Напоминание

«Начальные приемы обучения игре на фортепиано в ДШИ»


Автор: Филина Екатерина Михайловна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУДО «Детская школа искусств №1 им. Н.П. Ракова»
Населённый пункт: Город Калуга, Калужская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Начальные приемы обучения игре на фортепиано в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДШИ"

Введение

Обучение игре на фортепиано в детской школе искусств (ДШИ) -

это

увлекательный

и

творческий

процесс,

требующий

индивидуального

подхода

и

внимательного

отношения

к

каждому

ученику.

Первые

шаги

в

обучении

на

этом

инструменте

имеют

решающее

значение

для

формирования

основ

музыкального

мышления

и

исполнительского

мастерства.

Начальные

приемы

обучения должны быть направлены на развитие навыков, которые

обеспечат успешное дальнейшее музыкальное развитие ребенка.

Цели и задачи методической разработки

Целью

данной

методической

разработки

является

описание

начальных приемов обучения игре на фортепиано для учеников ДШИ,

а также предложить рекомендации для педагогов, как эффективно

организовать процесс обучения в первые месяцы обучения. Задачи

включают:

Ознакомление с основами постановки рук и правильной техники

игры.

Развитие слухового восприятия и ритмических навыков.

Ознакомление

с

нотной

грамотой

и

основами

музыкальной

теории.

Развитие умения играть простые произведения.

1. Постановка рук и правильная техника игры

На начальном этапе важно научить ученика правильно держать

руки и пальцы, чтобы избежать неправильной постановки, которая

может

привести

к

травмам

или

неправильному

звукоизвлечению.

Педагог должен обратить внимание на:

Освобождение рук от напряжения.

Правильное положение запястий - они должны быть на уровне

клавиш, без излишнего поднятия или опускания.

Развитие

силы

пальцев

и

ловкости

рук

с

использованием

специальных упражнений.

На первых уроках рекомендуется использовать упражнения на

легкое касание клавиш, чтобы ученик учился не только правильно

нажимать клавиши, но и создавать разнообразные по силе и тембру

звуки.

2. Развитие слухового восприятия и ритмических навыков

Важной частью обучения на начальном этапе является развитие

слухового

восприятия.

Ребенок

должен

уметь

различать

ноты,

аккорды,

интервалы,

а

также

понимать

музыкальную

структуру

произведений. Для этого можно использовать следующие методы:

Игры на распознавание звучащих нот и аккордов.

Повторение

за

преподавателем

простых

мелодий

для

тренировки слуха.

Использование

аппликатуры

для

воспроизведения

простых

ритмических фигур.

Ритмическое восприятие также важно на этом этапе. Педагог

может использовать пальцевые упражнения для выработки точности в

ритмическом исполнении, а также предложить занятия с метрономом,

чтобы ребенок научился держать темп и ритм.

3. Ознакомление с нотной грамотой

Знание

нотной

грамоты

является

основой

для

успешного

исполнения произведений. На начальном этапе ученики знакомятся с

основными нотами на стальной и басовой линейке, а также учат

интервал

между

нотами.

Рекомендуется

следующий

порядок

освоения:

Изучение ключевых знаков (скрипичный и басовый).

Чтение простых мелодий с использованием первых нот.

Ознакомление с длительностями нот и их значением.

Для

закрепления

знаний

можно

использовать

разнообразные

игровые задания, где ученик будет распознавать ноты, складывать их

в мелодию или расписывать простые произведения.

4. Изучение простых произведений

На

начальном

этапе

ученикам

предлагаются

простые

произведения, состоящие из нескольких аккордов и мелодий. Это

могут быть как произведения классической музыки, так и народные

мелодии. Главное здесь - научить ребенка следить за исполнением,

соблюдать ритм и правильное использование выразительных средств

(динамика, артикуляция).

Заключение

Методика обучения игре на фортепиано в ДШИ на начальном

уровне включает в себя разнообразные приемы и техники, которые

помогут ребенку овладеть основами музыки и развить творческий

потенциал.

Важно,

чтобы

педагог

подходил

к

каждому

ученику

с

пониманием,

создавая

атмосферу

доверия

и

творчества,

которая

поможет ребенку полюбить музыку и продолжить свое обучение в

дальнейшем.

Рекомендации для педагогов

Используйте

игровые

формы

обучения

для

повышения

мотивации учеников.

Регулярно проводите диагностику прогресса каждого ученика.

Поддерживайте

ребенка

в

процессе

изучения

новых

произведений, поощряя творческий подход к исполнению.

Работайте с родителями для создания домашней атмосферы

для музыкальных занятий.

Таким

образом,

правильный

выбор

методов

и

подходов

в

обучении игре на фортепиано в ДШИ является важным условием для

успешного освоения инструмента на начальном уровне и дальнейшего

музыкального развития ребенка.



В раздел образования