Автор: Ерошенко Юлия Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП" г. Грайворона
Населённый пункт: г. Грайворон, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития ключевых компетенций у учащихся при изучении математики
Раздел: полное образование
Педагогические условия развития ключевых компетенций у
учащихся при изучении математики
методист Ерошенко Ю.В.
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших
задач, стоящих перед школой. В связи с этим актуальным становится вопросы
компетентностного подхода в образовании.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько
классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской),
ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно–смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно–познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация, в наибольшей мере отвечает требованиям компетентностного
подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного
представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов
деятельности ученика и педагога.
Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и
возможностями в формировании ключевых компетенций. Трудно представить хотя бы
один учебный предмет, где не присутствует математика или её методы. Образы
математических объектов окружают учеников в повседневной жизни. В отличие от
некоторых других школьных предметов математика учит не только простому
запоминанию формул и их воспроизведению, но и формирует способности анализировать,
понимать сущность применяемых формул, умению видеть в краткой записи условия что-
то большее, рационализировать способы решений задач, уравнений, систем уравнений.
Изучение математики предполагает различать аргументированные утверждения от
бездоказательных, оптимизацию своих действий, видеть манипуляцию и противостоять
ей, выработку и принятие решений. Без преувеличения можно сказать, что на уроках
математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой
существования личности в обществе. Особое место в данном процессе занимает работа
ученика и учителя с применением дистанционных методов обучения.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта
между преподавателем и учащимся.
Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения
учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания,
получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило,
дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль
за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя
технологии on-lin и off-line.
Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно
уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с
традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования
это
явление,
несомненно,
положительное:
по
своей
сути
программированное,
дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, следовательно,
органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший
круг учителей школ.
Дистанционное
образование,
несомненно,
имеет
свои
преимущества
перед
традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося,
снимает временные и пространственные ограничения, помогает учиться людям с
физическими
недостатками,
имеющими
индивидуальные
черты
и
неординарные
особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Какие ведущие преимущества использования данного ресурса как вспомогательного
при изучении курса математики:
более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям
обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие
возможности для ускорения процесса получения образования и повышения
качества обучения;
повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на
использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем,
заданиями для самоконтроля и т.д.;
оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к.
содержание методических материалов на машинных носителях легче
поддерживать в актуальном состоянии;
доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у
них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к
альтернативным ее источникам;
возможность пройти обучение быстро, в сжатые сроки, или наоборот, то
есть лучше, разумнее планировать свое время;
повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за
счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с
компьютерной
техникой
и
самостоятельно
принимать
ответственные
решения;
ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую
общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что
интересует больше всего их самих).