Напоминание

Методическая разработка урока физики по теме: «Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд"


Автор: Воробьева Наталия Викторовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ТГМК им .Н. Демидова"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка урока физики по теме: «Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Физика»

по теме: «Электрический ток в газах. Самостоятельный и

несамостоятельный разряд»

Подготовила

преподаватель физики

Воробьева Н.В.

Тула, 2025г.

Пояснительная записка

Электричество

является

составной

частью

природы.

Жизнь

современного человека немыслима без устройств, питающихся электрической

энергией. Включение в программу курса физики данной темы является

отражением того большого значения, которое имеет электричество в

современной практике и повседневной жизни. Поэтому одним из важнейших

разделов курса физики является раздел «Электрический ток в различных

средах».

Занятие по теме «Электрический ток в газах. Самостоятельный и

несамостоятельный разряд» входит в цикл занятий по теме «Электрический

ток в различных средах». Студенты уже знают, как проходит и какое

практическое применение получил ток в металле, жидкости, вакууме. Кроме

того, целью данного занятия является привлечение внимания студентов к

одному из интереснейших явлений природы - молнии.

Для

того

чтобы

максимально

активизировать

познавательную

деятельность студентов, на занятии применяются различные формы и методы

обучения.

Формирование новых знаний осуществляется на основе развития

универсальных учебных действий. Для более глубокого усвоения нового

материала, повышения интереса студентов к изучению физики, на занятии

проводится

демонстрационный

эксперимент,

создаются

проблемные

ситуации, используется компьютер с мультимедиапроектором, а также

метод учебного проектирования.

В соответствии с требованиями ФГОС я использовала следующую

структуру урока открытия нового знания:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней

готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии.

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является

подготовка

мышления

обучающихся

и

организация

осознания

ими

внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование

каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа —

организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе

выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или способностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план,

способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из

затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой

основе — выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо,

чтобы

обучающиеся:

коммуникативной

форме

сформулировали

конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину

возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно

построить и чему научиться); — предложили и согласовали тему урока,

которую учитель может уточнить; — выбрали способ построения нового

знания (как?) — метод уточнения (если новый способ действий можно

сконструировать

из

ранее

изученных)

или

метод

дополнения

(если

изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака

или способа действий); — выбрали средства для построения нового знания (с

помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,

способы записи и т.д.

5. Реализация построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является

построение обучающимися нового способа действий и формирование умений

его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при

решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели

учащиеся должны: — на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать

гипотезы; — при построении нового знания использовать предметные

действия с моделями, схемами и т.д.; — применить новый способ действий

для

решения

задачи,

вызвавшей

затруднение;

зафиксировать

в

обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; — зафиксировать

преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во

внешней речи является усвоение студентами нового способа действия при

решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы

учащиеся: — решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых

заданий на новый способ действия; — при этом проговаривали вслух

выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и

т.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по

эталону

является

интериоризация

нового

способа

действия

и

исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения

цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых

заданиях.

8. Включение в систему знаний повторение.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения

является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к

изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости

нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний,

повторить

учебное

содержание,

необходимое

для

обеспечения

содержательной непрерывности, включение нового способа действий в

систему знаний. Для этого нужно: — выявить и зафиксировать границы

применимости нового знания и научить использовать его в системе

изученных ранее знаний; — доведения его до уровня автоматизированного

навыка; — при необходимости организовать подготовку к изучению

следующих разделов курса; — повторить учебное содержание, необходимое

для обеспечения содержательной непрерывности.

8. Рефлексия УД на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной

деятельности на уроке является самооценка обучающимися результатов

своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ

применения нового способа действия.

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков

сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий

сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями,

обсуждение

дискуссионных

вопросов,

создание

студентами

конечного

продукта (результата) их собственной творческой деятельности. В ходе

работы

студенты

повышают

уровень

информационной

культуры.

Немаловажным является то, что студенты могут глубже познакомиться с

выдающимися достижениями отечественной науки и технике в отдельных

отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и

изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники.

На занятии осуществляется связь с дисциплинами: химия, история,

экология.

