Напоминание

Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора (на примере Эльгяйской ДШИ, Сунтарского улуса РС(Я)


Автор: Чярина Анна Егоровна
Должность: преподаватель якутского фольклора
Учебное заведение: МБУ ДО "Эльгяская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Сунтарский улус село Эльгяй
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора (на примере Эльгяйской ДШИ, Сунтарского улуса РС(Я)
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Эльгяйская детская школа искусств»

Сунтарского района(улуса)

Республика Саха (Якутия)

Методическая разработка
Тема:
Развитие творческих способностей младших школьников

средствами фольклора
(на примере Эльгяйской ДШИ, Сунтарского улуса РС(Я) Автор: Чярина Анна Егоровна Эльгяй, 2016.

Содержание
1.Введение 2 Организационно-педагогическое обеспечение дисциплины «Якутский фольклор» 3 Формы организации процесс обучения дисциплины «Якутский фольклор» а)Техника певческого дыхания; б)Артикуляционно – эмоциональные упражнения; в)Эмоциональные распевания и упражнения. г)Возродить техники пения, бытовавшие до недавнего времени у якутов 4. Образное мышление а)Упражнения для развития образногомышления
.
4 Заключение 5 Использованная литература

Введение
Фольклор является тем средством, в котором происходит свободное самовыражение творческих способностей. Как средство фольклор имеет развивающий потенциал для развития творческих способностей младших школьников. Анализируя научные подходы по проблеме развития творческой способности как продуктивной деятельность младших школьников, мы можем судить о качествах исполнения фольклорных произведений, его склонностях, талантах. Развитием творческой способности исследователи считают одаренность. Одаренность как результат творческой деятельности вызывает у младших школьников особую мотивацию действовать в таких видах творческой деятельности как игра на сцене, инсценировка, песня и др. Фольклор – как средство уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении по задач развитию творческих способностей подрастающего поколения. Цель методической разработки: - выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору;
2. Организационно-педагогическое обеспечение дисциплины

«Якутский фольклор»
Одна из главных задач является разработка организационно- педагогического обеспечения в целях по способствованию развития творческих способностей младших школьников. Средства целостного педагогического процесса представляет собой материальные и информационные ресурсы. Эти ресурсы обеспечивают образовательный процесс и называются средствами обучения. Для уяснения содержания этого многопланового понятия выделяют несколько уровней средств обучения: - Материальные средства обучение по фольклору (аудиовизуальные, технические, компьютерные средства обучения). - Организационные средства (продолжительность учебных циклов, характер и сроки контрольных мероприятий - текущих и итоговых и т.д.). На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.).
Таким образом, сложились различные точки зрения на эффективность применения различных форм обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего вопределённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения. Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающее воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Преподавание – это деятельность по организации и контроль за ходом и итогами организованного учения, в результате которой школьники усваивают содержание образования и развивают свои умственные и творческие способности. Для учителя важна степень владения той наукой или сферой деятельность, которые лежат в основе преподаваемого им учебного предмета [13, 122]. Фольклористика изучает устное народное творчество, словесное искусство. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: - об особенностях фольклора - его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии, о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; - о его отношении к литературе и другим видам искусства; - об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров. В учебно-методическую обеспеченность входят: - наглядные пособия, аудио и видео диски, литературы по фольклору, якутские музыкальные инструменты, иллюстрации и программы с пояснительной запиской по предметам: хомус(варган), тойук(горловое пение), устное народное творчество, ансамбль, а так же музыкальная грамота и якутская музыкальная литература.
Одной из основных элементов организационно-педагогического обеспечения является учебный план. Учебный план фольклорного класса рассчитан на 4 года, утвержденным УМО Якутского музыкального колледжа РС (Я). По желанию выпускников разрешается дальнейшее обучение в 5 класс. Таблица 1
Учебный план образовательных программ фольклорного класса
Срок обучения: 4-5 лет


