Автор: Гаевая Наталья Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр эстетического воспитания "Отрада"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Выступление на ГМО
Тема: «Социально-психологические аспекты работы с одарёнными детьми»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
Тема: «Социально-психологические аспекты работы
с одарёнными детьми»
Выступление на городском МО педагогов ИЗО и декоративно-прикладного
творчества
Составитель:
Гаевая Н.Ф.,
педагог дополнительного образования
Хабаровск - 2024
Одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и
большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов, и
родителей.
«Дети – гости настоящего и хозяева будущего, а это значит, что педагогика
сегодня должна ориентироваться на завтрашний день. Проблемы воспитания
и
развития
личности
ребенка
следует
рассматривать
в
контексте
общепланетарных
проблем
развития
мира,
развития
человека,
его
становления и формирования. Необходимо озарить сознание ребенка мыслью
о том, что он – человек Будущего. Он – Творец, способный создавать мир в
себе и творить себя в мире, отвечать за свои мысли, действия, поступки.
Поэтому, если мы хотим помочь ребенку раскрыть свой творческий,
духовный потенциал, обрести стержень, внутреннюю силу личности, мы
должны обратиться к его внутреннему миру». В.Г. Белинский.
"… разбудить свет в душе ребенка и развернуть ее на самою себя и на
других людей" О.С. Газман
Одаренность - явление достаточно редкое и очень хрупкое. Чтобы одаренный
ребенок в дальнейшем он смог реализовать свои уникальные способности,
его нужно с детства оберегать,
уделять ему
достаточно внимания,
развивать и поддерживать огонек его таланта. Лишь тогда с возрастом он
разгорится в яркое пламя, а не будет затоптан шквалом посредственности.
Однако не все родители знают о том, что у них растет неординарный
малыш. Важно вовремя увидеть одаренного ребенка, понять его и создать
необходимые условия для реализации его наклонностей и талантов. Так
какие же они, одаренные дети, и как родители могут распознать в своем
сынишке или дочурке будущего гения?
Признаки одарённости:
Речь:
1.
овладение речью в раннем возрасте;
2.
владение большим объемом общей информации;
3.
высокий уровень речевой выразительности;
4.
владение литературной речью;
5.
применение необычной лексики;
6.
владение специальной терминологией;
7.
способность к речевому размышлению.
Познавательная сфера:
1.
исключительная цепкость памяти; особенно в диалоге;
2.
хорошо развитое воображение; фантазия;
2
3.
повышенное восприятие и чувствительность к окружающему миру;
4.
– более независимый образ мыслей, наличие собственных суждений;
5.Способность к оценочным суждениям.
Поведение:
– обостренная наблюдательность;
– активность, разнообразие поведенческих реакций;
– стремление к интенсивному общению со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональные проявления использование жестов и мимики в
разговоре;
– богатство и разнообразие эмоциональных проявлений.
Уровень интересов:
– повышенный, стойкий интерес к определенным областям знаний;
– особые способности в той области, к которой проявляет интерес.
Моторные проявления:
– хорошее владение всеми необходимыми для возраста навыками;
– моторная ловкость и четкость;
быстрое овладение новыми навыками.
«Ум у ребёнка - на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
В пять-шесть лет одаренного ребенка сразу видно, он отличается от других,
но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребенок, как
обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно. Все дети любят
узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят
ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри - словом, практически
у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность.
Если у ребенка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию,
значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак
заболевания, даже физического.
С психологической точки зрения важно различать одарённость явную и
скрытую:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно
ярко и
отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает
3
сомнения. Поэтому специалист в области детской одаренности может
адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить
программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако
далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной
форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность
ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его
могут отнести к числу “неперспективных” и лишить необходимой помощи и
поддержки.
В
случаях
скрытой
одаренности,
не
проявляющейся
до
определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных
особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного
ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности.
Огромное значение имеет выявление скрытой одарённости. Все знают о
более чем скромных успехах в школе и университете А. Эйнштейна, Ч.
