Напоминание

"Подводный мир"


Автор: Манюкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО " Детская школа искусств"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Короча
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Подводный мир"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская школа искусств», г. Короча

План - конспект открытого урока

По изобразительному искусству

Композиция станковая

Тема: «Подводный мир»

Раздел: Выразительные средства композиции станковой

1 класс

Выполнила: преподаватель

Манюкова Ольга Николаевна

Возраст детей 9-10 лет

Белгородская область, г. Короча 2024г.

Тема: «Подводный мир»

Монотипия, её способы и стилистические направления в композиции.

Раздел: «Выразительные средства композиции в пейзаже»

Цель:

Активизировать познавательную деятельность;

Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего

мира;

Сформировать навыки работы в технике монотипии.

Задача обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики,

называемой «монотипия» со способами и последовательным выполнением

работы.

Познакомить

с

выразительными

средствами

передающие

разные

«состояния» пейзажа. Научить использовать различные способы рисования

монотипии.

развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей

путём создания быстрой и эффективной работы, образное представление,

ассоциативное мышление, зрительную память, воображение, навыки владения

художественными материалами, приёмами работы с красками.

воспитательная:

Воспитать

эмоциональной

отзывчивости,

эстетического

чувства, интереса к творчеству.

Пособия для учителя: Примеры выполнение монотипии, как учителем, так и

детьми, рисунки художников, эпиграф на доске, музыка «времена года»

Вивальди, презентация.

Для учащихся: бумага формат А-4, акварельные краски, простой карандаш,

кисти, баночка для воды, стекло, масляные мелки.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Методы: словесный (беседа, объяснения,вопросы); наглядный (презентация,

схемы, работы учащихся выполненные ранее); объяснительно - иллюстративный,

практический, самостоятельный.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

Организационный момент.

1.

Постановка цели и задач урока.

2.

Закрепления прошлого урока.

3.

Сообщение новой темы.

4.

Практическая работа.

5.

Подведения итогов урока. Выставка работ. Обсуждение.

Ход урока

Эпиграф

«Образ рождается как вдруг увиденная внутренняя форма, выразившая в

себе какие-то ещё не ясные, из темной стихии растущие полу-мысли, полу-

познания. Надо загореться мотивом…»

Н. Волков.

Произведения

изобразительного

искусства

это

чудесный

мир

художественных образов, живущих в пространстве, организованном художником

по законам и правилам композиции.

Ещё Гёте говорил о том, что «необходимо изучить законы, по которым мы

видим, научиться превращать предмет в картину, т. е. претворять видимое в

заполнение плоскости в картине».

Можно сказать, что композиция –это и есть весь творческий процесс художника,

это и есть искусство передавать другим свои мысли.

Композиция – латинского слово, в переводе означает составление. В

рисовании под понятием «композиция», понимают закономерность размещения

изображаемого на плоскости, закономерность отношений между листом бумаги и

рисунком.

Цель композиции любого произведения искусства состоит в том, чтобы

наиболее полно выразить замысел художника. И здесь нет жестких правил,

которые

могут

научить,

как

это

делать.

Необходимо

развивать

своё

композиционное мышление. Художники это делают постоянно, когда наблюдают

природу; людей, предметы, любуются цветом, собирают впечатления для

сюжетного и пластического замысла.

Таким

образом,

целостность

и

неделимость

изображения

являются

основными закономерностями композиционного построения. Важным элементом

композиции

является

понятие

композиционного

центра.

Это

та

часть

произведения, которая несёт основной смысл, выражает главную задачу.

Все остальные изобразительные элементы должны быть приведены в

систему, которая выявляла бы композиционный центр, подчёркивала его,

приводила к нему взгляд зрителя.

Вопрос: В каждой графической композиции участвуют пятна, отличающиеся друг

от друга по разным признакам.

Они отличаются размером. Формой, тоном, цветом. фактурой.

Большие отличия называют контрастом, маленькие нюансом. Что такое

контраст?

Ответ: «Контраст» - обозначает резкую разницу, противоположность сторон. К

примеру, цвет чёрный – белый, чёрный – красный всегда способны выделять

главный замысел в рисунке.

