Автор: Оксана Николаевна Короткова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Бугровский ЦО №3"
Населённый пункт: город Бугры, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка, проведённого во 2 классе МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО№3»
учителем начальных классов
Коротковой Оксаной Николаевной
УМК: Школа России
Класс: 2
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Цель урока: создать условия для ознакомления правописания слов с безударным гласным звуком в корне.
Задачи урока:
Обучающая: способствовать осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием слов с
безударным гласным звуком в корне.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, письменной речи, умение точно отвечать на вопросы.
Воспитывающая: воспитывать умение преодолевать трудности и ценить результат своего труда.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Предметные:
знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы
проверки правильности написания безударных гласных в корне слова;
уметь правильно писать слова с проверяемыми
безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и
подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Метапредметные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения
использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к
известным понятиям; формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с
учителем и сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Формы:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России», компьютер,
проектор, презентация к уроку, рабочие листы с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы.
Ход урока:
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
1.Организацион-
ный момент
Цель:
настроить
учащихся на работу, на
включение в учебную
деятельность.
Учитель: Добрый день, ребята.
Учитель: Начинаем урок русского языка.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь!
- Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны
лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и
письменные принадлежности.
- Не будем забывать о правилах посадки. Спинки держим ровно,
не сутулимся, руки должны лежать на парте.
Приветствуют учителя и друг друга.
Присаживаются на свои места.
Регулятивные:
-волевая само -
регуляция;
-формирование
навыков
самоорганизации;
Личностные:
формирование
положительной
мотивацию к
обучению.
2. Минутка
чистописания.
Цель:
закрепить
знания, повторить
учебный материал,
пройденный ранее,
развитие логического
- Ребята, мы сегодня будем много писать, поэтому давайте
разомнем наши пальчики, чтобы все буквы получались
красивыми и ровными. Повторяйте движения за мной.
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (Тянем кисти в стороны)
Покрутили… (Волнообразные движения)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
Пальчиковая гимнастика
Оформление рабочей страницы в
тетради
мышления.
3. Словарная
работа.
Цель:
закрепить
знания, повторить
словарные слова,
изученные ранее,
развитие логического
мышления.
Знакомство с новым
словарным словом.
И открыли! (Пальцы расцепились)
- Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму.
- Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей
работы две строчки, запишите число и классная работа.
- Сегодня 13 декабря. Помним, что в слове «классная» пишется
удвоенная буква «сс»
- Посмотрите на доску, что вы видите? (буквосочетания но, на,
Но, На)
- Назовите виды соединения между буквами в буквосочетании
но, на, Но, На
- На новой рабочей строке запишите эти слоги, чередуя их до
конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон.
- Посмотрите на следующую строчку.
- На ней записаны слова.
- Прочитайте их. (носок, Носов)
- Запишите эти слова на следующей рабочей строке, соблюдая
расстояние и наклон. Почему второе слово написано с большой
буквы? (фамилия)
- Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее
изученных словарных слов. У вас на столе карточки со
словарными словами, в которых пропущены буквы. Вставьте
пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните
орфограмму.
Приложение 2
- Теперь поменяйтесь и проверьте друг у друга.
Слайд 1.
- Посмотрите на доску, познакомимся с новым словарным
словом.
- Что изображено на доске? (одежда) Слайд 2.
- Что такое одежда? (это вещь, которую носит на себе человек
каждый день)
Написание буквосочетаний и слов,
соблюдая каллиграфические правила
(высота букв, наклон, соединение,
расстояние)
Читают словарные слова, вставляют
буквы, пишут, выделяя орфограмму
графически.
Взаимопроверка. Работают в паре.
Знакомятся с новым словарным
словом, определяют его лексическое
значение, произносят слово
орфоэпически, орфографически,
называют орфограммы, записывают
словарное слово в тетрадь.
- Как мы произносим это слово, произнесите его орфоэпически.
- Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется?
(одежда)
- Сколько слогов в слове «одежда»? (в слове одежда три слога)
- На какой слог падает ударение в слове «одежда», на какую
гласную букву? (на второй слог, на гласную букву «е»)
- В словарном слове «одежда» необходимо запомнить в первом
слоге непроверяемую безударную гласную букву «о».
