Напоминание

Система сотрудничества и взаимодействия с родителями воспитанников


Автор: Юферева Светлана Валентиновна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО" города Котельнича
Населённый пункт: г. Котельнич, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Система сотрудничества и взаимодействия с родителями воспитанников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор – Юферева Светлана Валентиновна

Должность – зам директора по учебно-воспитательной

работе, педагог дополнительного образования

Место работы - муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

города Котельнича Кировской области

СИСТЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация

Проблема семейного воспитания одна их актуальных задач современного

общества.

В

связи

с

этим

значительно

возросла

роль

учреждений

дополнительного образования в решении этой проблемы.

В данной статье содержатся методические и практические рекомендации

по организации работы с семьей.

Автор

статьи

раскрывает

цели

и

задачи

основных

направлений

деятельности по изучению семьи, психолого-педагогическому просвещению,

вовлечению

родителей

в

учебно-воспитательном

процессе,

организации

досуговой деятельности.

Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья,

складываются отношения с близкими и значимыми людьми, вырабатываются

традиции семейного воспитания, передаваемые молодому поколению.

Семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор,

формирующий личность ребенка. Ведь именно в семье перед ребенком впервые

открываются двери в огромный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот

мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим

открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. К сожалению, как

показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование

воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа

воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны,

нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и

потребностях ребенка, родители не умеют анализировать свои методы

воспитания. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит

к

серьезным проблемам в формировании личности ребенка, нарушениям

социальной адаптации, развитию невротических отклонений. Ошибочные

подходы родителей к этому процессу во многом связаны с их недостаточной

компетентностью в сфере воспитания детей. Современные родители, с одной

стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы

по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как

воспитывать ребенка.

Таким образом, проблема семьи и семейного воспитания в последние

годы стоит как никогда остро. Это социальная проблема, решение которой

невозможно

за

счет

разрозненных

и

эпизодических

мер.

Необходим

комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и

педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

В концепции модернизации образования сформулировано важное

положение: образование не должно замыкаться исключительно в рамках

образовательного ведомства. Центр дополнительного образования детей, как

учреждение дополнительного образования, строит свою работу на принципах

открытой системы, является координирующим, информационно-методическим

центром по развитию детей, взаимодействию с родителями, представителями

других социальных институтов воспитания.

Объединение усилий семьи и центра способствует к открытому

диалогу,

широкому

социальному

взаимодействию,

расширению

границ

межличностного общения. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не

оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам

процесс педагогического творчества. Коренные изменения в образовании

требуют

нового

осмысления

проблемы

сотрудничества,

совместной

деятельности с родителями. Исходя из этих положений, нами были определены

цели и задачи учреждения по сотрудничеству с родителями воспитанников.

Цель:

повышение

психолого-педагогической

компетентности

родителей

воспитанников.

Задачи:

1.

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и

воспитания детей.

2.

Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.

3.

Установить доверительные отношения между семьей центром

4.

Увеличить процент активности родителей в совместных делах.

Какие бы задачи общество ни ставило перед образовательным

учреждением,

без

помощи

и

поддержки

родителей,

их

глубокой

заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс

воспитания и обучения не даст необходимого результата.

Для решения поставленных задач педагогический коллектив строит

свою деятельность по следующим направлениям.

Первое направление – изучение семьи

Для того чтобы грамотно выстраивать взаимодействие с родителями,

необходимо знать особенности каждой семьи, ее социальное положение и

отношение к ЦДО. Это

может снять целый ряд негативных моментов в

сотрудничестве

с

родителями,

более

полно

учесть

образовательно-

воспитательный потенциал семьи, разнообразить формы взаимодействия с

семьями воспитанников.

В течение учебного года педагоги каждого объединения проводят

диагностирование семей.

Для чего нам нужна информация о семье?

Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи. Это позволяет нам

выяснить особенности семей и использовать их возможности для развития

ребенка

Для привлечения родителей к работе центра

Для

осуществления

внутриучрежденческого

мониторинга,

позволяющего

контролировать

качество

предоставляемых

центром

дополнительных образовательных услуг

Немаловажным

фактором, влияющим на качество воспитательно-

образовательного процесса, является стиль семейного воспитания. Именно

семейный микроклимат создает среду, в которой поддерживается интерес

ребенка к творческой деятельности, к самореализации и личностному росту.

Для этого мы используем следующие формы и методы работы по

изучению семьи:

Анкетирование (общие сведения о семье; выявление отношений

членов семьи к жизни центра и др.)

Собеседование с родителями при записи в объединения

Индивидуальное собеседование имеет ознакомительный характер и

способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Родителям предоставляется возможность рассказать все то, что необходимо для

знакомства педагога с ребенком. Беседа дает возможность узнать не только

сведения о семье и ребенке, но и познакомить родителей с особенностями

работы объединения.

На основании изучения семей воспитанников ежегодно составляем

социальный паспорт семей ЦДО, который содержит следующие данные:

Количество воспитанников

Из них:

* воспитываются в неполных семьях

* воспитываются мачехой или отчимом

* воспитываются опекунами

* живут в многодетных семьях

* живут в малообеспеченных семьях

Количественный состав семьи

Количество родителей (в %), занимавшихся в различных УДО

Образование родителей:

* общее среднее

* среднее специальное

* высшее

Второе направление – психолого-педагогическое просвещение

Просвещение – это процесс пропаганды и распространения культуры,

предполагающий

относительно

самостоятельный

и

свободный

отбор

индивидами сообщаемой информации (И. Кон.)

