Автор: Щадилова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств № 6
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Публикация
Тема: "Пути преодоления сценического волнения"(из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование
Щадилова Надежда Владимировна
МБУДО Детская школа искусст № 6, г. Тула 2025 г.
«Пути преодоления сценического волнения исполнителя»
( из опыта работы)
Первопричин сценического страха может быть много, но они лежат
внутри двух причин – органической и приобретенной. Органическая причина
лежит в сфере наследственности, на уровне генной инженерии, и в этом
случае действительно трудно чем-либо помочь. Большинство же причин
боязни сцены образуются или приобретаются в силу каких-то случайных
обстоятельств, психологических срывов. Момент возникновения волнения
перед выступлением чрезвычайно важно не пропустить, и это в очень
большей мере зависит от педагога.
Как это ни странно, сценическое волнение чаще всего возникает у
наиболее талантливых детей с тонкой эмоциональной чувствительностью и,
самое главное, повышенной требовательности к себе.
Прежде чем настанет тот самый ответственный момент выступления
ученика на сцене педагог вместе со своим подопечным проходит четыре
этапа подготовки: 1) предварительная подготовка; 2) этап ознакомления с
музыкальным
произведением,
стадия
формирования
исполнительского
замысла;
3)
этап
воплощения
исполнительского
замысла;
4)
этап
предконцертной подготовки. Об эстрадном волнении, от которого столь
многие страдают, очень точно сказал Римский – Корсаков: «Оно обратно
пропорционально степени подготовки».
Наконец,
программа
выучена,
наступает
период
подготовки
к
концертному выступлению. Чем меньше осталось времени перед концертом,
тем хладнокровнее, расчетливее надо быть в своих занятиях. В этот
ответственный период нельзя надолго забрасывать кропотливою работу над
техникой, иначе игра ухудшается. «Нужно научиться создавать для себя
такие психологические ситуации, при которых хотелось бы заниматься с
полной выкладкой, а также уметь вызывать в себе состояние, аналогичное
концертному. Полезно поигрывать программу дома с полной эмоциональной
отдачей, предварительно настроив себя психологически на концертный лад»,
- советует Ф. Липс.
Очень важно – формирование мотивации, отношений, установок
музыканта. Одним из основные факторов, положительно влияющие на
мотивацию занятий музыкой: является увлеченность музыкой не только
ученика, но и его родителей. Если родители ученика любят музыку,
искусство в целом, проявляют постоянную заинтересованность в его
творческом труде, помогают ему в ежедневной работе, то, безусловно,
создается благоприятная атмосфера для роста его увлеченности музыкой,
желания заниматься ею. Необходим контакт педагога с родителями
учащегося. Важно, чтобы родители присутствовали на уроках, записывали
урок на камеру. Таким образом родители становятся участниками учебного
процесса, контролируют и помогают в домашних занятиях своему ребенку..
Также за несколько дней до главного концерта желательно два – три раза
обыграть программу или пьесу на менее ответственных концертах, хотя к
каждому выступлению надо подходить ответственно. При достаточно частых
и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и
человек учится справляться с волнением. Для обнаружения возможных
ошибок в своей практике я использую следующие методы: игра с помехами
и отвлекающими факторами. Во время исполнения программы педагог
всячески отвлекает ученика, при этом исполнитель должен суметь не
ошибаться.
«На нескольких последних репетициях, предшествующих концерту
должна царить праздничная творческая атмосфера, с подбадриванием и
похвалами, желательно без придирок. Главное вселить в сознание ученика
уверенность в себе, подкрепленную уверенность педагога в нем» - советует
скрипач Валерий Шевченко.
Наконец настал день концерта. «В этот день следует прежде всего
хорошо выспаться. Некоторые музыканты предпочитают днем вообще не
заниматься или играют другие пьесы. Думается, что в день концерта все же
полезно проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу».
1
Стараясь в день концерта использовать все свое свободное время на
бесконечное проигрывание трудных пассажей, заниматься так называемой
«зубрежкой», музыкант рискует переутомиться, растратить все силы и
энергию, и в следствие – неудачное выступление.
На концерте желательно прийти заранее, приготовить устойчивый стул,
найти лучшею точку на сцене, ознакомиться с акустикой в зале, разыграться,
просто побродить по сцене, настроиться для предстоящей игры.