Знания и умения, которые студенты получают на занятии, формируют

убеждённость в возможности познания законов природы;

готовность к

морально-этической оценке использования научных достижений, а также

готовность использовать физические знания в решении задач повседневной

жизни.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

урока:

«Электрический

ток

в

газах.

Самостоятельный

и

несамостоятельный разряд».

Этот урок входит в цикл занятий по теме

«Электрический ток в различных средах».

Тип урока:

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и

навыков

Вид урока: урок лекция с элементами проблемного диалога.

Цели урока.

Деятельностная:

научить обучающихся новым способам нахождения

знания, ввести новые понятия, термины по изучаемой теме.

Содержательная:

формирование системы новых понятий, расширение

знаний студентов по теме «Электрический ток в различных средах» за счет

включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи урока:

образовательные: изучить явление электрического тока в газах, виды

разрядов в газах и их техническое применение, сформировать способности

применять полученные знания в нестандартных условиях.

развивающие:

формировать умения анализировать, сравнивать,

переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при

построении

ответа,

выполнении

заданий

и

поисковой

деятельности,

развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на

основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

воспитательные: создать условия для положительной мотивации при

изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая

интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику,

индивидуальной культуры общения.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Технические

средства

обучения

и

оборудование: мультимедийная

установка, компьютер, электрометр, эбонитовая палочка, шерсть, спички.

Наглядные пособия: презентация к уроку, иллюстрации различных видов

электрических разрядов.

Дидактические материалы: образец таблицы для заполнения студентами

(приложение №1), доклады студентов (приложение №2,); карточки с

текстами заданий «Физические термины» (приложение №3,); карточки с

текстами для работы над ошибками (приложение №4); карточки с

информацией для конкурса аналитиков (приложение №5).

Используемые

педагогические

технологии:

технология

системно-

деятельностного подхода, элементы информационно-коммуникационных

технологий,

дифференцированного

обучения,

элементы

здоровьесберегающей технологии.

Методы

работы:

частично-поисковой,

репродуктивно-поисковой,

проблемный, словесно-наглядный.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

форме, свободная ориентация и восприятие учебного материала.

Личностные УУД: развивать готовность к самообразованию и решению

творческих задач, формировать ответственное отношение к обучению,

развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять

приобретённые знания и умения.

Регулятивные УУД: планирование, саморегуляция, выделение и осознание

обучающимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные

УУД:

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Подготовительная работа: обучающиеся этой группы подготовили доклады

по каждому виду самостоятельного заряда.

Этап

урока,

цель этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

Формируемые

УУД

Врем

я

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3

мин.

Цель

этапа

мотивации

(самоопределен

ия):

выработка

на

личностно

значимом

уровне

внутренней

готовности

выполнения

нормативных

требований

учебной

деятельности.

Применяет

приём

«Эпиграф»,

рассказывает

притчу: «Чего

бояться...»

Предлагает

сформулирова

ть тему урока.

Отвечают

на

вопрос

учителя,

обсуждают

притчу.

Определяют

тему урока и

делают вывод

о

необходимост

и

ее

изучения.

Личностные:

формирование

устойчивой

учебно-

познавательной

мотивации и

интереса к

учению.

Коммуникативн

ые: построение

устных и

письменных

высказываний, в

соответствии с

поставленной

коммуникативно

й задачей.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии.

2

мин.

Цель:

подготовка

мышления

обучающихся и

организация

осознания

ими

внутренней

потребности

к

Применяет

приём

проблемный

вопрос.

Отвечают

на

вопросы

учителя,

проводят

обобщение

ранее

изученного

учебного

Личностные:

формирование

устойчивой

учебно-

познавательной

мотивации

и

интереса

к

учению.

построению

учебных

действий

и

фиксирование

каждым из них

индивидуально

затруднения

в

пробном

действии.

материала

и

фиксируют

возникшее

затруднение

при ответе на

проблемный

вопрос

учителя.

Систематизир

уют

информацию.

Делают

предположени

я.

Формулируют

чем

будут

заниматься на

уроке

Познавательны

е: построение

логических

рассуждений,

включающих

установление

причинно-

следственных

связей.