Предметы

Всего

часов

I

II

III

IV

V*

экзам

ены
1. 2. 3. 4. 5. Музык. инстр. Якутская муз.лит. Муз.грамота Спец. предметы: хомус(варган) тойук(горл.пение) УНТ Предмет по выбору: А).ансамбль хомусистов. Б).фольклорный ансамбль В).ритмика 70 70 140 105 105 105 140 140 140 1 - 1 1,5 0,5 0,5 1 1 1 1 - 1 0,5 1,5 0,5 1 1 1 - 1 1 0,5 0,5 1,5 1 1 1 - 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 - 1 - 0,5 0,5 0,5 1 1 1 IV IV IV IV IV 1015 7,5 7,5 7,5 6,5 5,5 Основной целью методики по дисциплине «Тойук» является обучение, воспитание и развитие личности – творца, который должен овладеть основными способами и формами традиционного исполнительского мастерства каждого школьника. Все это определено способностями и творческим отношением учащихся. По дисциплине «Тойук» в год дано 105 учебных часов в год. В детской школе искусств на фольклорном отделении учатся 4 года. Первый год учащиеся знакомятся с якутским песенным искусством народа саха, которое представлено богатым разнообразием жанров музыкального фольклора, имеют свои национальные особенности исполнения и традиции. Н а ранних этапах исполнительского мастерства необходимо развить технику дыхания –
таба тыыныы
. Она представляет собой тип брюшного дыхания с преобладанием работы мышц диафрагмы. Согласно традиции, два способа дыхания: быстрое – ритмичное дыхание и глубокое – спокойное дыхание. Мы работаем по методике А.С. Федорова, Л.С. Ефимовой. Тойук - это народная песня. Тойук - самая богатая и развитая область устного народного творчества якутов. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной
эстетики, психологии и нравственности. Тойук создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения впоколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От дедов пришла она", - говорят якуты о песне. Музыка и песня украшают жизнь якута, облагораживают отношения людей друг с другом. В п е с н я х отражаютсявековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Отношения якутов к пение ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах якутского народа. Отражено в пословице о том, что: «Якут на быке становится певцом». Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества якутов. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость. И как бы в благодарность этому якутский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь якута пуста, бесцветна, для него песня - язык души. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики. Якутский ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. Якутская народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники. Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным якутским народом по сей день. Есть много профессий на земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Преподаватели заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит наше нынешнее поколение.
3. Формы организации процесс обучения дисциплины «Якутский

фольклор»
Осуществление развития творческих способностей требует знания и умелого использования разнообразных форм организации
педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В исследователи современной дидактики этнокультурного образования отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так водном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса , которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем иместом обучения, а также порядком его осуществления» [7, 222]. По мнению И.М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звенаили совокупности звеньев учебного процесса . В.К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение–это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (втом числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством» [8, 6]. Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленнойорганизации содержания, обучающих средств и методов. Единичная иизолированная форма обучения (урок, лекция, творческие занятия, экскурсия и другие) имеет частное обучающе- воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеетобщее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования,а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяютее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся,
подвижную структуру, способы организации, методическоеоснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм. По предмету «Тойук» урок проводятся один раз в неделю, занятие проходит 30 минут. Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности младших школьников, раскрываются певческие и исполнительские мастерства. В фольклорном отделении каждый год поступают много ребят. Из них мало бывают талантливые, способные, т.е. одаренные дети. В основном приходят и за интереса. КылыЬах характерен только для якутов, так как данная техника обусловлена резонаторной системой и артикуляционной базой народа. Для её выработки необходимо развивать: 1). Технику певческого дыхания, 2). Артикуляционно – эмоциональные упражнения 3). Возродить техники пения, бытовавшие до недавнего времени у якутов. 4). Образный тип мышления.
а). Техника певческого дыхания
Возможно, данный вид певческого дыхания был характерен и для якутских народных певцов. Так, современники знаменитого певца С.А.Зверева поражались техникой его длительного и широкого дыхания, его знаменитыми трехступенчатыми каденциями тойук (тойук ус туьумэхтээх тардыыта) [2, 7] одним из основных критериев искусства якутского олонхосута считает широкое, длительно выдерживаемое дыхание. Предлагаем некоторые упражнения для выработки парадоксальной техники пения. Сразу заметим, что выработка данной техники пения очень сложная, требуется максимум усилий и время длительных тренировок. Процесс выработки парадоксальной техники дыхания можно разделить на два периода. Первый период условно назовем подготовительным. На данном этапе, прежде всего, нужно научиться технике брюшного дыхания – «иЬинэн тыыныы ньымата». 1. Нужно плавно и главное, беззвучно набрать воздух носом и плавно выдыхать открытым ртом. Надо постараться с самого начала выработать беззвучное дыхание. 2. При наборе воздуха максимально должно работать вдыхательные мышцы. При этом не поднимаются грудь и плечи, опускается диафрагма, и работают мышцы брюшного пресса, живот подается вперед. 3. Мышцы вдоха и выдоха работают по принципу мышц – антагонистов, когда мышцы – вздыхатели сокращаются, а мышцы – вздыхатели расслабляются. 4. Упражнение целесообразно выполнять сидя в так называемой «позе олонхосута», скрестив ногу на ногу, положив руки на калено – «оллоонноон олорон».
5. Постепенно упражнения по набору воздуха (беззвучный набор) должны дойти до автоматизма, это достигается длительными и упорными тренировками.
б). Артикуляционно – эмоциональные упражнения
Упражнения нужно начать с упражнений с закрытым ртом. Сначала нужно правильно произносить закрытые варианты артикуляции согласного
Ь ,
при этом выражая разные эмоции, например, сожаление, удивление и т.д. Упражнения с закрытым ртом (А): 1. Выражение сожаления – кэмсинии, 2. Выражение удивления с различными оттенками эмоций – соЬуйуу, сэцээрии, се5уу, 3. Понукивание лошади – аты соруйуу, 4. Выражение радости – уеруу, 5. Выражение одобрения –сепсеЬуу, 6. Выражения удовольствия – астыныы, 7. Выражение тоски – мунчаарыы, 8. Выражение стона – ынчык и т.д. При упражнениях с открытым ртом (Б) можно имитировать ритм езды на коне и упражнения выполняются сидя, при этом нужно издавать возгласы –
Ьо

