Автор: Арзамасцева Татьяна Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Методы преодоления дисграфии, обусловленной нарушением звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня .
Дата публикации: 04.01.2025
Раздел: начальное образование
Нейропсихологический подход
к коррекции дисграфии и дислексии.
Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается от года
в год. Согласно исследованием под руководством доктора психологических наук Жанны
Марковны Глозман на сегодня около 25% таких школьников в общеобразовательной
школе. Трудности в овладении письмом сначала приводят к нежеланию и отказу
выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки. Причем
трудности которые испытывает ребенок в школе приводят к трудностям в освоении
потом в достижении успеха в профессии, требующих составления текстов в письменной
форме и их грамотного оформления.
Можно выделить несколько часто встречающихся проблем у детей с письмом:
Несформированность образа буквы и слова;
пропуск букв, слогов, слов и целых частей предложений;
Нечитаемый почерк;
Незнание орфографических правил (обилие ошибок);
Ребенок не применяет правила во время написания (даже, если знает);
Неумение составлять связные, логически грамотные тексты;
Нелюбовь к чтению;
Ненависть к предметам родного языка и литературе.
Три основных аспекта, из которых складывается грамотность:
1.
Нейропсихологический (функциональная готовность к письму, т.е. достаточное
развитие ВПФ, необходимых для деятельности письма);
2.
Социально – педагогический (этапы развития ребенка, т.е. общение со взрослыми,
со сверстниками, игровая деятельность в дошкольном возрасте, отношение семьи к
чтению);
3.
Психологический (мотивация к письму и чтению и обучению в общем).
Все 3 аспекта взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Например,
нейропсихологический
аспект
отягощен
психологическими
сложностями.
Если
недостаточно развит первый бок головного мозга, отвечающий за активизацию мозга, то
ребенок быстро утомляется, а учитель считает, что это интеллектуальная недостаточность,
но на самом деле ребенок сообразительный и смышлёный, только энергии не хватает на
долго. Такие дети на уроках часто зевают, отвлекаются, отвлекают других учеников,
вертятся, не слушают учителя. Замечания и наказания не дают результата, и вызывает
негативное отношение ребенка к предмету, также страх и заниженная самооценка.
Успешность
и
неуспешность
ребенка
зависит
от
педагогических
факторов
воспитания: семья, где читают сами родители, детям читают на ночь сказки, или ребенок
сам читает на ночь интересную книгу, тогда формируется предпосылка грамотности.
Родитель, который сам не читает никогда не привьет любовь к чтению.
Важным аспектом овладения письменной речью является достаточная мотивация
ребенка к обучению. Как сказал Лев Семенович Выготский «Школьник, приступающий к
письму, не ощущает потребность к этой речевой функции, и не понимает для чего она
нужна».
При снижении активности мозга страдают такие функции, как моторика рук,
слуховые, речедвигательные функции, логика, мышление, память, ориентирование в
пространстве. Если делать вывод, то акт письма является нарушением ни одного
центра головного мозга, а целая система взаимосвязанных зон коры головного мозга.
В последствии, это приводит к дислексии ( нарушение чтения) и дисграфии
(нарушение письма).
Дисграфия
–
это
частичное
нарушение
письма,
проявляющееся
в
стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических
функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений,
внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Примеры ошибок:
Пропуск гласных,
согласных, перестановка букв -
Нарушение звуковой
последовательной цепочки звуков и букв.
Добавление слогов или сокращение - это нарушение слоговой структуры слова.
Также бывает что дети путают по графически схожим признакам буквы или
зеркальное написание их. Например, буква Л-М, Т-П, б-д, з-е.
Примеры работ учеников:
Пропуск гласных (збрались - зАбрались, смнила - смЕнила, здлала - сдЕлала);
Недописывание окончаний (листь - листьЕВ, сухим листям - сухимИ листЬЯМИ);
Замена букв (лизица - лиСица).
Как заниматься с такими детьми?
Из-за
недостаточности
игрового
этапа
в
развитии
ребенка,
формируется
неуспешность в обучении. Если ребенок не посещал или много отсутствовал в детском
саду и не компенсировал возможности игр с другими детьми дома, то у ребенка
образовывается дефицит игровой деятельности.
В основе нейропсихологической коррекции дисграфии лежит в игровом подходе.
Игровые методы оказывают первостепенное влияние на формирование 1-го и 3-го блоков
мозга, блока активации и блока контроля и регуляции деятельности. А также
благоприятно воздействуют на личность ребенка, способствуют преодолению агрессии,
повышенной
застенчивости,
неуверенности
в
себе.
В
играх
–
соревнованиях,
применяемых коррекционно – развивающих занятиях, ведущим мотивом деятельности
ребенка становится достижение победы.
В результате ребенок становится более
стабильным и преодолевает свои трудности.
Копилка логопеда:
1.
«Астрономы». Игрок вытягивает букву кладем на первую звезду, звездочку
получает игрок назвал который первый слово, БУКВА ПЕРЕДВИГАЕТСЯ
И ПРИДУМЫВАЮТ НА следующую схему выигрывает тот, кто наберет
больше звездочек.
2.
Игра – разминка «Словесная цепочка». Игрок определяет последний звук
предыдущего слова и называет следующее слово, начинающийся на этот
звук. Усложняем задачу: игрок называет слово заканчивающееся на
последние два звука или игрок должен назвать слово на третью букву с
конца.
3.
Игра «Найди меня».
Зачеркни букву «Т», подчеркни букву «Д» в тексте за 2 мин.
«Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил
Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с
собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на
спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз
глазные веки и смотрят».
4.
Игра «Много из одного». Устройте соревнование с ребенком: кто больше
составит слов из одного. Напишите на листе бумаги слово. Например: слово
ШОКОЛАДКА
Слова: код, лак, клад, лодка, школа, лошадка и т.д.
5.
Не забываем о физминутке:
6.
Игры с мячом.
Отстукивание мячом об пол. Называет слова по слогам.
Перекидывание мяча друг другу, ударяя об пол. Придумать слова на
заданный звук и т.д.
7.
Игра «Беговая дорожка». Игрок ведет одной рукой по дорожкам шарик,
доведя до конца называет слова по слогам. Например, (отработка слоговой
структуры слова) назови слово, состоящее из 2-3-4-х слогов.
Советы для родителей:
•
Занятия регулярные не более 15-20 мин.
•
Разнообразные, интересные игры
•
Будьте терпеливы, не ругайте ребенка
•
Поощряйте, хвалите его даже за маленькие достижения.
•
Помимо игр, способствует развитию письма: чтение книг, рассказывание стихов и
пение песен.
Результаты коррекции:
Коррекционная работа полимодального воздействия с применением игровых
методов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка.