощрений и наказаний не только законна, но и необходима. Однако нельзя

злоупотреблять как поощрениями, так и наказаниями». Формы поощрения:

одобрение,

похвала.

Благодарность,

награждение

подарками.

Формы

наказания: предупреждение, замечание, выговор, снятие баллов с отряда.

Каждый мастер должен знать требования, предъявляемые к методу

поощрения. Поощрять необходимо за действенные успехи (старание.

Прилежание),

трудолюбие,

инициативу,

самостоятельность,

творческое

выполнение поручения; не следует поощрять очень часто, т.к. частые

поощрения перестают играть роль стимула (это приводит к «звездной»

болезни).

Каждый

мастер

при

использовании

наказаний

должен

руководствоваться следующими рекомендациями: - наказание унижает,

оскорбляет человеческое достоинство; - если есть сомнения : стоит или не

стоит наказывать, то следует избегать наказания; - если возникает ситуация, в

которой сразу трудно найти выход из положения, нельзя спешить с

воздействием,

лучше

отложить

решение

вопроса,

чем

наказывать

необдуманно;

-

при

наказании

необходимо

проявлять

сдержанность,

находчивость, мудрость педагогических решений; - можно отказаться от

наказания. Если обучающийся осознал свой поступок, понял свою вину; -

при наказании необходимо соблюдать педагогический такт (наказывать

нужно культурно, педагогически грамотно); - наказание должно воспитывать

(оно требует огромной выдержки, гибкости и осторожности0; - наказание

будет действенным и эффективным, если мастер будет использовать

вариантность приемов и форм воздействия (например: воздействие на

самолюбие, умная шутка, ирония, обращение к совести, упрек и т.д.) Система

работы профессионального обучения в исправительной колонии призвана

решать задачи исправления и перевоспитания осужденных, а также

подготовки их к честной трудовой жизни после освобождения. Главная цель

– показать на конкретных примерах действительности пользу приобретенных

знаний, необходимость повышения общего и профессионального уровня.

Именно

на

уроках

производственного

обучения

можно

успешно

формировать у обучающихся готовность и желание к переоценке своих

поступков, переосмысление действий и стремление к окончательному

становлению

на

путь

исправления.

Подготовка

к

занятиям

производственного обучения и выбор методики их проведения должны

учитывать особенности обучающихся и решение воспитательных задач. При

этом

важно

осуществлять

глубокий

анализ

содержания

излагаемого

материала, выделив решение задач воспитания и исправления.



В раздел образования