- Запишите слово «одежда» в тетрадь, поставьте ударение и
подчеркните орфограмму.
- Устно составьте словосочетания со словом «одежда». (новая
одежда, красивая одежда, чистая одежда)
- Составьте предложение со словом «одежда».
Вспоминают, что такое
словосочетание, предложение.
Составляют.
4.Целеполагание
Цель:
обеспечить
мотивацию учения
школьников, принятие
ими целей урока.
- Ребята, я сегодня нашла на столе записку. Сейчас я хочу вам её
прочитать. Слушайте очень внимательно.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня
вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и
пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», -
сказал товарищам Дима. - Колька принесет». Пришел Коля, а в
руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята
расстроились, что не получиться у них поиграть в футбол.
- Почему так получилось? (потому что Дима написал вместо
слова
мячом - мечом)
- Какую орфограмму не знал Дима? (способы проверки
написания безударной гласной в корне слова)
- Как правильно записать это слово? (мяч - с мячом)
- Как вы думаете, что надо делать, чтоб не получилось, как у
мальчиков? (не делать ошибок)
- Какое правило не знал Дима? (написание безударных гласных в
корне слова)
Анализируют проблемную
ситуацию; отвечают на вопросы
учителя; высказывают собственное
мнение; формулируют вывод,
опираясь на уже
имеющиеся знания.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
Личностные:
формирование
интереса,
любознательности.
- А что для этого надо уметь делать? (проверять написание
безударных гласных в корне слова)
- Вы все правильно сказали, молодцы! Как вы думаете, над
какой орфограммой мы с вами будем работать? (правописание
безударной гласной)
- Итак, а теперь сформулируем тему сегодняшнего урока.
(способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный в корне слова) Слайд 3
Определим задачи урока:
- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?
1. Научимся подбирать проверочное слово, обозначать
орфограммы;
2. Повторим правило правописания безударной гласной в корне
слова;
3. Научимся определять безударный гласный звук в слове и его
место в слове;
4. Научимся находить в словах букву безударного гласного
звука, написание которой надо проверять;
5. Научимся различать проверочное и проверяемое слова;
6. Будем подбирать проверочные слова.
Самостоятельно определяют тему
урока, планируют учебную
деятельность в виде задач.
5. Открытие
нового знания
Цель:
Открытие
нового знания (на основе
анализа языкового
материала)
- Ребята, у каждого из вас лежит на парте карточка, на ней вам
нужно будет выполнить задание: подобрать к словам
проверочные слова, так, чтобы безударный гласный стал
ударным.
(Слово) словарь, (…) моряк, (…) листок, (…) лесник.
(Земли) земля, (…) врачи, (…) следы, (…) стрижи.
Приложение 2
- Посмотрите на первое слово «словарь», в этом слове нам
нужно проверить во втором слоге безударную гласную букву в
корне слова «о», для этого нам надо подобрать такое
проверочное слово, чтобы безударный гласный в корне слова
стал ударным, подбираем к нему проверочное слово, это
«слово».
Выполняют учебные действия под
руководством учителя, открывают
новое знание.
Регулятивные:
ориентируются в
учебнике;
контролируют учебные
действия; принимают и
сохраняют цели и
задачи учебной
деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются
мнениями, умеют
слушать друг друга.
Работа с правилом.
(учебник, стр. 96.)
Моряк - море, листок - лист, лесник - лес.
Врачи - врач, следы - след, стрижи - стриж. Слайд 4
- В каких словах буквы, обозначающие безударные гласные
звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова? (в словах
«земля, врач, след, стриж» - изменяли форму слова)
- А в каких словах буквы, обозначающие безударные гласные
звуки в корне, вы проверяли, подбирая однокоренное
проверочное слово?
(в словах «море, лист, лес» - подбирали однокоренное
проверочное слово)
- Как изменился безударный гласный звук в проверочных
словах? (безударный гласный звук стал ударным)
- Как пишутся в проверочном и проверяемом словах гласные в
ударном
и
безударном
слоге
в
корне
слова?
(пишутся
одинаково)
- А теперь откройте свои учебнике на странице 96-й.
