Напоминание

Некоторые аспекты организации проектной деятельности обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения


Автор: Федорова Светлана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ № 32
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Некоторые аспекты организации проектной деятельности обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Некоторые аспекты организации проектной деятельности

обучающихся Колледжа в рамках профессионального обучения
С.В. Федорова, преподаватель Колледжа сферы услуг № 32 (г. Москва) Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений. Перед колледжем поставлена задача повышения каче ства образовательной деятельности, основными приоритетами развития которой являются:  обеспечение качественной подготовки выпускников как квалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией на уровне передовых технологий, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в различных условиях и постоянному карьерному росту;  организация инновационной, исследовательской, проектной деятельности как способа реализации творческого потенциала обучающихся колледжа. Проектную деятельность в колледже подразделяют на: учебно- исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская проектная деятельность предполагает создание условий для овладения обучающимися проектным способом мышления, проектной деятельностью как механизмом решения профессиональных задач и проблем. Результатом, формой учебно- исследовательских проектов обучающихся могут быть: рефераты с элементами исследования, курсовые и дипломные работы. Научно- 1
исследовательская деятельность – дополняющая учебный процесс, основной задачей которой, является выход за рамки учебных программ и планов, индивидуализация процесса обучения, участие обучающихся в научных мероприятиях. Преимущества проектной деятельности позволяет развивать индивидуальные познавательные возможности каждого обучающегося, помогают личности познать себя, служат развитию креативности, самоопределиться самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетентности выпускников начального профессионального образования. При разработке и защите проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др. Главное то, что обучающиеся могут уже в самом начале прогнозировать предполагаемый конечный результат своей работы, что является существенным признаком проектирования. Наш колледж сферы услуг осуществляет подготовку специалистов по профессиям и специальностям индустрии питания: одна из них – Повар, кондитер. В теоретической подготовке поваров, кондитеров важное место занимает профессиональное модульное обучение. Проведение уроков с использованием метода творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества современного специалиста. Проектная деятельность настолько активизировала мыслительную, творческую деятельность обучающихся, что на каждый урок они стремятся приходить не в качестве пассивных слушателей, а активно включаться в каждый этап урока, обсуждать вопросы, сопоставлять теорию с практикой. На уроках внедрение проектной 2
деятельности с использованием средств ИКТ, способствует повышению качества профессиональной подготовки. Таким образом, проектная деятельность обогащает жизненный и профессиональный опыт обучающихся, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу. Метод проекта ориентирован на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Любая проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проектная деятельность обучающихся ОУ НПО/СПО состоит из трех этапов: I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе обучающиеся выбирают тематику и объект последующего проекта, прогнозируют предполагаемый результат. При этом педагог решает задачи реализации обучающихся полученных теоретических знаний на уроках и умений применить на практике, в профессиональной деятельности. Как правило, в качестве результата проектной деятельности при организации текущего обучения на уроках выступают те или иные блюда, в рецептуру или способы, подачи которых обучающиеся могут внести свой креативный вклад. Обучающиеся определяют блюда из предложенного преподавателям широкого ассортимента, конкретизируют тему своего проекта. II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, обучающийся проектирует и описывает технологические операции по 3
приготовлению того блюда, которое он выбрал в качестве итогового результата своей проектной деятельности, анализируя проделанную работу, достиг ли он своей цели, каков результат его исследование. Цель - проектирование, качественное описание и правильное выполнение технологических операций по приготовлению блюда. Обучающийся осуществляет такие действия как: подбор инструментов, инвентаря и оборудования; определение последовательности технологических операций; выбор оптимальной технологии приготовления блюда и описывает это в своей «проектной документации», так как формализованным образовательным результатом проектной деятельности станет не только само блюдо, но и описание технологии его приготовления и подачи, возможно, компьютерная презентация с алгоритмом приготовления блюда и.т.д. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт преподавателей и мастеров производственного обучения. Основными, неформализованными образовательными результатами проектной деятельности обучающихся являются развитие профессиональных и общих компетенций, приобретение новых знаний, умений и навыков в приготовлении блюда, креативные, творческие моменты, внесенные по инициативе самого обучающегося. Кроме того, в проектной деятельно сти формируется само стоятельно сть и ответственность обучающихся. III этап – заключительный. На этом этапе происходит представление проекта, результатов проектной деятельности – приготовленное блюдо, описание технологии его приготовления и подачи с приложениями (компьютерные презентации и т.д.). Обучающиеся представляют на суд экспертов защиту проекта, используют интерактивные доски для презентаций проектов. Интерактивная доска позволяет использовать широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Затем проводится защита проекта. При представлении проектов интерактивная доска позволяет моделировать 4
абстрактные идеи и понятия, изменить модель, перенести объект из одного места экрана в другое или установить новые связи между объектами. Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритмы проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, приобретая новые знания и умения. В процессе работы, над проектом обучающиеся достигают следующих результатов:  у обучающихся повышается уровень мотивации и заинтересованности в получении профессиональных навыков в избранной профессии;  создаются благоприятные условия для формирования и развития навыков коллективной работы при обсуждении проблем;  создаются благоприятные условия для развития креативного мышления. П о д учебным творческим проектом обучающегося по профессии «Повар, кондитер» или по специальности «Технология продукции общественного питания» в рамках профессионального модуля можно считать самостоятельно разработанное, и приготовленное блюдо от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием преподавателя, а также пакет соответствующей документации, описывающей технологию его приготовления и подача. На наш взгляд, необходимо развивать проектную деятельность в колледжах, которая является источником творческой активности личности обучающихся. Наиболее интересные презентационные проекты преподаватель включает в свои уроки. Сформированность у выпускников колледжа компетенций по проектированию, по проектно-исследовательской деятельности в дальнейшем может стать основой для их приобщения к научной работе, т.к. 5
независимо от того, чем будет заниматься будущий специалист (работать по специальности или продолжать учебу в вузе), полученные навыки исследовательской работы положительно скажутся в профессиональной деятельности каждого обучающегося. Необходимо создавать условия для участия обучающихся в семинарах, конференциях, выставках, где происходит обмен опытом разных учебных заведений, показывающие свои достижения, перспективы своего профессионального и карьерного роста. Современное обще ство требует от специалиста новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, правовую, информационную, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. В связи с этим, одним из приоритетных направлений развития профессионального образования является исследовательская деятельность обучающихся. П р о е кт н а я д е я т е л ь н о с т ь р е ш а е т о с н о в н у ю п р о б л е м у профессионального образования – переход от учебной деятельности к деятельности профессиональной. Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, требует постоянного внедрения инноваций в процесс обучения. Процесс обучения неразрывно связан с внедрением новых технологий в сфере индустрии пит ания, технологических процессов, маркетинга и менеджмента. Педагогический опыт показывает, подход к освоению обучающейся технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. 6


В раздел образования