Роль психолого-педагогического просвещения состоит, прежде всего,

в том, чтобы способствовать педагогическому самообразованию родителей и на

этой основе строить новые отношения с ними. Просвещение родителей

является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного

процесса. С помощью просвещения мы готовим родителей единомышленников,

способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на

которые опирается педагогический коллектив. Используем следующие формы:

Информационные стенды

На стендах представлены разнообразные сведения: расписание

занятий объединений, объявления, рекомендации по воспитанию потребности в

здоровом образе жизни, информация по вопросам воспитания и обучения детей,

профориентации

Проведение родительских собраний

Родители встречаются с различными специалистами (педагогами,

врачами

педиатрами,

школьными

психологами,

сотрудниками

правоохранительных органов и др.), для них оформляем мини-выставки работ

обучающихся, готовим выступления театра моды, хореографической студии.

По причине занятости родительские собрания посещает незначительная часть

родителей. В связи с этим мы используем новую форму просвещения

родителей:

Библиотечка – передвижка

Она призвана вооружить родителей необходимыми знаниями,

основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами

воспитания

детей,

возрастными

особенностями.

Содержит

памятки,

рекомендации, советы по различным проблемам.

Третье

направление

вовлечение

родителей

в

учебно-

воспитательный процесс.

Именно включение родителей в учебно-воспитательный процесс является

одним из эффективных способов сближения всех участников образовательного

процесса. Необходимо сделать родителей не наблюдателями, а активными

участниками образовательного процесса, которых мы сознательно привлекаем

на свою сторону.

Совместная работа детей и родителей на занятиях объединений

Экскурсии на предприятия, где работают родители

Привлечение

родителей

к

проведению

занятий

и

бесед

по

профориентации

Организация передвижных выставок на предприятиях, где работают

родители воспитанников

Участие родителей в качестве судей на соревнованиях, конкурсах

Участие родителей в выставках, проводимых в ЦДО

Активное посещение родителями массовых мероприятий

Использование этих форм позволяет родителям посмотреть на процесс

образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со

стороны (это касается «нового взгляда»

на своего ребенка). Помимо

экспертной

или

познавательной

деятельности

участие

в

подобных

мероприятиях дает психологический эффект – родители чувствуют себя

частичкой образовательного пространства и даже ненадолго «возвращаются в

детство».

Четвертое направление – организация досуговой деятельности

Любое совместное мероприятие позволяет родителям:

Освоить навыки эффективного общения с ребенком

Поднять свой статус в глазах ребенка

Для этого мы проводим творческие конкурсы:

для мам и дочерей

пап и сыновей

общесемейные

В работе с родителями существует одна особенность – необходимо

использовать как можно больше разнообразных, интересных для детей и

родителей форм взаимодействия. Мы апробировали такие мероприятия, как

выставки: «Мой папа - солдат Российской армии», «Моя семья в годы Великой

Отечественной войны», конкурс «Папа и я – умелая семья», стенгазеты

«Увлечения моей семьи», которые служат повышению роли отца в семье.

Участвуя в семейных творческих мероприятиях, каждый член семьи

приобрел различные умения и навыки практической деятельности, раскрыл

свои таланты. Дети и родители смогли «разглядеть» друг друга в большом

разновозрастном коллективе, открыли что-то друг в друге, а для некоторых

детей и родителей – это стало возможностью восполнить дефицит общения,

что в последнее время, к сожалению, наблюдается во многих семьях.

Изучив запросы родителей, мы организовали работу городской Школы

мам, членами которой стали дети, мамы, бабушки и педагоги. Школа мам

работает уже шестой год. Цель ее – просвещение родителей, развитие у них

чувства эмпатии по отношению к родным детям, сближение их на почве общих

творческих побед и личностных достижений. Школа помогает вооружить

родителей

необходимыми

психологическими

знаниями,

основами

педагогической культуры.

Мы уверены, что в семье должны знать, чем увлекаются дети, и

поддерживать то, чему их учат в центре дополнительного образования. Для

развития интереса семьи к практической деятельности, которой занимаются

дети в наших объединениях, программа школы включает в себя интересные

нетрадиционные виды работы. Под руководством педагогов ЦДО

мамы,

бабушки и тети на время становятся участниками творческих занятий, мастер-

классов по таким видам рукоделия (лоскутное шитье, вышивка, вязание,

кружевоплетение на коклюшках, макраме). Своими знаниями и советами

делятся не только педагоги, но и родители.

План работы корректируется на каждый учебный год с учетом пожеланий

родителей. Участники Школы мам принимают активное участие в различных

выставках. На заключительном занятии подводятся итоги за год, самые

активные участники награждаются благодарственными письмами ЦДО.

Все занятия Школы мам находят благодарный отклик со стороны

родителей, так как способствуют расширению круга их интересов и повышают

психолого-педагогический уровень. Сопереживание взрослых своему ребенку

и в успехах, и в неудачах, благотворно сказывается на личном развитии детей,

на сплочении семьи.

Досуговые и массовые мероприятия для воспитанников совместно с

родителями

наглядно

демонстрируют

атмосферу

дружбы,

радостного

сотворчества и взаимоуважения всех участников. Совместная деятельность

объединяет педагогов и семьи воспитанников и является залогом успеха

учебно-воспитательного процесса в целом.

Таким образом, создаваемая благоприятная эмоциональная атмосфера в

отношениях между родителями и педагогами обеспечивает совместный успех в

деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего

учреждения.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая

готовых

технологий

и

рецептов.

Ее

успех

определяется

интуицией,

инициативой педагогов, их умением стать профессиональным помощником

семье.

При работе с родителями педагог занимает активную позицию, ищет

новые формы взаимодействия с семьями, что важно для учреждения и семьи.

Целенаправленная

совместная

работа

способствует

созданию

единой

воспитательной среды и установлению межсемейных контактов.

В дальнейшем мы будем продолжать поиск разнообразных форм и

методов взаимодействия с семьей.



В раздел образования