Ьо
или упражнения, направленные на чувство ритма езды: 1. Упражнения, основанные на ритм езды на коне (ат хаамыытын тэтимигэр оло5урбут дьарык), 2. Упражнения, основанные на ритм езды на коне (ат айанын тэтимигэр оло5урбут дьарык), 3. Упражнения, основанные на ритм иноходца лошади (ат сэлиитин тэтимигэр оло5урбут дьарык), 4. Упражнения, на ритм рыси коня (ат бетерецун тэтимигэр оло5урбут дьарык), 5. Упражнения – постепенный переход на ритм ходьбы коня (ат хаамыытын тэтимигэр оло5урбут дьарыкка сыыйа кеЬуу).
в). Эмоциональные распевания и упражнения:
1. Напевания про себя «кицинэйии»с закрытым ртом –
Ьм
2. Распевания с открытым ртом:
оо – Ьо – Ьо
3. Напевания упражнений А 4. Распевания упражнений Б 5. Понукивания коров –
Ьай
6. Понукивания лошади -
Ьат
Следующие распевания нужно начать с закрытой фиксацией –
Ьм
и напевать их очень мягко, а заканчивать нужно распевания с фиксацией носового –
м

1.

Ьм. Ьоо(м)

2.

Ьм. Ьоо – Ьоо(м)

3.

Ьм. Ьоо – Ьоо – Ьоо(м)


4.

Ьм. Ьоо – Ьоо – Ьоо – Ьоо(м)

5.

Ьм. Ьоо – Ьоо – Ьоо – Ьоо – Ьоо(м)
Некоторые распевания выполняются в открытой форме также с обязательной закрытой фиксацией в начале и фиксацией носового
м
: 1.
Ьм.Оо

Ьо
,
оо – Ьо, оо – Ьо(м)
2.
Ьм.Ээ – Ьэ, ээ

Ьэ, ээ

Ьэ(м)

г). Возродить техники пения, бытовавшие до недавнего времени у

якутов
Выработка кылыЬах как техника пения требует максимум усилий и постоянных тренировок, распевания. При этом нужно обратить особое внимание на естественное произношение звуков (фонем) якутского языка с целью поддержания артикуляционной базы, резонаторной системы. Следует заметить, что артикуляционная база якутов поддерживаются в вилюйской группе улусов. Данный факт могут подтвердить материалы диалектологических экспедиций. Возможно, функционирование артикуляционной базы народа является одним из источников сохранения традиционной песенности в этой группе улусов. Предлагаем некоторые упражнения – распевания, основанные на фонетический принцип обучения. Первая группа выполняется в диапазоне примы (одной ноты):
1.

