Напоминание

Развитие мотивации к самостоятельной деятельности в процессе обучения информатике


Автор: Черевченко Марина Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: г. Новоурвльск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мотивации к самостоятельной деятельности в процессе обучения информатике
Раздел: полное образование





Назад




Развитие

мотивации

к

самостоятельной

деятельности

в

процессе

обучения

информатике

ИКТ сегодня - одно из наиболее значимых технологических достижений современной

цивилизации.

Курс

информатики

вместе

с

другими

дисциплинами

закладывает

основы

цифрового

и

естественно-научного

мировоззрения,

определенного

концепцией

ФГОС

и

цифровизации современного общества. Я, как педагог информатики, стараюсь направить свою

деятельность

на

активизацию

внутренних

саморегулирующихся

механизмов

развития

личности.

Передо

мной,

какучителем

информатики,

при

решении

данных

задач

возникают

некоторые проблемы и противоречия:

противоречие

между

естественной

потребностью

в

познании

и

неумением

учащихсяорганизовать самостоятельную познавательную деятельность;

противоречие между необходимостью самостоятельно решать жизненные задачи

и неумением учащихся применять для этогополученные знания;

Таким образом, передо мной встала проблема: какие методики следует применять на

уроках

информатики

и

ИКТ

для

развития

мотивации

к

самостоятельной

деятельности

учащегося?

Я считаю, что повышение мотивации к познавательной деятельности учащихся будет

обеспечено,

если

в

процессе

обучения

информатике

будут

сформированы

умения

осуществлять

познавательную

деятельностьи

обоснована

значимость

самостоятельной

познавательной деятельности для успешной реализации личности в современном обществе.

Мотивация к познавательной деятельности учащихся будет сформирована, если у

учащихся

будут

сформированы

соответствующие

умения:

структурировать

данные,

производить

логический

анализ

объектов,

выстраивать

логический

алгоритм,

выполнять

практическую часть задания на компьютере.

Вот некоторые приемы, которые я применяю для этого.

Прием первый: обращение к жизненному опыту детей.

Заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации,

Обращение к жизненному опыту школьников всегда мотивирует их к деятельности,

направленной

на

поиск

путей

разрешения

знакомой

жизненной

ситуации,

приближает

к

реальности. От учащихся требуется применить знания и умения, полученные ранее на уроках

смежных дисциплин (математики, геометрии, обществознания). В результате учащиеся учатся

не только применять математические умения, но и представлять информацию в различных

знаковых системах (математические формулы на языке табличного процессора Excele). У них

формируются умения анализировать и сравнивать, искать информацию и делать выбор на

основе

исследования

различной

информации.

Тем

самым

мы

формируем

УУД,

которые

становятся значимыми для школьника: личностные (ситуация выбора, ситуация успеха при

решении задачи), регулятивные (постановка учебной задачи, определение последовательности

действий), оценочные (оценивание качества и уровня усвоения), также идет структурирование

знаний.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Этот прием универсальный; он состоит в том, что перед учащимися ставится некоторая

проблема,

разрешая

которую,

ученик

осваивает

знания,

умения

и

навыки,

которые

ему

необходимо усвоить согласно программе.

Создание проблемной ситуации мотивирует учеников (сильных – в большей степени,

слабых – в меньшей) на разрешение возникшей ситуации (роль ученика в примерах – хозяин

кафе, конструктор-технолог), в ходе которого совершенствуется умение работы с компьютером

программе

Электронный

процессор),

вычислительные

умения,

умения

структурировать

данные, работать с массивом данных, что продвигает ученика к ощущению своей успешности

Третий прием: ролевой подход.

Ученику

(или

группе

учащихся)

предлагается

выступить

в

роли

того

или

иного

действующего лица, например, астролога (нумеролога, программиста) и составить прогноз

биоритмов или график жизни на некоторый временной период, написать виджет.

