Напоминание

"Пути преодоления сценического волнения"(из опыта работы)


Автор: Щадилова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств № 6
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Публикация
Тема: "Пути преодоления сценического волнения"(из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Щадилова Надежда Владимировна

МБУДО Детская школа искусст № 6, г. Тула 2025 г.

«Пути преодоления сценического волнения исполнителя»

( из опыта работы)

Первопричин сценического страха может быть много, но они лежат

внутри двух причин – органической и приобретенной. Органическая причина

лежит в сфере наследственности, на уровне генной инженерии, и в этом

случае действительно трудно чем-либо помочь. Большинство же причин

боязни сцены образуются или приобретаются в силу каких-то случайных

обстоятельств, психологических срывов. Момент возникновения волнения

перед выступлением чрезвычайно важно не пропустить, и это в очень

большей мере зависит от педагога.

Как это ни странно, сценическое волнение чаще всего возникает у

наиболее талантливых детей с тонкой эмоциональной чувствительностью и,

самое главное, повышенной требовательности к себе.

Прежде чем настанет тот самый ответственный момент выступления

ученика на сцене педагог вместе со своим подопечным проходит четыре

этапа подготовки: 1) предварительная подготовка; 2) этап ознакомления с

музыкальным

произведением,

стадия

формирования

исполнительского

замысла;

3)

этап

воплощения

исполнительского

замысла;

4)

этап

предконцертной подготовки. Об эстрадном волнении, от которого столь

многие страдают, очень точно сказал Римский – Корсаков: «Оно обратно

пропорционально степени подготовки».

Наконец,

программа

выучена,

наступает

период

подготовки

к

концертному выступлению. Чем меньше осталось времени перед концертом,

тем хладнокровнее, расчетливее надо быть в своих занятиях. В этот

ответственный период нельзя надолго забрасывать кропотливою работу над

техникой, иначе игра ухудшается. «Нужно научиться создавать для себя

такие психологические ситуации, при которых хотелось бы заниматься с

полной выкладкой, а также уметь вызывать в себе состояние, аналогичное

концертному. Полезно поигрывать программу дома с полной эмоциональной

отдачей, предварительно настроив себя психологически на концертный лад»,

- советует Ф. Липс.

Очень важно – формирование мотивации, отношений, установок

музыканта. Одним из основные факторов, положительно влияющие на

мотивацию занятий музыкой: является увлеченность музыкой не только

ученика, но и его родителей. Если родители ученика любят музыку,

искусство в целом, проявляют постоянную заинтересованность в его

творческом труде, помогают ему в ежедневной работе, то, безусловно,

создается благоприятная атмосфера для роста его увлеченности музыкой,

желания заниматься ею. Необходим контакт педагога с родителями

учащегося. Важно, чтобы родители присутствовали на уроках, записывали

урок на камеру. Таким образом родители становятся участниками учебного

процесса, контролируют и помогают в домашних занятиях своему ребенку..

Также за несколько дней до главного концерта желательно два – три раза

обыграть программу или пьесу на менее ответственных концертах, хотя к

каждому выступлению надо подходить ответственно. При достаточно частых

и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и

человек учится справляться с волнением. Для обнаружения возможных

ошибок в своей практике я использую следующие методы: игра с помехами

и отвлекающими факторами. Во время исполнения программы педагог

всячески отвлекает ученика, при этом исполнитель должен суметь не

ошибаться.

«На нескольких последних репетициях, предшествующих концерту

должна царить праздничная творческая атмосфера, с подбадриванием и

похвалами, желательно без придирок. Главное вселить в сознание ученика

уверенность в себе, подкрепленную уверенность педагога в нем» - советует

скрипач Валерий Шевченко.

Наконец настал день концерта. «В этот день следует прежде всего

хорошо выспаться. Некоторые музыканты предпочитают днем вообще не

заниматься или играют другие пьесы. Думается, что в день концерта все же

полезно проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу».

1

Стараясь в день концерта использовать все свое свободное время на

бесконечное проигрывание трудных пассажей, заниматься так называемой

«зубрежкой», музыкант рискует переутомиться, растратить все силы и

энергию, и в следствие – неудачное выступление.

На концерте желательно прийти заранее, приготовить устойчивый стул,

найти лучшею точку на сцене, ознакомиться с акустикой в зале, разыграться,

просто побродить по сцене, настроиться для предстоящей игры.

