Напоминание

Связь компонентов действий сложения и вычитания


Автор: Свинаренко Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова"
Населённый пункт: ЯНАО село Яр-Сале
Наименование материала: конспект
Тема: Связь компонентов действий сложения и вычитания
Раздел: начальное образование





Назад





План-конспект урока по математике,

учителя начальных классов

Свинаренко Ольги Александровны

По теме: «
Связь компонентов действий сложения и вычитания
»

2016-2017 учебный год


УРОК МАТЕМАТИКИ

Предметная область:
математика
Продолжительность урока:
35 мин.
Учебник:
Чекин А.Л., издательство Академкнига/Учебник, 2007г
.

Класс:
1
Тема:
Связь компонентов действий сложения и вычитания.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации предметных знаний и умений.
Форма урока:
Медиа - урок – практикум.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний учащихся в нахождении неизвестных компонентов действий сложения и вычитания.
Задачи:

1. Обучающая
: Закрепить знания по использованию в речи математических терминов действий сложения и вычитания и отработать умение находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания.
2. Развивающая
: Развивать познавательную активность учащихся, формировать умение доказывать свое мнение.
3. Воспитывающая
: воспитывать чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
Оборудование:
ноутбук, проектор, компьютерная презентация, карточки №1 ,2, 3.
ХОД УРОКА

1.Орг. момент.
Игра «Ладошки».
Учитель.
- Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и садитесь, не производя ни малейшего шума. Вот и начинается новый урок. Сегодня мы в очередной раз отправимся в путь по дороге знаний. На уроке мы повторим связь компонентов действий сложения и вычитания. Откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число 29 января.
2. Мотивация и ученическое целеполагание.

Учитель.
На партах у вас лежат три карточки. Возьмите карточку под №1. Прочитайте предложения на этих карточках и подумайте, как бы вы хотели их закончить. - Я буду заниматься математикой, потому что …
- Я хочу выполнить больше заданий, потому что… - От нового урока математики я жду…
Дети.
Ответы детей.
Учитель.
В конце урока мы узнаем, получите ли вы от урока то, что ожидаете. А теперь друзья за дело Математика нас ждет, Начинаем устный счет!
3. Устный счет.

Учитель.
К 7 прибавить 2; уменьшите 9 на 4; найдите значение суммы чисел 4 и 2; 5 увеличьте на 3; найдите значение разности чисел 5 и 2; 4+3.
Дети
. Дети ответы показывают карточками, и складывают их в ряд на парте.
Учитель.
Сравните ваши ответы с соседом по парте и проверьте по экрану. На экране появляется слайд с правильными ответами. (9 5 6 8 3 7)
4. Минутка красивого письма.

Учитель.
Покажите, какие цифры мы использовали для записи сегодняшнего числа?
Дети.
Дети показывают карточки 2 и 9. Я – на доске, дети – в воздухе прописываем цифры 2 и 9.
Учитель.
Пропишите их, чередуя в тетрадках.
5.Упражнения на связь компонентов в действиях сложения и вычитания.

Упражнения в употреблении в речи математических терминов.

Учитель.
На минутке красивого письма мы с вами прописывали цифры 2 и 9. - Назовите, какое число больше? На сколько? -Вспомните: как можно получить число 9
Дети.
Дети называют все варианты (1+8=9, 8+1=9, 7+2=9, 2+7=9, 3+6=9, 6+3=9, 4+5=9, 5+4=9, 0+9=9, 9+0=9)
Учитель.
Давайте, один из названных вами вариантов, запишем. На экране появляется 1 + 8 = 9,
Дети.
Дети пишут в тетрадях 1+8=9
Учитель.
Назовите компоненты действия сложения.

Дети.
Дети хором называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.
Учитель.
Назовите самое большое число в нашей записи. Как оно называется?
Дети.
Самое большое число в нашей записи – 9. Оно называется значение суммы.
Учитель.
Покажите схематично.
Дети.
Дети оформляют схематично математическую запись и проверяют по экрану. 1 + 8 = 9
Учитель.
Из каких компонентов состоит значение суммы?
Дети
. – Значение суммы состоит из компонентов: 1 слагаемое, 2 слагаемое.
Учитель.
Обозначьте схематично.
Дети.
Дети продолжают оформлять схематично математическую запись и проверяют сделанное, по экрану: 1 + 8 = 9
Учитель.
Как найти 1 слагаемое?
Дети
. Чтобы найти 1 слагаемое, надо из значения суммы вычесть 2 слагаемое.
Учитель.
Покажите это дугой.
Дети
. Дети оформляют дугой математическую запись и проверяют ее по экрану: 1 + 8 = 9
Учитель.
Сделайте математическую запись.
Дети.
Ученик диктует 9 – 8 = 1, дети записывают в тетрадках.
Учитель.
Обозначьте схематично компоненты.
Дети.
Дети схематично обозначают 9 – 8 = 1 (такая же запись появляется на экране), и проверяют по экрану.
Учитель
. Как найти 2 слагаемое?
Дети.
Дети отвечают: чтобы найти 2 слагаемое, надо из значения суммы вычесть 1 слагаемое.
Учитель.
Покажите это дугой.
Дети.
Дети оформляют математическую запись и проверяют ее по экрану: 1 + 8 = 9
Учитель.
Запишите выражение.
Дети.
1 ученик диктует, остальные записывают выражение 9 – 1 = 8

