Автор: Марина Юрьевна Растегаева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская основная общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г.Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Совершенствование навыков чтения у младших школьников
«Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Научить детей правильному,
беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального
обучения. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в
образовании, воспитании и развитии человека. Проблема формирования навыка чтения
- одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Чтение в начальной
школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством
обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и
полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам.
В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения
различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь,
нравственные качества. И это действительно так, потому что именно чтение связанно с
развитием интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной
личности. Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы сформировать у
младших школьников читательские умения: навык правильного чтения, интерес к
чтению, самостоятельное продуктивное чтение.Обычно формирование навыка чтения
затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его
постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его
сформированность оценивается по таким показателям, объём прочитанного, скорость
(беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.
Учебный курс «Литературное чтение» по программе 1-4 «Школа России»
реализует следующие задачи:
формирование навыка чтения, способов и приёмов работы над текстом и
книгой;
знакомство с детской литературой и подготовка к изучению курса
литературы в средних классах;
реализация творческих способностей учащихся и развитие коммуникации.
Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые
хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем – то, умея читать
(артикулировать прочитанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с
многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные
многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные задания,
которые проводят с ними учителя, родители, как правило, дают более чем скромный
результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание
ребёнка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию
эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учёбе в целом, к
неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку. И
потому работа по выработке навыков чтения крайне актуальна
Чтение в начальных классах.
Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является
главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык
чтения
характеризуется
единством
четырёх компонентов – сознательности,
правильности, беглости и выразительности. Навык
чтения – явление
сложное,
комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание прочитанного текста,
его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не
допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними
звуков, слогов, слов. Это
выразительность – умение
интонировать
знаки
препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение –
это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ
непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу
целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и
продуктивные
способы
чтения).
Это темп – определённая, посильная и
необременительная для определённого возраста скорость чтения. Таким образом,
навык чтения складывается в целом из двух сторон:
смысловой – понимания,
уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой,
обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения»,
принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что относится
к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено всё
той же смысловой стороне.
Смысловая сторона чтения – совокупное понимание читающим:
1.
значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и
переносном смысле;
2.
содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение
смысловой связи между предложениями;
3.
предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав)
и смысла этих частей.
4.
основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и
своего отношения к прочитанному.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и
возможностей читателя, его общей развитости,
интересов и потребностей,
начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и тоже произведение может быть понято и осознано по-разному
не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня
образованности.
Техническая сторона чтения, техника чтения, как уже отмечалось, охватывает все
другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность,
скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность,
подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.
Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои
особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим
компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные
её стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное
слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми
словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать
и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного к чтению
целыми словами и группами слов, т.е. самому продуктивному способу.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и
естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
1 класс – не менее 25-30 слов в минуту;
2 класс – не менее 35-45 слов в минуту;
3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия);
4 класс – 75-85 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия).
Если результаты ниже – это сигнал недоработки. При методически верно
проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не
только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
В младших классах обучение чтению учащихся ведётся в соответствии с
программами, учитывающими их психофизические особенности, и направленно на
коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений развития.
В 1 классе – в течение первого года обучения в общеобразовательной школе – все
учащиеся усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, некоторые овладевают
слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные читают
только по буквам. Темп чтения школьников отличается значительной вариативностью,
что
можно
объяснить
замедленностью
восприятия
печатных
знаков,
а
также
индивидуальными особенностями чтецов. Одним
из
значимых факторов является
содержание
читаемого – текст с более сложной смысловой структурой читается
большинством учащихся медленнее. Практически все учащиеся допускают при чтении
разнообразные ошибки. Школьникам ещё
трудно различать отдельные
сходные
элементы букв (например, «б» - «д», «в» - «з», «а» - «о», поэтому читают «кокая»
вместо «какая», «скозал» вместо «сказал» и т.д.); смешивают буквы «е», «ё», «ю», «я»,
не всегда воспринимают мягкую согласную, мягкость которой обозначена этими
буквами, допускают смягчение согласных в конце слов (читают «могуть» вместо
«могут»). Некоторые учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и
звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания (например,
«как» вместо «какая»); повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова
отсутствующие в них слоги или отдельные звуки, заменяют звуки в словах, что может
привести к искажениям слов и даже замене их другими словами (например, могут
прочитать «тянуть» вместо «тонуть»). Часто встречается чтение по догадке («приходит»
вместо «придёт»). Но все эти ошибки, в отличие от ошибок, допускаемых детьми,
обычно являются нестойкими и диффузными – у одного и того же ученика наблюдается
наряду с ошибочным и правильное прочтение одних и тех же слоговых структур.
Во 2 классе наблюдается уже меньшая вариативность скорости чтения у учащихся,
чем в 1 классе, нет резкого различия в скорости чтения текстов с разным
информационным планом.
Для
учащихся
с
изначально
не
характерно
механическое
чтение.
Совершенствованию беглости чтения мешает стремление школьников сразу после
прочтения
осмыслить
читаемое.
Большинство
учащихся
находятся
на
этапе
формирования синтетических приёмов чтения, у них происходит заметное развитие
целостного восприятия слов при чтении, однако ученики по-прежнему прибегают к
слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных
оборотов речи.
