Некоторые аспекты организации проектной деятельности обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения
Автор: Федорова Светлана Валентиновна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ КСУ № 32 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Некоторые аспекты организации проектной деятельности обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения Раздел: среднее профессиональное
Некоторые аспекты организации проектной деятельности
обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения
С.В. Федорова, преподаватель
Колледжа сферы услуг № 32
(г. Москва)
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
современного
профессионального образования является повышение качества подготовки
высококвалифицированных
специалистов,
легко
адаптирующихся
к
изменениям,
способных
к
анализу
сложных
ситуаций
и
принятию
ответственных решений.
Перед
колледжем
поставлена
задача
повышения
каче ства
образовательной
деятельности,
основными
приоритетами
развития
которой являются:
обеспечение
качественной
подготовки
выпускников
как
квалифицированных
специалистов,
свободно
владеющих
своей
профессией на уровне передовых технологий, конкурентоспособных
на
рынке
труда,
готовых
к
осуществлению
профессиональной
деятельности в различных условиях и постоянному
карьерному
росту;
организация
инновационной,
исследовательской,
проектной
деятельности
как
способа
реализации
творческого
потенциала
обучающихся колледжа.
Проектную деятельность в колледже подразделяют на:
учебно-
исследовательскую и научно-исследовательскую.
Учебно-исследовательская
проектная
деятельность
предполагает
создание
условий
для
овладения
обучающимися
проектным
способом
мышления,
проектной
деятельностью
как
механизмом
решения
профессиональных
задач
и
проблем.
Результатом,
формой
учебно-
исследовательских
проектов
обучающихся
могут
быть:
рефераты
с
элементами
исследования,
курсовые
и
дипломные
работы.
Научно-
1
исследовательская
деятельность
–
дополняющая
учебный
процесс,
основной задачей которой, является выход за рамки учебных программ и
планов,
индивидуализация
процесса
обучения,
участие
обучающихся
в
научных мероприятиях.
Преимущества
проектной
деятельности
позволяет
развивать
индивидуальные
познавательные
возможности
каждого
обучающегося,
помогают
личности
познать
себя,
служат
развитию
креативности,
самоопределиться самореализоваться, что, в конечном счете, формирует
общие и
профессиональные компетентности выпускников начального
профессионального образования.
При разработке и защите проектов развивается умение работать в
коллективе;
ощущать
себя
членом
команды;
брать
ответственность
за
выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.
Главное то, что обучающиеся могут уже в самом начале прогнозировать
предполагаемый
конечный
результат
своей
работы,
что
является
существенным признаком проектирования.
Наш колледж сферы услуг осуществляет подготовку специалистов
по профессиям и специальностям индустрии питания: одна из них – Повар,
кондитер.
В
теоретической
подготовке
поваров,
кондитеров
важное
место
занимает профессиональное модульное обучение. Проведение уроков
с
использованием метода творческих проектов позволяет выявить и развить
творческие
возможности
и
способности
обучающихся,
научить
решать
новые
нетиповые
задачи,
выявить
деловые
качества
современного
специалиста.
Проектная
деятельность
настолько
активизировала
мыслительную, творческую деятельность обучающихся, что на каждый
урок
они стремятся приходить не в качестве пассивных слушателей, а
активно
включаться
в
каждый
этап
урока,
обсуждать
вопросы,
сопоставлять
теорию
с
практикой.
На
уроках
внедрение
проектной
2
деятельности с использованием средств ИКТ, способствует повышению
качества профессиональной подготовки.
Таким
образом,
проектная
деятельность
обогащает
жизненный
и
профессиональный опыт обучающихся, позволяет творчески воспринимать
действительность,
не
оставляет
равнодушными
к
изучаемому
программному материалу, расширяя и углубляя его. Улучшается и общий
психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают
друг другу.
Метод
проекта
ориентирован
на
организацию
самостоятельной
деятельности обучающихся. Он предполагает определённую совокупность
учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную
проблему
в
результате
самостоятельных
действий
обучающихся
с
обязательной
презентацией
этих
результатов.
Любая
проектная
деятельность
включает
в
себя
совокупность
исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность обучающихся ОУ НПО/СПО состоит из трех
этапов:
I
этап
–
поисково-исследовательский.
На
данном
этапе
обучающиеся
выбирают
тематику
и
объект
последующего
проекта,
прогнозируют
предполагаемый результат. При этом педагог решает задачи реализации
обучающихся полученных теоретических
знаний на уроках
и умений
применить на практике, в профессиональной деятельности. Как правило,
в качестве результата проектной деятельности при организации текущего
обучения
на
уроках
выступают
те
или
иные
блюда,
в
рецептуру
или
способы, подачи которых обучающиеся могут внести свой креативный
вклад.
Обучающиеся
определяют
блюда
из
предложенного
преподавателям широкого ассортимента, конкретизируют тему
своего
проекта.
II
этап
–
технологический.
