Напоминание

МОЛОДЕЖЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА


Автор: Дубровина Анна Сергеевна
Должность: Магистр
Учебное заведение: МГТУ-МАСИ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: МОЛОДЕЖЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Раздел: высшее образование





Назад




МОЛОДЕЖЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

YOUTH AS A SPECIFIC SOCIAL GROUP

Студент: Дубровина Анна Сергеевна

E-mail___________________

Аннотация. В статье представлен социально-психологический анализ

молодежи как возрастной группы. Рассматривается историко-социальный

контекст формирования ключевых характеристик молодежи как возрастной

группы. Описывается образ жизни и психологические характеристики

молодежи, раскрывается специфика места и функции молодежи в системе

общественных

отношений.

Достижение

взрослости

определяется

как

основная задача молодежи. Обсуждаются современные взгляды на проблему

взросления.

Ключевые слова:

молодежь, возрастная группа, взрослость,

молодость, молодежная субкультура, историко-культурный анализ

Annotation. Annotation. The article presents a socio-psychological analysis

of youth as an age group. The historical and social context of the formation of key

characteristics of youth as an age group is considered. It describes the lifestyle and

psychological characteristics of youth, reveals the specifics of the place and

function of youth in the system of public relations. Reaching adulthood is defined

as the main task of youth. Modern views on the problem of growing up are

discussed.

Keywords: youth, age group, adulthood, youth, youth subculture, historical

and cultural analysis

В современном научном пространстве молодежь как социальная группа

традиционно

привлекает

к

себе

повышенное

внимание.

Молодежная

проблематика является предметом обсуждения в философии, социологии,

психологии, педагогике, социальной работе. Являясь достаточно большой

1

социально-демографической группой, молодежь занимает важное место в

народном

хозяйстве,

в

производстве

и

является,

по

сути,

главным

источником

пополнения

трудовых

ресурсов.

Обладая

творческими

способностями, находясь на этапе развития физических, умственных и

социальных

качеств,

молодежь

выступает

одним

из

носителей

интеллектуального потенциала общества и имеет большую социальную и

профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных

групп

общества

овладеть

новыми

знаниями,

профессиями

и

специальностями.

В самом широком понятийном контексте молодежь рассматривается

как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе

возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В

более узком, социологическом, смысле молодежь понимается как социально-

демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом

особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в

социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей

Исторически это понятие сформировалось в русле социологической

проблематики. Интерес к молодежным проблемам в российской социологии

впервые возник на рубеже XIX– XX веков. Особенно ярко он проявился в

1920– 30-е гг., когда предметом исследований стали проблемы быта и

материального положения студенчества (А. Кауфман); положение рабочих-

подростков на производстве (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган); домашний быт

молодых семей (Е. Кабо); идеалы крестьянских детей (Н. Рыбников) и др.

Впоследствии молодежная проблематика долгое время развивалась в

контексте

анализа

деятельности

комсомола

и

других

молодежных

организаций советского общества [там же]. ПСИХОЛОГИЯ 68 О.В.

Курышева. Психологическая характеристика молодежи как возрастной

группы В 60–70-е гг. XX в. вновь происходит всплеск научного интереса к

молодежной проблематике. В социальных науках складывается система

2

теоретических положений, получившая название «социальная концепция

молодежи». Важным моментом становится то, что понятие «молодежь»

наполняется социологическим значением и определяется в контексте

возрастных, социально-классовых и социально-демографических свойств.

Эта тенденция проявляется в формулировке понятия «молодежь».

В качестве наиболее известных определений (в том числе и в

настоящее время) можно привести два. Одно из них дано В.Т. Лисовским:

«Молодежь

поколение

людей,

проходящих

стадию

социализации,

усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,

профессиональные,

культурные

и

другие

социальные

функции;

в

зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии

молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Еще одно – более позднее –

определение

принадлежит

И.С.

Кону:

«Молодежь

это

социально-

демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных

характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и

другим социально-психологических свойств»

Приведенные определения показывают, что в понимании молодежи как

социальной группы представлены не только социальные и демографические,

но и социально-психологические характеристики. Одним из ключевых

измерений,

вокруг

которого

конструируется

многозначность

термина

«молодежь», является возраст. Действительно, самый поверхностный анализ

показывает существенное влияние возрастных характеристик молодежи на

все без исключения процессы. Молодость как особый этап жизненного цикла

накладывает отпечаток на социальные, профессиональные, демографические

и другие переменные, характеризующие эту социальную группу.

