Напоминание

Роль семейного микроклимата в социализации подростка


Автор: Маркина Евгения Александровна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ ГК
Населённый пункт: Ставропольский край Георгиевск
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль семейного микроклимата в социализации подростка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СПО К АГРЕССИВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Маркина Евгения Александровна

Преподаватель ГБПОУ

«Георгиевский колледж»

г. Георгиевск, Ставропольский край

Обучение в колледже (техникуме) – сложный процесс, который

предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и

физиологии молодых людей.

Нередко студенты поступают в учебное заведение уже со сниженным

уровнем

здоровья.

Физическая

подготовленность

выпускников

общеобразовательных школ находится на низком уровне.

Адаптация студентов рассматривается с позиции теории здоровья. В

адаптации условно выделяют три типа:

1)

физиологическую адаптацию;

2)

социальную адаптацию;

3)

биологическую адаптацию;

Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными

резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают

как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем,

органов и тканей, а так же механизмов управления, обеспечивающих

нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях обучения на

протяжении семестров и во время практики. Адаптация студентов к

образовательным

условиям

имеет

фазный

характер,

обусловленный

разнообразными

специфическими

(учебными)

и

неспецифическими

(поведенческими, бытовыми и др.) факторами.

Изучение

влияния

факторов

образовательной

среды

спо

на

психологические и психофизиологические характеристики студентов первого

курса способствует пониманию изменений, происходящих в личности

молодого

человека

при

изменении

привычных

условий

жизни

и

деятельности, при частичном изменении ведущего вида деятельности,

присущего данному возрастному периоду.

Проблема адаптации в психологии не нова. Значительный вклад в

формирование теоретических основ социально-психологической адаптации

внесли

современные

отечественные

ученые,

которые

рассматривают

адаптацию как биологическое приспособление к среде (Р. М. Баевский, Е. А.

Горелова, А. М. Крупник, В. И. Медведев), как процесс активного

взаимодействия индивида и социального окружения (П. К. Анохин, А. Ю.

Александровский, Ф. Б. Березин, А. М. Вейн), одновременно и как процесс и

как результат приспособления (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Маклаков,

А. Б. Георгиевский), как механизм развития личности (А. А. Реан, С. Т.

Посохова, А. А. Алдашева, С. И. Розум и др.). Вместе с тем, несмотря на

постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать,

что

еще

недостаточно

комплексных

психологических

исследований,

посвященных приспособляемости учащихся к условиям новой системы

обучения.

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании

организма, поскольку именно его механизмы, выработанные в процессе

эволюции,

обеспечивают

возможность

существования

в

постоянно

изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается

оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в

системе «человек-среда». Начиная с работ К. Бернара, выдвинувшего

концепцию

о

постоянстве

внутренней

среды

организма,

адаптация

рассматривается

как

совокупность

динамичных

образований,

как

соотношение между неравновесными системами.

В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два

этапа, а именно: начальный этап срочной, но не совершенной адаптации и

последующий этап совершенной, долговременной адаптации. Срочная

адаптационная реакция возникает непосредственно после начала действия

раздражителя и, следовательно, может реализовываться лишь на основе

готовых, ранее сформированных физиологических механизмов. Особенность

ее состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его

физиологических

возможностей,

при

почти

полной

мобилизации

функционального резерва, и далеко не в полной мере обеспечивает

адаптационный

эффект.

Следовательно,

реализуется

«с

места»,

но

оказывается

несовершенной.

Долговременная

адаптация

возникает

постепенно, в результате длительного или многократного воздействия на

организм факторов среды и характеризуется тем, что в итоге постепенного

количественного

накопления

приобретается

новое

качество

-

он

из

неадаптированного превращается в адаптированный. Именно переход от

срочного, к долговременному является узловым моментом адаптационного

процесса, делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет

сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде.

Несмотря на то, что механизмы регуляции адаптационных реакций у

всех людей однотипны, исход адаптации может быть различным даже при

воздействии

одного

и

того

же

стрессора.

Это

явление

связано

с

индивидуальностью

человека,

его

пределами

нормального

функционирования, которые отражают наличие функциональных резервов и

которые

можно

охарактеризовать

как

разность

между

максимально

допустимым

уровнем

его

специфической

функции

в

условиях

физиологического покоя, и как готовность организма выполнить заданную

деятельность в указанное время.