Ролевой подход всегда вызывает интерес, подталкивающий ученика к решению учебной

задачи, которая сама по себе является чаще всего очень значима для подростка. В ходе

выполнения подобных заданий формируются логические УУД, которые выражаются в умении

сравнивать, производить сложные вычисления, использовать деловую графику, анализировать,

прогнозировать и т.д.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и

предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены

вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

Пример: тема – системы счисления (Необыкновенная девочка)

Тема - кодирование информации – Шифр Цезаря

Решение нестандартных задач на смекалку и логику могут повысить мотивацию даже

самых слабых учащихся, потому что успешное решение таких задач сильно повышает уровень

личностной самооценки. Кроме этого, такой вид работы способствует усвоению предметной

составляющей УУД, повышению уровня общеучебных умений и навыков, что соответствует

требованиям ФГОС.

Пятый прием: игры и конкурсы (составить ребусы, кроссворды по темам из других

уроков), игровой турнир

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Применение пятого и шестого приемов неизбежно приводит к повышению мотивации,

что дает возможность более длительное время удерживать внимание ученика, а это позволяет в

максимально

возможной

степени

работать

над

формированием

регулятивных

УУД.

Применение на уроках игр, конкурсов, творческих сочинений побуждает учащихся к поиску и

выделению

необходимой

информации,

в

том

числе

с

помощью

компьютерных

средств,

осознанно строить речевые высказывания в письменной форме. Что отмечают и учителя других

предметов.

Седьмой прием. Многоступенчатые задания. При изучении темы ―Алгоритмизация и

программирование‖ на уроках применяем многоступенчатые задания.

Прием «многоступенчатые задания»соответствует классическим принципам дидактики

«от простого к сложному». Выполнение задания 1-й ступени сложности мотивирует ученика к

продвижению на более высокий уровень сложности, освоение умения выполнить более простые

действия (в алгоритме) приводит к тому, что ученик начинает комбинировать полученные в

ходе выполнения заданий умения, что само по себе выводит эти умения на более высокий

уровень. Разбивка сложного задания на более простые, крупного на более мелкие приводит к

поэтапному

формированию

универсальных

умственных

действий

(теория

Гальперина).

Научившись на уроке информатики разбивать большое и сложное на более мелкие и более

простые в плане выполнения фрагменты, ученик не задумываясь начинает применять данный

прием при решении задач по геометрии, химии и т.д., то есть становится более успешным на

других предметах.

Анализ результатов выполнения работ учащимися показывает: если на начальном этапе

у

многих

учащихся

возникали

трудности

при

выполнении

заданий,

требовалась

помощь

учителя (подробный инструктаж, подробное объяснение заданий), то постепенно все меньше

вопросов

возникало

при

выполнении

практической

работы,

затруднения

преодолевались

самостоятельно, от преподавателя требовались лишь некоторые указания-пояснения, ученики с

большим интересом выполняли практические работы.

А

также

отмечено

позитивное

влияние

практических

занятий

на

развитие

положительной мотивации, способствующее повышению интереса не только к самостоятельно

выполняемой

работе,

но

и

к

обучению

в

целом.

При

выполнении

заданий

отмечалось

стремление добиться своей цели, сосредоточенность.

Приложения:

Приложение 1: урок "Моделирование: Расчет геометрической модели"

Приложение 2: урок "Моделирование: Расчет дня недели по заданной дате"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информатика: урок по теме «Расчет параметров геометрической модели»

Класс: 9

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: Создание условий для формирования умений и навыков моделирования как

ключевого

вида

деятельности

человека:

умений

поэтапно

решать

задачи,

анализировать

объекты моделирования, разрабатывать информационную, знаковую и компьютерную модели,

умения анализировать результат.

Задачи:

На уровне личностных результатов:

- углубление интереса к информатике;

- формирование умений применять знания, полученные при изучении других предметов, для

решения практических ситуационных задач;

- формирование умений грамотно применять компьютерные технологии;

На уровне метапредметных результатов:

-

совершенствование

умения

экспериментировать,

анализировать,

делать

выводы,

умения

слушать и слышать другого человека;

- развитие умения проводить эксперимент для получения новых знаний;

- развитие речевых навыков учащихся;

- развитие общеучебных умений: сравнивать, обобщать, делать выводы.