В результате долгого ожидания очередности выступления у ребенка
может начаться эстрадная лихорадка, апатия, сопровождающаяся слабостью
и недомоганием. Поэтому в день концерта и особенно перед выходом на
сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной
компании, не растрачивать понапрасну энергию. В этот момент нужно
воспользоваться некоторыми методами овладения оптимальным концертным
состоянием, например: аутогенное погружение, вживание в образ.
1
Липс, Ф. Искусство игры на баяне. Москва: «Музыка», 2004. - с. 135,136.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от
психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять
бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них
своеобразным психотерапевтом.
Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту.
Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со
сцены, поклоны, поведение за инструментом – словом, то, что мы называем
артистизмом. Правила выхода, ухода и поведения на сцене желательно
выучить с учеником наизусть и многократно отрепетировать. Это придаст
юному музыканту больше уверенности в себе. Отработать следует каждую
мелочь: походку, где встать и как вставать со стула, поклон выражение лица
и д.р.. Здесь очень помогает метод копирования ученика преподавателем.
Когда ребенок видит меткое и смешное свое изображение, он быстро делает
выводы и все исправляет. Очень полезно записывать исполнение учащегося
на видеокамеру. Выйдя на сцену следует еще раз проверить устойчивость
стула, посадку, услышать тишину в зале. Очень важно научить ученика
предслышать исполняемую музыку, представить темп, характер и только
после этого, обязательно взяв дыхание (ауфтакт), начать исполнение.
Необходимо научить исполнителя не разглядывать публику в зале!
Немаловажен и внешний вид учащегося. Концертная одежда должна
быть идеально подобрана по всем параметрам и удобна. Все внешние
недочеты отвлекают внимание слушателя от того, что исполняется на
эстраде. Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Все
поведение ученика на сцене должно соответствовать образу, характеру
произведения. Это должно отражаться на его осанке, движении головы,
мимике и д.р. Конечно, здесь я имею ввиду артистически одаренную
личность. Главная задача преподавателя умело раскрыть этот дар! Ведь
музыкант-исполнитель так же одарен артистически как драматический актер
или
танцовщик.
Чтобы
стать
настоящим
исполнителем-артистом,
необходимо слушать выдающихся музыкантов разных специальностей,
посещать концерты, мастер-классы и быть всесторонне развитой личностью.
Но очень важно раскрыть в ребенке индивидуальность, свое личное
отношение к музыке. Это замечание больше относится к учащимся старших
классов. Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность,
поза.
На сцене может случиться и так, что в какой – то момент исполнитель
запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный
экзамен для психики и нервов. Необходимо с самого первого выступления
объяснить ребенку, что ошибка - это не катастрофа! Здесь важно не
растеряться, а проявляя находчивость и волю выпутываться и продолжать
играть дальше, не морщиться и не делать испуганное лицо. Для большей
уверенности, на уроках мы с учащимися отмечаем в нотах те места, с
которых, в случае остановки, будет удобно начать играть и отрабатываем эти
моменты.
Итак концерт окончен. Особую важность приобретает послеконцертная
оценка
исполнения
в
период
первоначального
обучения
игре
–
на
инструменте и первых публичных выступлений учащегося.
Первое выступление перед слушателями производит на него сильное,
подчас неизгладимое впечатление. Чувство радости от сознания удачного
исполнения или огорчения от неудачного надолго запомнится ему и во
многом определит его отношение к будущей музыкальной деятельности.
Оценка должна быть объективной, тактичной по форме и гибкой, с учетом
индивидуальных особенностей восприятия ее учеником.
А. В. Нежданова «признавала творческое волнение, дающее радость,
подъем в исполнении и говорила, что только бездарности не волнуются, не
чувствуя ответственности за свое выступление».
Список литературы:
1.
Бейлина, С. В классе профессора В.Х. Разумовской. Ленинград:
«Музыка», 1982.
2.
Валерий Шевченко, Балет двух рук. Функциональная методика игры на
скрипке. Woodbrige Academy of Musik New Iersey 2006
3.
Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. Москва:
«Советский композитор», 1969.
4.
Д.К.Кирнарская, Музыкальные способности. Таланты – 21 век.
5.
Липс, Ф. Искусство игры на баяне. Москва: «Музыка», 2004.
6.
Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва: «Музыка»,
1988.
7.
Подольская, В. А.В. Нежданова и её ученики. Москва: «ГМИ», 1960.
8.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Москва: «Музыка», 1997.
9.
Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва:
Издательский дом « Композитор», 2001.