Напоминание

Разработка игры «Финансовый бросок» как средство для формирования финансовой грамотности студентов


Автор: Чукой Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова"
Населённый пункт: г. Златоуст
Наименование материала: статья
Тема: Разработка игры «Финансовый бросок» как средство для формирования финансовой грамотности студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О. В. Чукой,

Челябинская область, г. Златоуст

Разработка игры «Финансовый бросок» как средство для

формирования финансовой грамотности студентов

Аннотация: Основная цель работы: повышение финансовой

грамотности студентов на уроках экономики через разработку

и внедрение игры «Финансовый бросок».

Данная тема выбрана в связи с тем, что одна из главных

проблем с которой можно столкнуться в современности, это

отсутствие

финансовой

грамотности

у

большинства

населения. Раннее просвещение и формирование знаний в этой

области позволяет изменить ситуацию в этой области и как

следствие повысит уровень жизни.

Существует

огромное

количество

методов

обучения.

Каждый метод определяет достижение цели. Игровые методы

обучения

имеют

преимущество

перед

иными

методами

обучения, так как они интересны и с самого начала привлекают

к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные

методы,

которые

вызывают

положительные

эмоции,

способствующие

созданию

комфортной

психологической

ситуации

в

процессе

обучения.

Разработанная

игра

«Финансовый

бросок»

позволяет

формировать

знания

студентов по основным темам финансовой грамотности.

Ключевые слова: Финансовая грамотность, игровые методы,

игра «Финансовый бросок».

«Финансовое

просвещение

граждан

должно

быть

непрерывным

и

всеохватывающим,

россиянам

необходимо

разбираться в финансовых продуктов.» – глава ЦБ РФ Эльвира

Набиуллина.

Данная тема выбрана не случайно, одна из главных проблем

с которой можно столкнуться в современности, это отсутствие

финансовой

грамотности

у

большинства

населения.

По

статистическим

данным Организации

экономического

сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия находится на 25-м

месте в мире по уровню финансовой грамотности, что является

не очень хорошим показателем. Большая часть населения нашей

страны совершенно не умеют распоряжаться своими доходами,

планировать бюджет, не знают как правильно инвестировать

сбережения, чем отличаются банковский депозит от облигаций и

акций [5, стр.21]. Повышение финансовой грамотности наряду с

финансовым

образованием

и

защитой

прав

потребителей

финансовых услуг было признано Комиссией Европейского

союза

и

Организацией

экономического

сотрудничества

и

развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития.

Под финансовой грамотностью как результатом финансового

образования понимают совокупность двух элементов:

1) владение индивидами информацией о существующих

финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также

существующих

каналах

получения

информации

и

консультационных услуг;

2) способность потребителя финансовых услуг использовать

имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при

осуществлении

специальных

расчетов,

оценке

риска,

сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той

или иной финансовой услуги.

Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в

отношении вопросов финансовой безопасности, так как родители

в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой

грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой

области. Поэтому школа специальные учебные заведения должны

помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в

условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Основные направления изучения финансовой грамотности в

рамках освоения ОПОП по профессии «Графический дизайн» в

рамках дисциплины Экономика .

В основу заданий положены ситуации социальной жизни,

непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы,

сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на

решение стоящих перед человеком проблем, на определение

своего

собственного

сознательного

финансово

грамотного

поведения. Система заданий позволяет представить, что входит в

структуру

и

содержание

финансовой

грамотности,

какие

элементы

являются

приоритетными,

на

что

должен

быть

направлен процесс совершенствования финансовой грамотности

учащихся,

а

также

позволяет

в

дальнейшем

отслеживать

динамику развития финансовой грамотности как личностного

навыка. Среди компонентов финансовой грамотности, прежде

всего, выделяются определённые знания основных элементов

финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих

знаниях

как

таковых,

а

на

способности

актуализировать

(передавать и применять) знание и понимание того, что

учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.

В результате анализа качество успеваемости студентов по

дисциплине «Экономика», были выявлены невысокие показатели.

Для выявления причин был создан опрос студентов. Основные

вопросы анкеты: Хотели бы вы участвовать в играх на парах

экономики?Интересна ли вам тема финансовой грамотности?

Темы по финансовой грамотности сложны для изучения? Как

вы считаете изучение финансовой грамотности важно для

вашего будущего? Какие формы урока при изучении тем, вам

наиболее интересны?

В

результате:

63%

отметили,

что

им

интересна

тема

финансовой грамотности, 37% отметили, что темы сложны для

изучения, 33% затруднились ответить и 85% опрошенных хотели

бы применять игровые методы на уроках.

В качестве эксперимента было принято решение создать игру

по финансовой грамотности для повышения мотивации и

определения качества знаний. Игровые методы обучения – это

методы,

которые

в

игровой

форме

воссоздают

ситуации,

направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе,

способствуют

формированию

социального

опыта,

совершенствуют навыки самоуправления поведением.

Игровые методы обучения имеют преимущество перед иными

методами обучения, так как они интересны детям и с самого

начала привлекают к себе внимание.

Игровые методы обучения имеют ряд преимуществ, которые

делают их эффективными инструментами в образовательном

процессе:

Данные

методы

обучения

создают

интерес

и

мотивацию у студентов. Играя, они становятся активными

участниками процесса обучения, что способствует лучшему

усвоению материала и повышению мотивации для дальнейшего

обучения. Они стимулируют развитие критического мышления и

способности решать проблемы, что является важным навыком в

современном обществе.