На уровне предметных результатов:

Расширение и углубление знаний о применении программных сред для решения практических

ситуационных задач.

Планируемые результаты урока

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

Анализируют

систему

объектов

как

совокупность простых объектов;

Умеют

создавать

информационную

модель объектов;

Применяют

знания

математики

для

создания знаковой модели;

Умеют работать в программной среде

и создавать компьютерные модели;

Умеют

проводить

компьютерный

эксперимент;

Анализируют

результат

моделирования.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимают значение моделирования в

деятельности человека.

Личностные:

управляют

своей

познавательной

деятельностью;

осуществляют

самоконтроль

и

самооценку;

Регулятивные:

ставят

цели

и

анализируют

условия

достижения цели;

прогнозируют результат и оценивают

уровень достижения результата;

Познавательные:

умеют

применять

математические

формулы;

умеют структурировать знания;

умеют

выделять

существенные

характеристики объектов;

Коммуникативные:

умеют

организовать

учебное

сотрудничество с партнером;

могут

участвовать

в

коллективном

обсуждении проблемы, аргументировать

свою позицию.

Оснащение урока

Оборудование:

- 12 рабочих мест для учащихся, оборудованных компьютерами;

- рабочее место учителя;

- диапроектор;

- экран.

На столах учащихся: технологическая карта «Расчет параметров геометрической модели»

(Приложение

6)

для

конспектирования

этапов

моделирования,

компьютер

с

загруженной

программной средой MSOfficeExcel2007.

На столе учителя: компьютер с загруженной презентацией «Компьютерное моделирование:

Расчет параметров геометрической модели» и программной средой MSOfficeExcel2007, модели

бумажных коробок.

На экране: электронная презентация

Приложения:

Электронная презентация «Компьютерное моделирование: расчет параметров геометрической

модели»

- Приложение 1: виды ѐмкостей;

- Приложение 2: прототипы коробок со стола учителя;

- Приложение 3: развертки коробок;

- Приложение 4: геометрическая и математическая модели короба;

- Приложение 5: отчѐт – техническое задание;

- Приложение 6:технологическая карта задачи;

- Приложение 7: примерное заполнение технологической карты;

- Приложение 8: технологическая карта домашнего задания

Содержание и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I

Актуализация знаний

учащихся (обзор,

повторение)

8 мин

Цель: подготовка

мышления учащихся

и организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению модели

Организация беседы по пройденному ранее материалу:

- Мы с вами продолжаем тему «Компьютерное

моделирование» и знакомы с этапами решения задач

(моделирования). Какими?

Ставлю задачу: Вы работаете в конструкторском бюро

на заводе, где выпускают квадратные металлические

листы стандартного размера и сваривают из них

короба. Из листов изготавливают короба, которые

должны быть максимальной вместимости.

(На экране – Приложение 1)

Что вы как конструкторы должны для этого делать?

Дополнительные вопросы:

- какую геометрическую фигуру представляет такой

Дают определение:

описание задачи; разработка

моделей – информационной,

знаковой и компьютерной;

компьютерный эксперимент;

анализ результатов.

Отвечая на вопрос, определяют

цель своей деятельности на уроке

И ставят перед собой задачи:

а) рассчитать объем короба по

известным параметрам листа;

б) создать рабочий чертеж -

техническое задание для

сварщиков.

Отвечая на вопросы, формулируют

проблему: как изготовить коробку

в форме параллелепипеда и при

каких условиях у такой коробки

1

2

3

короб?

- как можно сделать такую коробку?

- что такое вместимость короба?

- от чего зависит объем короба?

будет максимальный объем?

II

Исследование

проблемы

25 мин

Цель: формирование

умения анализировать

объекты и на основе

анализа создавать

информационную и

знаковую модели.

