Напоминание

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Балина Татьяна Геннадьевна -
Должность: Заведующий механико-технологическим отделением
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение " Костромской торгово- экономический колледж"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Статья
Тема: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее профессиональное образование в России является исторически сложившейся

системой подготовки кадров работников для всех видов производства и отраслей социальной

сферы. В настоящее время его психолого-педагогический и материально-технический потенциал

гораздо выше, чем несколько десятилетий назад, но в то же время новая социально-экономическая

парадигма требует большей гибкости и адаптивности в процессе его реализации. От динамики

модернизации

воспитательно-образовательного

процесса,

постановки

новых

задач,

коррелирующих с актуальной повесткой дня, и поиска новых методик преподавания зависит не

только профессиональная компетентность будущих выпускников, но и престиж выбора рабочей

специализации в современном российском обществе.

Сегодня на рынке труда констатируется увеличенный спрос на рабочих и специалистов

среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80

процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста [1]. В этих

условиях объективно возрастает роль среднего профессионального образования в подготовке

кадров, утверждается комплекс мер по его поддержке и развитию, происходит интеграция данных

образовательных учреждений в приоритетный национальный проект. Благодаря его реализации

формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования и

механизмы государственно-частного партнѐрства базовых предприятий и учебных заведений,

происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. В становлении инновационной

экономики

растущий

интерес

работодателей

вызывают

профессиональные

стандарты,

описывающие перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие

эффективность предприятий отрасли и являющиеся основным механизмом установления диалога

между рынком труда и образованием. Наиболее конкурентноспособными в условиях рыночной

экономики

становятся

сотрудники

с

устойчивой

мотивацией

на

развитие

личностнопрофессиональных компетенций и открытые для активного восприятия нового,

алгоритмы которых целесообразно сформировать еще в процессе обучения в среднем

профессиональном учреждении.

Целевая ориентация системы среднего профессионального образования на модульно-

компетентностный подход позволит более детально планировать, соотносить с потребностями

рынка занятости и задавать образовательно-воспитательные цели с покомпонентным описанием

методов их достижения и способов проверки эффективности. Так В. П. Беспалько уделяет

диагностическому целеполаганию при проектировании учебного процесса первоочередное

внимание и считает, что точная постановка цели в обучении - это одновременно и его содержание,

и качество восприятия студентами, которые должны стать общепонятными и управляемыми

стандартами [2]. Проектированию результатов обучения придается высокий статус также в рамках

мероприятий по реализации Болонского и Копенгагенского процессов, которые рассматриваются

базовым

структурным

элементом

прозрачных

систем

профессионального

образования

и

выдвигаются в центр деятельности по его реформированию. Однако следует отметить, что не все

даже самые передовые зарубежные технологии соответствуют российской ментальности.

Безусловно для системы среднего профессионального образования эффективным

является наличие в преподавательском составе специалистов, имеющих опыт практической

деятельности, или организация производственных стажировок в соответствии с требованиями

федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня в этом вопросе уже можно

отметить положительную динамику, так как многие крупные предприятия становятся все более

открытыми

тенденции

формирования

высоко

квалифицированных

лояльных

кадров

со

студенческого возраста. Весьма актуальной остается проблема интеграции руководителей

профильных организаций к реализации образовательного процесса, разработка и внедрение

мотивационных программ для будущих работодателей на государственном уровне, привлечение

представителей профильных предприятий в качестве внешних экспертов к промежуточной и

итоговой аттестациям обучающихся.

В настоящее время от современного педагога требуется повышенная эмоциональная

отдача, высокая затратность внутренних ресурсов и готовность к освоению новых педагогических

и информационных технологий. В условиях динамично меняющихся общественно-социальных и

научно-технических

процессов

без

постоянного

развития

своей

профессиональной

компетентности педагог рискует потерять ее полностью.

Не менее актуальной проблемой остается недостаточное финансирование материально-

технической и методической базы организаций профессионального образования: обеспечение

мастерских

современным

оборудованием,

информационными

возможностями

и

учебной

литературой, систематизирующей мировой опыт достижений в конкретной области. Выпускники

многих профессиональных образовательных учреждений после получения диплома по выбранной

ими специальности вынуждены дополнительно заканчивать профильные коммерческие курсы для

овладения современными производственными техническими навыками.

Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что сегодня продолжает актуально стоять

вопрос реформирования отечественной системы среднего профессионального образования и его

переход к качественно новому подходу подготовки квалифицированных кадров, способных

эффективно работать в современных рыночных условиях на предприятиях различных форм

собственности.

Следует

продолжать

развивать

престиж

данного

вида

образования,

его

востребованность и адаптивность к быстро меняющимся потребностям рынка труда.

Библиографический список:

1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования: Народное образование. 2001. № 5.

2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного

процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие - М.: Высшая школа, 1989.

3. Дѐмин В. М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики

России: Специалист. 2002. № 1.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта - М.:

Просвещение, 2002.



В раздел образования