Однако

чаще

всего

они

рассматриваются

в

качестве

фоновых

параметров, не являясь специальным предметом научного анализа. В

настоящей работе авторский интерес сосредоточен на историко-культурном

и социально-психологическом анализе особенностей молодежи как особой

3

группы, характеристики которой преимущественно связаны с актуальным

возрастным этапом, этапом жизненного пути. Для их освещения, на наш

взгляд, целесообразно рассмотреть молодежь сквозь призму понятия

«возрастная

группа»,

фокусируя

внимание

на

соответствующих

характеристиках. Введением категории «возрастная группа» в современный

психологический тезаурус наука обязана Р. Gulliver, который в середине

1960-хх гг. обратился к этому понятию для обозначения организации,

построенной на основании хрологического или условного возраста ее членов.

Этот признак определял ее специфическую структуру и функции, а также

используемые знаковые социокультурные средства

В настоящий момент возрастная группа понимается как одна из

разновидностей

условной

большой

группы

людей,

объединяемых

по

признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются

группы

дошкольников,

младших

школьников,

подростков,

старшеклассников, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого

возраста и т. д.

В основе возрастной стратификации лежит выделение определенных

возрастных категорий («agegrade»), или групп («agegroup»), которые зависят

от возраста их членов и, следовательно, от их положения в жизненном цикле,

которое

характеризуется

соответствующим

статусом

и

ролевыми

ожиданиями.

Таким образом, возрастная группа представляет собой разновидность

большой группы, которая выделена на основе возрастного признака и имеет

социокультурно обусловленные место и функции в системе общественных

отношений. Возрастная группа характеризуется социальным статусом и

ролевыми

ожиданиями,

которые

соответствуют

определенному

этапу

жизненного пути, проявляются в образе жизни членов группы и являются

регуляторами социального поведения.

Для

анализа

молодежи

как

возрастной

группы

целесообразно

4

остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой вопросах:

1.

Образ жизни, специфика социального статуса молодежи, а также

места и функций в современной общественной системе.

2.

Анализ

историко-социальных

предпосылок

возникновения

молодежной группы и их трансформация в современной социокультурной

ситуации.

3.

Достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного

этапа и ее актуальные характеристики.

Специфика социального статуса молодежи как социальной группы

проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество,

характеризующаяся

промежуточным

положением

«между

детством

и

взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребенка и в то же

время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.

Молодежь как возрастная группа характеризуется специфическим образом

жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

Характеризуя образ жизни молодежи, целесообразно обратиться к

синонимичному

с

понятием

«молодежь»

понятию

«молодость»,

использование

которого

акцентирует

внимание

на

значении

начала,

свежести, расцвета. Молодость – это особое ощущение мира, себя,

устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности.

Молодость – это одно из состояний души, присущих каждому человеку,

которое проявляется в спонтанном поведении, в непосредственности,

нестандартности реакций.

Молодость как время начала связана в сознании с будущим,

перспективами,

надеждами,

поэтому

проявляет

больше

некоторую

устремленность (интенцию), чем определенные характеристики. Например,

это проявлено в определениях «молодой специалист», «молодой отец»,

«молодой

работник»,

служащих

больше

обещанием

состояться,

чем

проявляют конкретный результат.

5

В то же время часто этот жизненный период полон стрессов, проблем,

конфликтов с самим собой и обществом. Молодость в социальном плане

четко связана с набором социальных задач, ролей и статусов. К ним, в

частности, относятся получение образования, начало профессиональной

деятельности, выбор спутника жизни и построение собственной семьи. Это

ключевой период перехода между зависимым и слабым периодом детства и

независимой, автономной и весьма сильной стадией взрослой жизни.

Процессы

индустриализации

и

урбанизации

преобразовали

экономическую и общественную жизнь молодежи. Работающая молодежь

стала ближе к родительским семьям. Молодые люди оставляли их только на

короткое время перед тем, как создать собственное домашнее хозяйство.

Технический прогресс XIX в. привел к возрастной дифференциации в

пределах социальной группы молодых людей. Младшая возрастная группа

стала более зависима от родителей, все дольше оставалась в пределах

родительской семьи. Это привело к исключению «младших» молодых людей

из рынка труда и расширению формального обучения.

Именно в этот период, приблизительно начиная с 1900 г., возникла

молодежная

группа,

которая

сейчас

известна

как

«тинейджеры»

(«подростки»). Спустя некоторое время эта группа приобрела все социальные

и юридические признаки группы, свободной от забот и обязанностей. К 1914

г. этот статус, особенно для мужской части населения, был узаконен. Такая

свобода стала основанием для возникновения всякого рода социальных

отклонений, в связи с чем подростковые годы стали представляться в

обыденном сознании как период уязвимости и неустойчивости

Таким

образом,

история

детства

и

история

молодежи

две

переплетенных между собой траектории, соединенные в одну линию в

средневековые времена и все более разветвляющиеся с наступлением эры

индустриализации. К концу XX в. молодежь как переходная стадия

жизненного цикла характеризовалась полузависимым статусом как в плане

6

ухода из родительской семьи, так и в профессиональном плане.

