Напоминание

«ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Милованова Екатерина Викторовна
Должность: Инструктор - методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ имени А.Н. Платонова
Населённый пункт: г.Олекминское
Наименование материала: Представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема: «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В современном обществе наблюдаются социально-экономические

преобразования, которые дают толчок к изменениям и в системе

образования. Характерной особенностью, является активизация

инновационных процессов в образовании. Дополнительное образование,

является частью системы общего образования, и инновационная

деятельность педагога дополнительного образования становится

обязательным компонентом личного роста педагога. Это предполагает

переоценку педагогом своей профессиональную деятельность. Необходим

педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой

деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог

будет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучающемуся,

создаст условия для его духовного развития.

Цель работы: изучение процесса, условий и факторов, влияющих на

подготовку педагогов дополнительного образования к инновационной

деятельности для внедрения полученного опыта в учреждении.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты инновации;

- выявить основные факторы и условия, влияющие на готовность

педагога к инновационной деятельности;

- определить этапы подготовки педагогов к внедрению инновационной

деятельности в учреждении.

Проведен обзор литературы о теоретических аспектах инновации,

обобщен теоретический материал об инновационной

деятельности. Раскрыта необходимость перехода педагогов к

инновационной деятельности. Разработаны методические рекомендации по

обобщению опыта инновационной деятельности педагогов

дополнительного образования и охарактеризованы особенности

подготовки педагогов к инновационной деятельности. Было выявлено, что

внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

Инновационные процессы происходят сегодня практически во всех сферах

человеческой деятельности. Современную ситуацию в системе образования

характеризуют две стратегии: традиционная и инновационная. Инновации в

постиндустриальном мире являются основным путем и инструментом

обновления всех сфер общественной жизни. Инновационность в обучении и

воспитании привлекает ученых и практиков, в том числе и педагогов. Для

реализации новой образовательной политики необходимы педагоги, которые

обладают новым, инновационным творческим мышлением и высоким

профессиональным потенциалом. Дополнительное профессиональное

образование – одно из основных средств подготовки и поддержки

инновационной деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Нововведение являются достаточно важным и необходимым

механизмом творческой деятельности, в учреждениях дополнительного

образования который отличает одно образовательное учреждение от другого.

Именно поэтому одним из направлений деятельности учреждения

дополнительного образования, является подготовка педагогов к

инновационной деятельности, которая позволяют добиваться качественно

новых результатов. Педагог занимает ключевую позицию в образовательном

процессе: от его профессионализма, личных качеств зависит эффективность

решения многих задач в учреждении.

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания.

Профессиональная деятельность педагога дает возможность для достижения

более высоких результатов образования, способствует развитию личности

самого педагога, и постоянного роста в профессиональном плане. Особо

значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога

имеет его инновационная деятельность.

Тема данной работы «Подготовка педагогов дополнительного

образования к инновационной деятельности в системе дополнительного

образования» сегодня актуальна и была выбрана для более качественной

подготовки педагогов к инновационной деятельности.

Цель: изучение процесса, условий и факторов, влияющих на

подготовку педагогов дополнительного образования к инновационной

деятельности для внедрения полученного опыта в учреждении.

Задачи:

изучить теоретические аспекты инновации;

выявить основные факторы и условия, влияющие на готовность

педагога к инновационной деятельности;

определить этапы подготовки педагогов к внедрению

инновационной деятельности в учреждении.

Актуальность темы работы определяется еще и тем, что процесс

педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогов

(индивидуальной или коллективной) существенно влияет на её результаты,

но не непосредственно, а стимулируя мотивацию к ней, помогая решать

профессионально-личностные проблемы, тем самым способствуя

развитию их инновационной культуры. Включение педагогов в систему

сопровождения инновационной деятельности выступает определяющим

фактором перехода от намерений использования новшеств к конкретным

практическим действиям по реализации инновационных идей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИИ. ОТЛИЧИЕ

«ИННОВАЦИИ» ОТ «НОВШЕСТВА» ИЛИ «НОВОВВЕДЕНИЯ»

Еще недавно мы говорили в образовании о формировании знаний,

умений, навыков. В настоящее время образование ориентируется на создание

таких технологий, которые направлены на саморазвитие, самообразование,

обеспечивают готовность личности к реализации собственной

индивидуальности. Таким образом, меняются цели профессионального

образования педагогов.