В результате долгого ожидания очередности выступления у ребенка

может начаться эстрадная лихорадка, апатия, сопровождающаяся слабостью

и недомоганием. Поэтому в день концерта и особенно перед выходом на

сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной

компании, не растрачивать понапрасну энергию. В этот момент нужно

воспользоваться некоторыми методами овладения оптимальным концертным

состоянием, например: аутогенное погружение, вживание в образ.

1

Липс, Ф. Искусство игры на баяне. Москва: «Музыка», 2004. - с. 135,136.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от

психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять

бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них

своеобразным психотерапевтом.

Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту.

Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со

сцены, поклоны, поведение за инструментом – словом, то, что мы называем

артистизмом. Правила выхода, ухода и поведения на сцене желательно

выучить с учеником наизусть и многократно отрепетировать. Это придаст

юному музыканту больше уверенности в себе. Отработать следует каждую

мелочь: походку, где встать и как вставать со стула, поклон выражение лица

и д.р.. Здесь очень помогает метод копирования ученика преподавателем.

Когда ребенок видит меткое и смешное свое изображение, он быстро делает

выводы и все исправляет. Очень полезно записывать исполнение учащегося

на видеокамеру. Выйдя на сцену следует еще раз проверить устойчивость

стула, посадку, услышать тишину в зале. Очень важно научить ученика

предслышать исполняемую музыку, представить темп, характер и только

после этого, обязательно взяв дыхание (ауфтакт), начать исполнение.

Необходимо научить исполнителя не разглядывать публику в зале!

Немаловажен и внешний вид учащегося. Концертная одежда должна

быть идеально подобрана по всем параметрам и удобна. Все внешние

недочеты отвлекают внимание слушателя от того, что исполняется на

эстраде. Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Все

поведение ученика на сцене должно соответствовать образу, характеру

произведения. Это должно отражаться на его осанке, движении головы,

мимике и д.р. Конечно, здесь я имею ввиду артистически одаренную

личность. Главная задача преподавателя умело раскрыть этот дар! Ведь

музыкант-исполнитель так же одарен артистически как драматический актер

или

танцовщик.

Чтобы

стать

настоящим

исполнителем-артистом,

необходимо слушать выдающихся музыкантов разных специальностей,

посещать концерты, мастер-классы и быть всесторонне развитой личностью.

Но очень важно раскрыть в ребенке индивидуальность, свое личное

отношение к музыке. Это замечание больше относится к учащимся старших

классов. Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность,

поза.

На сцене может случиться и так, что в какой – то момент исполнитель

запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный

экзамен для психики и нервов. Необходимо с самого первого выступления

объяснить ребенку, что ошибка - это не катастрофа! Здесь важно не

растеряться, а проявляя находчивость и волю выпутываться и продолжать

играть дальше, не морщиться и не делать испуганное лицо. Для большей

уверенности, на уроках мы с учащимися отмечаем в нотах те места, с

которых, в случае остановки, будет удобно начать играть и отрабатываем эти

моменты.

Итак концерт окончен. Особую важность приобретает послеконцертная

оценка

исполнения

в

период

первоначального

обучения

игре

на

инструменте и первых публичных выступлений учащегося.

Первое выступление перед слушателями производит на него сильное,

подчас неизгладимое впечатление. Чувство радости от сознания удачного

исполнения или огорчения от неудачного надолго запомнится ему и во

многом определит его отношение к будущей музыкальной деятельности.

Оценка должна быть объективной, тактичной по форме и гибкой, с учетом

индивидуальных особенностей восприятия ее учеником.

А. В. Нежданова «признавала творческое волнение, дающее радость,

подъем в исполнении и говорила, что только бездарности не волнуются, не

чувствуя ответственности за свое выступление».

Список литературы:

1.

Бейлина, С. В классе профессора В.Х. Разумовской. Ленинград:

«Музыка», 1982.

2.

Валерий Шевченко, Балет двух рук. Функциональная методика игры на

скрипке. Woodbrige Academy of Musik New Iersey 2006

3.

Гольденвейзер, А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. Москва:

«Советский композитор», 1969.

4.

Д.К.Кирнарская, Музыкальные способности. Таланты – 21 век.

5.

Липс, Ф. Искусство игры на баяне. Москва: «Музыка», 2004.

6.

Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва: «Музыка»,

1988.

7.

Подольская, В. А.В. Нежданова и её ученики. Москва: «ГМИ», 1960.

8.

Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Москва: «Музыка», 1997.

9.

Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва:

Издательский дом « Композитор», 2001.



В раздел образования