3. Выявление места и причины затруднений.

5

мин

Цель:

организовать

анализ

обучающимися

возникшей

ситуации и на

этой

основе

выявить места и

причины

затруднения,

осознать то, в

чем

именно

состоит

недостаточност

ь

их

знаний,

умений

или

способностей.

Организует

фронтальный

опрос

обучающихся.

Создает

проблемную

ситуацию,

которая

подтолкнет

обучающихся

к

формулирован

ию цели

урока.

Применяет

прием

подводящий

диалог.

Студенты

вспоминают

что ими было

ранее

изучено,

анализируют

вслух учебный

материал

и

находят

причины

затруднений

для

объяснения

проблемной

ситуации,

предложенной

учителем.

Познавательны

е: построение

логических

рассуждений,

включающих

установление

причинно-

следственных

связей;

Коммуникативн

ые: построение

устных и

письменных

высказываний, в

соответствии с

поставленной

коммуникативно

й задачей.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план,

3

сроки, способ, средство).

мин.

Постановка

целей

учебной

деятельности и

на этой основе

выбор

способа

и

средств

их

реализации.

Предлагает

сформулирова

ть цель урока,

план

и

способы

открытия

новых знаний.

Корректирует

цели урока и

способы

получения

знания.

Прием:

эксперимент,

подводящий

диалог

Студенты

формулируют

главные

цели

урока,

предполагают,

чем

будут

заниматься на

уроке.

Личностные:

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

к

саморазвитию

и

самообразовани

ю.

Регулятивные:

формирование

умения

самостоятельно

составлять

план

и

последовательно

сть действий;

предвосхищать

результат.

5) Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

20

мин

Построение

обучающимися

нового способа

действий

и

формирование

умений

его

применять

как

при

решении

задачи,

вызвавшей

затруднение,

так

и

при

решении

задач

такого

класса

или

типа

вообще.

Использует

приемы:

лекция

с

элементами

проблемного

диалога,

презентация,

доклады,

работа

с

таблицей.

Корректирует

работу

студентов

по

заполнению

таблицы.

Отвечают

на

вопросы

преподавателя

,

формулируют

основные

тезисы

по

теме,

записывают их

в тетрадь.

Студенты

делают

доклады

по

каждому виду

самостоятельн

ых

разрядов.

(Приложение

№2)

Студенты

систематизиру

ют

Личностные:

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

к

саморазвитию

и

самообразовани

ю.

Коммуникативн

ые: организация

и планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Познавательны

е: построение

логических

рассуждений,

включающих

информацию,

пробуют

заполнить

таблицу

самостоятельн

о.

(Приложение

1)

установление

причинно-

следственных

связей.

6)Первичное закрепление нового знания.

3

мин.

Цель

этапа:

усвоение

обучающимися

нового способа

действия

при

решении

типовых задач.

Использует

приемы:

найти

соответствие,

лови ошибку.

Корректирует

результаты

работы

обучающихся.

Студенты

парами

выполняют

задания.

Обсуждают

совместно

с

преподавателе

м

верные

и

неверные

ответы.

Личностные:

формирование

коммуникативно

й

компетентности

в общении и

сотрудничестве

со сверстниками.

Регулятивные:

формирование

умения

самостоятельно

контролировать

своё время и

управлять им.

Познавательны

е: построение

логических

рассуждений,

включающих

установление

причинно-

следственных

связей.

7. Включение в систему знаний повторение.

5

мин.

Цель:

интериоризация

нового способа

действия

и

исполнительска

я

рефлексия

Проводит

«Конкурс

аналитиков».

Прием: «яркое

пятно».

Корректирует

Студенты

индивидуальн

о

выполняют

задание.

Обсуждают

совместно

с

Регулятивные:

формирование

умения

самостоятельно

контролировать

своё время и

(коллективная и

индивидуальная

)

достижения

цели

пробного

учебного

действия,

применение

нового знание в

типовых

заданиях.

результаты

работы

обучающихся.

преподавателе

м

верные

и

неверные

ответы.

управлять им.

Коммуникативн

ые:

построение

устных

и

письменных

высказываний, в

соответствии

с

поставленной

коммуникативно

й задачей.