Учитель:

Человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их

силуэтов и окружающей среды.

Вопрос: Как вы понимаете слово нюанс?

Ответ: Само слово «нюанс» означает отклонение, едва заметный переход. Если

контраст – это резкий переход, то нюанс –это передача лёгких оттенков,

тончайший отношений между размерами, цветом, тоном.

Учитель: Ритм играет большую роль в нашей жизни. Ритмично сменяются

времена года, день и ночь. Ритмично бьётся сердце. Без ритма не может

существовать музыка. В изобразительном искусстве тоже существует понятие

ритм. Что такое ритм?

Ответ:

В произведении живописных картин, графических прослеживаются

явления ритма. Ритмично могут чередоваться пятна света и тени, пятна одного

цвета, какие-либо детали и формы.

Учитель:

Художник

должен

много

экспериментировать,

чтобы

осознать

возможности форм и силуэты и научиться ими пользоваться. Поверхность формы

может быть передана через её фактуру.

Вопрос: Что такое фактура?

Ответ:

Это свойство поверхности предметов. Одни поверхности бывают

гладкими, как стекло, другие – шершавыми, как асфальт.

Фактурой в рисунке можно назвать мелкие точечки, узорчики, клеточки, все, что

на расстоянии не читается, но придаёт пятну тон.

Изобразительные средства в искусстве графики активно участвуют в

выражении замысла автора и создании художественного образа. Художник почти

всегда представляет своё будущее произведение в конкретном материале и

должен хорошо знать этот материал, чтобы эффективно использовать его

возможности в работе.

Занимаясь искусством изображения и выражения, мы замечаем, что каждый

материал, будь то карандаш или уголь, тушь или пастель имеет свои особенности

выражения и способы изображения. Пятно -обобщает плоскость и формы, линия –

очерчивает контур, выделяет главное, точка и штрих не только уточняют и

выделяют части, но и создают светотеневые нюансы. Образ, материал и способ

изображения тесно переплетены между собой, и от их взаимодействия и

согласованности зависит решение задачи гармонии в композиции рисунка.

Известно, что выразительно получается только то, что вызывает удивление

и интерес. С помощью различных средств художественной выразительности и

материалов художник может придать одному и тому же изображению различный

характер или настроение.

Французский скульптор Огюст Роден говорил -

Только «живая душа» художника, его мечты и вкус способны найти и

выразить образный язык искусства, создать свой художественный образ мира».

Постараемся узнать некоторые секреты мастерства художников. Что делает их

произведения искусства, прекрасным и притягательным для зрителя?

У каждого художника свои секреты мастерства, свой язык изобразительного

искусства, который включает многое: от поисков размеров и формата картины,

характера линии и мазка краски до решения сложных колористических задач и

использования

неисчерпаемых

возможностей

композиции.

Ведь

язык

изобразительного искусства служит средством выражения мыслей, чувств,

отношения художника к действительности к созданию художественного образа.

Французский художник Э. Делакруа писал, что « цвета – это музыка глаз. Они

сочетаются подобно нотам. Некоторые цветовые гармонии вызывают такие

чувства, которые недоступны даже музыке». Можно сказать, что в картинах

художников мы можем «услышать» музыку, а в звучащей музыке «увидеть»

определённые картины. Если это происходит, значит, мы проникли в тайну

рождения художественного образа.

Свойства и возможности графических материалов очень разнообразны и

подсказывают рисующим, какие из них больше подойдут для выразительного

изображения. Вполне доступным для освоения даже детьми младшего школьного

возраста, но от этого не менее увлекательным средством, позволяющим дать

ученикам

представление об основах и возможностях живописи и графики,

развить фантазию, воображение - это является монотипия.

Презентация

1 слайд- 2 слайд.

Монотипия (от греческого «mono» - единый и «typos» - оттиск, отпечаток,

касание, образ.)представляет собой редкую нетиражную печатную технику.

Которая сочетает в себе особенности эстампа и других видов искусства. В

монотипии возможно получить только один своеобразный оттиск. Неповторимые

узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, являются уникальными.

