Напоминание

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Алгоритм определения спряжения глагола»


Автор: Шубина Вера Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№24"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Алгоритм определения спряжения глагола»
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Алгоритм определения спряжения глагола»

Подготовила Шубина В.А

УМК: Перспектива

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окон-

чанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешно-

сти учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо-

щью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с ма-

териалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму дей-

ствия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной зада-

чей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполните-

ля.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от

уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематиче-

скую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов,

личные окончания глаголов

Ресурсы:

Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык: 4 класс»

ч. 2.

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, пре-

зентация «Алгоритм определения спряжения глаголов».

Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным личным оконча-

нием.

Задачи:

1.

Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения

глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать уме-

ние правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить

определять спряжение глаголов по неопределённой форме

.

2.

Развивающие:

развивать учебную самостоятельность школьников на

основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятель-

ности; развивать устную и письменную речь, орфографическую зор-

кость, абстрактное мышление, память, внимание.

3.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные навыки: чувство то-

варищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самосто-

ятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока

Содержание

1

Мотивация к учебной

деятельности

Цель: способствовать

формированию положи-

тельной учебной моти-

вации.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского язы-

ка мне бы хотелось начать со стихотворения-поже-

лания

Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,

Тому никогда – никогда не понять.

Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки – как я!

В добрый час!

- Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас не

будет скучно, и вы легко справитесь со всеми по-

ставленными задачами.

2

Актуализация знаний

фиксация затруднения

в индивидуальной дея-

тельности

Цели:

-актуализация изученно-

го способа определения

спряжения глаголов;

-мотивация к пробному

учебному действию;

-фиксация учащимися

индивидуальных затруд-

нений в выполнении

пробного учебного дей-

ствия.

1. Актуализация изученного способа определе-

ния спряжения глаголов.

- Открываем тетради, записываем: число Классная

работа.

Следите за посадкой и положением тетради.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать откры-

вать секреты русского языка.

- Над какой темой работали на прошлом уроке?

(спряжение глаголов)

- Что такое «спряжение глаголов»?

- Сколько типов спряжения бывает у глаголов?

- Какие глаголы относятся к первому типу спряже-

ния?

- Ко второму?

- Давайте проверим, как вы поняли эту тему.

Перед вами глаголы, ваша задача определить спря-

жение и записать только цифры в строчку.

Плывем, сидит, соберешь, везете, говоришь, кладет

(Глагол относится к первому спряжению, потому,

что во 2 лице у него окончания:-ёшь,-ёте, а в 3 ли-

це окончания: –ёт, -ут. ко второму спряжению, по-

тому, что во 2 лице у него окончания: -ишь,-ите, а

в 3 лице окончания: –ит, -ят.)

2. Рефлексия.

-Взаимопроверка

- Поднимите руки, кто не справился с этим задани-

ем?

- Кому было тяжело определить спряжение глаго-

лов?

- Значит, вы уже хорошо умеете определять спря-

жение глаголов?

3. Мотивация к пробному учебному действию.

- Я приготовила для вас новое задание. Послушайте

скороговорку русского поэта Григория

Афанасьевича

Ладонщикова:

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

- Выпишите из скороговорки повторяющиеся гла-

голы и определите их спряжение.

- Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на

вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто

сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставь-

те на полях тетради знак: .

«+» я справлюсь …

«?» я не уверен …

«!» мне нужна помощь …

Учитель читает повторно скороговорку, дети выпи-

сывают повторяющиеся глаголы.

4.Фиксация учащимися индивидуальных за-

труднений в выполнении пробного учебного дей-

ствия.

- Какие глаголы выписали?

- В чём возникли затруднения?

(Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют»,

«колят» или «колют», и поэтому не можем опре-

делить спряжение этих глаголов.)

3

Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои

действия с используе-

мым способом опреде-

ления спряжения глаго-

ла и на этой основе вы-

явит и зафиксировать во

внешней речи причину

затруднения:

- А почему возникли трудности в написании окон-

чаний глаголов?

(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому

слышатся нечётко).

Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь

ваше мнение изменилось?

4.

Построение проекта

выхода из затрудне-

ния.

Цель: построить проект

выхода из затруднения:

обдумать цель, тему

урока, способ и средства

выхода из затруднения.

- Так чему нам предстоит научиться сегодня на уро-

ке?

(Научиться определять спряжение глаголов с без-

ударным личным окончанием).

-Кто может предложить способ выхода из создав-

шегося затруднения?

(учитель выслушивает гипотезы детей: посмот-

реть окончание в словаре и т.д. )

- Где мы можем найти подсказку?

5.