Это
самый
длительный
этап
по
времени,
обучающийся проектирует
и описывает технологические операции
по
3
приготовлению того блюда, которое он
выбрал в качестве итогового
результата своей проектной деятельности, анализируя проделанную работу,
достиг
ли
он
своей
цели,
каков
результат
его
исследование.
Цель
-
проектирование,
качественное
описание
и
правильное
выполнение
технологических
операций
по
приготовлению
блюда.
Обучающийся
осуществляет такие действия как: подбор инструментов, инвентаря
и
оборудования;
определение
последовательности
технологических
операций;
выбор
оптимальной
технологии
приготовления
блюда
и
описывает
это
в
своей
«проектной
документации»,
так
как
формализованным образовательным результатом проектной деятельности
станет не только само блюдо, но и описание технологии его приготовления
и
подачи,
возможно,
компьютерная
презентация
с
алгоритмом
приготовления
блюда
и.т.д.
Средствами
деятельности
выступают
их
личный
опыт,
опыт
преподавателей
и
мастеров
производственного
обучения.
Основными,
неформализованными
образовательными
результатами
проектной
деятельности
обучающихся
являются
развитие
профессиональных и общих компетенций, приобретение новых знаний,
умений
и
навыков
в
приготовлении
блюда,
креативные,
творческие
моменты, внесенные по инициативе самого обучающегося. Кроме того, в
проектной
деятельно сти
формируется
само стоятельно сть
и
ответственность обучающихся.
III этап – заключительный. На этом этапе происходит
представление
проекта, результатов проектной деятельности – приготовленное блюдо,
описание
технологии
его
приготовления
и
подачи
с
приложениями
(компьютерные презентации и т.д.). Обучающиеся представляют на суд
экспертов
защиту
проекта,
используют
интерактивные
доски
для
презентаций
проектов.
Интерактивная
доска
позволяет
использовать
широкий
диапазон
средств
визуализации
(карты,
таблицы,
схемы,
диаграммы, фотографии и др.). Затем проводится защита проекта.
При
представлении
проектов
интерактивная
доска
позволяет
моделировать
4
абстрактные идеи и понятия, изменить модель, перенести объект из одного
места экрана в другое или установить новые связи между объектами.
Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритмы проектно-
преобразовательной
деятельности,
учатся
самостоятельно
искать
и
анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее
знания, приобретая новые знания и умения.
В процессе работы, над проектом обучающиеся достигают
следующих результатов:
у обучающихся повышается уровень мотивации и
заинтересованности в получении профессиональных навыков в
избранной профессии;
создаются благоприятные условия для формирования и развития
навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
создаются благоприятные условия для развития креативного
мышления.
П о д учебным
творческим
проектом
обучающегося
по
профессии
«Повар,
кондитер»
или
по
специальности
«Технология
продукции
общественного
питания»
в
рамках
профессионального
модуля можно
считать самостоятельно разработанное, и приготовленное блюдо от идеи
до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной,
выполненное под контролем и консультированием преподавателя, а также
пакет
соответствующей
документации,
описывающей
технологию
его
приготовления и подача.
На наш взгляд, необходимо развивать проектную деятельность в
колледжах, которая является источником творческой активности личности
обучающихся.
Наиболее
интересные
презентационные
проекты
преподаватель включает в свои уроки.
Сформированность
у
выпускников
колледжа
компетенций
по
проектированию,
по
проектно-исследовательской
деятельности
в
дальнейшем может стать основой для их приобщения к научной работе, т.к.
5
независимо от того, чем будет заниматься будущий специалист (работать
по
специальности
или
продолжать
учебу
в
вузе),
полученные
навыки
исследовательской работы положительно скажутся в профессиональной
деятельности каждого обучающегося.
Необходимо
создавать
условия
для
участия
обучающихся
в
семинарах,
конференциях,
выставках,
где
происходит
обмен
опытом
разных учебных заведений, показывающие свои достижения, перспективы
своего профессионального и карьерного роста.
Современное
обще ство
требует
от
специалиста
новых
профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить
системное
мышление,
правовую,
информационную,
коммуникативную
культуру,
способность
к
осознанному
анализу
своей
деятельности,
приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за
выполняемую работу. В связи с этим, одним из приоритетных направлений
развития
профессионального
образования
является
исследовательская
деятельность обучающихся.
П р о е кт н а я
д е я т е л ь н о с т ь
р е ш а е т
о с н о в н у ю
п р о б л е м у
профессионального
образования
–
переход
от
учебной
деятельности
к
деятельности профессиональной. Подготовка специалиста, отвечающего
современным требованиям рынка труда, требует постоянного внедрения
инноваций в процесс обучения. Процесс обучения неразрывно связан с
внедрением
новых
технологий
в
сфере
индустрии
пит ания,
технологических процессов, маркетинга и менеджмента.
Педагогический опыт показывает,
подход к освоению обучающейся
технологии
проектной
деятельности
оправдан
и
педагогически
эффективен.
6