- Прочитайте правило, проверим свои предположения.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой
безударного гласного звука в корне, надо:
а) изменить форму слова: моря - море, у моря
б) подобрать однокоренное слово: трава - травка, зелёный –
зелень, так, чтобы безударный гласный звук в корне стал
ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и
безударном слогах корня пишутся одинаково.
- Какими способами можно подобрать проверочное слово для
слова с безударным гласным в корне? (можно изменить форму
слова или подобрать однокоренные слова)
Воспринимают
учебную
задачу;
работают с правилом; отвечают на
вопросы
учителя,
приводят
примеры; формулируют вывод.
Открывают стр.96.
Личностные:
проявляют
познавательный
интерес к изучению
предмета.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
6.Закрепление
изученного
материала
Цель:
обеспечить
закрепление в памяти
учащихся знаний и
способов действий,
которые им необходимы
для самостоятельной
работы по новому
материалу.
- В проверочных и проверяемых словах гласные в ударном и
безударном
слогах
корни,
пишутся?
(в
проверочном
и
проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах
корня пишутся одинаково)
Вывод:
Итак, можно сделать вывод, что для того, чтобы
подобрать
проверочное
слово
для
обозначения
буквой
безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова
или подобрать однокоренное слово, так, чтобы безударный
гласный звук в корне стал ударным и что в проверочном и
проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах
корня пишутся одинаково.
- Найдите упр. 142 а стр. 95
- Прочитайте, что необходимо сделать в упражнение.
(прочитать и записать пары слов, подобрать к каждому слову
проверочное слово по образцу и соединить линией буквы,
которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в
корне форм одного и того же слова)
- Записываем в свои рабочие тетради упражнение 142.
- Работаем по алгоритму – для вас он представлен на карточке.
Алгоритм работы со словом. Приложение 4
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери
однокоренные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Упр. 142 стр. 95 (под руководством
учителя, с комментированием)
Познавательные:
Овладевают
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
обобщения,
отнесения к известным
понятиям.
Регулятивные:
Понимают и сохраняют
целевые
установки
урока.
Планируют,
контролируют
и
оценивают
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей.
Коммуникативные:
умения выполнять
действия по алгоритму;
Обмениваются
мнениями, умеют
слушать друг друга.
7. Физминутка
Цель:
обеспечить
активный отдых
организму в процессе
определённой
деятельности
- А теперь я предлагаю нам немного отдохнуть.
В Светофор мы поиграем
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В Светофор мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками и ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой, (Бег с высоким подниманием
бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
Выполняют упражнения
Личностные:
осуществлять
пошаговый контроль
своих действий,
ориентируясь на показ
движений учителя, а
затем самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения действий.
8. Продолжение
работы по теме
- А сейчас ребята вам необходимо будет поработать в группах.
Две соседние парты (четыре человека) это одна группа.
У вас на партах есть карточки. Приложение 3
1 группа:
Работают в группах
Коммуникативные:
формирование
умения
сотрудничать
с
Цель:
обеспечить
закрепление в памяти
учащихся знаний и
способов действий,
которые им необходимы
для самостоятельной
работы по новому
материалу.
-Необходимо соединить слова с нужными буквами и подобрать к
нему проверочное слово.
2 группа:
- Необходимо вставить безударную гласную в корне слова и
подобрать к нему проверочное слово.
3 группа:
- Нужно исправь ошибки, которые допустил ученик, который не
знал правило и тоже подобрать к ним проверочное слово.
- Но прежде чем выполнить задание, вспомним правило, которое
лежит у каждого из вас на парте, что, если буква гласного
вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.
- Так как можно проверить букву безударного гласного? (чтобы
безударный гласный звук проверить нужно его поставить под
ударение)
- А как нужно работать в группах? (работать дружно, слушать
своего одноклассника, уважать мнение другого)
- Итак, вы можете приступать к выполнению задания, даю вам 3
минуты.
Ч…СЛО Е
Р…КА О
ДР…ЗДЫ И
П…ТНО А
ТР…ВА Я
- Итак, проверяем группы под номером 1. Слайд 5
- Какую букву вы вставили в первое слово? (ответы детей).