Обсуждая проблему социального функционирования молодежи, К.

Манхейм

считает,

что

молодежь

выполняет

в

обществе

функцию

оживляющего посредника, резерва, который становится необходимым и

выступает на передний план для приспособления к быстро меняющимся или

качественно

новым

обстоятельствам.

Поэтому

динамические,

быстро

развивающиеся

общества

всегда

опираются

на

связь

с

молодежью.

Своеобразный «резервный» характер молодежи проявляется в неполной

включенности в статусную структуру общества, позволяя тем самым

молодым людям быть более мобильными и независимыми. Поэтому

молодежь, как правило, ни прогрессивна, ни консервативна. Она в большей

мере потенция, готовая к любому начинанию

В настоящее время существуют и другие точки зрения на место и

функции молодежи в общественных отношениях. В частности, эстонский

социолог М.Х. Титма определяет сущность молодежи через ее интеграцию в

общество путем самоопределения. Идея жизненного самоопределения как

основной задачи молодого поколения реализуется в свободе выбора

жизненного пути, которая предоставляется обществом и ограничивается

только достигнутым уровнем общественного развития

Еще одна линия размышлений – идея социальной субъектности

молодежи. По мнению М. Карвата и В. Миляновского, специфика молодежи

как социальной группы заключается в том, что она одновременно является и

объектом, и субъектом социализации.

Центральной становится способность к самореализации в результате

собственной активности – сознательной, рациональной, самодеятельной.

Поэтому проблема социальных потребностей молодежи и общественных

условий их реализации выходит на первый план. С другой стороны,

специфичность молодежи как социальной группы проявляется в том, что она

находится как бы в стадии подготовки к полноценной общественной жизни.

7

Ее отличает как неполная готовность к социальной практике, так и

материальная и бытовая несостоятельность.

В связи с этим, обладая всеми атрибутами больших социальных групп,

молодежь в то же время не имеет социального статуса, присущего основным

социальным группам

В современной ситуации молодежные группы выполняют двойную

функцию. С одной стороны, они частично защищают от будущих взрослых

ролей, структурируя пространство своей деятельности свободным от

вмешательства взрослых. С другой стороны, эти же группы частично

ориентированы на принятие взрослых норм и правил. Таким образом,

функция молодежной субкультуры – ослабление процесса регулирования

перехода от детства к взрослой жизни. В течение этого времени молодые

люди должны эмансипироваться от родительских норм и ценностей и

подготовиться к самостоятельным зрелым отношениям как в семье, так и в

профессии. Пока, с одной точки зрения, молодежная субкультура готовит

молодых людей к будущей взрослой жизни, с другой – происходит

аннулирование

многих

привычных

родительских

стандартов,

что

проявляется у молодых людей в безответственности, поиске удовольствия и

желании хорошо проводить время

Значительная часть молодых людей от 25 до 30 лет еще продолжают

учиться, другая часть откладывает создание собственной семьи и рождение

детей, многие из них вообще планируют оставаться неженатыми и

бездетными, по крайней мере до тридцати лет. Кроме этого, в социальном

плане

такая

временная

растянутость

событий

уже

не

встречает

общественного осуждения

Все эти изменения привели к формированию новых представлений о

том, что составляет взрослую жизнь. По мнению К. Манхейм, современная

взрослая

жизнь

характеризуется

относительной

независимостью

от

нормированных возрастом задач и жестко заданных социальных ролей. В

8

контексте новой взрослой жизни молодые люди все больше идентифицируют

себя

посредством

индивидуальных

маркеров

зрелости,

не

имеющих

социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может

быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально

заданные маркеры утрачивают свое значение и становятся менее важными. В

связи с этим все чаще высказываются мнения о превращении молодости в

новую

фазу

жизни,

во

время

которой

происходит

достижение

психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и

ожидания.

Таким образом, молодежь как возрастная группа характеризуется

особым образом жизни, социальным статусом и ролевыми ожиданиями, а

также

местом

и

функциями

в

современной

общественной

системе,

имеющими

историко-культурную

обусловленность

и

связанными

с

ключевыми характеристиками молодости как особого этапа жизненного пути

Список литературы

1.

Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. :

Аспект-пресс, 2018. – 363 с.

2.

Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. –

М. : Акад. проект : Трикста, 2022. – 256 с.

3.

Кононов, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. :

Просвещение, 2021. – 256 с.

4.

Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2020. –

992 с.

5.

Курышева,

О.

В.

Особенности

отношения

молодежи

к

собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского

государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2021. – №

1. – С. 90–99.

6.

Лесовская, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. –

СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. – 361 с.

7.

Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М. :

Юристъ, 2010. – 693 с.

8.

Микляева, А. В. Возрастная дискриминация как социально-

психологический феномен / А. В. Микдяева. – СПб. : Речь, 2019. – 160 с

9



В раздел образования