Игровые методы обучения часто включают работу в команде,

общение

и

взаимодействие

с

другими

студентами.

Это

способствует

развитию

социальных

навыков,

таких

как

коммуникация, сотрудничество и лидерство. Повышение уровня

удержания

информации.

Игровые

методы

обучения

активизируют участие студентов и создают эмоциональную связь

с материалом. Это помогает повысить уровень удержания

информации и способствует более глубокому пониманию и

запоминанию

учебного

материала. Снижение

стресса

и

повышение уровня удовлетворенности [5]. Создание игры по

финансовой грамотности состояло из нескольких этапов:

Первый этап. Разработка теоретических и практических

вопросов по финансовой грамотности. На данном этапе был

произведен анализ основных тем по финансовой грамотности и

разработан перечень вопросов, например:

- Всеобщий эквивалент стоимости товаров, работ и услуг

( деньги). Сколько рублей необходимо отдать за 100 юаней, при

курсе 1:15? (1500 руб). Электронное платежное средство,

зашифрованный

особым

образом

математический

код?

(криптовалюта). Какой налог заплатит «самозанятый» в рублях с

дохода 120 000 руб.? ( 4800 руб.) и т.д.

Второй этап. Разработка правил, концепции и дизайна игры.

При создании игры были отобраны основные вопросы по

финансовой грамотности, выполнен выбор вида игры (сочетание

игры бродилки и викторины), по аналогам игры Trivial

Pursuit.

Игра

создавалась

в

программе

Adobe Illustrator.

Основным

элементом игры является игровое поле, которое поможет игрокам

погрузиться в захватывающий мир развлечений. Центральной

фигурой на этом поле является круг, содержащий множество

ярких

и

красочных

ячеек.

Каждый

сектор

этого

поля

соответствует определенному цвету - либо розовому, либо

синему.

Розовые

карточки,

наполненные

теоретическими

вопросами. Синие карточки, с другой стороны, представляют

практические задания. На левой стороне поля, в его нижней

части, располагаются удобные подсказки, которые помогут вам в

игре. Эти функции обеспечат дополнительные возможности и

помогают достичь успеха в запутанной игровой ситуации.

Каждому участнику необходимо заполнить круг-пиццу, ответив

на три теоретических и три практических задания. Изображение

основных элементов игры представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Дизайн игры

В период с ноября 2023 по ноябрь 2023 года игра активно

внедрялась на уроках экономики. В результате анализа и опроса,

студенты начали более активно изучать темы по финансовой

грамотности, 90% опрошенных отметили, что уроки стали

интереснее, уже нет страха при выполнении практических

заданий, решения задач. Итоговая проверочная работа

и

промежуточное тестирование показывают повышение уровня

знаний студентов на 10%.

Итак, финансовая грамотность – принятое в международной

практике определение способности физических лиц управлять

своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и

долгосрочные финансовые решения. Направление достаточно

значимое в современном мире, но

разбираются в этом

направлении

немногие.

Введение

основных

тем

в

образовательную

программу

студентов

позволяет

повысить

финансовую грамотность молодого поколения. Но не все идет

гладко, как хотелось бы. Многие темы для изучения студенты

первого

курса

считают

сложными

и

скучными,

особенно

практические вопросы. Игровые методы обучения позволяют в

комфортной, немного развлекательной обстановке рассматривать

необходимые

вопросы,

запоминать

сложные

понятия

и

производить финансовый расчет. Игра апробирована и может

активно применяться на уроках Экономики не только как

развлекательный ресурс, но и как средство оценивания знаний

студентов. Повышая при этом познавательную активность и

интерес к изучению тем.

Список использованных источников

1. Финансовая грамотность : сборник эталонных заданий :

учебное пособие в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л.

Рутковской. – Вып. 2. – 2-е изд., стер. – М. ; С.-Пб. :

Просвещение. 2022. – 94 с. : ил. – (Финансовая грамотность.

Учимся

для

жизни).

Ч.2.

125

с.

:

ил.

Текст

:

непосредственный. - ISBN 978-4-513-18058-1

2. Калашникова, Н. Г. Секреты финансовой грамотности.:

учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г.

Калашникова, Е. М. Белокурова, Е. Н. Жаркова. – М. :

Просвещение, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный. - ISBN

978-5-206-00058-0

3.

Азбука

финансовой

грамотности.

Справочник

для

образовательных

программ

по

финансовой

грамотности

в

детском центре / В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, Г. Н. Василенко, П.

Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с. – Текст : непосредственный. –

Текст : непосредственный.

4. Интернет-предпринимательство. 10-11 классы : учебное

пособие для общеобразовательных организаций / М. Р. Злобина и

[др.]. – М. : Просвещение, 2019. – 238 с. : ил. – (Внеурочная

деятельность). ISBN 978-5-206-00058-0

5. Финансовая грамотность : сборник эталонных заданий :

учебное пособие / под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. –

Вып. 1. – 3-е изд., стер. – М. ; С.-Пб. : Просвещение. 2022. – 94

с. : ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). - ISBN

978-5-324-12059-2



В раздел образования