8.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной

деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

4

мин.

Цель

этапа:

самооценка

обучающимися

результатов

своей

учебной

деятельности,

осознание

метода

построения

и

границ

применения

нового способа

действия.

Организует

обсуждение

результатов

занятия.

Приёмы:

«свободный

микрофон»,

«телеграмма».

Объясняет

домашнее

задание

(зрительное

ознакомление

с

содержанием

домашнего

задания

и

инструкцией

по

выполнению).

Анализируют

результаты

собственной

деятельности.

Формулируют

выводы

о

достижении

цели урока.

Определяют

существующи

е

пробелы

в

знаниях, на их

основе

формулируют

дальнейшие

цели.

Личностные:

формирование

ответственного

отношения к

учению,

готовности к

саморазвитию и

самообразовани

ю.

Регулятивные:

осуществление

регулятивных

действий

самонаблюдения,

самоконтроля,

самооценки в

процессе урока.

Коммуникативн

ые

построение

устных и

письменных

высказываний, в

соответствии с

поставленной

коммуникативно

й задачей.

Познавательны

е обучающиеся

сами

осуществляют

самоконтроль,

взаимоконтроль,

формулируют

затруднения и

осуществляют

коррекцию, дают

оценку

результатам

деятельности.

Содержание урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прием: эпиграф к уроку (записывается на доске); цитирование притчи.

Эпиграф к уроку:

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему

учиться»

Леонардо да Винчи

Добрый день! Сегодня я хотела бы начать наш урок с притчи.

Называется она: «Чего надо бояться…»

«Однажды, в жаркий летний день, началась сильная гроза. Все дети

прибежали домой. А самой маленькой девочки не было. Мама пошла ее

искать. Шел дождь, ярко сверкали молнии, и гремел гром. Маме было

страшно. Она закрывала глаза от каждого удара грома и вспышки молнии.

Мама нашла свою дочь на улице. Девочка была вся мокрая, но она весело

прыгала и танцевала под дождём. А когда сверкала молния, девочка

поднимала вверх свое лицо и улыбалась небу.

Мама была очень удивлена. Она спросила:

– Дочка! Ты не боишься? Тебе не страшно?

Улыбаясь, девочка ответила:

– Нет, мама! Мне не страшно! Я не знаю, чего здесь бояться?

А потом сказала:

– Мама! Смотри! Я танцую, а небо меня фотографирует»!

Всем вам, конечно, не раз доводилось наблюдать молнию – это

красивое, но опасное явление природы.

По оценке метеорологов, за одну секунду в землю ударяют 100 молний.

При этом освобождается огромный электрический заряд. Удар молнии

распространяется со скоростью 80000 миль в секунду и создает температуру,

50000°С. Такое свечение в атмосфере вызывает у людей удивление и страх. О

природе таких свечений мы узнаем сегодня на уроке.

Почему они

происходят? Обсуждение.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? На какие вопросы

нам предстоит узнать ответы? Давайте сформулируем тему урока.

Совершенно, верно. Тема урока «Электрический ток в газах». А кто

может мне ответить на вопрос, в чем заключается противоречие в теме

нашего урока?

Совершенно, верно, газ –это диэлектрик. Сегодня на уроке мы

рассмотрим, как протекают электрические явления в газах и как газ можно из

очень хорошего диэлектрика превратить в очень хороший проводник.

Изучим особенности этого физического явления и сможем с научной точки

зрения объяснить природу электрического тока в газах.

Я хотела бы сказать, что в природе не существует абсолютных

диэлектриков. Упорядоченное движение частиц, то есть ток, можно вызвать в

любой среде, однако для этого необходимы особые условия. Выясним, при

каких условиях возникает, а также какими особенностями характеризуется

электрический ток в газах. Сегодня на уроке мне будут помогать ваши

однокурсники. Они приготовили для вас интересный теоретический материал

и эксперименты. Вы должны внимательно выслушать их, посмотреть опыты,

ответить на вопросы и заполнить таблицу.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии.

Прием: проблемный вопрос.

А кто может мне ответить на вопрос, в чем заключается

противоречие в теме нашего урока?

