Напоминание

"Игровая деятельность в т/о "Учись говорить по- английски"


Автор: Демидова Лариса Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровая деятельность в т/о "Учись говорить по- английски"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» 652420, г. Березовский, пр. Ленина, 7А, тел. 8 (38445)3-15-96 dom-pionerov. ucoz/ E-mail: centr-pionerov@yandex
Игровая деятельность на занятиях т\о «Учись

говорить по-английски»

Составитель: Демидова Лариса Викторовна

Педагог дополнительного образования

г. Березовский
1

Содержание

1.Игра-основа для развития интереса к обучению ……………3

2.Вариации игр ……………………………………………………..4

3.Игровые приемы на занятиях по английскому языку ……..7

4.Список литературы ……………………………………………..16
2

Игра-основа для развития интереса к обучению
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. В игровой форме можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает педагог, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена педагог, а позже ведущий из учеников только 3
показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем занятии в игру включается соревновательный момент: группа делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них достается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий показывает движение, команда соперников должна угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл.
Вариации игр
Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка. С помощью этой же игры мы отрабатываем конструкцию «Let’sdosmth». Элементы пантомимы используются и при изучении других лексических тем: Спорт, Одежда, Внешность, Части тела и др. Е щ е о д н а т а к а я ж е « м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н а я » - «TheChainofLetters». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце занятия как элемент рефлексии. Все участники игры встают в круг.Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. Как 4
правило, в первый раз остаются стоять 1-2 ученика. К концу года из игры выбывает только один-два человека. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т.п. На занятиях часто используются и различные вариации игры «Правда/Ложь». Учитель называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминали буквы, цифры и другую лексику, отрабатываем грамматические структуры типа «Sheisanicegirl». Для совершенствования навыков аудирования используется игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они услышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он встает. Остаются сидеть самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы множественное число существительных: учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе. Для лучшего запоминания новых слов часто используются «договорки»: У елки цвет всегда один, Зимой и летом это –
green
. Почему сосисок нет? Утащил их рыжий
cat
. 5
Для Шарика, для друга, Принес я сахар –
sugar.
Ты не ленись а повтори Семья иначе –
family.
Ты мультики скорей включи, Смотрю я телек –
watchTV.
Для отработки полученных знаний мы используем набор карточек символов: учитель называет слова, а учащиеся должны определить каким знаком символом они обозначаются. Для индивидуальных заданий используются наборы карточек из пособия Е.А.Барашковой «Грамматика английского языка. Игры на уроках». Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на занятиях английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра – лишь элемент, и она должна служить достижению дидактических целей занятия. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. 6

Игровые приемы
Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех занятиях в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу, удержать или привлечь внимание учеников. Такими приемами могут стать: 
«Снежный

ком».
Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «N». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример: словапотеме «Животные» a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog ит.д. 
И г р а

с

м я ч ом
позволяет провести отработку практически любого материала. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики: o
«Переводчик».
Дает хороший результат при изучении лексики.Педагог кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: acat – кошка, adog – собака и наоборот. 7
o
« П е р е д е л к и » .
И с п ол ьзу ю дл я з а к р е п л е н и я грамматических явлений.Педагог называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- abear, owl – anowl, образование множественного числа имен существительных: acat – cats, afox – foxes или отработка образования PresentSimple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое. o
«Цепочка».
Так же возможно и с п ол ь з о в а н и е различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности.Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них. 
«Угадай