ГЛ…ЗА
К…СА
С…СНА В…ДА
Р…СА М…РЯ
- Проверяем группы под номером 2. Слайд 6
- А группам под номером 3 нужно исправь ошибки, которые
допустил ученик, который не знал правило.
КАЗЁЛ ДРАВА
ПЧИЛА КАВРЫ
ОЗИРО КРАТЫ
учителем
и
сверстниками
при
решении
учебных
проблем.
Самостоятельная работа
с самопроверкой по
эталону
- Ну и теперь проверяем ошибки у групп номер 3. Слайд 7
- Давайте, ребята, исправим ошибки в диктанте, который
написал ученик. Он не знает правила правописания безударных
гласных.
- У каждого из вас лежит диктант, прочитайте его.
Вот и дажди прошли. Холодно стало в лису и на палях. Рика
покрылась тонким лидком. Тишина в лису. Приложение 2
- Подумайте, как исправить ошибки? (правильно подобрать
проверочное слово)
- Какую орфограмму нужно проверять? (безударный гласный
звук в корне слова)
- Каким способом можно подобрать проверочные слова? (один-
много, однокоренные слова, большой-маленький)
- Возьмите в руки карандаш и проверьте его.
- Но для начала ещё раз вспомните алгоритм проверки
безударной гласной:
-
Что
вы
посоветуете
ученику?
(выучить
правильно
правописание безударной гласной)
9. Итог урока
Цель:
подведение
итогов урока по
пройденной теме.
- Что мы делали на уроке?
- Чему учились?
-Что узнали нового?
Обучающиеся
слушают
учителя,
принимают участие в диалоге с
учителем.
Высказывания обучающихся:
- Определяли слова с безударным
звуком в корне.
-
Правильно
писать
слова
с
безударным
гласным
звуком
в
корне.
- Узнали что такое форма слова,
проверяемое слово и проверочное
слово.
Коммуникативные:
объяснять свою точку
зрения.
Регулятивные:
умеют
высказывать
своё
мнение.
10. Рефлексия
Цель:
научить
фиксировать
собственные трудности,
выявлять причины этих
затруднений.
Учитель: Оцените свою работу на уроке в листе самооценки.
Приложение 1
Дают оценку своей деятельности на
уроке.
Познавательные:
ориентируются в своей
системе знаний.
Регулятивные:
оценивают
собственную
деятельность на уроке.
11. Домашнее
задание
Домашнее задание (дифференцированное):
1.Выучить правило (учебник стр.96).
2.Выполнить упр. 145 на стр. 97
3.Творческое задание. Или придумать свои пять слов с
безударной гласной в корне слова и подобрать к ним
проверочные слова.
Записывают задание.
Приложение 1
Лист самооценки обучающегося
Деятельность на уроке
Я доволен своей работой.
Я старался, но не всё
Я недоволен своей работой.
У меня всё получилось!
получилось.
1 задание. Вставить пропущенные
буквы в словарные слова (работа в
парах).
2 задание. Вставить безударную
гласную в слова.
3 задание. Подобрать проверочное
слово по образцу (упр. 142).
4 задание. Уметь работать по
алгоритму (работа в группе).
5 задание. Уметь исправлять ошибки
(сам. работа).
Самооценка работы на уроке
Приложение 2
Карточка № 1
Н_ябрь, _лф_вит, _ктябрь, п_суда, к_пуста, сах_р.
Карточка № 2
(Слово) словарь, (…) моряк, (…) листок, (…) лесник.
(Земли) земля, (…) врачи, (…) следы, (…) стрижи.
Карточка № 3
Вот и дажди прошли. Холодно стало в лису и на палях. Рика покрылась тонким
лидком. Тишина в лису.
Приложение 3
Карточки для работы в группах
1 группа:
Ч…СЛО Е
Р…КА О
ДР…ЗДЫ И
П…ТНО А
ТР…ВА Я
Приложение 4
3 группа:
КАЗЁЛ ДРАВА
ПЧИЛА КАВРЫ
ОЗИРО КРАТЫ
2 группа:
ГЛ…ЗА
К…СА
С…СНА В…ДА
Р…СА М…РЯ
Алгоритм работы со словом.
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Найди проверочное слово: измени слово и подбери однокоренные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.