Реализация построен-

1. Организация коммуникативного взаимодействия,

ного проекта.

Цель:

- организовать коммуни-

кативное взаимодей-

ствие с целью реализа-

ции построенного

проекта, направленного

на приобретение недо-

стающих знаний;

- зафиксировать по-

строенный способ дей-

ствия в речи и знаках;

-организовать решение

исходной задачи, дан-

ной для пробного дей-

ствия и зафиксировать

преодоление затрудне-

ния;

-уточнить общий харак-

тер нового знания.

направленного на приобретение недостающих зна-

ний.

-Откройте учебник на странице 96. Найдите прави-

ло, как определить спряжение глаголов с безудар-

ными личными окончаниями.

Вы нашли ответ на наш вопрос??

2. Фиксация способа действия в речи и знаках.

- А теперь посмотрим на наш алгоритм.

- Как мы определяли спряжение глаголов ?

- Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось

определять спряжение глаголов?

Что изменилось теперь?

Какого важного этапа недостает в нашем алгорит-

ме?

- Если окончание в глаголе безударное, то как будет

определятся его спряжение?

(Дети перечитывают правило и составляют алго-

ритм, а на экране высвечивается каждый шаг).

Составление алгоритма.

Проверка алгоритма

3. Решение исходной задачи, данной для пробного

действия.

Ко

1

л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко

1

лют

Пи

1

л?т-(что делать?) пилить -

II спр.-пи

1

лят

- Как вы думаете, подойдет ли данный способ для

других глаголов с безударным окончанием?

- Чем мы теперь будем заниматься на уроке?

(работать по алгоритму, определять спряжение гла-

голов с безударными окончаниями)

6.

Первичное закрепле-

ние с проговариванием

во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение

детьми нового способа

действия при решении

типовых задач с прого-

вариванием во внешней

речи

1. Фронтальная работа.

Несколько глаголов разбираются фронтально с

классом, с целью дать образец проговаривания

способа определения спряжения глагол.

Образец устного рассуждения приводит ученик

у доски под руководством учителя:

1.

Личный глагол: наступ[и]шь.

2.

Ставлю ударение в слове: наступ[и]шь.

3.

Окончание безударное.

4.

Ставлю глагол в начальную форму: (что

сделать?) наступить (сов. вид)

5.

Начальная форма заканчивается на -ить,

это не глагол-исключение.

6.

Вывод: глагол II спряжения, в окончании пи-

шу –ишь.

На доске появляется запись:

наступить (II спр.)-наступишь

Обсуждение содержания пословиц.

Работа в парах.

Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безудар-

ного гласного в личных окончаниях глаголов, ука-

жите спряжение.

I в. Рису…те - ___________, свет…т - __________,

пиш…те - __________;

II в. Дума…те - ___________, люб…т - __________,

лета…те -_________.

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь?

- Вот так! (Дети

поднимают большой палец)

-Как идёшь?

- Вот так!

(Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь?

- Вот так!

-Как летишь?

- Вот так!

-Как плывёшь?

- Вот так!

-Как сидишь?

- Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физ-

культминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. На-

зовите глаголы второго спряжения. Как определяли

спряжение глаголов?

7.

Самостоятельная ра-

бота с самопроверкой

по эталону.

Цель:

-проверить на основе со-

поставления с эталоном

свое умение применять

новое учебное содержа-

ние в типовых ситуаци-

ях;

-организовать рефлек-

сию усвоения нового

способа по результатам

выполнения самостоя-

тельной работы.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

А) Найди лишнее слово:

смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, смотр…т

Б)

Вставь пропущенные буквы, определи спряже-

ние глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

2. Проверка по эталону выполненной работы.

а)

смотрит, дышит, та

е

т

, клеит;

лает, сеет, читает, смотр

и

т

б)

Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вече-

ром.

Каждый день будильник будит (будить -2

спр.) нас.

2. Рефлексия усвоения нового способа по результа-

там выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите ру-

ку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

9.

Рефлексия учебной де-

ятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексив-

ный анализ учебной дея-

тельности с точки зре-

ния выполнения требо-

ваний, известных уча-

щимся;

- зафиксировать нераз-

решенные затруднения

как направления буду-

щей учебной деятельно-

сти;

- оценить собственную

деятельность на уроке;

- обсудить и записать

домашнее задание.

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

2. Оцени свою деятельность на уроке:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряже-

ние глаголов с безударным

личным окончанием

4) Я могу определить спряже-

ние глаголов по неопределён-

ной форме.

4) Мне необходимо порабо-

тать над…

перечисли темы для до-

работки

3. Домашнее задание:

Стр 96 упр 157



В раздел образования