В 3 классе уже половина учащихся полностью овладевают чтением целыми
словами. Остальные учащиеся, овладев слоговым способом чтения, переходят к чтению
целыми словами. Слоговое чтение может возобновляться при чтении слов со знаком
переноса на следующую строку. Расположение частей слова на противоположных
сторонах страницы требуют от учащихся дополнительного напряжения и внимания,
тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание смысла
прочитанного. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с
ударением на первом слоге и слова со стечением согласных в середине слова.
Техника
чтения
совершенствуется
у
учащихся
чрезвычайно
медленно,
и
отставание в начале обучения, сказывается на последующих этапах. Причины столь
глубоких затруднений заключаются в индивидуальных особенностях протекания
мыслительных процессов и установления связей между восприятием и произношением, а
также в возникающих в связи с этим затруднениях в синтезировании слов во фразу.
Замедленность темпа чтения многосложных слов может быть объяснена и узостью
восприятия у учащихся.
Практический комплекс упражнений.
Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное
обучение? Почему одни учителя достигают высоких результатов, у других читают все,
но далеко не все умеют «читать». В чём же основные причины несформированности
навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой
чтения, очень актуальны на сегодняшний день. Положительный опыт по этой проблеме
уже накоплен и я им пользуюсь. Вот те приёмы, которыми я пользуюсь для достижения
хороших результатов.
Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина
каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой
-вины -ов; мыслительная линия раздела проходит примерно посередине слова,
абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец
слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и
начало, и формирует навык побуквенного анализа. Она приводит к резкому уменьшению
исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало
слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги
накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е.
открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой
строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки,
потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем
в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается, несмотря на такую
деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь
нижней части четверти строки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже
больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется
легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребёнок уже
немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично
предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб
верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним
частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз,
прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т. д.
Открою секрет: это упражнение – с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-
нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по
половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что
гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её
закроют, легко выдать уже готовый результат! Если при этом ребёнок какое-то слово не
успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать
его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз
именно то, что нужно.
Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого
прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать во что бы то
ни стало, пока строчка открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо
скрыть), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по
которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочитанное
слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-
логической памяти (её объёма, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов,
её прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и её устойчивости к
интерференции – такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если
взрослый замечает, что ребёнок пытается действовать именно так, то этому надо
незаметно для ребёнка всячески способствовать: несколько медлить, передвигая чистый
лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребёнок привносит из нижней строчки в
верхнюю, и т.п.
Перечисленные достоинства этого упражнения (при его крайней простоте) дают
основание полагать, что оно одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на
него следует затрачивать времени больше, чем на другие.
Классификация слов на группы. Даётся 8-16 карточек, на каждой из которых
напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и
теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая
часть стола – это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на
кухне (кастрюля, вилка), а правая часть – детский сад и там должны быть размещены
малыши (Нина, Петя). Просматривая карточки, ребёнок должен разложить их на группы.
В зависимости от уровня подготовки ребёнка можно предлагать ему раскладку на 2, 3
или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется,
слова заранее должны быть подобраны так, чтобы они легко классифицировались.
Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нём едва
ли не впервые в жизни ребёнка чтение выступает не как самоцель (прочитал – и всё, цель
достигнута), а как средство для достижения другой цели (правильно разложить
карточки). Это приводит к тому, что ребёнок в ходе своих собственных действий
начинает чётко осознавать один из основных смыслов чтения – получение информации
для регуляции своих действий – и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь
выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина
абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари
оказывается приведённым вместо ребёнка в детский сад!).Это упражнение также снимает
напряжённость, связанную с фиксацией ребёнка на чтении, возникшей ранее из-за
многократных упрёков за ошибки, - ведь здесь ребёнку не надо читать, т.е. совершать
неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом
случае является процессом незаметным, мимолётным, лишь одним из многих специально
никак не акцентируемых моментов процесса раскладки.
Особую ценность это упражнение приобретает тогда, когда в него вводится
необходимость строго побуквенного анализа слов. Это достигается тем, что в
классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по
значению (например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды-фрукты – это
пары: машина-малина, автобус-абрикос; на группы: мальчики и девочки – это пары
имён:Маша-Миша, Тоня-Толя, Витя-Вика и др.), а также очень длинных слов (типа
велосипед).Двукратное произнесение каждого слова. Предложение (сначала короткое –
из двух-трёх слов, потом постепенно длина увеличивается) следует читать так, чтобы
каждое его слово произносилось по два раза, например: Двукратное двукратное
произнесение произнесение… . Это упражнение помогает ребёнку проникнуть в смысл
воспринимаемого и озвучиваемого текста. Дело в том, что слово, прочитанное медленно,
по слогам (особенно если оно длинное), не является словом живой речи. Это лишь
некоторое звуковое образование, мало похожее на слитно произносимое слово живой
речи, и потому ребёнку трудно его узнать и тем более извлечь из него смысл. Для того
чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано как
естественное, живое слово, его следует повторить слитно. За счёт таких двукратных
произнесений каждого слова ребёнок формирует их естественные слуховые образы, что
и способствует проникновению в их смысл.