На столе учителя три почти одинаковых коробочки,

изготовленных из листа бумаги. На экране

изображения листа и коробочек с размерами

(Приложение 2)

Ставлю задачу: Перед вами три коробочки,

изготовленные из квадратных листов бумаги, сторона

которых одинаковая. Видно, что высота коробочек

разная, их можно вложить друг в друга. Как вы

думаете, у этих коробочек одинаковый объем?

Назовите формулу объема параллелепипеда. От чего

зависит величина объема?

Разворачиваю коробочки. На экране геометрическая

модель развертки коробки с квадратными вырезами

по углам листа, указаны размеры (Приложение 3).

Визуально исследуют коробочки,

делают предположения.

Называют формулу объема

параллелепипеда. Проверяют

расчетами объемвсех трех коробок.

Делают вывод, что величина

объема зависит от высоты.

Сравнивают свой ответ с примером

на экране (Приложение2).

1

2

3

Дополнительные вопросы:

- что представляет из себя высота коробки?

- дно коробки – какая геометрическая фигура?

- выведите формулу дна коробки через заданную

длину стороны листа и длину выреза;

- выведите формулу объема коробки через длину

стороны дна и длину выреза. (Приложение 4 -

окончательные формулы расчета).

Проводят ассоциацию высоты

параллелепипеда и стороны

выреза. Выводят формулы длины

стороны дна и формулу объема

через длину стороны дна и длину

выреза.

Обсуждают результат

исследования: объем коробки

зависит от длины выреза

III

Практическая

реализация

результатов

исследования и

анализ результатов

35 мин

Цель: формирование

у учащихся умения

использовать

определенную

программную среду

для создания

Ставлю

задачу:

создать

компьютерную

модель

для

заданных

размеров

квадратного

листа,

произвести

тестовый расчет и компьютерный эксперимент для

различных

размеров

листа,

выполнить

отчет

с

чертежом

техническим

заданием

для

сварщика

в

текстовом процессоре Word.

Дополнительные вопросы:

-

какую

программную

среду

используете

для

построения компьютерной модели?

-

рекомендую

шаблон

таблицы

из

технологической

Загружают программнуюсреду

MSOfficeExcel2007.

Самостоятельно создают таблицу,

заносят формулы на языке Excel.

Проводят компьютерный

эксперимент:

- проговаривают формулы на языке

Excel;

- создают таблицу в среде Excel,

заносят формулы;

компьютерной

модели, умения

экспериментировать с

разными исходными

данными, умения

анализировать

результаты, умения

оформлять

результаты

исследования в

разных программных

средах (таблица в

Excelи отчет в

текстовом редакторе

Word).

карты: какие формулы будете заносить в ячейки?

-

в

каких

формулах

будете

использовать

замороженные адреса ячеек и почему?

- выполняют тестовый расчет по

данным, приведенным в таблице;

- производят расчеты для разных

исходных данных (длины стороны

листа);

- проводят расчеты с разными

шагом увеличения выреза (0,5 см,

0,2 см);

- проводят анализ модели.

Физкультминутка

3-4 мин

Предлагаю выполнить упражнения для глаз

- моргание;

-

сначала

сильно

зажмурить

глаза,

потом

широко

раскрыть глаза;

- перевести взгляд с близкого предмета на далѐкий и

обратно.

Выполняют упражнения

IV

Обсуждение

результата

Организую

беседу

с

обсуждением

результатов

моделирования:

-

при

каком

шаге

увеличения

выреза

получился

Делают вывод:

- максимальная или минимальная

длина выреза не ведет к

моделирования

10 мин

Цель:формирование

умения анализировать

полученные в

эксперименте данные

максимальный объем?

- при какой длине выреза получается максимальная

вместимость короба?

Предлагаю

публично

выступить

с

отчетомперед

классом.

максимальной вместимости (длина

выреза должна быть средней);

Показывают свою работу на

экране.

V

Рефлексия

5 мин

Цель:

осуществить

самоанализ

и

самооценку

своей

деятельности на уроке

Предлагаю

оценить

свою

работу,

вспомнить

цели

исследования,

подвести

итоги

занятия.

