Автор: Долгих Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ " Верхопенская СОШ"
Населённый пункт: .Белгородская область, Ивнянский район, с. Верхопенье
Наименование материала: статья
Тема: «Обучения детей с ОВЗ в начальной школе».
Раздел: среднее профессиональное
Долгих Л. Н.
Областное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Верхопенская средняя общеобразовательная школа
имени М.Р. Абросимова» Белгородской области
«Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с
этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной
политики.
Так
в
нашу
школу
вошло
инклюзивное
образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и
обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей
инклюзивного
обучения
является
осуществление
индивидуального
и
дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями
здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов
предусматривает
создание
для
них
специальной
коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и
равные с обычными детьми возможности для получения образования в
пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
воспитание
и
обучение,
коррекцию
нарушений
развития,
социальную
адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного
прогресса в социальном развитии.
Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий
системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но
такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя
самого.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы
напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения
является одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
«Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения
– способы работы педагога, с помощью которых
достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также
развитие и коррекция их познавательных способностей.
• методы
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные
(иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные
опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от
частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и
работы под руководством преподавателя;
• методы
стимулирования
и
мотивации
учебно-познавательной
деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению
(используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной
деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению),
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы
контроля
и
самоконтроля
за
эффективностью
учебно-
познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля,
методы
письменного
контроля
и
самоконтроля,
методы
лабораторно-
практического контроля и самоконтроля.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя
является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому
содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Наиболее
приемлемыми
методами
в
практической
работе
учителя
с
обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-
коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми
возможностями здоровья.
С понятием метода тесно связано понятие «приема
обучения».
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и
учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для
активизации
деятельности
обучающихся
с
ОВЗ
можно
использовать следующие приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Использование
магнитных букв,
слов
при
выполнении
задания,
разгадывания кроссворда и т. д.
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока,
тренажёров для гимнастики глаз. Использование картинного материала
для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия,
внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или
иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов
обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также
является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного
вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время
не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его
восприятие с различных сторон.
Подводя
итоги
сказанному,
можно
с
уверенностью
сказать,
что
деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха
обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие
коммуникативно-эмоциональной
сферы
личности
обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося
и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Используемая литература:
1.
Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод
обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с
нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.
2.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство
«Книголюб», 2008. – 128 с.