Автор: Скороход Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пограничная средняя школа №1 Пограничного муниципального округа"
Населённый пункт: п. Пограничный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок обучения грамоте в 1 классе
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема: Повторение и обобщение пройденного материала.
Цель урока: повторить и закрепить понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи,
гласных и согласных звуках.
Задачи:
Познавательные:
• формировать логические умения: анализ и синтез, сравнение, доказательство;
• находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
• выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию букв;
• делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
Личностные:
• принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ
её решения;
• формирование нравственно-эстетических ценностей;
• осознание роли получения знаний.
Регулятивные:
• осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным
эталоном;
• учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
• учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Коммуникативные:
• сотрудничать, приходить к общему решению; договариваться об очерёдности
выполнения задания;
• учить формулировке проблемы.
Формы организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная.
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый.
Организационный этап
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Злость, капризы, ссоры с ленью
Пусть останутся за дверью.
С улыбкой и старанием
Получим много знаний мы.
(С. Чижова)
Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. У
нас сегодня гости. Подарим им тоже свои улыбки!
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать
удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
Актуализация знаний
- Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать
знания, я прошу вас угадать:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ!!!
- А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за
знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке.
Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и
для чего он необходим.
(для регулировки дорожного движения. Светофор
своим сигналом разрешает или запрещает движение
транспорта или пешеходов!
Ребята, мы совсем забыли представиться нашим гостям и
Светофору. Прошу встать тех детей, у кого имя начинается
на гласный звук. А теперь на мягкий согласный, а
сейчас встаньте те, у кого имя начинается на твёрдый
согласный звук.
_Отлично!
Постановка цели и задач
урока. Мотивация
учебной деятельности
обучающихся
Ребята, посмотрите на доску и прочитайте предложение,
которое напечатано на доске.
Повторение-мать учение. (Напечатана на доске)
_как вы понимаете смысл этих слов?
Это очень известная пословица и, вы правильно заметили,
она обозначает..
Чтобы что-то запомнить, надо повторить материал
несколько раз. Так информация надёжно закрепится в
памяти!
_Подумайте как она будет связана с темой урока? Что мы
будем делать? (повторять) А зачем, ведь мы это уже знаем?
Правильно, тема нашего урока « Повторение и
закрепление изученного»
Что же мы должны повторить на уроке?...
Первичное закрепление
- в знакомой ситуации
(типовые)
- в изменённой ситуации
(конструктивные)
А начинаем мы повторение всегда с....волшебного
мешочка! (показыва)
-Напомните, мне что нужно сделать? (достать букву, дать
характеристику звуку.)
(идёт работа с буквами и звуками)
-Замечательно, а теперь Светофор хочет проверить какие
вы внимательные!
Найдите лишнюю букву в строке. Объясните, почему она
лишняя?
А О И У Ы (И, т. К. она смягчает предшествующий
согласный)
В Г Д К Р З (К, т. К. глухая, все звонкие)
С К Т П Ч Б (Б, т. К. звонкая, Ч, т. К. обозначает только
мягкий согласный звук)
–
У Светофора 2буквы, он не может определить в
какую группу поместить их. Помогите! (М, Ь)
_МОЛОДЦЫЫ!!!
Мы много вспомнили и закрепили, а теперь тренируем
быстроту реакции!
Работаем с карточками.
(Приложение 1)
–
А теперь поработаем со слоговыми дорожками!
Читаем слоги в таблице.
1 строчку читаем весело
2 строчку-грустно
3 строчку-удивлённо!
Найдите и заштрихуйте прямоугольники, где слоги
слияния с мягким согласным! Каким цветом будем
штриховать?
Светофор тоже выполнял это задание и предлагает
проверить (самопроверка по эталону)
-Отлично! Справились с этой работой. Теперь немного
отдохнём!
ФИЗМИНУТКА!!!!
Идём дальше. Нам нужно попасть на почту. Но....нам
нужно перейти дорогу (
СЛАЙД 2, 3)
Что такое?
Почтальон напоминает нам важное правило! Какое?
Нас встречает ОПЕРАТОР ПО ОБРАБОТКЕ
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. Нужна помощь!
Рассортировать по конвертам слова
Игра «Найди конверт для слова»
Молодцы! Повторили с вами как определять количество
слогов в слове!
-Где больше?
-Где меньше?
А теперь запишите слова, которые состоят из 1 слога
и...начинаются на звонкий согласный звук. (гриб, лист)
(Учитель пишет и комментирует у доски). Зажгите
огоньки в данных словах. (2 у доски)
Работа в тетради. (Я тетрадь свою открою, ....)
МАССАЖ ДЛЯ РУК
Тогда спешим выполнить следующее задание: найти в
классе слова и выписать только те, в которых 2 слога!
Проверка по эталону (по слайду)
Гимнастика для глаз
Творческое применение и
добывание знаний в новой
ситуации (проблемные
задания)
На доске!
Яблоко
Света
Вера
Лето
Елена
Мяч
на какие 2группы можно разделить слова? В каких слова
звуков больше, чем букв?
-Найдите слово, в котором 1 слог. Составьте звуковую
схему.
СЛАЙД ;4!!! СВЕТОФОР хочет напомнить о важном
правиле. Посмотрите на подсказку! (слайд )
Работа с учебником
Стр. 14
-Давайте прочитаем текст по цепочке по 1 предложению.
–
Ответить на вопросы:
–
Где паслись гусь с гусятами?
–
Что сделал Петя?
–
Какой совет дали Пете?
–
Правильно ли поступил Петя? Почему?
-Озаглавить
Кто такие гуси? (птицы)
-Почему? Докажите.
-Отчитайте
Найдите и прочитайте 2 предложение. Какая схема
подойдёт к этому предложению. Почему?
А теперь поработаем с другими текстами. (Читают хорошо
читающие дети) (Приложение 2)
Давайте прочитаем и обсудим.
Информация о домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению
Рефлексия
(подведение
итогов занятия)
Ребята, давайте вернёмся к началу урока. С какой
пословицей мы познакомились?
-Мы поставили перед собой много задач и все выполнили.
-Что мы сегодня повторили?
-Что важного и нужного узнали?
Давайте запишем эту мудрую мысль (по памяти)
Светофор хочет узнать ваше настроение после урока.
(Приложение 3)Если всё получилось-зажгите зелёный
свет, Если были трудности-жёлтый,
Если ничего не знаете-красный опасный!!!
У кого зелёный цвет?
Жёлтый? Красный? Почему?
Светофор даёт советы. Прочитайте советы Светофора.
Запомнить. (Приложение 4) На следующем уроке мы с
Вами поделимся советами и сделаем памятку о правилах
дорожного движения!
Приложение 1
А ы У С К Р
М Б о В г И
Е д з Л Н т Я
ПА
СО
ВЕ
ТО
РУ
ЛЫ
МО
ЛИ
ДУ
МУ
КЕ
ВИ
ЗЫ ЗИ
СО
ЗО
БУ
ГА
Приложение 3
Приложение 3
Приложение 4