Автор: Маркина Евгения Александровна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ ГК
Населённый пункт: Ставропольский край Георгиевск
Наименование материала: научная статья
Тема: Роль семейного микроклимата в социализации подростка
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СПО К АГРЕССИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Маркина Евгения Александровна
Преподаватель ГБПОУ
«Георгиевский колледж»
г. Георгиевск, Ставропольский край
Обучение в колледже (техникуме) – сложный процесс, который
предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и
физиологии молодых людей.
Нередко студенты поступают в учебное заведение уже со сниженным
уровнем
здоровья.
Физическая
подготовленность
выпускников
общеобразовательных школ находится на низком уровне.
Адаптация студентов рассматривается с позиции теории здоровья. В
адаптации условно выделяют три типа:
1)
физиологическую адаптацию;
2)
социальную адаптацию;
3)
биологическую адаптацию;
Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными
резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают
как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем,
органов и тканей, а так же механизмов управления, обеспечивающих
нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях обучения на
протяжении семестров и во время практики. Адаптация студентов к
образовательным
условиям
имеет
фазный
характер,
обусловленный
разнообразными
специфическими
(учебными)
и
неспецифическими
(поведенческими, бытовыми и др.) факторами.
Изучение
влияния
факторов
образовательной
среды
спо
на
психологические и психофизиологические характеристики студентов первого
курса способствует пониманию изменений, происходящих в личности
молодого
человека
при
изменении
привычных
условий
жизни
и
деятельности, при частичном изменении ведущего вида деятельности,
присущего данному возрастному периоду.
Проблема адаптации в психологии не нова. Значительный вклад в
формирование теоретических основ социально-психологической адаптации
внесли
современные
отечественные
ученые,
которые
рассматривают
адаптацию как биологическое приспособление к среде (Р. М. Баевский, Е. А.
Горелова, А. М. Крупник, В. И. Медведев), как процесс активного
взаимодействия индивида и социального окружения (П. К. Анохин, А. Ю.
Александровский, Ф. Б. Березин, А. М. Вейн), одновременно и как процесс и
как результат приспособления (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Маклаков,
А. Б. Георгиевский), как механизм развития личности (А. А. Реан, С. Т.
Посохова, А. А. Алдашева, С. И. Розум и др.). Вместе с тем, несмотря на
постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать,
что
еще
недостаточно
комплексных
психологических
исследований,
посвященных приспособляемости учащихся к условиям новой системы
обучения.
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании
организма, поскольку именно его механизмы, выработанные в процессе
эволюции,
обеспечивают
возможность
существования
в
постоянно
изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается
оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в
системе «человек-среда». Начиная с работ К. Бернара, выдвинувшего
концепцию
о
постоянстве
внутренней
среды
организма,
адаптация
рассматривается
как
совокупность
динамичных
образований,
как
соотношение между неравновесными системами.
В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два
этапа, а именно: начальный этап срочной, но не совершенной адаптации и
последующий этап совершенной, долговременной адаптации. Срочная
адаптационная реакция возникает непосредственно после начала действия
раздражителя и, следовательно, может реализовываться лишь на основе
готовых, ранее сформированных физиологических механизмов. Особенность
ее состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его
физиологических
возможностей,
при
почти
полной
мобилизации
функционального резерва, и далеко не в полной мере обеспечивает
адаптационный
эффект.
Следовательно,
реализуется
«с
места»,
но
оказывается
несовершенной.
Долговременная
адаптация
возникает
постепенно, в результате длительного или многократного воздействия на
организм факторов среды и характеризуется тем, что в итоге постепенного
количественного
накопления
приобретается
новое
качество
-
он
из
неадаптированного превращается в адаптированный. Именно переход от
срочного, к долговременному является узловым моментом адаптационного
процесса, делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет
сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде.
Несмотря на то, что механизмы регуляции адаптационных реакций у
всех людей однотипны, исход адаптации может быть различным даже при
воздействии
одного
и
того
же
стрессора.
Это
явление
связано
с
индивидуальностью
человека,
его
пределами
нормального
функционирования, которые отражают наличие функциональных резервов и
которые
можно
охарактеризовать
как
разность
между
максимально
допустимым
уровнем
его
специфической
функции
в
условиях
физиологического покоя, и как готовность организма выполнить заданную
деятельность в указанное время.