Совершенно, верно, газ –это диэлектрик.

Сегодня на уроке мы

рассмотрим, как протекают электрические явления в газах и как газ можно

из очень хорошего диэлектрика превратить в очень хороший проводник.

Изучим особенности этого физического явления и сможем с научной точки

зрения объяснить природу электрического тока в газах.

Я хотела бы сказать, что в природе не существует абсолютных

диэлектриков. Упорядоченное движение частиц, то есть ток, можно вызвать в

любой среде, однако для этого необходимы особые условия. Выясним, при

каких условиях возникает, а также какими особенностями характеризуется

электрический ток в газах. Сегодня на уроке мне будут помогать ваши

однокурсники. Они приготовили для вас интересный теоретический материал

и эксперименты. Вы должны внимательно выслушать их, посмотреть опыты,

ответить на вопросы и заполнить таблицу.

3. Выявление места и причины затруднений.

Прием: подводящий диалог.

Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем с вами об электрическом токе.

Студенты отвечают на вопросы:

1. Что такое электрический ток? Какие частицы могут создавать

электрический ток.

2. Какие вещества мы считаем проводниками, а какие - диэлектриками?

3. Приведите примеры.

4. Вспомните, к какому классу веществ относятся по своим электрическим

свойствам газы?

В обычных условиях газ — это диэлектрик, т.е. он состоит из нейтральных

атомов и молекул и не содержит свободных носителей электрического

тока.

5.При каких условиях газ из диэлектрика может стать проводником?

6.Давайте вспомним условия протекания электрического тока в среде.

7.

Каким способом в нейтральной среде можно создать заряженные

частицы? Обсуждение.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки,

способ, средство).

Студенты

формулируют

главные

цели

урока,

предлагают

способы

разрешения проблемы. Преподаватель корректирует цели урока и способы

получения знания.

Приемы: эксперимент, подводящий диалог.

Демонстрация 1. Укрепим две металлические пластины параллельно друг

другу, соединим одну со стержнем, а вторую с корпусом электрометра и

сообщим им разноименные заряды.

Ответ: Электрометр не заряжается. Через воздух между пластинами при

небольших значениях напряжения электрический ток не проходит.

Изолирующие свойства газов (воздуха) объясняются отсутствием в них

свободных электрических зарядов: атомы и молекулы газов в естественном

состоянии являются нейтральными.

Около

заряженного

электроскопа

пламенем

свечи

нагреваем

воздух.

Электроскоп сразу же разряжается.

Вывод:

Нагретый

воздух

теряет

свои

изоляционные

свойства.

При

нагревании происходит ионизация газа, в нем появляются свободные заряды,

и газ становится проводником.

Газ становится электропроводным в результате ионизации. Какие еще

существуют способы ионизации мы узнаем сегодня на уроке.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Прием: лекция с элементами проблемного диалога, презентация, доклады,

работа с таблицей (Приложение 1).

По ходу лекции студенты делают записи в тетради.

Процесс

образования

ионов

и

электронов

в

газах

называется

ионизацией. Ионизация газа состоит в том, что нейтральные молекулы или

атомы газа теряют электроны и превращаются в положительные ионы.

Электрический

ток

через

газ

называют

газовым

разрядом.

Электрический ток в газах — это направленное движение положительных

ионов и свободных электронов.

Итак, чем еще можно вызвать ионизацию газа?

Ионизация может быть вызвана не только нагреванием газа до высокой

температуры, но и действием ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-

излучения.

Факторы, которые приводят к возникновению электронов и ионов в газах,

называют ионизаторами.

Несамостоятельный

электрический

разряд

это протекание

электрического тока при действии ионизатора (высокой температуры,

ультрафиолетового

излучения

или

гамма-излучения.).

Если

ионизатор

перестает действовать, то газ снова становится диэлектриком: ионы и

электроны, сталкиваясь, снова образуют нейтральные атомы и молекулы

(происходит рекомбинация). Газовый разряд в этом случае прекращается.

Если разряд может протекать без действия внешнего ионизатора, то его

называют самостоятельным.