Для формирования навыков чтения важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что
запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить
какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны
проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения
проводить короткими порциями, но с большой частотой. Например, если
первоклассника, который плохо читает, дома заставить читать сказку целиком. Это час-
полтора очень трудной работы. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка
проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и
пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна
порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки с течение часа-
полтора за один приём.
Жужжащее чтение один из основных элементов при обучении чтению. Этот приём
я использую часто. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах
почти всеми учителями. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все
ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый
со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика
– начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего
чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.
Что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять
дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня
фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он
находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две
строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически
получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком
прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки
прочитал, опять посмотрел картинку.…Вполне можно рекомендовать родителям, дети
которых читают неохотно, этот приём обучения.
Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок, который не
любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью диафильмов, с помощью
режима щадящего чтения.
Я заимствовала из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три упражнения, которые
оказались наиболее эффективными. Это: многократное чтение, чтение в темпе
скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все
три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают
одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать
товарищам. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового
рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает
начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По
истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем
следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до
какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно,
что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения
вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Для развития
артикуляционного аппарата предназначены следующие упражнения системы Федоренко-
Пальченко – чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует
уделять внимание выразительность чтения, но зато необходимо повысить требования к
чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться»
учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем необходимо остановить учеников и начать третье упражнение, обращаясь к
ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее,
зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и
учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь
совершается маленькое чудо. Это чудо состоит в том, что ребёнок, несколько раз,
прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп
чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же
повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если
ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов,
длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели
чтение ребёнка заметно улучшится.
Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или
слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста.
Динамическое чтение – это чтение глазами. Начинать работу можно в любом классе в
любое время.
Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над
скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так
называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов.
Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке –
«сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про
себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 секунду
запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Затем после
команд «Приготовься! Внимание!» даётся команда «Фотографируем!».
Если начинать работу в 1 классе, то можно предлагать следующие задания.
1.
Найди лишнюю букву:
а, о, в, у, и.
2.
Найди лишний слог:
бо, но, ро, мы, со, ко.
3.
Найди лишнее слово:
река слон мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеёк
4.
Раздели слова на две группы:
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк
4.Словесные лабиринты (найди слова на тему «Лес»)
с и о а
б л с ь
к е н в
На уроках в 3-4 классах я использую упражнение «чтение-разведка». Оно
заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают
текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким
образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в
тексте, находить главное.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст
читается вслух и идёт обычная работа над выразительностью чтения, пересказом и т.д.
В младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные
занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых
знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью описанных упражнений.
Большую роль я отвожу семье. Я проводила родительское собрание на тему
«Чтение в семье». Предварительно провела анкеты с детьми , с родителями. Мы
обсудили все слабые стороны, причины низкой техники чтения и постановили:
1.Читать всей семьёй (семейное чтение).
2.Занятие чтением должно вызывать положительные эмоции, создавать хорошее
настроение.
3.Литература должна быть разнообразной.
4.При выборе книги опираться на желание ребёнка.
5.Можно читать одну книгу всей семьёй по очереди (книга должна быть интересной
ребёнку).
6.После чтения обсудить прочитанное.
7.Хвалить и подбадривать.
Работая в тесном контакте с родителями, используя тренировочные упражнения ,
мои ребята стали лучше читать(в1-ом классе на начало года - 2человека умели читать,
5человек –знали буквы ,остальные - не знали букв). На выходе из начальной школы
читают все осознанно, выразительно и достаточно бегло.
Скорость и правильность чтения у учащихся имеют ярко выраженную динамику
развития. Техника чтения в большей степени поддаётся коррекции, чем осмысление
прочитанного. Потому необходимо контролировать процесс формирования навыка
чтения.
Положительная динамика развития темпа чтения у школьников проявляется
достаточно ярко. Скорость чтения от класса к классу увеличивается в связи с
формированием у школьников целостного воспитания.
Прослеживается и развитие правильности чтения в зависимости от года обучения.
Значительно сокращается количество ошибок каждой категории. Но на всех этапах
основными остаются ошибки повторения и замены слов. Причина этого явления
заключается в некоторой инертности нервных процессов свойственной этому возрасту.
Давайте читать! Давайте совершенствовать день ото дня навыки быстрого, правильного
и выразительного чтения! Читать с каждым днём всё быстрее и быстрее, совершенствуя
навыки быстрого чтения.
«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих
себя» В.
Сухомлинский
Список литературы.
1.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, -М.,
1993
2.
Обучение детей. Пособие для учителей. / Под редакцией В.И. Лубовского. –
Смоленск, 1994.
3.
Зайцев В.Н. и др. С чего начать? – Донецк. -1995.
4.
Педагогика: Основы обучения и воспитания детей. – М.,1998.
5.
Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников. – М., 2000.
6.
Светловская Н.Н. Обучение чтению. //Начальная школа. №2, 2000.
7.
Зайцев В.Н. Технологии совершенствования учебных умений. //
Размышления, факты, мнения. 2001.
8.
Мухин С.С. Учимся быстро читать.//Директор школы. №4 2001
9.
Цыпина Н.А. Обучение чтению детей. – М., 2004.
10.
Усанова О.Н. Обучение чтению. – М., 2005.