Напоминание

«Обучения детей с ОВЗ в начальной школе».


Автор: Долгих Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ " Верхопенская СОШ"
Населённый пункт: .Белгородская область, Ивнянский район, с. Верхопенье
Наименование материала: статья
Тема: «Обучения детей с ОВЗ в начальной школе».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Долгих Л. Н.

Областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Верхопенская средняя общеобразовательная школа

имени М.Р. Абросимова» Белгородской области

«Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе».

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с

проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с

этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач

государственной

политики.

Так

в

нашу

школу

вошло

инклюзивное

образование.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и

обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей

инклюзивного

обучения

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями

здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов

предусматривает

создание

для

них

специальной

коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и

равные с обычными детьми возможности для получения образования в

пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,

воспитание

и

обучение,

коррекцию

нарушений

развития,

социальную

адаптацию.

В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного

прогресса в социальном развитии.

Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий

системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но

такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя

самого.

Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы

напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные

средства.

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения

является одним из необходимых средств повышения эффективности

коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

«Метод» в переводе с греческого означает «путь».

Методы обучения

– способы работы педагога, с помощью которых

достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также

развитие и коррекция их познавательных способностей.

методы

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные

(иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные

опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от

частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и

работы под руководством преподавателя;

методы

стимулирования

и

мотивации

учебно-познавательной

деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению

(используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной

деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению),

методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

методы

контроля

и

самоконтроля

за

эффективностью

учебно-

познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля,

методы

письменного

контроля

и

самоконтроля,

методы

лабораторно-

практического контроля и самоконтроля.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя

является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому

содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Наиболее

приемлемыми

методами

в

практической

работе

учителя

с

обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-

коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми

возможностями здоровья.

С понятием метода тесно связано понятие «приема

обучения».

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и

учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для

активизации

деятельности

обучающихся

с

ОВЗ

можно

использовать следующие приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Использование

магнитных букв,

слов

при

выполнении

задания,

разгадывания кроссворда и т. д.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми

глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока,

тренажёров для гимнастики глаз. Использование картинного материала

для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия,

внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или

иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Использование всего разнообразия существующих методов и приемов

обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также

является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного

вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время

не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его

восприятие с различных сторон.

Подводя

итоги

сказанному,

можно

с

уверенностью

сказать,

что

деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха

обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие

коммуникативно-эмоциональной

сферы

личности

обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося

и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Используемая литература:

1.

Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод

обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с

нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.

2.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в

развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство

«Книголюб», 2008. – 128 с.



В раздел образования