Ьиэ

2.

Ьыа

3.

Ьуе–ээ

4.

Ьуо – аа

5.Ьии – Ьии – Ьии

6.Ьээ – Ьээ – Ьээ

7.Ьуу – Ьуу – Ьуу

8.Ьоо – Ьоо–Ьоо
Вторую группу распевания нужно выполнить в диапазоне секунды (двух нот) и можно внести обозначения. Ноту, на которую поётся первый слог
Ьиэ,
обозначаем знаком – I а ноту, на которой поётся второй слог
Ьуо – аа
, может обозначить II. Тогда схема выглядит таким образом:
I II

1.

Ьиэ – Ьуо - аа

I II I II

2.

Дьэ – Ьиэ – ээбоо – Ьуоа - аа

I II I II

3.

Дьээ – Ьиэ – ээбуо – Ьуоа – аа

I II I II I I I I

Дьээ – Ьиэ – ээбоо – Ьоо–Ьоо – Ьо – Ьо – Ьо(м)

I II I

4.

Оо – Ьу – Ьуо – аа

Ээ – Ьи – Ьиэ – ээ

Третья группа распевания поётся в диапазоне терции (трех нот), где третью ноту можно обозначить знакомIII:
I II II III

Оо – Ьуу – Ьуо–кай

Ээ – Ьии – Ьиэ – кэй

I II I II II III I II I I I I I

Оо – Ьуо – оо – Ьуоаа – оо – Ьуоаа – оо – Ьуо – а – Ьо - Ьо–Ьо – Ьо (м)

3.

Образное мышление
Образное мышление развивает русло творческой деятельность человека, поэтому в детстве всем нам нравится загадывать загадки, слушать рассказы, сказки старших и т.д. Для якутов характерны образное и абстрактное типы мышления. Образное мышление у них обусловлено синкретизмом искусств народного творчества. Данный тип мышления условно можно выразить формулой «саха тыына – саха хара5а – саха кулгаа5а – саха толкуйа». Образное мышление основано на конкретно – чувственном восприятии человека по принципу познания «незнакомое через знакомое». Например, при описании неизвестного объекта якуты умело употребляют сравнения, в которых воспевание незнакомого объекта давалось через сравнение уже знакомого.
а). Упражнения для развития образного мышления
1. Желательно эти упражнения выполнять в устной форме. Можно начать с игр на развитие внимательности младших школьников. 2. Можно предложить коллективные словесные игры. Например, предлагается описывать словами любой предмет, сначала можно начать с двух – трех слов, затем постепенно нужно добавлять слова к описанию объекта. Педагог должен добиться у коллектива содержательного рассказа о выбранном предмете, будет лучше, если описание получится в стиховой форме. Коллективные задания всегда выполняются с собой оживленностью. 3. Затем можно предложить каждому составить словесные описания, выбрав любой объект воспевания. 4. Можно использовать традиционные формулы, словесные клише из текстов олонхо, хороводных и народных песен и постараться дополнить эти отрывки. Например, возьмем традиционное описание стерха, при этом нужно объяснить, что описание объекта воспевания имеет определенную структуру. В данном случае описание начинается склюква птицы: 1. Кыырыылардаах тумустаах, 2. Кылдьыылардаах харахтаах, 3. Кынталлыбыт быЬыылаах, 4. Кырыйыы кемус кынаттаах, 5. Тардыы кемус дабыдаллаах, 6. Эрийии кемус эрбийэлээх, 7. Кырааскалаах атахтаах, 8. КылыЬахтаах куоластаах,
9. Кырыымпалыыырыалаах,
10.