предмет».
Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово. 
«Черный

ящик».
Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками. Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке). Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “Itissmall. Ithasatail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке. 
«Все слова на букву …
» . Данный игровой прием можно использовать в конце зучения темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. 8
Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от е ё местоположения в слове. Подобным образом можно строить и работу со звуком, для такого варианта н еобход и м о з а п а с т и с ь п еч а т н ы м в а р и а н т ом фонетических значков. При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко- буквенный состав слов, порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.  Обратите особое внимание на свою наглядность и, особенно, на презентации: если Ваши разработки обилуют анимацией и звуками, все яркое до ряби в глазах, то не удивляйтесь, что дети Вас не видят и не слышат, они просто стараются рассмотреть то, что Вы для них смастерили! Такой же эффект можно получить, придя на урок в новом платье, особенно с яркими и необычными аксессуарами – все внимание учеников будет направлено на восхищение Вами, про урок они даже не вспомнят!  Обратный результат можно получить, предъявив ребятам наглядность «обогащенную» текстом: самые усердные будут стараться прочесть, что за надпись перед ними, а ученики послабее просто сразу потеряют интерес к уроку…  Не ругайте ребёнка, даже если он вытворил что-то из ряда вон выходящее. Лучше удивитесь. Вместо того, чтобы кричать «Что ты натворил, негодник этакий?!» спросите «И 9
как это ты умудрился?» Поверьте, в следующий раз малыш будет внимательнее.  Никогда не обсуждайте отрицательные стороны или ошибки в работе в уничижительном для ученика тоне – он просто потеряет к Вам уважение. И забудьте фразы «Ну, собственно, как всегда, другого я и не ожидала». Вы должны ждать другого! Мысль о том, что педагог в него верит, придаст ребёнку уверенности и поможет справиться с трудностям Интересным и эффективным приемом формирования познавательного интереса и повышения мотивации к учебе могут стать активные методы обучения: деловые, ролевые, имитационные и другие игры. В игре ребенок живет полной, настоящей жизнью, полностью отождествляя себя с образом. К преимуществам игровых форм обучения относятся повышение познавательной активности, коммуникативных способностей ребенка. Игровой момент, сотрудничество и взаимное уважение, а также нетрадиционный, непривычный подход к обучению могут служить отличным стимулом для получения знаний, формирования личности учащегося. Современные подходы к школьному образованию требуют более активного внедрения в педагогическую практику активных методов обучения с большой практической направленностью. Игровые моменты могут быть включены на любом этапе изучения темы (ввод новых лексических единиц, отработка и автоматизация употребления лексики, повторение). Игровые моменты могут быть групповыми, индивидуальными, парными или охватывать всю группу сразу. Положительным результатом игровых занятий является уже то, что дети с интересом следят за ходом игры, даже если в данный момент они в ней не принимают активного участия. 10
На первом уровне обучения, только начав изучение английского языка, дети встречаются с алфавитом – новыми знаками, изображающими неизвестные буквы и звуки чужого языка. На занятиях я активно использую магнитный алфавит и магнитную доску в качестве динамической модели. Например, при изучении буквы «К» дети выполняют следующие задания (устно у магнитной доски):  Определите, к каким буквам относится буква – гласным или согласным  Вспомните, есть ли похожая буква (по звучанию и внешнему виду) в русском языке На магнитной доске в это время хаотично расположены уже знакомые буквы английского алфавита (см. рис.) К доске приглашаются ученики и выполняют по очереди небольшие задания с алфавитом:  Найди и поставь в алфавитном порядке только гласные буквы (A,E,I)  Назови согласные буквы и расставь их в алфавитном порядке (B,C,D,F,G,H,J,K)  Расставь все буквы по порядку (A,B,C,D,E,F,G,H,I,J,K)  Расставь буквы по порядку, начиная с буквы «D» (D,E,F,G,H,I,J,K)  Выбери буквы, которые пишутся также как и русские (A,B,C,E,H,K)  Выбери буквы, которые произносятся как русские (E,F) 11
AEG DCF JH BKI Таким образом, за небольшой промежуток времени (от 5 до 10 минут) у доски активно поработали несколько учеников, выполнив различные задания творческого характера. Детям хочется выполнить задание как можно быстрее и выйти к доске хочет каждый. На втором уровне при изучении темы «Части тела» отработку употребления новых слов провожу в следующей форме. Начинаем занятие : описать одного из членов своей семьи, рассказав, сколько частей тела у него есть. Объектом для выполнения домашнего задания дети могут выбрать маму, папу, бабушку, брата или сестру. Примерный ответ звучит следующим образом: I have a father. He has a head. He has a strong body. He has two hands and two legs. He has brown hair. He has two blue eyes. He has a red mouth. Hehasmanywhiteteeth. Hehasnotail. 12
Таким образом, очевидно, что одновременно с употреблением новых слов ребенок активно использует уже изученные лексические единицы по темам «Цифры», «Описательные прилагательные», «Цвета». Далее выполняем следующие задания (без домашней подготовки):  Подумайте минутку и опишите какое-нибудь животное так, чтобы можно было догадаться кто это. Остальным ученикам в это время в тетрадках предлагаю нарисовать это животное по описанию. Это задание с удовольствием выполняют даже те дети, которые плохо рисуют или не любят рисовать вовсе. Примерныйответученика: - It has a big body. It has a big head and big ears. It has two small eyes. It has four grey legs. It has a long thin tail. It has a long grey nose. It has two very long teeth. Whoisit? - It’sanelephant. Многие дети с удовольствием рисуют и на уроках рисования и с желанием выполняют такие задания по другим предметам. В качестве ведущего, задающего загадку, может выступать и педагог.Основная цель данного задания отработать у детей навык понимать на слух иностранную речь. Один из самых веселых моментов таких занятий это показ друг другу получившихся рисунков, не всегда похожих на загаданное животное. Интересное задание, направленное на тренировку внимания и зрительной памяти ребенка, может быть использовано при 13
изучении новой лексики, отработки ее употребления или контроля усвоения. Предлагаю детям вставить в слова пропущенные гласные буквы. «Почтальон нес письмо и попал под дождь. Некоторые буквы размылись. Помоги почтальону восстановить письмо». Например, при изучении темы «Покупки в магазине. Одежда» Письмо может быть следующего содержания: “Dear friend! Yesterday I went to the shop. I bought blue T R S R S, a beautiful D R S S, a nice H T, and a new J C K T.” Хотя не указано точное место пропущенных букв, дети безошибочно справляются с этим заданием. Такие же задания я использую, когда нужно проконтролировать как дети выучили написание новых слов. В словах пропали все гласные буквы, помоги их найти. Напиши слова, которые получились и переведи их. Lttr pstcrdpstmstmp nvlp pstr lttrbxpstffc 1…………………………… 2…………………………………… 3…………………………… 4…………………………………… 5…………………………… 6……………………………………. 7…………………………… 8………………………………… 14
Аналогичные тесты легко составить по любой теме. Дети выполняют их с удовольствием, забывая, что работают с контрольным заданием, воспринимая его как игровое, ирезультаты бывают лучше, чем на обычном словарном диктанте. Еще одно интересное задание может быть использовано в качестве домашнего задания, так как требуется некоторое время на его выполнение. Приведу пример кроссворда, который составлен к теме «PastSimple», для проверки усвоения неправильных глаголов во второй форме. f o u n d c i k l m b a c d b o u g h t d f e h r u n m o p s a i d o l w a v w d r a n k d o d t x i o a t e z k e s y d h e a r d e q r z можно устроить конкурс «Кто больше слов нашел?», или заранее назвать количество слов в кроссворде провести конкурс «Кто быстрее?».
«УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО, ЧТОБЫ ХОРОШО УЧИТЬСЯ».

Список литературы
15

1.
Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге/авт.-сост. Т. В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», « E n j o y E n g l i s h . 3 класс» - М. : Изд-во «Экзамен»,2008.
3.
Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
4.
Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7
5.
Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6
6.
Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык, №11, 2008 – с.19-20 16
17


В раздел образования