В исследованиях Ю. К. Бабанского, Л. Н. Горбуновой, А. А. Орлова, М.

М. Поташник, М. Н. Скаткина, И. А. Зимней, В. В. Серикова, А. В.

Хуторского и др. рассматриваются основные направления

совершенствования систем профессионального педагогического образования.

В теории и практике проблемой подготовки педагога к инновационной

деятельности занимаются (Л. Н. Горбунова, В. В. Краевский, В. С. Лазарев,

И. Д. Чечель и др.). Понятие «инновация» охватывает не столько создание и

распространение новшеств, сколько изменения в образе деятельности, стиле

мышления педагогов.

В теории имеются различные подходы к определению содержания

понятия инновационной деятельности. К. Ангеловски считает, что при

организации процесса профессионального становления педагога,

ориентированного на инновационную деятельность, необходимо особое

внимание уделять формированию мотивационно-ценностной

компетентности. И. Ф. Исаев, В. С. Лазарев, Е. Н. Шиянов и др.

рассматривают инновационную деятельность с точки зрения теории и

практики распространения передового педагогического опыта. В. А.

Сластенин, Л. С. Подымова поднимают проблемы индивидуально-

творческое развитие личности педагога в процессе инновационной

деятельности. Г. Н. Прозументова считает, что педагог должен быть

исследователем. Рассмотрим понятийный аппарат инноватики, где

важнейшими понятиями будут «инновационный процесс», «инновация»,

«новшество», «нововведение». Ключевое понятие в инноватике –

инновационный процесс. Инновационный процесс заключается в

формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под

инновационным процессом понимается комплексная деятельность по

восприятию, созданию, освоению, использованию и распространению

новшеств

Понятие «новизна», являясь одним из основных результатов

инновационного процесса, не имеет при этом однозначного смыслового

понимания. Словарь С. И. Ожегова дает следующее определение нового:

новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший

недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему

прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый,

малоизвестный. Ориентируясь на данное определение, выделяют два типа

нового:

– впервые созданное новое – такое новое адекватно открытию;

– вновь открытое новое, имеющее примесь старого, – новое,

дополняющее прежние знания.

Как различать два однокоренных понятия: «новшество» и

«нововведения». Новшество – это средство (новый метод, методика,

технология, программа и т. п.), направленное на повышение эффективности

образовательного процесса, а нововведение – это процесс освоения этого

средства» Ориентируясь на определение В. С. Лазарева о том, что

педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую

деятельность, имеющее целью повышение ее эффективности.Важным

аспектом в определении понятия «нововведение» является характер

реализуемых изменений. Для того чтобы инновации были более

эффективными, они должны носить целенаправленный характер. Эта мысль

находит подтверждение в следующих выводах исследователей: – по мнению

В. С. Лазарева, инновации – это целенаправленные изменения, вызывающие

переход системы из одного состояния в другое [8]; – по мнению К.

Ангеловски, нововведения – это целенаправленные изменения, вносящие в

образование новые элементы Результативность инновационной

педагогической деятельности рассмотрим с точки зрения творческой ее

составляющей.

- наиболее масштабные и новаторские педагогические решения –

это открытия, связаны с выдвижением новых педагогических идей и их

воплощением в конкретной системе учебно- воспитательной

работы;

-второй уровень педагогического творчества связан с преобразованием,

конструированием отдельных элементов педагогических систем, методов,

условий обучения и воспитания; их можно условно назвать педагогическими

изобретениями;

- третий уровень творчества педагога – это усовершенствования, т. е.

чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже

известных методов и средств обучения и воспитания.

