Автор: Пискарева Ольга Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ивановский промышленно-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы и технологии на учебном занятии
Раздел: среднее профессиональное
Современные методы и технологии на учебном занятии
О.М. Пискарева, методист
ОГБПОУ «Ивановский промышленно-экономический колледж»
Создание психологически комфортной и деловой обстановки на учебном
занятии, четкая организация всего учебного процесса, чтобы обучающийся мог
почувствовать заинтересованность и испытывать удовлетворение от занятия,
смог проявить себя как личность является главной целью учебного занятия.
Занятие необходимо начинать с энергичного, позитивного приветствия,
делового настроя и активного общения со студентами. Четко обозначать план и
цель учебного занятия. Обязательно уделять внимание каждому, работать
индивидуально, контролировать и корректировать выполнение заданий, при
этом стараться при всех хвалить за правильность выполненной работы, а также
подбадривать,
направлять,
если
сделано
не
верно.
Такой
подход
дает
возможность всем испытать удовлетворенность от работы на занятиях,
раскрепостить обучающихся, активизировать их познавательную активность.
В конце занятия обязательно проводить опрос, обсуждение и подведение
итогов, выставлять общую оценку всей группе и отдельным обучающимся, а
также выдать домашнее задание.
Применение технологий личностно-ориентированного образования, среди
которых особое значение имеет исследовательский метод обучения и технология
коллективной мыследеятельности, ориентированные на поиск самостоятельных
решений учебной проблемы.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти
обучающихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на
занятиях
необходимо
ставить
познавательные
и
практические
задачи,
требующие самостоятельного решения, использовать проблемно-творческие
задания. Ситуация поиска позволяет студентам осмысливать факты, явления,
идеи и делать собственные выводы.
Применение здоровьесберегающих технологий, важная составная часть
которых – рациональная организация занятий, предполагающая чередование
разных видов деятельности, эмоциональную разрядку на определённых стадиях
занятия, а также использование динамической паузы, релаксации.
В век компьютерных технологий здоровье особо подвержено опасности.
Многие студенты находятся в компьютерной зависимости, приходят на занятия
не выспавшиеся, подавленные. В этой ситуации, когда компьютер необходим и в
тоже
время
наносит
вред
здоровью,
необходимо
разъяснить
важность
правильного распределения времени работы на компьютере, выполнение
необходимых упражнений и сбережения здоровья, как самого важного фактора
успешной и долголетней жизни.
Применение разных видов диагностики уровня знаний студентов: устный
опрос,
тестирование,
работа
по
карточкам,
зачеты,
контрольные
и
самостоятельные работы, итоговые задания.
Применять устный опрос, который предполагает развитие языковой
культуры и мышления студентов, способности давать развернутый, полный,
логически последовательный и аргументированный ответ. В ответе должно быть
рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений – нельзя допускать
сухого изложения фактов, а тем более односложных ответов. В отдельных
случаях,
при
подготовке
ответа,
разрешается
пользоваться
учебником,
тетрадями, пособиями, моделями. После ответа проводится тщательный его
анализ с обучающимся, дополняются отдельные разделы, корректируются
ошибки.
Создание условий для появления новых мотивов и целей с проявлением в
них новых качеств: устойчивости, осознанности, действенности.
Можно проводить занятия коллективной мыследеятельности, на которых
студенты
работают
в
группах
и
парах.
При
необходимости,
помогать
обучающимся
начать
работу
в
группах,
наблюдать
за
тем,
как
идет
сотрудничество между ними, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце
оценивать работу студентов и сотрудничество в группах, парах. Обучение в
сотрудничестве даёт студентам осознание личного участия и ответственности за
успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов
группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.
Привлекать обучающихся к конкурсам, всероссийским, международным,
научно исследовательской работе.
Применение
современных
технологий
обучения,
прежде
всего,
компьютерных, формирование компьютерной грамотности у обучающихся,
связанной
с
умением
целенаправленно
работать
с
информацией
и
использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Изменение
внутреннего
отношения
студентов
к
уровню
своих
возможностей и перспективам их развития.
Оказывать
помощь
в
учёбе,
применяя
индивидуальный
подход
с
использованием
методов
убеждения,
поощрения.
Поддерживать
успехи
студентов в коллективе группы, работать с родителями, всегда находить сильные
стороны и перспективы развития для каждого студента.
В организации учебной деятельности планировать занятия в зависимости
от их целей и содержания. Прежде всего, это урок изучения нового материала;
урок
закрепление
изученного;
уроки
выработки
умений
и
навыков;
повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений
и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний,
закрепление, контроль и рефлексию.
Кроме того, использовать материалы из опыта работы педагогического
сообщества, различные наглядные пособия, технические средства обучения.
В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться
процедуры
независимой
оценки
компетентности
обучающихся,
то
есть
результативных показателей образования.
В своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих в какой-то мере
отследить качество образовательного процесса, так как качество образования -
это динамичный процесс, неподконтрольный педагогическим измерениям и
всегда комплексно подхожу к оценке качества обученности студентов.