Продолжите

предложение:

Сегодня на уроке я …

Я научился …

Мне было непонятно …

Интерес вызвало …

Затруднение вызвало …

Заполняют

карточки,

оценивают

свою работу на уроке.

VI

3 мин

Домашнее задание

Предлагаю выполнить ДЗ:

Для самостоятельного моделирования на следующем

уроке проанализировать объекты будущей модели,

создать информационную, геометрическую, знаковую

модели с записью в технологической карте.

Подготовить вопросы для обсуждения исследования.

Записать в технологической карте формулы на языке

Excel в предложенную таблицу. Приложение 8. (ТК)

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Приложение 2

Техническое задание

Материал: стальной лист (квадрат)

Сторона листа: 6 метров

Продукт: короб ѐмкостью 16 кубических метров

Технология изготовления: по углам листа вырезать четыре квадрата и сварить короб по сторонам вырезов.

Тема: Расчет параметров геометрической модели

1 этап. Постановка задачи.

Описание: На заводе выпускают квадратные металлические листы со стороной а (стандартный

размер). Из листов изготавливают короба, которые должны быть максимальной вместимости.

Цель моделирования: Определить, какова должна быть сторона вырезаемого ……………… ,

чтобы короб имел наибольшую вместимость.

Анализ объекта: в задаче один объект …………….. преобразуется в другой ………….. .

Исходный объект – металлический ……….- имеет геометрический размер – длина …………. .

Созданный объект - ………… - характеризуется ………….., а вырезы - размером ……….

2 этап. Разработка модели

Информационная модель

Объект

Данные (величины)

исходный

…………..

а - ………………….

b -……………………..

конечный

…………..

с - …………………………

S - …………………………

V - …………………………..

Математическая модель

Длина стороны дна с = _____________________________________

Площадь дна S = ___________________________________________

Объѐм V = ________________________________________________

Компьютерная модель

Для моделирования используется среда ………………… Здесь информационная и математическая

модели объединяются в таблицу,

которая

содержит три области: 1 – исходные данные, 2 –

промежуточные расчеты, 3 – результаты.

3 этап. Компьютерный эксперимент Провести тестовый расчет по данным, приведенным в

таблице;

1)

Провести расчеты для разных исходных данных;

2)

Провести расчеты с более мелким шагом увеличения катета;

3)

Заполните таблицу результатов эксперимента:

Длина

стороны

Шаг

увеличения

выреза

Максимальный

объѐм

Длина выреза

тестовый

40

1

0,5

0,2

стандартный

……………..

Приложение 6

Тема: Расчет параметров геометрической модели

1 этап. Постановка задачи.

Описание: На заводе выпускают квадратные металлические листы со стороной а (стандартный

размер). Из листов изготавливают короба, которые должны быть максимальной вместимости.

Цель моделирования: Определить, какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы

короб имел наибольшую вместимость.

Анализ объекта: в задаче один объект лист преобразуется в другой короб . Исходный объект –

металлический лист - имеет геометрический размер – длина стороны а. Созданный объект -

короб - характеризуется объёмом, а вырезы - размером стороны.

2 этап. Разработка модели

Информационная модель

Объект

Данные (величины)

исходный

лист

а – длина стороны листа.

b –длина стороны выреза

конечный

короб

с – длина стороны дна

S – площадь дна

V – объём короба

Математическая модель

Длина стороны дна с = a – 2b

Площадь дна S = c

2

Объѐм V = c

2

b

Компьютерная модель

Для моделирования используется среда Excel2007. Здесь информационная и математическая

модели объединяются в таблицу, которая содержит три области: 1 – исходные данные, 2 –

промежуточные расчеты, 3 – результаты.