Под
социальной
адаптацией,
по
мнению
А.Г.
Маклакова,
подразумевается постоянный процесс активного приспособления индивида к
условиям социальной среды, при этом важнейшим ее аспектом является
принятие
индивидом
определенной
социальной
роли
(процесс
социализации).
Исследования проведённое Кагановым А.Б., показало, что 70 %
студентов первых курсов, 55 % студентов вторых и 53 % - третьих
испытывают затруднение в связи с переходом на вузовские формы обучения.
Среди причин, вызывающих эти трудности, студенты всех курсов поставили
на первое место необходимость организовать самостоятельную учёбу.
Трудности адаптации, в свою очередь, оказывают значительное влияние на
успеваемость студентов. При этом 58 % студентов первых-третьих курсов
жалуются на утомление от занятий.
В
ходе
исследования
изучалось
наличие
взаимосвязей
между
психологическими и психофизиологическими характеристиками обучаемых.
Кроме этого, был разработан опросник, отражающий наиболее актуальные
проблемы, с которыми, возможно, сталкиваются студенты, начиная обучение
в вузе. Опросник был задуман таким образом, что максимальное значение
вопроса указывает на наличие проблемы в той или иной сфере деятельности
и, наоборот, минимальное значение - на отсутствие проблем.
Студентам перед началом занятий предлагалось ответить на вопросы
опросника
и
одновременно
снимались
показатели
по
отдельным
психофизиологическим характеристикам: частота сердечных сокращений,
систолическое и диастолическое давление, время задержки дыхания на вдохе
и на выдохе и т. д.
В результате проведенного исследования были выявлены те сферы
привычной жизни и деятельности молодых людей, которые оказались
наиболее подвержены определенным изменениям. Так, было установлено,
что в течение первого семестра у студентов наблюдаются достоверные
изменения в пяти сферах: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с
администрацией вуза, изменение привычного распорядка дня, изменение
привычной системы обучения и успеваемость.
Вместе с тем, в течении первых трех недель происходит изменение
отношений с близкими родственниками. Вероятно, это связано с изменением
социального статуса обследованных молодых людей (из школьников
«превратились» в студентов, что воспринимается как процесс быстрого
взросления).
Причем
процесс
изменения
отношений
с
ближайшими
родственниками наиболее выражен у тех студентов, которые стали жить в
студенческом общежитии.
В
течение
восьми
недель
длится
привыкание
к
новым
для
первокурсников распорядку дня и системе обучения. Это связано, прежде
всего,
с
изменением
характера
учебных
занятий
и
особенностями
организации учебного процесса.
Кроме этого, весьма интересна динамика отношения студентов к
проблеме успеваемости. Так, в течение первых двух недель успеваемость не
вызывает никакого беспокойства. Вероятно, это связано с тем, что у
первокурсников возникает ощущение, что их никто не контролирует в плане
посещаемости занятий, а также в отношении того, что никого не интересует,
как они усваивают учебный материал. Однако это ощущение ошибочно,
поскольку в течение первых двух недель октября деканат факультета
проводит первый анализ посещаемости студентами занятий и делает это
регулярно на протяжении всего учебного года. На основании проведенного
анализа со студентами, у которых наблюдается низкая учебная дисциплина,
проводятся определенные мероприятия воспитательного характера.
Таким образом, адаптация обучаемых к образовательной среде вуза
вызывает
перестройку
стереотипа
представлений
у
студентов-
первокурсников о взаимоотношениях между субъектами учебного процесса,
об учебном процессе в целом, а также организации распорядка дня.
Подробный
анализ
результатов
исследования
динамики
физиологических характеристик студентов на протяжении первого семестра
обучения
позволил
установить,
что
показатели
всех
изучаемых
физиологических характеристик характеризуются наличием определенного
колебания в зоне высоких физиологических резервов. Наличие подобной
закономерности уже само по себе способствует возникновению вопроса
следующего содержания: если значения физиологических параметров,
которые в той или иной степени характеризуют индивидную сферу
обучаемого, все же колеблются в определенных пределах и с разным
уровнем достоверности различий между первым и последующими днями
психодиагностических
обследований,
то
влияют
ли
факторы
образовательной среды на эти изменения?
Так,
взаимоотношения
с
администрацией
вуза
рассматриваются
студентами как фактор среды, вызывающий определенные трудности в
организации
их
повседневной
жизни.