Ориентируясь на вышесказанное, можно выделить два вектора

результативности педагогической деятельности с позиций ее

инновационного характера:

– педагог в своей деятельности реализует уже созданные приемы,

методы, технологии с возможной их адаптацией к реальным условиям

профессиональной деятельности;

– педагог способен создавать объективно новые приемы, методы,

технологии профессиональной деятельности.

Не всякую деятельность, связанную с новшествами, можно считать

инновационной. В. А. Сластенин вводит понятие «инновационная

направленность педагогической деятельности». Инновационная

направленность педагогической деятельности – это включение педагогов в

процессы освоения, использования педагогических новшеств, так как

процессы создания и распространения новшеств, предполагают высокий

уровень педагогического мастерства.

Высокий уровень педагогического мастерства предполагает, что

педагогическая деятельность строится в значительной мере как

экспериментально-инновационная деятельность, в результате которой

создаются педагогические новшества, имеющие значимость не только для

отдельного педагога, но и для педагогического сообщества, когда педагог

ориентирован на постоянный процесс осмысления, рефлексии своей

деятельности, способен обосновывать, транслировать свой опыт для

массового внедрения.

По мнению Т. А. Прищепа педагог готов к инновационной

деятельности в том случае, когда он осознанно и целенаправленно создает

авторские разработки, при этом созданные разработки начинают

представлять интерес для педагогического сообщества. Поэтому важной

задачей профессионального образования педагогов является задача освоения

ими деятельности, имеющей инновационную направленность. По мере

развития, обогащения опыта, педагог приобретает такие профессиональные

качества, которые позволяют ему эффективно проводить инновационную

деятельность.

Анализ научных работ по педагогике и психологии показал, что

вопросы педагогической инновационной деятельности и совершенствования

дополнительного профессионального образования нашли отражение в ряде

исследований. Например, достаточно широко представлено научное

осмысление отдельных вопросов в сфере повышения квалификации

специалистов таких, как: компетентностный подход (В.А. Адольф, А.А.

Вербицкий, И.А. Зимняя и др.); дифференциация и индивидуализация

учебной деятельности (П.А.Баранов, С.В. Алексеев, Н.К. Гончаров, А.А.

Кирсанов, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин и др.)

Важной составной частью является создание психолого-

педагогических условий организации образовательного процесса,

ориентированного на формирование, развитие таких качеств личности, как

самостоятельность, способность принимать ответственные решения,

творческий подход, умение непрерывно учиться, способность к

сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА ПЕДАГОГОВ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия и факторы, влияющие на подготовку педагога к

инновационной деятельности

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от

его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит

эффективность решения многих проблем в учреждении.

Изменения в сфере образовании предъявляют новые требования

общества к профессиональной подготовке педагога, ориентированного на

выполнение инновационной деятельности. При этом процесс

педагогического сопровождения наиболее эффективен в ходе преодоления

трудностей и ликвидации образовательных дефицитов в учреждении, где

реализуется коллективная инновационная деятельность.

Содержание понятия «педагогическое сопровождение»

рассматривается нами как вид педагогического управления и тип

педагогической деятельности.

Анализируя необходимость перехода педагогов к инновационной

деятельности в профессиональном развитии в своей статье М.И. Дири

приходит к следующим заключениям:

- происходят изменения требований к педагогу от

профессионала, выполняющего сложные функции (педагога –

однопредметника) к педагогу исследователю, поэтому необходимо

обеспечить объективные условия для актуализации индивидуального

потенциала профессионального развития, в которых педагог осознает себя

субъектом личностно-профессионального развития и проявляет

профессиональную инициативу, выступающую показателем и способом

личностно-профессионального развития;

- ранее частные знания педагогов в области преподавания

своего предмета, в области педагогики и психологии, а также

профессиональное мастерство являлось значимыми характеристиками

педагога.