Студенты делают предварительно дома подготовленные доклады по каждому

виду самостоятельных разрядов. (Приложение №2)

Основные тезисы докладов (их остальные студенты используют для

заполнения таблицы):

Самостоятельный газовый разряд бывает 4-х типов:

Тлеющий разряд - возникает при низких давлениях и небольшом

напряжении (до 220 В) - наблюдается в рекламных трубках, газовых

лазерах и лампах дневного света.

Искровой -

при

нормальном

давлении

и

высокой

напряжении

электрического поля (молния – при 1000 000 В) используют для резки,

сверления металлов, в свечах зажигания в автомобилях.

Коронный - при нормальном давлении в неоднородном электрическом

поле (на острие). Огни святого Эльма. Применяют в фильтрах для

очистки от продуктов сгорания топлива.

Дуговой – при малом напряжение между электродами и высокой

температуре газа в дуге (6000°С); применяется в прожекторах,

проекционной киноаппаратуре, при сварке, для выплавки стали,

чугуна.

6. Первичное закрепление нового знания.

А) «Физические термины» (1 балл за правильный ответ) (Приложение 3)

Прием: найти соответствие

Определить, по какому принципу объединены физические термины в каждой

группе, и найти термин, логически не связанный с другими.

1.

Фарадей,

электролит,

масса,

положительные

и

отрицательные

ионы, вакуум, электрохимический эквивалент. (Эл ток в жидкостях)

2.

Электроны, Ом, нагревание, сопротивление, напряжение, кремний. (Эл

ток в металлах)

3.

Ионизация, рекомбинация, самостоятельный разряд, раствор соли.

(Эл. ток в газах)

4.

Анод, катод, электроемкость, термо - электронная эмиссия, нить

накала (Эл. ток вакууме)

Б) Поиск ошибок в тексте, посвященном изученной теме (1 балл – за каждую

найденную «ошибку») (Приложение № 4)

Прием: «Лови ошибку»

1.

Все газы хорошо проводят электрический ток. (*)

2.

Ионизация газа – это распад нейтральных атомов или молекул на

положительные ионы и электроны.

3.

Газы, в том числе и воздух в обычных условиях не проводят

электрический ток и являются диэлектриками.

4.

Самостоятельный

электрический

разряд

это протекания

электрического тока под действием ионизатора. (*)

5.

Дуговой разряд нашел широкое практическое применение, например в

прожекторах и проекционных аппаратах, в дуговых печах для

выплавки стали, чугуна, для резки и сварки металла.

6.

Молния

это

гигантский

электрический

коронный разряд

в

атмосфере. (*)

7.

Тлеющий

разряд

сопровождается

свечением

столба

газа.

Его

используют в светящихся рубках рекламы, а также в лампах дневного

света.

7. Включение в систему знаний повторение.

«Конкурс аналитиков»

Прием: «яркое пятно»

Определить какие из предложенных технических устройств и предметов,

были изготовлены с помощью знаний из области, изученных нами тем. В

каких из этих предметов применяются изученные нами явления? (2 балла за

каждый правильный ответ с обоснованием) Приложение №5

Правильные ответы:

1. Автомобиль не тронется с места - если неисправны свеча зажигания, в

которой используется искровой разряд для воспламенения горючей смеси в

двигателях внутреннего сгорания.

2. Термометр – это устройство, в котором не применялись изученные темы.

3. В лампах дневного света и рекламных трубках – применяется тлеющий

разряд в газах.

4. В проекционном аппарате используется дуговой разряд.

5.

В

лампе

накаливания

свечение

вольфрамовой

нити

вызвано

прохождением тока по металлу и выделением при этом очень большого

количества энергии. К теме нашего урока темам не относится.

8) Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности,

самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций на уроке. Домашнее задание.

А) Подведение итогов:

15-17 баллов - «5»

10-14 баллов - «4»

7-9 баллов – «3»

Б) Прием: «свободный микрофон». «телеграмма»

Обучающимся предлагается в свободной форме прокомментировать урок,

например продолжить фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

В) Прием: «телеграмма».

Кратко написать самое важное, что изучил на уроке, с пожеланиями соседу

по парте и отправить (обменяться).

Г) Домашнее задание.