Под

социальной

адаптацией,

по

мнению

А.Г.

Маклакова,

подразумевается постоянный процесс активного приспособления индивида к

условиям социальной среды, при этом важнейшим ее аспектом является

принятие

индивидом

определенной

социальной

роли

(процесс

социализации).

Исследования проведённое Кагановым А.Б., показало, что 70 %

студентов первых курсов, 55 % студентов вторых и 53 % - третьих

испытывают затруднение в связи с переходом на вузовские формы обучения.

Среди причин, вызывающих эти трудности, студенты всех курсов поставили

на первое место необходимость организовать самостоятельную учёбу.

Трудности адаптации, в свою очередь, оказывают значительное влияние на

успеваемость студентов. При этом 58 % студентов первых-третьих курсов

жалуются на утомление от занятий.

В

ходе

исследования

изучалось

наличие

взаимосвязей

между

психологическими и психофизиологическими характеристиками обучаемых.

Кроме этого, был разработан опросник, отражающий наиболее актуальные

проблемы, с которыми, возможно, сталкиваются студенты, начиная обучение

в вузе. Опросник был задуман таким образом, что максимальное значение

вопроса указывает на наличие проблемы в той или иной сфере деятельности

и, наоборот, минимальное значение - на отсутствие проблем.

Студентам перед началом занятий предлагалось ответить на вопросы

опросника

и

одновременно

снимались

показатели

по

отдельным

психофизиологическим характеристикам: частота сердечных сокращений,

систолическое и диастолическое давление, время задержки дыхания на вдохе

и на выдохе и т. д.

В результате проведенного исследования были выявлены те сферы

привычной жизни и деятельности молодых людей, которые оказались

наиболее подвержены определенным изменениям. Так, было установлено,

что в течение первого семестра у студентов наблюдаются достоверные

изменения в пяти сферах: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с

администрацией вуза, изменение привычного распорядка дня, изменение

привычной системы обучения и успеваемость.

Вместе с тем, в течении первых трех недель происходит изменение

отношений с близкими родственниками. Вероятно, это связано с изменением

социального статуса обследованных молодых людей (из школьников

«превратились» в студентов, что воспринимается как процесс быстрого

взросления).

Причем

процесс

изменения

отношений

с

ближайшими

родственниками наиболее выражен у тех студентов, которые стали жить в

студенческом общежитии.

В

течение

восьми

недель

длится

привыкание

к

новым

для

первокурсников распорядку дня и системе обучения. Это связано, прежде

всего,

с

изменением

характера

учебных

занятий

и

особенностями

организации учебного процесса.

Кроме этого, весьма интересна динамика отношения студентов к

проблеме успеваемости. Так, в течение первых двух недель успеваемость не

вызывает никакого беспокойства. Вероятно, это связано с тем, что у

первокурсников возникает ощущение, что их никто не контролирует в плане

посещаемости занятий, а также в отношении того, что никого не интересует,

как они усваивают учебный материал. Однако это ощущение ошибочно,

поскольку в течение первых двух недель октября деканат факультета

проводит первый анализ посещаемости студентами занятий и делает это

регулярно на протяжении всего учебного года. На основании проведенного

анализа со студентами, у которых наблюдается низкая учебная дисциплина,

проводятся определенные мероприятия воспитательного характера.

Таким образом, адаптация обучаемых к образовательной среде вуза

вызывает

перестройку

стереотипа

представлений

у

студентов-

первокурсников о взаимоотношениях между субъектами учебного процесса,

об учебном процессе в целом, а также организации распорядка дня.

Подробный

анализ

результатов

исследования

динамики

физиологических характеристик студентов на протяжении первого семестра

обучения

позволил

установить,

что

показатели

всех

изучаемых

физиологических характеристик характеризуются наличием определенного

колебания в зоне высоких физиологических резервов. Наличие подобной

закономерности уже само по себе способствует возникновению вопроса

следующего содержания: если значения физиологических параметров,

которые в той или иной степени характеризуют индивидную сферу

обучаемого, все же колеблются в определенных пределах и с разным

уровнем достоверности различий между первым и последующими днями

психодиагностических

обследований,

то

влияют

ли

факторы

образовательной среды на эти изменения?

Так,

взаимоотношения

с

администрацией

вуза

рассматриваются

студентами как фактор среды, вызывающий определенные трудности в

организации

их

повседневной

жизни.