Дарвина, У. Черчилля, танцора Махмуда Эсамбаева. Этим людям случай и
характер помогли явить миру свою гениальность. А сколько людей с
поломанными судьбами, которые осознают потенциал своего ума и таланта,
смогли
бы
осветить
мир,
но
прозябают,
часто
глуша
душевную
неудовлетворённость и обиду алкоголем, оказываются в психиатрических
клиниках. Их дар задыхается как невылупившиеся птенцы в слишком
толстой скорлупе.
Общая
одаренность
-
это
уровень
развития
общих
способностей,
определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь
большего. Прежде чем начать разговор о детской одаренности, необходимо
разобраться в самом определении одаренность. Что же вкладывается в
понятие «одаренность»? Одаренность - это высокий уровень развития каких-
либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно
высокоразвитыми способностями.
Способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные
приемы,
а
глобальные,
фундаментальные
способы.
От
природы
способностей нет, и не может существовать - ведь способы необходимо
каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в
деятельности.
Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь,
превращаются в способности,
а могут и не превратиться. Чаще всего
большая часть из них так и остается «погребенной» в психике, и никто не
подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его
способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь - «задатки-
4
способности»,
приведу
напрашивающуюся
аналогию:
задатки-семена
будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об
их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.
Как развиваются из задатков способности? И, наконец, самое важное
для учителей и родителей - почему одни дети становятся одаренными, а
другие - их большинство - все же нет?
Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным,
что же отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз.
Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов», и что резко
отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность.
Одним из первых Н.С. Лейтес описал эту невероятную потребность
одаренных детей в умственной работе, их, без преувеличения страсть к
познанию. Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от
возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья и т. п. Иначе
говоря, стремление к познанию - самая яркая характеристика любого
одаренного ребенка.
Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при
одном обязательном условии. Для того чтобы из задатков развились
способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по
любой,
самой
прогрессивной
методике,
совершенно
недостаточно.
Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствия
от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции.
Необходимо, чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого
процесса интеллектуальной деятельности. Если этого нет, и ребенок
выполняет умственную деятельность по любым другим мотивам, например
из послушания, из желания получить награду (ту же пятерку), из страха
наказания, то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к
способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Для того чтобы
ребенок был способным, нужно, чтобы он любил умственный труд. От этой
неумолимой зависимости никуда не деться.
Сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка,
любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо
бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению
увеличивает отрицательное отношение к ней. Если же способности ребёнка
не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в этом
взрослые,
которые
не
создали
условий,
необходимых
для
развития
природных возможностей данного ребёнка, либо загасили его природные
способности
своими
догматическими
методами
воспитания.
Многие
родители озабочены тем, чтобы напичкать детей знаниями, совершенно не
считаясь
сих
психолого-педагогическими
и
физиологическими
возможностями. По мнению Я.А. Каменского «…поистине гораздо более
нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум , не будучи
занят чем-нибудь полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным. Чем
5
плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох,
если его не засеять семенами мудрости и добродетелей».
К сожалению, не только родители, но и некоторые учителя не видят
пользы для своих, творчески одарённых детей, в посещении центров
дополнительного образования, ставя во главу угла лишь учёбу в школе.
Современная
школа
не
может
предоставить
каждому
ребёнку
достаточный спектр знаний, чтобы выявить свои способности, даже если
хорошо
понимает
их
необходимость.
Учреждения
дополнительного
образования
могут
предоставить
ребёнку
гораздо
больший
спектр
деятельности
для
удовлетворения
индивидуальных
личностных
потребностей, обогащения и совершенствования личного опыта. Вид
деятельности
в
учреждениях
дополнительного
образования
ребёнок
выбирает, опираясь на те же способности и интересы, которые он проявляет
в школе. Способность к изобразительному творчеству приведёт его в студии
ИЗО, рукоделия, резьбы и т. д. Практическая работа в студиях помогает
детям понять связь учебных дисциплин с широким полем деятельности
человека. Важно ещё и то, что выбирая себе интересное направление
деятельности в системе доп. образования, ребёнок имеет
возможность
выбрать
педагога,
который
часто
становится
для
него
образцом
в
увлекательном для него деле.
Общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что
делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.