Одно задание по выбору:

1)

Составить кроссворд из 10 терминов по теме «Электрический ток в

различных средах»

2)

Составить тест из 10 вопросов по теме «Электрический ток в

различных средах»

3)

Составить задание из 10 фраз «лови ошибку», из которых 5 будут

верными.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План

Ответ

1. Газовый разряд

2. Ионизация

3. Виды

ионизации

4. Рекомбинация

5. Проводимость

газов

6. Виды газового

разряда

7. Виды

самостоятельного

разряда

Пример заполненной таблицы.

План

Ответ

1. Газовый разряд Процесс протекания

электрического тока

через газ.

2. Ионизация

Процесс распада

атома на

положительный ион

и электрон.

3. Виды

ионизации

1) Ионизация

электрическим

полем.

2) Термоионизация.

3) Фотоионизация.

4) Ударная

ионизация.

4. Рекомбинация

Образование

нейтрального атома

в результате

столкновения

электрона и

положительного

иона.

5. Проводимость

1) электронная

газов

2) ионная

6. Виды газового

разряда

1)

Несамостоятельный

разряд - возникает и

существует только

при наличии

постоянно

действующего

ионизатора.

2) Самостоятельный

разряд – существует

при отсутствии

постоянно

действующего

ионизатора.

7. Виды

самостоятельного

разряда

1) Тлеющий разряд:

рекламные трубки,

люминесцентные

лампы.

2) Искровой разряд:

искровая обработка

материалов.

3) Дуговой разряд:

сварка, резка,

плавка.

4) Коронный разряд:

очистка газов от

примесей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1) Тлеющий разряд.

При

сильно

пониженном

давлении

и

высокой

напряженности

самостоятельный разряд сопровождается свечением. Положительные ионы,

ударяясь о катод, вызывают вторичную электронную эмиссию.

Если к электродам, впаянным в стеклянную трубку, приложить постоянное

напряжение в несколько сот вольт и затем постепенно откачивать воздух из

трубки, то наблюдается следующее явление: при уменьшении давления газа в

некоторый момент в трубке возникает разряд, имеющий вид светящегося

шнура, соединяющего анод и катод трубки (рис. 1). При дальнейшем

уменьшении давления этот шнур расширяется и заполняет все сечение

трубки, а свечение вблизи катода ослабевает. Около катода образуется

первое темное пространство 1, к которому прилегает ионный светящийся

слой 2 (тлеющее свечение), который имеет резкую границу со стороны

катода и постепенно исчезает со стороны анода. За тлеющим свечением

наблюдается опять темный промежуток 3, называемый фарадеевым или

вторым темным пространством. За ним лежит светящаяся область 4,

простирающаяся до анода, или положительный столб.

рис.1

Особое значение в тлеющем разряде имеют только две его части — катодное

темное пространство и тлеющее свечение, в которых происходят основные

процессы,

поддерживающие

разряд.

Электроны,

ионизирующие

газ,

возникают

в

результате

фотоэмиссии

с

катода

и

столкновений

положительных ионов с катодом трубки.

Тлеющий разряд применяется в различных трубках, изготовленных для

рекламы. В зависимости от наполнителя, они будут светиться различными

цветами. А наиболее важной областью применения тлеющего разряда

являются газовые лазеры.

2) Искровой разряд.

Часто наблюдаемый в природе, — молния. Молния — это разряд между

двумя заряженными облаками или между облаком и землей. Носителями

зарядов в облаках являются заряженные капельки воды или снежинки.

Искровой разряд появляется при атмосферном давлении вследствие пробоя

слоя воздуха между электродами, при подаче на них очень высокого

напряжения.

После пробоя газа, напряжение на электродах резко падает. Ярким примером

искрового разряда является молния и сопровождающий её гром. В случае

молнии электродами выступают либо облака, либо облако и Земля.

Искровой разряд также как и другие виды самостоятельного газового разряда

используется в технике. Например, для электроискровой обработки металлов

или для зажигания горючего в двигателях внутреннего сгорания для

воспламенения горючей смеси. Для образования мощной искры на свечу

зажигания подается напряжение 20-30 киловольт.