В настоящее время актуальным является системное мировоззрение,

инновационное мышления и профессиональная творческая работа;

- для готовности к инновационной деятельности в процессе

профессионального развития неотъемлемо создание условий для

формирования научно-исследовательских и коммуникативных компетенций,

рефлексивных навыков, мотивации педагога для ведения инновационной

деятельности;

- сегодня требуется пересмотреть стратегию подготовки педагога к

инновационной деятельности, предусмотренной практикой современного

образования, изменением ценностей в обществе в целом

Переход педагога к инновационной деятельности зависит, в первую

очередь от уровня личностной готовности педагога к этой

деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его

направленность на совершенствование собственной педагогической

деятельности:

- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами

обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков и

реализовывать эффективные способы их решения);

- личностных (готовность к творчеству, работоспособность, высокий

эмоциональный статус).

Обобщая исследования В.А. Адольфа и Н.Ф. Ильина условиями

успешной инновационной деятельности педагога являются:

- повышение квалификации педагогов в области инноваций и поддержка

должны быть основаны на компетентностном подходе;

- процесс профессионального становления педагога, занимающегося

инновационной деятельностью, должен быть непрерывным, поскольку

формирование инновационной практики постоянно изменяющийся процесс;

- профессиональное становление педагога, ориентированного на ведение

инновационной деятельности, происходит за счет его участия в этой

деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических,

проектировочных, творческих и образовательных процессах;

- самообразование педагогического работника, который формирует свою

деятельность на основе инноваций, должно быть организовано как

непрерывный процесс достижения, в ходе которого идет решение

поставленных задач и оформление новых;

- любая деятельность человека включает в себя решение задач, по этой

причине целесообразно организовывать поддержку профессионального

становления специалиста на основе решения им задач, присущих данному

виду деятельности;

- для осуществления процесса профессионального развития каждому

педагогу необходимо сформировать представление об инновационной

деятельности в будущем, а также разработать совместную будущую

деятельность и организовать освоение знаний, навыков, способов,

необходимых ему для реализации этого процесса

Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной

деятельности педагогов дополнительного образования

Творчество и педагог понятие единое. Педагогу необходимо постоянно

расти в профессиональном плане, деятельность педагога неполноценна, если

она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов

работы, если она не способствует развитию личности самого педагога.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и

прототипов),

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся

практику).

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к

развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения

детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике,

поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск

новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога:

- внедрение, использование новых методов, методик, средств,

технологий в образовательном процессе;

- разработка авторских программ, методик, технологий, проектов,

методической продукции;

- проведение занятий в инновационных формах;

- проведение мастер – классов на муниципальном уровне;

- участие в проектно-исследовательской деятельности.

Как же может педагог заявить о себе, для реализации инновационной

деятельности.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности

педагога предполагает:

- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных

особенностей обучающихся ( может стать и темой самообразования

педагога);

- заполнение информационной карточки инновационной деятельности;

- стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

- разработка плана (программы, проекта) инновационной

деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая

значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики,

основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат.

- осуществление инновационной деятельности (реализация

инновационной программы (проекта);

- отчет о реализации инновации.

Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом,

способами и результатами инновационной деятельности:

- «Творческие отчеты» позволяют оценить общую

результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые

приносит с собою инновация в жизнь коллектива, обучающихся, их

родителей и законных представителей.

- «Открытые мероприятия» позволяют познакомиться с творческой

деятельностью педагога.

- «Методические выставки» позволяют знакомиться с новыми

наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут

использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

- «Тематические консультации» позволяют другим заинтересованным

педагогам образовательных учреждений получать дополнительную

информацию по различным инновациям.

- «Проблемные семинары» представляют интерес для тех, кто в процессе

освоения инновации почувствовал потребность в более глубокой

теоретической подготовке.

- Внедрение инновации (распространение созданного инновационным

путем опыта).

Инновационная деятельность начинается с «борьбы мотивов», поиска

смысла. Иногда построение педагогом целей начинается при недостаточной

информации о способе построения модели концепции, об условиях

деятельности, что может привести к появлению риска во введении новшеств.