Образовательная программа в учреждениях доп. образования –
средство развития мотивации, способностей ребёнка, приобщения его в
процессе
совместной
деятельности
со
сверстниками
и
взрослыми
к
общечеловеческим ценностям. Содержание каждой программы учитывает
возрастные и социально-психологические особенности школьников, их
интересы и потребности.
Трудностью в доп. образовании является то, что учителя и родители не
интересуются
занятиями
своих
учеников.
Дети,
особенно
младшие,
нуждаются в положительной оценке своей работы. Порой даже успешный
результат может не принести ребёнку радости, если на это не обратили
внимания люди, мнением которых он дорожит, поэтому важно вовлечь в
совместную и взаимодополняющую деятельность близких для него людей –
родителей.
Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак
способности
не
характеризуют.
Старательная
девочка,
прилежно
выполняющая уроки, получающая в первом, третьем или пятом классе
сплошные
пятерки,
останется
неспособной,
потому
что
никакого
удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится
лишь из прилежания. А мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки,
тем не менее, станет вполне способным школьником, потому что обожает
чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные
6
задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. А к
старшим классам, где роль способностей в учении становится больше,
многие девочки - тихие отличницы - становятся весьма посредственными
ученицами, а мальчики, которым ставили столько двоек за плохой почерк
или грязную тетрадь, становятся «гордостью школы». Если, конечно, была
деятельность, которую они любили и в которой смогли развить свои
способности. А это, к сожалению, бывает не у всех.
Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем
старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения
(лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало, когда ученье,
иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается,
должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о
каких способностях не приходится говорить.
У одаренных, благодаря ярко выраженной потребности
познаний,
связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая
умственная деятельность - чтение, решение задач, придумывание историй,
рисование и т. д. - доставляет им огромную радость, и благодаря этому их
способности развиваются семимильными шагами.
Познавательная потребность - этот тот дар от природы, который в
достаточной степени дается всем без исключения детям (всем психически
здоровым детям).
Выявить способности учащихся позволяет целостная психологическая
технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А.
Ясюковой.
Четко
определённые
критерии
данного
диагностического
комплекса
позволяют
получить
углубленную
индивидуальную
характеристику
интеллектуальных,
личностных
и
нейродинамических
особенностей учащихся с 1 по 11 классы, их творческого потенциала, а также
выявить
задатки
способностей
более
чем
к
20
направлениям
профессиональной деятельности.
Основной комплекс включает в себя следующие методики:
Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Тест Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости
переработки информации.
Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
Личностный
опросник
Кеттела
для
определения
личностных
особенностей, влияющих на обучение.
Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.
Тест
Самойловой-Ясюковой
для
оценки
физико-математических
способностей и др.
7
Всего
в
диагностический
комплект
входят
12
основных
и
9
дополнительных
методик.
Диагностический
комплекс
изготовлен
государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя
и
соответствует
утверждённым
стандартам,
обладает
высокой
диагностической надёжностью.
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так
много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее
страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы
психологи. В своем выступлении я попыталась облегчить понимание
одаренности, обратившись к популярным и принимаемым большинством
современных
специалистов
взглядам
на
проблему
развития
детской
одаренности.
Методики диагностики одаренности младших школьников
1. Карта интересов для младших школьников
А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского
педагогического государственного университета
Учитель,
воспользовавшись
представленной
методикой,
может
получить первичную информацию о направленности интересов младших
школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно
судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует
иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют
о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко
дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа
от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши
педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между
интересами
и
склонностями,
с
одной
стороны,
и
способностями
и
одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже
на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно:
ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в
которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют
взрослые
и
сверстники.
Таким
образом,
склонности
выступают
как
индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная
точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно
провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для
этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая
трудоемкая
операция.
Обследование
можно
провести
коллективно.
8
Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для
изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите своё имя и фамилию.
Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке
под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего
35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»,
если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».
Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:
1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или
лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов,
людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то
вполне удавшегося;
3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится
вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо
произведение искусства или пейзаж;
4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит,
комбинирует материалы и краски;
5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное
прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь
подобное;
6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических
произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя
вполне разумные доводы.
9