(3 слайд)

Здесь совершается своеобразная игра с цветом и пятном, линией, фактурой

рисунка. К уже существующему замыслу автора присоединяется «волшебство

случая» - «случая» - «случайное» прикосновение к листу – создающее нечто

новое, дающее направление потоку фантазии.

Монотипия - техника известная достаточно давно, существует более трехсот

лет. Прежде всего она привлекает своей непредсказуемостью, до последнего

момента оставляя интригу за собой. В то же время монотипия - это одна из

сложных и трудоемких техник, но если овладеть ею, то можно получить красивые

необычные работы.

(4 слайд)

Из истории известно, что впервые применил эту технику в 17 столетии

итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670). Живописец и гравер,

который также известен своими зарисовками кистью, представленными как

завешенное конечное произведение искусства (а не как эскиз для другой работы).

Он – единственный из итальянских мастеров, который изобрёл технику эстампа,

он начал делать монотипии в 1640-х годах. Кастильоне, в основном, работал от

чёрного до белого, и является автором около двадцати из них, которые дошли до

нашего времени, и большинство из которых изображают ночные сцены.

(5-6 слайд)

Среди

наиболее

известных

мастеров,

можно

выделить

англичанина

Уильяма Блейка (1757-1827). Он нашёл свой способ печати, используя

монотипию в сочетании с офортом. На медную доску наносил рисунок лаком.

Чистые участки доски Блейк глубоко протравливал кислотой. Контуры рисунка

рельефно выступали над гладким фоном. После этого художник накатывал краску

на доску и получал оттиск. Так была найдена новая графическая техника –

выпуклый офорт, или цинкография.

Художник создавал одновременно как новые работы, так и цветные оттиски своей

графики и книжные иллюстрации.

(7 слайд)

«Ньютон» – это монотипия Уильяма Блейка, завершённая в 1795 году, а

затем переработанная и переизданная в 1805-м. Она входит в серию из двенадцати

«Больших цветных гравюр», созданных между 1795-м и 1805 годами и

включающих также ряд изображений библейского царя

Навуходоносора.

Среди

наиболее

известных

мастеров,

увлекающихся

монотипией,

можно

выделить француза Эдгара Дега, из отечественных мастеров – таких как Е.С.

Кругликова, А.В. Шевченко, Р.Н. Барто.

(8 слайд)

Елизавета Сергеевна Кругликова будучи в Париже, в период с 1909 по 1935

год она сделала около 500 оттисков монотипии, из которых около 400 пейзажи,

фигурные композиции, натюрморты и более ста оттисков на тему «цветы».

(9 слайд)

Монотипии Кругликовой не только ново - введённый приём печати

отдельного

оттиска

с

металлической

доски,

но

и

своеобразный

приём

живописного начала графики. Художница повторно открыла данную технику.

(10 слайд)

Сегодня во многих странах мира монотипия вошла в жизнь как

равноправная графическая техника.

И в нашей стране ежегодно в Санкт- Петербурге проводится международный

фестиваль монотипии.

В 2010 году фестиваль был посвящён великому английскому поэту и монотиписту

Уильяму Блейку, одному из самых оригинальных художников в истории

мирового искусства.

Международный

фестиваль

монотипии

включает

в

себя

множество

различных

мероприятий

выставку

работ

современных

художников,

фотовыставку, конференцию, мастер -класс, концерты.

На фестивале представлены работы художников России, Украины, Белоруссии,

Германии, Испании, США и Финляндии.

(11-12слайд)

Участники Лилия Цибизова, Екатерина Шемяк.

Имея большой арсенал доступных художественных материалов и способов

выполнения на сегодняшний момент, монотипия в силу своей доступности

пользуется

большой

популярностью

практически

у

всех

возрастов.

Она

привлекает и маститых художников, и самых юных, начинающих, и даже

малышей. Ведь всего лишь стоит согнуть лист пополам, нанести несколько

мазков,плотно прижать половинки листа…и вот оно чудо, готовая взлететь

бабочка.

Фактура, тон, цвет –важные составляющие монотипии. Фактурное пространство

создаёт образ, который способен воздействовать на зрителя даже без конкретной

формы, как осязание пространства, воздуха, глубины, плотности предметов, что

является бесспорным достоинством данной техники.

