Напоминание

Русский народный костюм в живописи


Автор: Стародубцева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель живописи
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 п.Черновский Волжского района
Населённый пункт: Самарская обл., п. Черновский Волжского района
Наименование материала: статья
Тема: Русский народный костюм в живописи
Раздел: дополнительное образование





Назад





Стародубцева Ирина Владимировна

Преподаватель живописи в ДШИ

Русский народный костюм в картинах русских живописцев
Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. Костюм отражает социальный статус и индивидуальность человека: его возраст, пол, эстетический вкус. Безраздельно сливаясь с внешним обликом человека, одежда формирует его в соответствии с эстетическим и нравственным идеалом. Яркий и красочный русский народный костюм мы сегодня представляем себе во многом по картинам русских художников. Но так ли точны эти изображения? Всегда ли художник следовал реальности, передавая действительность без «прикрас»? Каковы были художественно-эстетические устремления русских живописцев, воссоздавших народные образы на своих полотнах? В данной статье мы постараемся дать ответы на эти вопросы. Живой пытливый интерес отечественных художников к народному костюму вполне объясним. После насильственной европеизации русской культуры и всего традиционного уклада жизни в XVII веке (реформы Петра I) из всей одежды только крестьянский костюм сохранил верность народным эстетическим идеалам. Обращаясь к народным крестьянским образам и изображению народного костюма, художники подчеркивали его неброскую красоту и самобытность; по-своему выражали мысль о необходимости сохранения этой культуры. Первой картиной на крестьянскую тему в истории русского искусства стал «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И.П. Аргунова (1784). Художник создал светлый и чистый образ русской женщины, передал на полотне такие ее качества как внутреннее достоинство, спокойствие и величавость. Художник изобразил красавицу в нарядном кокошнике, белой рубашке и сарафане с галунами. Такой костюм был традиционным у русской девушки: «Нижней одеждой (а у крестьянок и верхней) служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью» 1 . Некоторое время считалось, что моделью живописца была актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности в позе и мимике героини свидетельствуют о крестьянском происхождении натурщицы. Мягкие черты лица, приветливая улыбка, 1 Н.М. Каминская История костюма – М.: Легпромбытиздат, 1986 – С.128.
румянец щек подчеркивают скромность и открытость этой молодой женщины. В полный голос тема крестьянства зазвучала в картинах А.Г. Венецианова. На его полотнах - лица крестьянских ребятишек, женщин, мужчин. «Крестьянские дети», «Девушка с васильками», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Старик-крестьянин», «Вот те и батькин обед», «Гумно», «Захарка», «Пряха», «Крестьянская девушка за вышиванием», «Крестьянка с бабочками» - все они написаны 20-е годы 19 столетия. В этих произведениях, художник изображает быт и труд поселян несколько идеализированно (плавный изгиб женской фигуры в картине «На пашне», театральность мизансцены «Гумно»), но народный костюм он воссоздает со всей точностью. Обратим внимание на разнообразие головных уборов, представленных на картинах: здесь и повязки, и платки, завязанные на разнообразный манер, и кокошники… Остановимся подробнее на одном из самых совершенных созданий художника – полотне «Спящий пастушок». Главной темой картины является гармоничное слияние человека с природой. Неброская красота пейзажа перекликается с безыскусной простотой костюма пастушка: на нем рубашка-косоворотка с портами, зипун и лапти. Красный пояс создает цветовой акцент картины, остальные цвета на ней кажутся несколько приглушенными, как бы увиденными сквозь дымку авторской поэтизации. Неоднократно воплощал крестьянские образы в своих картинах Илья Ефимович Репин. Наиболее яркими примерами могут считаться знаменитые «Бурлаки на Волге» или «Крестный ход в Курской губернии». В поле зрения попадает также и одна из ранних картин художника - «Садко» (1876). Изображая момент выбора героем невесты, живописец представляет его взору самых разных заморских красавиц. По идее Репина, они олицетворяют собой разные страны и народы. Но взгляд Садко устремлен вглубь, туда, откуда спускается к нему русская девушка в народном костюме. Не прописывая подробно детали костюма девушки Чернавушки, Репин заставляет работать фантазию самого зрителя. Нам виден лишь общий абрис стройной фигуры: длинная коса, белая рубашка и синий сарафан. Сам художник писал: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства» 2 . Мысль эта – в глубокой проникновенности русского искусства, в его неповторимом своеобразии, еще не получившем всеобщего признания. На картине «Девичник» Алексея Корзухина изображена известная часть свадебного обряда – прощальная встреча девушек-подружек с невестой. На переднем плане художник изобразил пляшущую с бубном подружку невесты, одетую в красный сарафан. И, хотя цветовая гамма народных костюмов была многокрасочна, однако самой нарядной считалась одежда из 2 Гусев В., Петрова Е. Русский музей. От иконы до современности.− 2-е издание.− СПб: Palace Editions, 2009. − С. 126.
красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» в народном представлении однозначные, а «Красной девицей» называли красивую девушку. По свидетельству С. Исенко, в традиционных русских костюмах использовалось до 33 оттенков красного цвета, и каждый имел свое название (алый, кровавый, червленный багровый, малиновый, вишневый, чермной…) 3 . Вокруг невесты много и замужних женщин. Они покрывали голову шапочкам и платками, а не замужние девицы носили на голове венцы или повязки: «девичий венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества… Девицы простого состояния носили повязки, которые спереди были шире, сзади суживались и наконец спускались на спину длинными концами… Некоторые плели косы, или две, в которые вплетали разноцветные ленты. Иные, вовсе не заплетали себе кос, а носили волосы распущенными по плечам» 4 . Одним из самых известных русских художников - коллекционеров который воспел красоту русского костюма 17 века в своих полотнах - является Константин Маковский. В женских портретах «Чарка с мёдом», «Боярышня с подносом», «За чаем»(1914), «Боярышня»(1884), «Русская красавица» и др. его красавицы настолько живые и их наряды настолько точны и гармоничны, что воодушевляет, и хочется любоваться и узнать поближе наследие наших предков. Такая точность и поразительная детализация позволяет изучать русский костюм, без каких либо учебников. Наряды того времени были действительно невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены богатства и шикарного вкуса: «Подол и рукава обшивались широкими золотыми тесьмами, ожерелье вышивалось узорами шелками, серебром и золотом, унизывалось жемчугами. Жемчугом украшали ворот и подол платья. А ткани были с золотыми узорами на серебряном поле, или по золоту шли серебряные чешуйки и фигурки, реки, водопады, змейки, птицы. Блестело все! В ушах огромные серьги, на шее – ожерелье из самоцветов и жемчугов, золотые цепи. Женские образы в русском народном костюме Константина Маковского, были способом национальной идеи в искусстве 19 века и стали утверждением идеала русской женской красоты. И сегодня через живописные образы русских красавиц Константина Маковского мы приобщаемся к культуре предков и познанию российской истории. Еще одним живописцем русского костюма и быта по праву можно считать художника - передвижника Андрея Петровича Рябушкина. Живописца интересовали в первую очередь наряды, народный быт 17 столетия, которые стали для него одной из главных и любимых тем 3 С. Исенко Таусиный, червчатый, лазоревый // Народное творчество. 1994. № 3. С.18. 4 Н.И.Костомаров Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993 – С.106
творчества. В его картинах « Московская улица 17 века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве», «Сиденье царя с боярами», поиски в народном костюме поэтического отодвинули на второй план тему трагедии народа, уступая место красоте русского национального колорита. В картине «Сидение царя Михаила Федоровича» мы не видим декоративной и пластической цельности полотна, однако правдоподобно воспринимаем наряды, богато покрытые орнаментом, узорочьем, шитьем. Смотришь на картину « Семья купца 17 века» или «Шуба с царского плеча», и ты веришь, что именно такими были купцы и бояре, что именно такую носили одежду- из парчи и шелка , такую обувь, которую шили из сафьяна, обязательно цветную: красные сапоги, голубые, лазоревые, расшитые цветами и узорами золотом и серебром, украшенную жемчугом. Иногда кажется, что интерес художника к отдельным деталям - головным уборам, одежде, прическам, ритмике орнаментов , - доминирует над живописной цельностью . И конечно, рассматривая «живую толпу», исторически правдивые костюмы, мы начинаем верить, что перед нами «настоящая Московская жизнь», которая открывается нам из-за «завесы времени» как яркое зрелище. Одежда русского народа, его головной убор и обувь, носили знаковый, сакральный и обереговый характер. Костюм имел функциональное значение - по нему судили о степени знатности или богатства, и профессии, возрасте человека, о его семейном положении. Русский народный костюм это один из многих старинных предметов, исчезающих навсегда из нашей повседневной жизни. Без сохранения народного костюма, пусть не в быту, в искусстве, в скором времени будет невозможно оценить красоту и гармоничное единство национальной культуры. Именно в искусстве, в картинах русских художников мы сегодня знакомимся с достоянием национальной культуры, народного костюма, живостью образов, историческими атрибутами и культуры нашей страны. Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, "Просвещение", 1969.


В раздел образования