Автор: Свинаренко Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова" Населённый пункт: ЯНАО село Яр-Сале Наименование материала: конспект Тема: Связь компонентов действий сложения и вычитания Раздел: начальное образование
Класс: 1
Тема: Связь компонентов действий сложения и вычитания.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний и умений.
Форма урока: Медиа - урок – практикум.
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся в нахождении неизвестных
компонентов действий сложения и вычитания.
Задачи:
1. Обучающая : Закрепить знания по использованию в речи математических терминов
действий сложения и вычитания и отработать умение находить неизвестные компоненты
действий сложения и вычитания.
2. Развивающая : Развивать познавательную активность учащихся, формировать умение
доказывать свое мнение.
3. Воспитывающая : воспитывать чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
Оборудование: ноутбук, проектор, компьютерная презентация, карточки №1 ,2, 3.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Игра «Ладошки».
Учитель. - Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других
ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и
садитесь, не производя ни малейшего шума.
Вот и начинается новый урок. Сегодня мы в очередной раз отправимся в путь по дороге
знаний. На уроке мы повторим связь компонентов действий сложения и вычитания.
Откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число 29 января.
2. Мотивация и ученическое целеполагание.
Учитель. На партах у вас лежат три карточки. Возьмите карточку под №1. Прочитайте
предложения на этих карточках и подумайте, как бы вы хотели их закончить.
- Я буду заниматься математикой, потому что …
- Я хочу выполнить больше заданий, потому что…
- От нового урока математики я жду…
Дети. Ответы детей.
Учитель. В конце урока мы узнаем, получите ли вы от урока то, что ожидаете.
А теперь друзья за дело
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет!
3. Устный счет.
Учитель. К 7 прибавить 2; уменьшите 9 на 4; найдите значение суммы чисел 4 и 2; 5
увеличьте на 3; найдите значение разности чисел 5 и 2; 4+3.
Дети . Дети ответы показывают карточками, и складывают их в ряд на парте.
Учитель. Сравните ваши ответы с соседом по парте и проверьте по экрану.
На экране появляется слайд с правильными ответами. (9 5 6 8 3 7)
4. Минутка красивого письма.
Учитель. Покажите, какие цифры мы использовали для записи сегодняшнего числа?
Дети. Дети показывают карточки 2 и 9.
Я – на доске, дети – в воздухе прописываем цифры 2 и 9.
Учитель. Пропишите их, чередуя в тетрадках.
5.Упражнения на связь компонентов в действиях сложения и вычитания.
Упражнения в употреблении в речи математических терминов.
Учитель. На минутке красивого письма мы с вами прописывали цифры 2 и 9.
- Назовите, какое число больше? На сколько?
-Вспомните: как можно получить число 9
Дети. Дети называют все варианты (1+8=9, 8+1=9, 7+2=9, 2+7=9, 3+6=9, 6+3=9, 4+5=9,
5+4=9, 0+9=9, 9+0=9)
Учитель. Давайте, один из названных вами вариантов, запишем.
На экране появляется 1 + 8 = 9,
Дети. Дети пишут в тетрадях 1+8=9
Учитель. Назовите компоненты действия сложения.
Дети. Дети хором называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.
Учитель. Назовите самое большое число в нашей записи. Как оно называется?
Дети. Самое большое число в нашей записи – 9. Оно называется значение суммы.
Учитель. Покажите схематично.
Дети. Дети оформляют схематично математическую запись и проверяют по экрану.
1 + 8 = 9
Учитель. Из каких компонентов состоит значение суммы?
Дети . – Значение суммы состоит из компонентов: 1 слагаемое, 2 слагаемое.
Учитель. Обозначьте схематично.
Дети.
Дети продолжают оформлять схематично математическую запись и проверяют
сделанное, по экрану: 1 + 8 = 9
Учитель. Как найти 1 слагаемое?
Дети . Чтобы найти 1 слагаемое, надо из значения суммы вычесть 2 слагаемое.
Учитель. Покажите это дугой.
Дети . Дети оформляют дугой математическую запись и проверяют ее по экрану:
1 + 8 = 9
Учитель. Сделайте математическую запись.
Дети. Ученик диктует 9 – 8 = 1, дети записывают в тетрадках.
Учитель. Обозначьте схематично компоненты.
Дети. Дети схематично обозначают 9 – 8 = 1 (такая же запись появляется на экране), и
проверяют по экрану.
Учитель . Как найти 2 слагаемое?
Дети.
Дети отвечают: чтобы найти 2 слагаемое, надо из значения суммы вычесть 1
слагаемое.
Учитель. Покажите это дугой.
Дети. Дети оформляют математическую запись и проверяют ее по экрану:
1 + 8 = 9
Учитель. Запишите выражение.
Дети. 1 ученик диктует, остальные записывают выражение 9 – 1 = 8
Учитель . Обозначьте схематично компоненты.
Дети. Дети обозначают и проверяют по экрану: 9 – 1 = 8 (такая же запись – на экране).
Учитель . Сделайте вывод и оформите его схематично.
Дети. Дети называют компоненты действия сложения
и объясняют:
как найти 1 и 2
слагаемые. В тетрадях чертят схему.
Учитель . Проверьте запись по экрану. На экране появляется запись:
Учитель. Посмотрите на экран, какое число пропущено? 9 - … = 6
Дети . Дети отвечают (пропущено вычитаемое 3)
Учитель. Запишите это выражение.
Дети. Дети записывают выражение 9 – 3 = 6
Учитель. Назовите компоненты действия вычитания.
Дети. Дети называют: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.
Учитель. Какое число в нашей записи самое большое?
Дети . Дети отвечают, что самое большое число в нашей записи – 9.
Учитель . Как оно называется?
Дети. Дети отвечают, что это число называется уменьшаемое.
Учитель. Как обозначим схематично?
Дети . Кружком.
Учитель. Обозначьте.
Дети. Дети схематично обозначают: 9 – 3 = 6 (появляется такая же запись на экране) и
проверяют по экрану.
Учитель. Из каких компонентов состоит уменьшаемое?
Дети . Дети отвечают, что уменьшаемое состоит из вычитаемого и значения разности.
Учитель. Как эти компоненты обозначим на схеме?
Дети. Полукругом
Учитель. Обозначьте.
Дети. Дети обозначают схематично и проверяют по экрану: 9 – 3 = 6 (на экране такая же
запись)
Учитель. Как найти самое большое число – уменьшаемое?
Дети. Дети отвечают, чтобы найти самое большое число уменьшаемое, надо к значению
разности прибавить вычитаемое.
Учитель. Покажите дугой.
Дети. Дети показывают и проверяют: 9 – 3 = 6 (такая же запись – на экране)
Учитель. Сделайте математическую запись.
Дети. 6 + 3 = 9 - диктует 1 ученик.
Учитель. Обозначьте схематично компоненты.
Дети. Дети обозначают схематично: 6 + 3 = 9 ( запись для проверки на экране)
Учитель. Как найти вычитаемое?
Дети. Дети отвечают, чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение
разности.
Учитель. Покажите дугой.
Дети. Дети показывают и проверяют: на экране запись 9 - 3 = 6.
Учитель. Запишите и обозначьте схематично.
Дети. 1 ученик диктует. На экране для проверки появляется запись 9 – 6 = 3
Учитель. Сделайте вывод и нарисуйте схему
Дети. Дети называют компоненты действия вычитания и рассказывают, как найти
уменьшаемое и вычитаемое .В тетрадях чертят схему.
Учитель . Проверьте запись по экрану:
6. Динамическая пауза. 7. Пары сменного состава. Самостоятельная работа
учащихся с использованием дифференцированного подхода.
Учитель. Ребята, сейчас каждый из вас должен подойти ко мне и получить карточку под
№2, и заполнить ее.
Дети. Ученики по очереди подходят к столу учителя и получают карточки. Сильные
учащиеся получают карточки А - с менее отработанным материалом. Карточки Б –
получают учащиеся с медленно протекающими процессами запоминания.
А
Уменьшаемое
9
7
10
Вычитаемое
3
2
5
8
Значение разности
6
3
1
Б
1 слагаемое
5
1
7
2 слагаемое
4
2
5
Значение суммы
6
6
8
9
8. Работа в парах. Взаимопроверка.
Учащиеся
обмениваются
карточками.
1
ученик
комментирует
выполненное
задание,
остальные проверяют карточки соседей по парте. При правильном ответе ставят + при
неправильном - . Затем учащиеся снова обмениваются карточками.
Учитель. Проверьте правильность по экрану. (На экране появляются две таблицы с
правильными ответами).
Дети. Дети проверяют по экрану.
Учитель. Поднимите руку те ребята, у которых получилось 5 плюсов. Поаплодируйте
этим
ребятам.
Они
оказались
самыми
внимательными
при
выполнении
задания.
Остальным учащимся необходимо повторить нахождение неизвестных компонентов, и в
следующий раз они тоже получат 5 баллов.
9. Гимнастики для глаз
Учитель. Закройте глаза. Представьте белый лист бумаги. Нарисуйте на нем синим
маркером цифру 8. Проведите глазами по воображаемой восьмерке и остановитесь на
середине. Обозначьте середину точкой. А теперь забудьте про восьмерку. На листе
осталась только точка. Задержитесь на ней глазами. Зажмурьте глаза и откройте их.
10. Мастер класс.
Учитель.
Сейчас мы с вами проведем мастер – класс. Вы выступите в роли учителя,
объясняя решение данных примеров. Но примеры не простые, а с загадками.
Учитель. Сколько загадок спряталось в примерах?
Дети . Дети отвечают, что в примерах спряталось 2 загадки. Сначала нужно узнать,
какое арифметическое действие нужно выполнить, а затем – какое число пропущено.
-Примеры объяснения детей:
Числа при вычитании называются – уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.
1) 4 меньше 7, значит 7 – это целое число, а 4 – его часть. Было меньше, стало больше.
Значит ставим знак +. Числа при сложении называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение
суммы. Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы
вычесть известное слагаемое. 7 – 4 = 3 (записывает на доске) Второе слагаемое – 3. Значит
4 + 3 = 7
2) 9 больше 7, значит 9 – это целое число, а 7 – его часть. Было больше, стало меньше,
значит ставим знак минус. Нам неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно
из уменьшаемого вычесть значение разности. 9 – 7 = 2 (записывает на доске). Значит
вычитаемое равно двум.
11. Подведение итогов урока и рефлексия.
Учитель. Вот и закончился урок. Пришло время узнать, что он вам принес. Возьмите
карточки под №3.
Выберите одно или несколько предложений, которые вам захочется
продолжить.
Дети. Дети выбирают и продолжают предложения:
- Самое лучшее сегодня…
- Я узнал…
- Оказывается…
- Я понял…
- Я почувствовал…
- Мне понравилось…
- Меня удивило…
12. Заключение.
Учитель. Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики,
и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний!