Автор: Жуколина Надежда Викторовна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. А.С. Розанова"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка "Работа концертмейстера в классе вокала"
Тема: Работа концертмейстера в классе вокала
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова»
Методическая разработка
«Работа концертмейстера в классе вокала»
Автор: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Жуколина Надежда Викторовна
Кировск, 2025 год
2
Введение.
К истории профессии концертмейстера.
Комплекс умений и навыков в работе концертмейстера:
знание основ вокала;
чтение с листа – важный аспект деятельности концертмейстера;
психологическая компетентность.
3
4
«Самое большое проявление благодарности
от певца, на которое может рассчитывать
аккомпаниатор, - это слова: «Вы хорошо играли
сегодня, я даже не заметил вашего присутствия»
Джеральд Мур
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие
десятилетия
понятие
«концертмейстер»
обозначало
музыканта,
руководившего
оркестром, затем группой инструментов в оркестре. В то время концертмейстеры, как
правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые
и
симфонические
партитуры,
читали
в
различных
ключах,
транспонировали
фортепианные партии на любые интервалы и т.д. Со временем эта универсальность
была утрачена. Это было связано с всё большей дифференциацией всех музыкальных
специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных
в
каждой
из
них.
Концертмейстеры
стали
специализироваться
для
работы
с
определёнными исполнителями. Сейчас искусство аккомпанемента расценивается
как
состояние
–
это
качественно
новое
понятие.
Филармонии,
театры,
хореографическое
и
хоровое
искусство,
эстрада
и
иные
сферы
музыкального
искусства всегда испытывают потребность в грамотных опытных и творческих
специалистах этой профессии. Любой исполнительский коллектив, солист в тандеме
с
концертмейстером
является
единым
целостным
музыкальным
организмом.
Поэтому концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства,
художественной культуры и особого призвания, что в современном мире достаточно
актуально.
Ещё в XVI веке итальянец Джозефо Царлино советовал аккомпаниаторам:
«Пусть каждый стремится сопровождать каждое слово певца так, чтобы там, где оно
содержит
резкость,
суровость,
жёсткость,
горе
и
тому
подобное,
была
соответствующая
гармония,
то
есть
звучащая
более
сурово,
жёстко,
но
не
оскорбляющая слух. И точно также, когда слова певца выражают жалобу, боль,
вздохи, слёзы, пусть и звучание гармоний аккомпанемента будет полно печали.
5
Ежели слова солиста рассказывают о радости, счастье, то и гармонии, и ритм, и
штрихи сопровождения должны эти чувства ясно выражать».
В XIX веке целью всех консерваторских классов как в Петербурге, так и в Москве
была
подготовка
выпускников,
так
называемых
свободных
художников
–
к
многообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом служили
творческие устремления выдающихся пианистов, подготовленных к творчеству в
области сольного и ансамблевого исполнительства, конвертирования с оркестром,
дирижированию и аккомпанированию певцам и инструменталистам.
Достойным
подражания примером в русской музыкальной культуре может служить деятельность
братьев
Николая
и
Антона
Рубинштейн,
М.
Мусоргского,
В.
Сафонова,
Ф.
Блюменфельда и других. Великие советские пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер,
Г. Нейгауз, С. Рихтер, Г. Гинзбург и многие другие считали полезным периодически
появляться на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов – ансамблистов.
О специфике работы концертмейстера. Прежде всего концертмейстер должен
хорошо
владеть
роялем,
как
в
техническом,
так
и
в
музыкальном
плане.
Концертмейстерская
область
музицирования
предполагает
владение,
как
всем
арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений,
как
то:
навык
сорганизовать
партитуру,
«выстроить
вертикаль»,
выявить
индивидуальную красоту голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани.
Концертмейстер должен обладать хорошим музыкальным слухом, воображением,
умением
охватить
образную
сущность
и
форму
произведения,
артистизмом,
способностью
образно,
вдохновенно
воплотить
замысел
автора
в
концертном
исполнении. При этом важна готовность и умение быть «вторым».
Отсутствие этого качества особенно заметно во время публичного выступления, так
как, пытаясь выделиться, можно заглушить, «забить» солиста, нарушить ансамбль, и
не иметь возможности этот ансамбль ощущать со стороны. Всё должно подчиняться
замыслу
композитора,
педагога.
Важно
чувствовать
меру,
осторожно
сохраняя
звуковой баланс. О достижении звукового баланса Джеральд Мур (крупнейший
аккомпаниатор XX века, в Европе не было великого музыканта, который бы не успел
с ним поработать) пишет, что «…до тех пор, пока аккомпаниатор не наберётся опыта,
он будет стараться играть как можно тише, чтобы слышать голос яснее, чем звук
6
собственного инструмента. При этом ему будет казаться, что он достиг звукового
баланса,
но
подобное
исполнение
не
доставит
удовольствия
ни
искушённому
слушателю, ни певцу, лишённому столь нужной ему поддержки».
О выступлении со знаменитой певицей Викторией Де Лос Анхелес Д. Мур пишет:
«
На
сцене
я
стремлюсь
лишь
к
одному
–
объединиться с
ней
динамически,
ритмически, духовно,…пытаясь повторить на фортепиано отзвук золота в её голосе».
Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и
освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий
кругозор
музыканта,
совершенствует
его
артистизм,
позволяет
быть
активным
пропагандистом музыки.
Концертмейстер активно участвует в учебной, воспитательной и музыкально –
просветительной работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводит
занятия и репетиции. Занимаясь с вокалистами, нужно обладать знаниями основ
вокала. Это и постановка голосового дыхания, и артикуляция, и тонкая нюансировка.
Нужно
быть
особенно чутким, чтобы
уметь быстро
подсказать
солисту слова,
компенсировать,
где
это
необходимо
темп,
настроение,
характер.
Занимаясь
с
младшими классами – незаметно подыграть мелодию, где это необходимо. Чтобы
почувствовать музыку различных стилей, важно накопить большой музыкальный
репертуар.
Стиль определённого композитора познаётся изнутри в проигрывании подряд
множества
его
произведений.
Хороший
концертмейстер
проявляет
интерес
к
познанию
новой,
неизвестной
музыки,
знакомству
с
нотами
тех,
или
иных
произведений.
Концертмейстер
не
должен
упускать
случая
практически
соприкоснуться
с
различными
жанрами
исполнительского
искусства,
стараясь
расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой
опыт
не
пропадает
даром,
даже
если
впоследствии
определится
узкая
сфера
аккомпаниаторской деятельности.
Одним
из
важных
аспектов
деятельности
концертмейстера
является
способность бегло «читать с листа». В учебной практике школы часто бывают
ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления
с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотах, чуткость
7
и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер, настроение
произведения.
Прежде, чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен
мысленно охватить весь нотный и литературный текст; представить себе характер
музыки, определить основную тональность и темп; обратить внимание на изменение
темпа,
размера,
тональности.
Мысленное
прочтение
материала
является
эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент
мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования,
так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению. При чтении нот с листа
исполнитель должен хорошо ориентироваться на клавиатуре, чтобы ему не нужно
было часто на неё поглядывать, и он мог бы мобилизовать всё своё зрительское
внимание на непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно при этом
учитываться значение точного охвата басовой линии, т. к. неправильно взятый бас,
искажая
основу
звучания
и
разрушая
тональность,
может
дезориентировать
и
попросту сбить солиста.
При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле с певцом категорически
запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль
и вынуждает солиста остановиться. Чтению с листа нужно постоянно тренироваться,
чтобы довести это умение до автоматизма. Этот навык связан не только с развитием
внутреннего слуха, но
и
с
развитием музыкального
сознания и
аналитических
способностей.
Необходимо
хорошо
ориентироваться
в
музыкальной
форме,
гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от
второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не
«нота
за
нотой»,
а
суммарно,
крупными
звуковыми
комплексами.
Решающим
условием успеха является способность расчленить фортепианную фактуру, оставляя
лишь минимальную основу партии фортепиано. Мелодическое движение быстрее
воспринимается, если ноты мысленно группируются в соответствии с их музыкально
– смысловой принадлежностью. Чтение с листа аккомпанемента – процесс ещё более
сложный,
чем
чтение
обычного
двуручного
изложения.
Читающий
с
листа
трёхстрочную партитуру, включая слово, должен зрением и слухом следить за
солистом и координировать с ним своё исполнение. Работая с вокалистами, очень
8
важно умение транспонировать, чаще всего на секунду, реже на терцию. Этот навык
требует хорошего слуха, и накопленного опыта.
И, наконец, психологическая компетентность концертмейстера важна не менее,
чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и
транспонирования. Концертмейстер в классе – это помощник, репетитор, правая рука
и
единое целое с преподавателем класса,
целенаправленно выполняющий свои
профессиональные задачи. Концертмейстер должен обладать рядом положительных
психологических
качеств.
Так
внимание
концертмейстера
–
это
внимание
совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только
между
двумя
собственными
руками,
но
и
относить
к
солисту
–
главному
действующему
лицу.
Ансамблевое
внимание
следит
за
воплощением
единства
художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты
физических
и
душевных
сил.
На
ответственных
концертах,
конкурсных
выступлениях, концертмейстер выполняет функции психолога, который снимает
излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, таким
образом предотвращая проявления страха. На сцене концертмейстер ни мимикой, ни
жестом не должен выражать досаду. Мобильность, быстрота и активность реакции -
очень важны на сцене. Концертмейстер помогает пережить неудачи, разъясняет их
причины. Особенно это важно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику
и подверженными различным влияниям окружающего мира. Великий французский
композитор и клавесинист Франсуа Куперен (1668 – 1732) заметил: « Нет ничего
приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором. Ничего не сближает нас так с
другими музыкантами, как совместное исполнение разнообразных сочинений».
Используемая литература:
1.
Мур.Дж.
«Певец
и
аккомпаниатор. Воспоминания, размышления о
музыке».
/Перевод с английского/ Дж. Мур – М. Радуга 1987
2.
Шендерович Е.
М.
«В
концертмейстерском классе.
Размышления
педагога».
Е.М.Ш. – М. Музыка, 2010
3. Доливо А.Л. «Певец и песня» – М.Л. 2008
4.
Воскресенская
Т.
«Заметки
о
чтении
с
листа
в
классе
аккомпанемента».
Издательство ЛОНК, 1986.