Кыталыктыыр кыылларым,
11. Кыырай халлаан кырсынан, 12. Кырыйа кетен кэлэн, 13. Кырдалым ортотугар, 14. Кынтас гына туспутэ Объектом воспевания выступает стерх (10), а в предыдущих строках (с 1 – по 9) дается описание самого стерха по определенной схеме (сверху - вниз). Пример состоит из одного предложения длиной в 14 строк. В данное описание можно сделать некоторое дополнения, не нарушая схему воспевания. Допустим можно дополнить такие две строки как Кылбаа ма5ан бэйэлээх или Кырпа ма5ан дьуЬуннээх и т.д. 5. Можно придумать занятия с использованием пословиц, поговорок и фразеологизмов (ес номохторо) и прокомментировать их своими словами, по возможности использовать их мышления, умело использовало в речи меткие сравнения и тонкие замечания с употреблением пословиц, поговорок. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов. С целью развития умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно- практического занятия от соответствующеготипа урока — в меньшей его регламентации и большей самостоятельно стиучащихся в экспериментальной и практической деятельности. Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие — это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности. Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чемув определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: уроки-конкурсы,
уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др. Один раз в месяц проводятся уроки-экскурсии. В Эльгяйском наслеге есть фольклорный музей имени С.А. Зверева – Кыыл Уола, Музей природы, исторический музей – Туойдаах Алаас. Учащиеся знакомятся с местными олонхосутами, тойуксутами, запевалами осуохая и т.д. «Музей-воображение, фантазия, игра». Развитие воображения, фантазии в музее тесно связано с использованием игровой ситуации в целях активизации творческого восприятия и осмысления музейного материала учащимися. Для учебного направления, связанного главным образом с закреплением и углублением школьной программы, особенно важна, на ваш взгляд, возможность образного восприятия музейных материалов. Пишут рефераты, контрольные работы. После этого участвуют улусных, региональных, республиканских научно- практических конференциях «Первые шаги», «Шаг в будущее», «ДьуруЬуй, сахам хомуЬа», «Олоцхо–бар5а баайбыт». Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практическое приминение знаний, полученных при изучени темы. Ныне всю большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятия и ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом. Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как «Ансамбль». Звенят разные музыкальные инструменты, как купсуур, дьа5а, сахсыыр, мас хобо и.т.д. И здесь же работают мастера - сами дети. В современной педагогике совершенно справедливо указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае, если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как «своя», внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о якутском фольклоре . Основой при формировании
эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор . Существенную роль в этом играет работа детского объединения по фольклору , где проходят теоретические и практические занятия. Данная программа решает следующие задачи: - cоздание условий для становления гражданских позиций личности. - развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей. Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт. На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей - соединение музыки, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку. В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы: 1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо. 2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры. 3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения. 4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно- нравственного, этического совершенствования. Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей , учета возрастных особенностей ребенка. Цель программы: развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры учащихся, приобщение к народным традициям и обычаям. Важнейшей задачей курса является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с народными музыкальными инструментами, разучивание основ народного танца осуокай, работа над выразительностью речи, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности, фестивалях, конкурсов с целью пропаганды народного творчества. Учебно-творческая программа рассчитана на 4 года обучения. В основе моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики: "Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие" (Философ- гуманист М. Монтенко). Возрастные особенности детей, с которыми мы работаем таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. И этим мы
стараемся умело пользоваться. Стараюсь разнообразнее включать ее в урок. Во время игры использую такие методы обучения: 1. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении. 2. Упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений. 3. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально- игрового творчества. Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:  Развитие творческой индивидуальности.  Эмоциональное развитие.  Воспитание эстетических, патриотических чувств.  Развитие музыкальных способностей.  Развитие духовной сферы.  Развитие самостоятельности, физическое развитие. В с в о е й р а б о т е мы сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности.
Заключение
Мы вели поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Искали ответы на вопросы: "Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?" И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях. Предложили детям поставить сказку "Таал-таал эмээхсин". В основу своей работы положила методику педагога-музыканта Н.А. Метлова. Эта работа помогла активизировать творческую активность ребят. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно- этические понятия добра, зла, честности, уважение к старо сти, взаимопомощи. Дети по темам: «КиЬиргэс», «Сурэ5э суох», «Хомус»
подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывали мелодии колыбельных песен и пели. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать диапазон мелодии, интервальные ходы, продолжительность музыкальных фраз и трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр, упражнений, плясок обращается внимание на темповые и динамические изменения, постепенность усложнения движений. Методика музыкального воспитания в детском школе искусств [4, 121]. Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста. Следовательно, устное народное творчество всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Для того чтобы достигнуть оптимальных показателей певческого развития, нужно выполнять следующие основные правила: - пение вс егда должно быть свободным, е с т е с т в е н н ы м , непринужденным; - пение требует собранности, активности, эмоциональной настроенности, необходимости соблюдать певческую установку, психологической готовности к исполнению данного произведения, постоянного слухового самоконтроля; - нужно ориентироваться на формирование звонкого, но одновременно и мягкого, льющегося напевного звучания, ровного во всем диапазоне, на сохранение индивидуальной красоты голоса; - укреплять и развивать тембр звучания голоса нужно от центральной части диапазона голоса вверх и вниз, не злоупотребляя его крайними звуками, основываясь на том, что рабочий диапазон голоса - это такой участок всего диапазона, в пределах которого поется легко и свободно, сохраняется один тембр голоса, от которого идет успешное формирование смешанного звучания; - при пении нельзя кричать, форсировать звук; - постоянно тихое, связанное с вялостью ребенка пение также мало полезно; - для того чтобы разборчивость певческой речи (дикция) была хорошей, гласные следует формировать правильно, ясно, хотя и несколько их округляя; согласные надо произносить четко, остро, коротко, не нарушая удобства работы голосового аппарата в певческом режиме, индивидуального в определенной мере у каждого человека; - дыхание должно быть активно-спокойным, без напряжения, экономным, ровным, гибким; выдох - с сохранением в дыхательной установке. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Выразительные
движения частично врожденны, частично развиваются социально - путем подражания. Поэтому каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Только «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В.А.Сухомлинский, даёт положительные результаты в работе с детьми. Дети умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, владеющего художественной методикой.
Использованная литература
1 . 1 . Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа, 1998. -№4. -С.80- 81. 2. Алексеев, Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо / Э.Е. Алексеев //Якутский героический эпос «Могучий Эр Со5отох». – Новосибирск: Наука, 1996. –С.87. 3. Большой энциклопедический словарь: в2-х т./Гл.ред. А.М.Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991, т2, 768с. 4 . Выготский, Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1981. - с. 55-56. 5. Виноградов, Г.С. Детский фольклор// Из истории русской фольклористики. – Л.; 1978. – С. 188. 6 . В о л ко в , Г. Н . Э т н о п е д а го г и к а . У ч е б . д л я с т уд . с р е д . и высш.педучеб.заведений. – 2-е изд., испр. И доп. –М.: Академия, -2000. 7. Волков, Г.Н. Духовное обогащение личности. Умственное воспитание /Г.Н. Волков// Чувашская этнопедагогика. – Чебоксары; 2004. 8. Гаврюшенко, Н.Н. О системной трактовке понятия «музыкальная культура» // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы Всероссийской научной конференции. – Краснодар; 1997. 9. Готовцев, Г.А. "Мифология и фольклор ". Программа и методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1993. 10. Ермолаева, Л.Б.-Томина Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 1 1 . Ильичев, Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.; - 1983. – с. 649. 12. Кагаров, Ю. Е. Что такое фольклор//Художественный фольклор. Вып. IV—V. - М., 1999. 13. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. Образоват. Учрежд. Сред. Проф. Образования. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 14. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л. 1985 15. Крутецкий, В.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1986. – с.203.
16. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М; 1996 1 7 . Мельников, М.Н. "Детский фольклор и проблемы народной педагогики" – Новосибирск.; Просвещение, 1987. 18. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. –с.256. 19. Островский, Э.В. и Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учеб.пособие/Под ред. Э.В. Островского. –М.: Вузовский учебник: ИНФРА- М.; 2010. –с117-118. 20. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. –Якутск.: Бичик, 1998. 21. Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 классы / Авторы-сост. Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. – М.; 1994. -78с. 22. Пропп, В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность. –М.: 1976. 17с.) 23. Рыбинский, В.Н. и Мельченко И.В. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми 9-14 лет. – Ярославль.: Академия развития, 2006. 24. Сергина, Е.С. Приобщение учащихся национальной школы к традиционном мировоззрению народа Саха. – Новосибирск.: Наука, 2003. 25. Серошевский, В.Л. Якуты. – М.; 1996. 26. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.; 1969. с.362. 27. Философия образования для XXI века. –М.: 1992 28. Философия/экспесс – справочник для студентов вузов. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С.235.)


В раздел образования