Учитель
. Обозначьте схематично компоненты.
Дети.
Дети обозначают и проверяют по экрану: 9 – 1 = 8 (такая же запись – на экране).
Учитель
. Сделайте вывод и оформите его схематично.
Дети.
Дети называют компоненты действия сложения и объясняют: как найти 1 и 2 слагаемые. В тетрадях чертят схему.
Учитель
. Проверьте запись по экрану. На экране появляется запись:
Учитель.
Посмотрите на экран, какое число пропущено? 9 - … = 6
Дети
. Дети отвечают (пропущено вычитаемое 3)
Учитель.
Запишите это выражение.
Дети.
Дети записывают выражение 9 – 3 = 6
Учитель.
Назовите компоненты действия вычитания.
Дети.
Дети называют: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.
Учитель.
Какое число в нашей записи самое большое?
Дети
. Дети отвечают, что самое большое число в нашей записи – 9.
Учитель
. Как оно называется?
Дети.
Дети отвечают, что это число называется уменьшаемое.
Учитель.
Как обозначим схематично?
Дети
. Кружком.
Учитель.
Обозначьте.
Дети.
Дети схематично обозначают: 9 – 3 = 6 (появляется такая же запись на экране) и проверяют по экрану.
Учитель.
Из каких компонентов состоит уменьшаемое?
Дети
. Дети отвечают, что уменьшаемое состоит из вычитаемого и значения разности.
Учитель.
Как эти компоненты обозначим на схеме?

Дети.
Полукругом
Учитель.
Обозначьте.
Дети.
Дети обозначают схематично и проверяют по экрану: 9 – 3 = 6 (на экране такая же запись)
Учитель.
Как найти самое большое число – уменьшаемое?
Дети.
Дети отвечают, чтобы найти самое большое число уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое.
Учитель.
Покажите дугой.
Дети.
Дети показывают и проверяют: 9 – 3 = 6 (такая же запись – на экране)
Учитель.
Сделайте математическую запись.
Дети.
6 + 3 = 9 - диктует 1 ученик.
Учитель.
Обозначьте схематично компоненты.
Дети.
Дети обозначают схематично: 6 + 3 = 9 ( запись для проверки на экране)
Учитель.
Как найти вычитаемое?
Дети.
Дети отвечают, чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.
Учитель.
Покажите дугой.
Дети.
Дети показывают и проверяют: на экране запись 9 - 3 = 6.
Учитель.
Запишите и обозначьте схематично.
Дети.
1 ученик диктует. На экране для проверки появляется запись 9 – 6 = 3
Учитель.
Сделайте вывод и нарисуйте схему
Дети.
Дети называют компоненты действия вычитания и рассказывают, как найти уменьшаемое и вычитаемое .В тетрадях чертят схему.
Учитель
. Проверьте запись по экрану:

6. Динамическая пауза. 7. Пары сменного состава. Самостоятельная работа

учащихся с использованием дифференцированного подхода.

Учитель.
Ребята, сейчас каждый из вас должен подойти ко мне и получить карточку под №2, и заполнить ее.
Дети. Ученики по очереди подходят к столу учителя и получают карточки. Сильные

учащиеся получают карточки А - с менее отработанным материалом. Карточки Б –

получают учащиеся с медленно протекающими процессами запоминания.

А

Уменьшаемое

9

7

10

Вычитаемое

3

2

5

8

Значение разности

6

3

1

Б

1 слагаемое

5

1

7

2 слагаемое

4

2

5

Значение суммы

6

6

8

9

8. Работа в парах. Взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются карточками. 1 ученик комментирует выполненное задание, остальные проверяют карточки соседей по парте. При правильном ответе ставят + при неправильном - . Затем учащиеся снова обмениваются карточками.
Учитель.
Проверьте правильность по экрану. (На экране появляются две таблицы с правильными ответами).
Дети.
Дети проверяют по экрану.
Учитель.
Поднимите руку те ребята, у которых получилось 5 плюсов. Поаплодируйте этим ребятам. Они оказались самыми внимательными при выполнении задания. Остальным учащимся необходимо повторить нахождение неизвестных компонентов, и в следующий раз они тоже получат 5 баллов.
9. Гимнастики для глаз

Учитель.
Закройте глаза. Представьте белый лист бумаги. Нарисуйте на нем синим маркером цифру 8. Проведите глазами по воображаемой восьмерке и остановитесь на середине. Обозначьте середину точкой. А теперь забудьте про восьмерку. На листе осталась только точка. Задержитесь на ней глазами. Зажмурьте глаза и откройте их.
10. Мастер класс.


Учитель.
Сейчас мы с вами проведем мастер – класс. Вы выступите в роли учителя, объясняя решение данных примеров. Но примеры не простые, а с загадками.
Учитель.
Сколько загадок спряталось в примерах?
Дети
. Дети отвечают, что в примерах спряталось 2 загадки. Сначала нужно узнать, какое арифметическое действие нужно выполнить, а затем – какое число пропущено. -Примеры объяснения детей: Числа при вычитании называются – уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. 1) 4 меньше 7, значит 7 – это целое число, а 4 – его часть. Было меньше, стало больше. Значит ставим знак +. Числа при сложении называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы. Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. 7 – 4 = 3 (записывает на доске) Второе слагаемое – 3. Значит 4 + 3 = 7 2) 9 больше 7, значит 9 – это целое число, а 7 – его часть. Было больше, стало меньше, значит ставим знак минус. Нам неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности. 9 – 7 = 2 (записывает на доске). Значит вычитаемое равно двум.
11. Подведение итогов урока и рефлексия.

Учитель.
Вот и закончился урок. Пришло время узнать, что он вам принес. Возьмите карточки под №3. Выберите одно или несколько предложений, которые вам захочется продолжить.
Дети.
Дети выбирают и продолжают предложения: - Самое лучшее сегодня… - Я узнал… - Оказывается… - Я понял… - Я почувствовал… - Мне понравилось… - Меня удивило…
12. Заключение.

Учитель.
Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний!


В раздел образования