Выявлено,

что

проблема

в

установлении взаимоотношений с администрацией вуза у студентов, при

индивидуальном

рассмотрении,

носит

ситуативный

характер,

однако

прослеживается общая тенденция, заключающаяся в ее актуализации в

течение определенного периода обучения.

Вероятно, речь идет о краткосрочной адаптации личности к данному

фактору. Последующее отсутствие изменений по рассматриваемому фактору

может

указывать

на

переход

краткосрочного

этапа

адаптации

в

долговременный. При этом, исследуя взаимосвязь психофизиологических

характеристик

с

показателем,

характеризующим

«Установление

взаимоотношений с администрацией», выявлено, что для поддержания

адаптационной системы студента первого курса в состоянии равновесия под

действием фактора образовательной среды «Установление взаимоотношений

с администрацией», в первой половине семестра необходимы некоторые

энергетические

затраты

организма,

что

вполне

соответствует

теории

перехода краткосрочной адаптации в долговременную.

Интересным представляются наблюдения за изменениями в осознании

студентами проблемы, возникающей от наличия или возможности получения

задолженности в учебе и соотношении данной проблемы с изменениями

физиологических показателей организма. В течение первых трех недель

данная проблема не представляется актуальной. Затем на четвертой-седьмой

неделях происходит повышение значимости проблемы до 0,05, затем на

восьмой неделе и далее значения показателя, характеризующего наличие

проблемы от фактора «задолженность по обучению» снижаются до уровня

значимости р<0, 1.

Таким образом, можно предполагать, что успешность обучения

является не только одним из наиболее значимых факторов образовательной

среды, но и фактором, вызывающим у большинства студентов напряжение

физиологических механизмов организма на различных этапах обучения,

вызванных процессом адаптации к новым условиям.

Другим фактором образовательной среды, вызывающим определенные

проблемы в адаптации к новым условиям, студенты указывают изменение

привычного распорядка дня. Наличие корреляционной связи между субъект-

деятельностной сферой и индивидными характеристиками, указывает на

наличие

краткосрочного

этапа

адаптации

по

фактору

«Изменение

привычного распорядка дня», который длится на протяжении первых семи

недель

и

завершается

переходом

в

долговременную

адаптацию.

Следовательно, среднестатистическому студенту требуется около семи

недель, чтобы привыкнуть к новой системе организации занятий и учебного

дня в целом.

Таким образом, в решении проблемы по изменению стереотипа о

способах, методах и приемах обучения в новой среде, сфера, индивида хотя

бы и краткосрочно, но все же участвует, т.е. определенные адаптационные

перестройки происходят и на уровне физиологических систем организма и

изменения психофизиологических характеристик.

Вместе с тем обнаружено, что каждый из рассматриваемых факторов в

определенные периоды имеет различные по длительности и интенсивности

корреляционные

связи

с

физиологическими

характеристиками.

Что

позволило

утвердиться

в

парадигме

о

взаимосвязи

всех

структур

индивидуальности и сделать предположение о доминировании, в процессе

адаптации обучаемых к образовательной среде вуза, субъект-деятельностной

и личностной сфер над индивидной. Вместе с тем, этапы актуализации

проблем и взаимосвязи с изменениями физиологических характеристик,

предположительно

дают

возможность

установить

момент

перехода

краткосрочной адаптации в долговременную, что весьма важно для

организации психолого-педагогического сопровождения студентов в период

их адаптации к образовательной среде вуза.

Актуальность

и

практическая

значимость

выполненной

научно-

исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты

позволяют

организовывать

мероприятия

по

психологическому

сопровождению студентов и своевременно оказывать психологическую

помощь тем обучаемым, кто испытывает осложнения в адаптации. Причем

дальнейшие научные исследования могут быть связаны с поиском наиболее

эффективных средств оказания психологической помощи студентам и

разработки

общей

системы

организации

психолого-педагогического

сопровождения образовательного процесса.

Общеизвестно, что одной из

важнейших педагогических задач любого учебного заведения является

работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и

успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе

социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Задача колледжа в этот сложный для молодого человека период помочь

ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям

обучения, влиться в ряды студенчества.

Проблема

адаптации

актуальна

для

всех

уровней

образования.

Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и

процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс

адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта

известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с

первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено

как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными

факторами.



В раздел образования