Возможность педагога свободно осуществлять целеполагание и

осознавать ее целесообразность зависит от следующих условий:

- от того, насколько педагог может осознавать и управлять процессами

целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы –

это дает ему возможность видеть себя на пути построения

педагогической концепции, яснее представлять границы своих состояний и

действий;

- при анализе значимости мотива – способности распознавать

значимость инноваций для детей и для себя, умения самостоятельно строить

алгоритмы для достижения цели;

- от уверенности, гибкости, адекватности действий учителя при анализе

и оценке результатов и последствий достижения цели;

- от владения алгоритмами выбора инновационной цели.

По данным наблюдений – лишь небольшая часть педагогов (до

6%) способны критически отнестись к собственному опыту. Для

большинства он едва ли не единственный ориентир в определении целей и

задач работы с обучающимися, главный источник представления о них,

ведущий критерий в оценке эффективности рекомендуемых методов работы.

По степени значимости собственный опыт далеко оставляет позади себя и

советы коллег, консультации методистов, педагогическую литературу и др.

Ни один из внешних регуляторов не может сравниться по степени

значимости с собственным опытом.

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методическом

кабинете: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля,

анализ, отчеты. Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а

это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется,

многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно

требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные

методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых

подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без

инновационной деятельности педагогического работника. Именно поэтому

так важно сейчас научить этому педагогов.

К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых,

социальных трудностей, которые сдерживают инновационную деятельность

педагогов, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной

культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие

между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества

в освоении и оценке нового.

В статье Санниковой Л.Н и Языковой Е.А. «Подготовка педагогов к

инновационной деятельности в образовательном учреждении. Проблемы и

перспективы» отмечается, что эффективное управленческое содействие

педагогам, включенным в инновационную деятельность, приведет к

обновлению и модернизации образовательного процесса.

Анализируя сложившуюся ситуацию в деятельности образовательного

учреждения, были выявлены ряд проблем:

- отсутствие системности внедрения педагогических инноваций;

- недостаточность научно-методического обеспечения инновационных

процес сов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для

творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;

- отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения.

Был определен следующий механизм работы по подготовке педагогов к

инновационной деятельности в образовательном учреждении, который

включает следующие действия:

- сформировать потребность педагогов в инновационной деятельности;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности

педагогов;

- создать инновационные структурные подразделения и управлять их

деятельностью;

- создать единую систему мониторинга инновационной деятельности;

- выявить и распространить инновационный опыт;

- разработать и использовать систему стимулирования и поощрения

инновационной деятельности педагогов.

Развития системы дополнительного образования детей, поиск и освоение

новых инноваций, способствуют качественным изменениям в деятельности

учреждения. Возникает необходимость в создании новых образовательных

программ, разработки нового методического обеспечения в системе

дополнительного образования.

Степень готовности педагога к осуществлению обучения и воспитания

обучающихся в условиях развивающегося образовательного учреждения

можно определить через уровни проявления показателей, их качественных

признаков-умений решать дидактические задачи инновационно-

педагогической деятельности.

Результаты исследований готовности педагогов к инновационно-

педагогической деятельности показывают необходимость повышения их

стремления к обновлению своей личной дидактической системы.

Развитие, обновление технологии обучающей деятельности педагога

дополнительного образования происходит на основе уже сложившегося

опыта обучения.

Включение педагога в инновационную деятельность заставляет

значительно перестраивать свою работу. Развитие готовности к

инновационно-педагогической деятельности происходит в процессе создания

своего положительно опыта работы.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие

совершенствования педагога дополнительного образования.

Инновационные технологии в сфере дополнительного образования

определяют сущность формирования учреждения, положительно влияют на

качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень

педагогов, создают лучшие условия для духовного развития обучающихся,

позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к

ним. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет перейти на

новую качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки

обучающихся позволяют выполнить цели программы в более полном объеме.

В то же время внедрение инноваций требует профессиональной

компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное

развитие педагогов. Поэтому все педагоги должны находиться в постоянном

поиске новых форм, методов работы с обучающимися.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в

системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть

возможности педагога и способности обучающихся, сделать

образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-

ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование

личности.



В раздел образования