Выявлено,
что
проблема
в
установлении взаимоотношений с администрацией вуза у студентов, при
индивидуальном
рассмотрении,
носит
ситуативный
характер,
однако
прослеживается общая тенденция, заключающаяся в ее актуализации в
течение определенного периода обучения.
Вероятно, речь идет о краткосрочной адаптации личности к данному
фактору. Последующее отсутствие изменений по рассматриваемому фактору
может
указывать
на
переход
краткосрочного
этапа
адаптации
в
долговременный. При этом, исследуя взаимосвязь психофизиологических
характеристик
с
показателем,
характеризующим
«Установление
взаимоотношений с администрацией», выявлено, что для поддержания
адаптационной системы студента первого курса в состоянии равновесия под
действием фактора образовательной среды «Установление взаимоотношений
с администрацией», в первой половине семестра необходимы некоторые
энергетические
затраты
организма,
что
вполне
соответствует
теории
перехода краткосрочной адаптации в долговременную.
Интересным представляются наблюдения за изменениями в осознании
студентами проблемы, возникающей от наличия или возможности получения
задолженности в учебе и соотношении данной проблемы с изменениями
физиологических показателей организма. В течение первых трех недель
данная проблема не представляется актуальной. Затем на четвертой-седьмой
неделях происходит повышение значимости проблемы до 0,05, затем на
восьмой неделе и далее значения показателя, характеризующего наличие
проблемы от фактора «задолженность по обучению» снижаются до уровня
значимости р<0, 1.
Таким образом, можно предполагать, что успешность обучения
является не только одним из наиболее значимых факторов образовательной
среды, но и фактором, вызывающим у большинства студентов напряжение
физиологических механизмов организма на различных этапах обучения,
вызванных процессом адаптации к новым условиям.
Другим фактором образовательной среды, вызывающим определенные
проблемы в адаптации к новым условиям, студенты указывают изменение
привычного распорядка дня. Наличие корреляционной связи между субъект-
деятельностной сферой и индивидными характеристиками, указывает на
наличие
краткосрочного
этапа
адаптации
по
фактору
«Изменение
привычного распорядка дня», который длится на протяжении первых семи
недель
и
завершается
переходом
в
долговременную
адаптацию.
Следовательно, среднестатистическому студенту требуется около семи
недель, чтобы привыкнуть к новой системе организации занятий и учебного
дня в целом.
Таким образом, в решении проблемы по изменению стереотипа о
способах, методах и приемах обучения в новой среде, сфера, индивида хотя
бы и краткосрочно, но все же участвует, т.е. определенные адаптационные
перестройки происходят и на уровне физиологических систем организма и
изменения психофизиологических характеристик.
Вместе с тем обнаружено, что каждый из рассматриваемых факторов в
определенные периоды имеет различные по длительности и интенсивности
корреляционные
связи
с
физиологическими
характеристиками.
Что
позволило
утвердиться
в
парадигме
о
взаимосвязи
всех
структур
индивидуальности и сделать предположение о доминировании, в процессе
адаптации обучаемых к образовательной среде вуза, субъект-деятельностной
и личностной сфер над индивидной. Вместе с тем, этапы актуализации
проблем и взаимосвязи с изменениями физиологических характеристик,
предположительно
дают
возможность
установить
момент
перехода
краткосрочной адаптации в долговременную, что весьма важно для
организации психолого-педагогического сопровождения студентов в период
их адаптации к образовательной среде вуза.
Актуальность
и
практическая
значимость
выполненной
научно-
исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты
позволяют
организовывать
мероприятия
по
психологическому
сопровождению студентов и своевременно оказывать психологическую
помощь тем обучаемым, кто испытывает осложнения в адаптации. Причем
дальнейшие научные исследования могут быть связаны с поиском наиболее
эффективных средств оказания психологической помощи студентам и
разработки
общей
системы
организации
психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
Общеизвестно, что одной из
важнейших педагогических задач любого учебного заведения является
работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и
успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе
социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача колледжа в этот сложный для молодого человека период помочь
ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям
обучения, влиться в ряды студенчества.
Проблема
адаптации
актуальна
для
всех
уровней
образования.
Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и
процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс
адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта
известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с
первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено
как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными
факторами.