Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 190"
Населённый пункт: п. Научный Городок, д.11, кв.46
Наименование материала: Консультация
Тема: "Математика вокруг нас"
Дата публикации: 06.01.2025
Раздел: дошкольное образование
«Учиться можно только весело»
Анатоль Франс.
Математика вокруг нас.
Каждый дошкольник – маленький исследователь с радостью и удивлением, открывающий
для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и
развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной
деятельности, дать пищу уму ребёнка. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь
ребёнка в активное освоение окружающею мира, помочь ему овладеть способами
познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Игра — это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
Родители выбирают игру, сложность которой вполне соответствует возможностям
ребёнка.
Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенности в себе, и
у него появится желание продолжить занятие.
В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное
место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием
информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с
дошкольного возраста, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить
ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие
родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность
испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к
самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают
сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих
навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Игра — это не только
тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Мамам и папам,
бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже
вредно.
Выполнение
заданий
должно
начинаться
с
предложения:
«Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят
каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело
добровольное!
Поупражняйте дома ребёнка в счёте в игре «Кто больше?». Перед играющими две кучки
пуговиц. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки по одной пуговице;
потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с
закрытыми глазами и т.д.
Для игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила
игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке 3 бусинки (показывает),
сколько в левой?». Если ребёнок угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете,
допускайте намеренно ошибки).
Повторите количественный и порядковый счёт до 10. Цифры до 10. Дни недели. Названия
месяцев.
Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых
нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит
соответствующую карточку.
Предложите ребёнку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?» (называется
пропущенное число). Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребёнок
закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился
непрерывный ряд, если ребёнок дал правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями.
Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например,
взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на
кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т.д.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще -
тоньше). Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.
Предложите выбрать предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у
них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок
покажет их. Спросите, чего у них по одному. Спрашивайте ребенка, что находится слева,
справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные
события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что
будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра.
Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты,
обратите на это внимание.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить
самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком
считать.
Сосчитать
можно
проезжающие
трамваи,
количество
пассажиров-детей,
магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает
большие дома, а вы маленькие - у кого больше? Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в
магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?»,
«Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое
самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок
может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать
из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания
можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок,
положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна
лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше?
Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Во
время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в
чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно
уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин.
Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Игра
«Подели предмет» (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Сравнивайте все вокруг по величине. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики -
спросите, какой выше, ниже. Рисует ваш ребенок - спросите его о длине карандашей,
сравните их по длине. Очень важно чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие
слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца); высокий - низкий
(шкаф, стол); толстый - тонкий (колбаса, сосиска).
На прогулке легко усваиваются понятия пространственного расположения, например
в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево,
вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой
руке, а левой рукой - к моей левой.
В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли
это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии,
например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и
также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше?
Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы
подойти к какому- то близкому объекту.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных
(у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем
у оленя).
Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:
Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в
различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на
телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами, рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в
прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться,
есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых),
сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (пуговиц на
кофточке). Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки».
Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру
«Кто больше найдет цифр в окружении?» - вы или ребенок.
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в
электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните,
для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель,
одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится
в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество
монет не соответствует количеству рублей (денег).
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы
можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их
лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Задачи на сообразительность, задачи - шутки, задачи ловушки развивают гибкость ума,
дают возможность упражняться в применении своих знаний. «В реке плавали пять щук,
они увидели трёх мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке».
ЗАГАДКА – УМУ ЗАРЯДКА
Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии
самостоятельного мышления, умения правильно доказывать правильность суждений,
владения умственными операциями. Каждая загадка — это логическая загадка.
Расту в земле на грядке я красная, длинная, сладкая. (Морковь).
Горячо как огонь. Кругло как шар. (Солнце).
Черен да не ворон, рогат да не бык, шесть лап без копыт. (Жук)
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном
возрасте – головоломки с палочками, в ходе решения которых идёт преобразование одних
фигур в другие.
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов,
животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур
«Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пифагор», «Геоконд» и др.
Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное самим
ребёнком. Партнёрство со взрослым, совместное решение проблемно познавательных
задач – основной путь развитие логики у детей. Не навязывать ребенку готовых знаний, а
указывать пути их приобретения.
Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие
игры:
«ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?
Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.
На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те
предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный
ответ играющий берёт со стола 2 палочки.
Правила игры:
1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.
2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.
3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают
приёмом приложения палочки и определяют победителя.
Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и
т.д.
Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у
табурета.
Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что
бывает по 3, по 4».
«ПОРУЧЕНИЕ»
Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.
Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество
игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность
выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное
поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают
количество набранных фишек и определяют победителя.
Правила игры:
1. Число называют только один раз.
2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно
ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).
Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если
ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине
3 предметов.
Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам
поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый
маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них
стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о
среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее –
знакомите с этими понятиями.
Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге
идёт речь.
Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой,
поменьше,
самый
маленький,
затем
в
порядке
возрастания.
Для
закрепления
представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.
Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое
дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в
следующие игры:
«МАГАЗИН»
Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно
использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой –
маленький.
Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и
маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая
кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок
должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна
высокая пирамидка» и т. д.
Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае,
если указана её величина.
«РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»
Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или
возрастания их величин.
На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки,
бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и
раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О
порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая
предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.
Правила игры:
1. Брать в руку по одному предмету.
2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в
своем ряду.
Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите
нарисовать
квадратный
платочек,
прямоугольное
полотенце,
четырёхугольный
и
треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при
строительстве: куб, цилиндр, шар.
Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:
«НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»
Цель
игры: упражнять
детей
в
умении
различать
треугольник
среди
других
геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных
геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие
выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал
все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.
«КТО БЫСТРЕЕ»
Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.
До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их
смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои
фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто,
быстрее без ошибок выложит 4 ряда.
Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.
Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего
это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму
поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь
справа от себя?» и т. д.
Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день,
вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.
Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь,
завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.
К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник,
независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр,
правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и
время.
Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки,
грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).
Родители руководят поисковой деятельностью и опосредованно подводят детей к догадке,
а «открытие» они делают сами.
Больше хвалите детей! Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным,
требует от них больших усилий.
Успехов вам!