3 этап. Компьютерный эксперимент

1)

Провести тестовый расчет по данным, приведенным в таблице;

2)

Провести расчеты для разных исходных данных;

3)

Провести расчеты с более мелким шагом увеличения выреза;

4)

Заполните таблицу результатов эксперимента:

Длина стороны

Шаг увеличения

выреза

Максимальный

объѐм

Длина выреза

тестовый

40

1

4738

7

0,5

4739,5

6,5

0,2

4740,38

6,6

стандартный

6 м

0,6 м

15,55

1,2

0,5 м

16

1

0,4 м

15,55

1,2

Приложение 7

Информатика: урок по теме «Моделирование: Расчет дня недели по заданной дате»

Класс: 9

И н ф о р м а т и к а . М о д е л и р о в а н и е . П Р : К А Л Е Н Д А Р Ь

З а д а н и е : С помощью вычислений в Электронной таблице определите, на какой день недели выпадает заранее установленная дата.

Разъяснение: Приведенное ниже выражение справедливо на период с 1 марта 1900г. по 28 февраля 2100г.

Количество дней, прошедших с 28 февраля 1900г., можно определить из следующего выражения:

Y

= [(

365,25•G)]

+ [(

30

,

6•I

)

] +

N -

694066

где G, I - числа, определяемые по таблице (см. ниже): Е - число, равное году выбранной даты, Н - порядковый номер месяца выбранной

даты, N - день выбранной даты.

Например: если выбрана дата 19 января 1978 года, то Н= 1978, Н — 1 , N=19.

Квадратные скобки в данном выражении означают, что от полученного в скобках числа требуется взять только целую часть

(цифры после запятой необходимо отбросить).

H

1

январь

2

февраль

3

март

4

апрель

5

май

6

июнь

7

июль

8

август

9

сентябрь

G

Е-1

Е-1

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

I

14

15

4

5

6

7

8

9

10

Чтобы определить, на какой день недели приходится некоторая заранее установленная дата, надо:

-

найти для этой даты значение Y;

-

разделить полученное значение Y на 7;

-

от полученного частного взять дробную часть и умножить на 7;

-

полученное произведение округлить до ближайшего целого числа, при этом полученным числам будут соответствовать

дни: 0 - воскресенье, 1 - Понедельник, 2 - Вторник, .. ., 6 - суббота.

Фамилия Имя, класс ___________________________________________________________________--

ОТЧЕТ: Компьютерная модель: в таблице используются столбцы A, B, C, D и строки с 1 по 12

1) в ячейки B3, B4, B5 запишите значения года, месяца и дня ДАТЫ соответственно;

2) в ячейку B7 запишите формулу для числа G (по таблице): используйте функцию ЕСЛИ и вместо многоточия впишите адреса ячеек или формулы;

3) в ячейку B8 запишите формулу для числа I (по таблице);

4) в ячейку B9 запишите формулу для числа Y: вместо квадратных скобок используйте функцию ЦЕЛОЕ(число);

5) в ячейку B10 запишите формулу для дробной части частного (Y / 7) - число А;

6) в ячейку B11 запишите формулу для произведения (А * 7) - число В;

7) в ячейку B12 запишите формулу округления числа В до целого: используйте функцию ЦЕЛОЕ(число; количество знаков после десятичной точки);

8) в ячейку D4 запишите формулу для нахождения ДНЯ НЕДЕЛИ: используйте сложную функцию ЕСЛИ, в примере формулу надо продолжить;

А

B

C

D

1

Определение дня недели по дате

2

3

Год

день недели

4

месяц

=ЕСЛИ(……..=0;"ВС";ЕСЛИ(……..=1;"ПН";…………...…………………………………………………............….

5

день

6

7

G

=ЕСЛИ(ИЛИ(…….=1;…….=2);…………….;…….......…...)

8

I

=ЕСЛИ(…….=1;……..;ЕСЛИ(……...=2;……...;……………….))

9

Y

=

10

число А: дробная

часть Y/7

=

11

число В: А*7

=

12

С: округлѐнное до

целого число В

=

Какие значения получатся для ДАТЫ 16.03.2015 в соответствующих ячейках таблицы, запишите эти значения:

А

В

С

D

А

В

С

1

7

G

2

8

I

3

Год

День нед

9

Y

4

Месяц

10

A

5

День

11

B

6

12

C

Электронная таблица. Пример работы (занесение данных и формул, результат)



В раздел образования