(13 слайд)

Техника исполнения монотипии такова. На металлическую пластинку,

оргстекло или обыкновенное стекло наносят рисунок и затем, слегка смазав

«доску» машинным маслом, пишут по ней масляными красками. Краску наносят

кистями, тряпочкой, пальцем, как удобнее, местами облегчая или даже протирая

до основания тряпкой. Писать здесь надо исключительно лессировочно, точно и

негустыми красками, иначе они могут быть раздавлены при печати и изображение

исказится. Пишут, как правило, без белил, светлота, как и в акварели достигается

за счёт просвечивания основания – сначала «доски», а затем бумаги, на которой

будет сделан оттиск. При перекрывании мазков новыми надо учитывать, что

верхние из них на оттиске окажутся нижними, и наоборот. Чтобы не допустить

высыхания красок и получить свежий оттиск, работа ведётся очень быстро. Во

всяком случае за один сеанс. Первыми прописываются прозрачными красками

самые светлые места,последними наносятся самые тёмные, плотные мазки.

Разбавляют краски обычными разбавителями. Бумагу для печати можно

использовать обычную чертёжную и рисовальную.

(Последующие слайды)

В зависимости способов получения изображения монотипии можно

разделить на два основных вида.

Для первого из них характерно, то, что изображение художником полностью

регулируется. Второму виду монотипии присуще получение сложных и красивых

эффектов и фактур, всегда являющихся открытием.

По цветовому решению монотипии можно разделить на

- монохромную

- полихромную

Монохромная –выполняется одним цветом. Чаще чёрной типографской или

офисной краской.

Полихромная монотипия насыщена большим количеством краски (акварель,

масляные, гуашевые и др.

Материалы для монотипии:

- оттиск можно делать с разнообразных поверхностей: бумага, картон, пластик, из

разных металлов, кафельная плитка, стекло, фанера ит.д.

- Выбор краски тоже разнообразный: акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные

краски, типографские даже строительные виды красок.

-Краска наносится на печатную поверхность также различными инструментами:

кисти, мастихин, даже рука художника.

-Виды поверхностей, на которых будет сделан оттиск: различные виды бумаги,

картон,фанера,холст, ткани.

Выразительность образов достигается во многом от непредсказуемого или

целенаправленного появления красочных сочетаний. Призовите на помощь

фантазию, и результат не заставит себя ждать. Мы рассмотрим два способа

изображения в технике монотипии. На тему «подводный мир».

Пояснение задания

И сегодня мы с вами творческие композиции решим двумя способами в

технике монотипии. Дети младшие по возрасту выполнят первый способ, он

заключается в том, что вы составите композицию на тему «подводный мир» и

выполните маслеными мелками, а затем фон сделаете в технике монотипии. А

дети старше по возрасту попробуют выполнить второй способ, сначала сделают

фон в технике монотипии, а затем выполняют композицию починяя её уже

готовому фону.

Для работы нам понадобиться бумага формата А-4, акварель, набор кистей,

баночка для воды, простой карандаш, стекло, масленые мелки. Приступая к

работе по композиции помним правильность выполнения композиции.

Практическая часть

Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. Младшие

дети в начале они составляют композицию на листе простым карандашом, затем

рисуют масляными мелками, а потом делают фон в технике монотипия. Старшие

по возрасту дети в начале делают фон в технике монотипия, а затем придумывают

композицию подчиняя её уже готовому фону.

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью, Американские

мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая

осталась на стекле образует оригинальную картину. Её оформляют в рамку и

продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют

довольно редко. Зачастую её применяют в смешанной технике. На сегодняшний

день монотипия –это не только вид творчества, но и особый инструмент, который

используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют

на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника может

благоприятно воздействовать на всех.

Подведения итогов урока.

Подводя итог урока все работы учащихся получились, своеобразны,

интересны и каждая работа неповторима, выразительна.

Надеюсь, что данный урок послужит своеобразным импульсом для его

участников,

вдохновит

на

дальнейшие

творческие

поиски,

непременно

попробуйте использовать эту технику в своей работе, ведь помимо получения

практических навыков приобретёте массу положительных эмоций.



В раздел образования