Группа №3

Дуговой разряд можно наблюдать при следующих условиях: если после

зажигания искрового разряда постепенно уменьшать сопротивление цепи, то

сила тока в искре будет увеличиваться. Когда сопротивление цепи станет

достаточно малым, возникнет новая форма газового разряда, называемого

дуговым. При этом сила тока резко увеличивается, достигая десятков и сотен

ампер, а напряжение на разрядном промежутке уменьшается до нескольких

десятков вольт. Это показывает, что в разряде возникают новые процессы,

сообщающие газу очень большую электропроводность.

Дуговой разряд был открыт В. В. Петровым в 1802 году. Этот разряд

представляет собой одну из форм газового разряда, осуществляющуюся при

большой плотности тока и сравнительно небольшом напряжении между

электродами (порядка нескольких десятков вольт).

Основной причиной дугового разряда является интенсивное испускание

термоэлектронов

раскаленным

катодом. Эти

электроны

ускоряются

электрическим полем и производят ударную ионизацию молекул газа,

благодаря чему электрическое сопротивление газового промежутка между

электродами сравнительно мало.

В ряде случаев дуговой разряд наблюдается и при сравнительно низкой

температуре катода (ртутная дуговая лампа).

Дуговой разряд нашел применение в ртутном выпрямителе, преобразующем

переменный электрический ток в ток постоянного направления.

В 1876 году П. Н. Яблочков впервые использовал электрическую дугу как

источник

света. Дуговой

разряд

применяется

как

источник

света

в

прожекторах и проекционных аппаратах. Высокая температура дугового

разряда позволяет использовать его для устройства дуговой печи. В 1882

году дуговой разряд впервые стали использовать для резки и сварки металла.

4) Коронный разряд

При атмосферном давлении вблизи заостренных участков проводника,

несущего большой электрический

заряд

,

наблюдается разряд, светящаяся

область которого напоминает корону. Этот разряд, называемый коронным,

вызывается

высокой напряженностью

электрического

поля

вблизи

заряженного острия. С коронным разрядом приходится считаться, имея дело

с высоким напряжением. При наличии выступающих частей или очень

тонких проводов может начаться коронный

разряд

. Это приводит к утечке

электроэнергии. Чем выше напряжение высоковольтной линии, тем толще

должны быть провода.

Коронный разряд возникает как при отрицательном потенциале на проволоке

(отрицательная корона), так и при положительном (положительная корона), а

также при переменном напряжении между проволокой и цилиндром.

Коронный разряд используется в технике для устройства электрофильтров,

предназначенных для очистки промышленных газов от твердых и жидких

примесей.

В природе коронный разряд возникает иногда под действием атмосферного

электрического поля на ветках деревьев, верхушках мачт (так называемые

огни святого Эльма). Коронный разряд может возникнуть на тонких

проводах, находящихся под напряжением. Возникновением коронного

разряда

на

остриях

проводников

объясняется

действие

громоотвода,

защищающего здания и линии передач от ударов молнии.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

1.

Фарадей, электролит, масса, положительные и отрицательные ионы,

вакуум, электрохимический эквивалент.

2.

Электроны, Ом, нагревание, сопротивление, напряжение, кремний.

3.

Ионизация, рекомбинация, самостоятельный разряд, раствор соли.

4.

Анод, катод, электроемкость, термо - электронная эмиссия, нить накала

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

1.

Все газы хорошо проводят электрический ток.

2.

Ионизация газа – это распад нейтральных атомов или молекул на

положительные ионы и электроны.

3.

Газы, в том числе и воздух в обычных условиях не проводят

электрический ток и являются диэлектриками.

4.

Самостоятельный

электрический

разряд

это

протекания

электрического тока под действием ионизатора.

5.

Дуговой разряд нашел широкое практическое применение, например в

прожекторах и проекционных аппаратах, в дуговых печах для выплавки

стали, чугуна, для резки и сварки металла.

6.

Молния

это

гигантский

электрический

коронный

разряд

в

атмосфере.

7.

Тлеющий

разряд

сопровождается

свечением

столба

газа.

Его

используют в светящихся рубках рекламы, а также в лампах дневного света.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5



В раздел образования