Автор: Таскаева Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Малыш"
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ОЛОВЯННИНСКИЙ РАЙОН, ЯСНАЯ
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: "Индивдуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Дата публикации: 29.12.2024
Раздел: дошкольное образование
«
«
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
»
МАЛЫШ
Консультация для педагогов
Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста , имеющие нарушение речи
Учитель- логопед Таскаева И.В.
2024г.
Тема : индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста ,
имеющие нарушение речи.
Цель : повышение компетенции педагогов в вопросе работы с детьми
имеющих нарушение речи
Задачи :
1.
Систематизировать имеющиеся знания о проблемах нарушения речи
детей дошкольного возраста.
2.
Разобрать часто встречающиеся проблемы, проанализировать ошибки ,
которые могут совершаться в процессе работы.
3.
Подготовить примеры решения возникающих проблем.
В настоящее время одной из задач образования является преемственность.
Детский сад выступает как начальная ступень образования будущих
школьников. Дошкольный возраст – это период формирования базовых
составляющих физического, психологического развития ребёнка. К моменту
поступления в школу дети должны овладеть различными способами
познания предметов: сравнение, обобщение, классификация. Развивается
способность послеживать причинно-следственные связи и делать выводы,
уметь пользоваться знаниями. И все эти навыки строятся на речевом
объяснении, поэтому речевое развитие в дошкольном учреждении
рассматривается как важный фактор к усвоению материала. Овладение
ребёнком дошкольного возраста полноценной речью - важнейшее условие
для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточного большого
словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять
фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков
требует систематической работы.
Критерием качества речи ребёнка любой возрастной группы будет являться
связная речь.
Под понятием связной речи понимается что ребёнок умеет правильно, полно,
точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание. Для
того чтобы это произошло нужно развивать следующие речевые
компоненты:
1.
Лексика
2.
Грамматический строй
3.
Слоговая структура слова
4.
Звукопроизношение
5.
Фонематические процессы
6.
Связная речь
Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере
взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает
предыдущее, а дополняет его.
В раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и
опыта для создания и расширения базы речевого развития ребёнка;
формировать понятийную и активную речь;
В дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие
всех компонентов устной речи;
В дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению
письменных форм речи (чтения и письма).
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа
по развитию и коррекции речи детей. Однако, многие из традиционных
методик разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество
детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в
них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются
во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития
каждого ребенка.
Ежегодно мы проводим диагностические мероприятия для выявления
сильных и слабых сторон детей. И согласно проделанной работе мы
можем распределить детей условно на 4 группы:
1 группа. Речевое развитие соответствует возрасту (дефектов
звукопроизношения нет, либо возрастные; фонематическое восприятие не
нарушено).
2 группа. Речевое развитие подлежит динамическому наблюдению
(имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на
грани возрастной нормы, либо звук находится на стадии автоматизации).
Такие дети подлежат осмотру один раз в месяц и при необходимости
переводятся в следующую группу.
3 группа. Речевое развитие нуждается в коррекции, имеются дефекты
звукопроизношения, не соответствующие возрасту (неосложнённые и
осложнённые).
4 группа. Дети, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и
обучения (т.е. в переводе в специализированный детский сад).
Деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный
рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать
речь каждого ребенка.
Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому
воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности.
На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться,
разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие,
напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад,
задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища. В
процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную
возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот,
вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с
навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам
знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности и ранимости
обидчивости некоторых детей
Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое
воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах
детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются
педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить
всех!
В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень
развития и качественные характеристики познавательных процессов,
мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические
и социально-психологические свойства.
При дифференцированном обучении учитываются:
биологические предпосылки индивидуальных различий в обучении,
психологический возраст личности,
степень готовности к обучению и др. параметры, от которых может
зависеть эффективность обучения.
Основная цель дифференцированного подхода – согласование процесса
обучения и индивидуально-психологических особенностей
обучающегося, создание режима благоприятствования психического
развития каждого ребёнка.
Дифференцированное обучение, в соответствии с современными
психолого-педагогическими тенденциями, отражает идеи личностно-
ориентированного подхода.
Выделим основные положения, необходимые для осуществления
грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников
развитию речи:
Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
Тесная связь с логопедическими технологиями.
Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию
детей.
Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Остановимся подробнее на некоторых из этих положений.
Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому
развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда
воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести
с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.
Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь
только при условии согласованных действий родителей, воспитателей,
логопедов.
Все окружающие ребёнка люди должны действовать взаимно – решать
единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения.
Предложенная схема подробно отражает взаимодействие участников
процесса.
Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого
речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в
особых случаях проводят индивидуальные занятия с детьми.
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует
темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука
посредством специально подобранных распевок, песен.
Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и
коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность
занятий. Кроме того, психолог помогает детям преодолеть негативное
отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.
Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием
общей моторики и координации движений, но и использует комплекс
упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс
постановки звука.
Руководитель театральной студии (если имеется), занимаясь с детьми
подготовкой различных представлений, помогает им самоутвердиться,
формирует устойчивую мотивационную установку на чистую речь. Помимо
этого в театральной студии дети улучшают качество речи, работая над её
интонационной и мимической выразительностью.
Логопед занимается определением сложности и выраженности речевых
недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой
нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь
родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ.
На занятиях дифференцированного подхода ставятся следующие цели.
Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого
ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения
принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со
сверстниками, а также самоконтроля).
Конкретное содержание занятий педагоги могут отбирать
самостоятельно, ориентируясь на:
результаты обследования развития речи;
рекомендации логопеда (для детей с нарушением
звукопроизношения);
результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не
справляющихся с программой).
При составлении и проведении занятий дифференцированного подхода
воспитатели могут пользоваться следующими заданиями и формами работы:
Упражнения на развитие мелкой моторики рук, задания на подготовку
к обучению письму.
Дидактические игры на развитие всех сторон речи и различных
психических процессов.
Работа в речевом уголке с аудиоплеерами.
Подгрупповые занятия, на которых проводятся упражнения на
развитие всех сторон речи (обычно подбираются дети, требующие
наиболее пристального внимания взрослых).