Автор: Зырянова Ирина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ "Школа №37" Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск Наименование материала: конспект проведения конференции Тема: Базовые учебные действия Раздел: среднее профессиональное
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной
отсталостью
(далее
программа
формирования
БУД,
программа)
реализуется в начальных (0)- IV) и старших (V-XI) классах. Она конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и
служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал
образования школьников с умственной отсталостью.
Слайд 1. - Основная цель реализации программы формирования БУД состоит
в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта
учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его
подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными
видами профильного труда.
Слайд 2. - Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение
комплексом
базовых
учебных
действий,
составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать
знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Слайд 3.- Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
•определить
функции
и
состав
базовых
учебных
действий,
учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на
момент завершения обучения школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью
Современные подходы к повышению эффективности обучения
предполагают
формирование у школьника положительной мотивации к учению,
умению учиться, получать
и
использовать
знания
в
процессе
жизни
и
деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная
работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание
уделяется
развитию
и
коррекции
мотивационного
и
операционного
компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют
уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В
качестве
базовых
учебных
действий
рассматриваются
операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Слайд 4. -
Функции базовых учебных действий: слайд
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование
готовности
школьника
с
умственной
отсталостью
к
дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью
базовые
учебные
действия
целесообразно
рассматривать
на
различных
этапах
обучения.
5-11 классы
Личностные учебные действия: слайд 5
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
осознавать себя
как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно
включаться
в
общеполезную
социальную
деятельность;
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
Коммуникативные учебные действия: слайд 6
Коммуникативные учебные действия включают:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в
диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
дифференцированно
использовать
разные
виды
речевых
высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание
и
др.)
в
коммуникативных
ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый-незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать разные источники и средства получения информации для
решения
коммуникативных
и
познавательных
задач,
в
том
числе
информационные.
Регулятивные учебные действия: слайд 7
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи
решения
типовых
учебных
и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно
действовать
на
основе
разных
видов
инструкций
для
решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия: слайд 8
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале,
основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными возможностями;
применять
начальные
сведения
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических
и
др.)
в
соответствии
с
содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие
доступные
существенные
связи
и
отношения
между
объектами и процессами.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи
с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с
различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных
ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи.
При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или
иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию
конкретного действия. Таблица может иметь следующий вид.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
5-11 классы
Группа БУД
действий
Перечень учебных действия
Образовательн
ая область
Учебный
предмет
Личностные
учебные действия
осознанно выполнять
обязанности ученика, члена
школьного коллектива,
пользоваться соответствующими
правами
Человек
Основы социальной
жизни
Обществоведение
Этика
гордиться школьными успехами
и достижениями как
собственными, так и своих
товарищей
Я з ы к
и
речевая
практика
Русский язык
Человек
Основы
социальной
жизни
Физическая
культура
Физическая культура
Технологии
Трудовое
обучение
(Ручной труд)
адекватно
эмоционально
откликаться на произведения
практика
литературы,
музыки,
живописи и др.
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
История
и
культура
родного края
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
уважительно и бережно
относиться к людям труда и
результатам их деятельности
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Технологии
Профильный труд
активно включаться в обще-
полезную социальную
деятельность
Технологии
Профильный труд
Естествознание
Естествознание
Природоведение
осознанно относиться к выбору
профессии
Человек
Основы
социальной
жизни
Обществоведение
Технологии
Профильный труд
бережно относиться к культурно-
историческому
наследию
края
и
страны
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
История Отечества
История
и
культура
родного края
Естествознание
География
понимать личную ответственность
за свои поступки на основе
Язык и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
представлений о этических нормах
и правилах поведения в
современном обществе
Человек
Основы
социальной
жизни
Обществоведение
Этика
Естествознание
Е с т е с т в о з н а н и е
Природоведение
География
соблюдать
правила
безопасного
и
бережного поведения в природе
и обществе
Человек
Основы социальной
жизни
Обществоведение
Этика
Технологии
Профильный труд
Коммуникатив-
н ы е
у ч е б н ы е
действия
вступать и поддерживать
коммуникацию в разных
ситуациях социального
взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.)
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
Основы социальной
жизни
Этика
Технологии
Профильный труд
слушать собеседника, вступать в
диалог и поддерживать его,
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
Основы социальной
жизни
Этика
дифференцированно
использовать разные виды
речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование,
отрицание и др.)
в коммуникативных ситуациях с
учетом специфики участников
(возраст, социальный статус,
знакомый - незнакомый и т.п.) -
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
Основы социальной
жизни
Этика
использовать разные виды
делового письма для решения
жизненно значимых задач
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Человек
Основы социальной
жизни
Этика
использовать разные источники
и средства получения
информации для решения
коммуникативных и
познавательных задач, в том
числе информационные
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Математика
Математика
Регулятивные
учебные действия
принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых
учебных и практических задач,
осуществлять коллективный
поиск средств их
осуществления
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Естествознание
Естествознание
Природоведение
осознанно действовать на основе
разных видов инструкций для
решения практических и учебных
задач
Человек
Математика
Искусство
Технологии
Физическая
культура
География
Математика
Основы социальной
жизни
История отечества
История и культура
родного края
Обществоведение
Этика
Музыка
Изобразительное
искусство
Профильный труд
Физическая культура
осуществлять взаимный
контроль в совместной
деятельности, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих
осуществлять самооценку
и самоконтроль в деятельности,
адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с
ней свою деятельность
Познавательные
дифференцированно
воспринимать окружающий
мир, его временно –
пространственную организацию
Язык
и
речевая
практика
Русский язык
Чтение
Математика
Математика
Естествознание
Природоведение
Естествознание
География
Человек
Основы социальной
жизни
История отечества
История и культура
родного края
Обществоведение
Этика
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Использовать логические
действия (сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию, установление
аналогий, закономерностей,
причинно- следственных связей)
на наглядном, доступном
вербальном материале,
основе практической деятельности
в соответствии с
индивидуальными возможностями
применять начальные сведения
Физическая
Культура
Технология
Физическая
культура
Профильный труд
о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений
действительности (природных,
социальных, культурных,
технических и др.) в
соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета
и для решения познавательных и
практических задач
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания,
отражающие доступные
существенные связи и отношения
между объектами и процессами
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и
итоговые
достижения
каждого
учащегося
в
овладении
конкретными
учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у
всех
учащихся,
и
на
этой
основе
осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения.