Автор: Самофалова Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Старомайнский технологический техникум"
Населённый пункт: р.п.Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа студентов, как одно из условий профессионального становления в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему: «Самостоятельная работа студентов как одно из
условий профессионального становления в СПО»
Выполнила: Самофалова Марина Александровна
р.п. Старая Майна
2025 г.
Профессиональное становление – это управляемый посредством
социальных воздействий, динамичный психолого-педагогический процесс, в
ходе которого происходит саморазвитие, самоактуализация личностных и
профессиональных качеств.
Педагогическими
условиями,
для
профессионального
становления
обучающихся
являются получение
студентами
теоретических
знаний,
практического
опыта,
возможность
самостоятельных
действий,
поиск
индивидуального стиля деятельности.
Большое
значение
в
системе
педагогических
условий
формирования
профессиональной
направленности
имеет
наличие
у
студентов
положительного отношения к избранной специальности и устойчивой
потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Данная личностная характеристика предполагает желание посвятить себя
избранной профессии, заинтересованность в будущей работе, развитии
собственных
профессиональных
качеств.
Эта
потребность
порождает
стремление
лучше
учиться,
успешнее
овладевать
основами
профессиональных знаний, серьезнее относится к собственному развитию,
что в целом активизирует процесс профессионального становления личности
будущего специалиста.
Переход к рынку, изменение социально-экономических условий в
российском обществе привели к тому, что значительно повысились
требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных
учреждениях среднего профессионального образования.
Современный профессионал должен обладать такими качествами, как
целеустремленность,
деловитость,
предприимчивость,
инициативность, умение выбирать в большом объеме информацию, нужную
для поставленной задачи, и обрабатывать ее, способностью принимать
самостоятельные решения.
В связи с этим, одной из целей профессионального образования является
формирование активной, творческой, профессионально подготовленной
личности, стиль мышления которой не просто отвечают современным
условиям, но и ориентирован на перспективу.
Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является
формирование общих и профессиональных компетентностей будущих
специалистов.
Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с
опытом организации самостоятельной работы, накопленным в годы учебы.
Выпускник может оказаться в трудном положении, если не научится
навыкам
самостоятельного
приобретения
знаний
и
повседневного
самообразования.
Исходя из этого, в системе среднего профессионального образования стоит
задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их
учиться
и
пополнять
свои
знания
на
протяжении
всей
жизни.
Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой
образовательного процесса, а должна стать его основой, которая создает
условия для формирования у них готовности и умения использовать
различные средства информации для поиска необходимых знаний.
Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их
будущей
профессиональной
деятельности,
в
которой
не
будет
преподавателей,
но
будут
руководители,
как
правило,
оценивающие
самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных
качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой
профессиональной деятельности.
В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать
совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной
аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии, это
способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для
него знаний и умений.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов
работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор,
стремиться к истине в науке и практике.
Учебный процесс в учреждении среднего профессионального образования
существенно отличается от того, как он организован в школе. И перед
преподавателями при переходе на обучение по ФГОС стоит важнейшая
задача – научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.
Во время учебы закладывается лишь фундамент знаний, умений, владений по
избранной специальности.
Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным
объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную
учебную
деятельность,
«учить
учиться»,
оказывать
ему
помощь
в
приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную
жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю
жизнь.
Студент
должен
научиться
учится
управлять
своей
деятельностью:
контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных
условий.
ФГОС предусматривается около 30 % часов из общей трудоемкости
учебной дисциплины на самостоятельную работу обучающихся. В связи с
этим, обучение включает в себя две части – процесс обучения и процесс
самообучения, поэтому самостоятельная работа студентов должна быть
эффективной
и
целенаправленной.
Нельзя
забывать
о
наличии
при
реализации
самостоятельной
работы
студентом
мотивации,
т.е.
заинтересованности в достижении результата.
Выделяют следующие виды мотивации самостоятельной работы
студентов:
1.Внешняя
мотивация,
т.е.
зависимость
будущей
карьеры
от
результатов обучения;
2.Внутренняя мотивация, т.е. склонности, желания, нацеленность,
способности студента к обучению.
3.Учебная (процессуальная) мотивация, т.е. понимание студентом
значимости и полезности выполняемой работы как со стороны подготовки
его в качестве будущего профессионала, так и со стороны личностного роста.
Студент и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа
осуществляется в их интересах. Студент должен осознать, что делает это не
для преподавателя, а для себя, для своего будущего, для своей карьеры, для
своей успешной жизни. Другими словами, должно измениться самосознание
студента, развиться понимание того, что он сам несет ответственность за
результат собственного образования. Преподаватель, в свою очередь, должен
демонстрировать новые технологии преподавания, превращая лекции из
репродуктивных (сообщения информации) в установочные, проблемные,
интерактивные, а затем в аналитические по результатам самостоятельной
работы студентов. Преподаватель должен выдавать индивидуализированные
задания по самостоятельной работе студентов, которые реально показывали
бы студенту не только что, но и как он должен самостоятельно сделать.
Такие задания и руководства по их выполнению, должны динамично
изменяться;
следует
постоянно
увеличивать
долю
студенческой
самостоятельности при обеспечении того, что он сможет это сделать сам,
своевременно формулировать задания по самостоятельной работе студентов
с тем, чтобы студент мог, учитывая свои особенности, рационально
распределить время на их выполнение, создать условия для студентов по
самостоятельной
образовательной
деятельности
по
индивидуальному
графику и выполнения работы и отчетности за нее с возможностью
индивидуальных консультаций.
В учебном процессе среднего специального учебного заведения
выделяют два вида самостоятельной работы:
• аудиторная;
• внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на
учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по
его заданию. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные
виды
тестовых
заданий,
карточек,
ситуационных
задач
во
время
практических занятий.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
включает
выполнение
письменного домашнего задания (по вопросам преподавателя), подготовка к
разбору ранее прослушанного лекционного материала, выполнение схем,
рисунков, заполнение словаря терминов, подготовка краткого выступления,
выполнение реферата, курсового проекта и т.д.
Выделяют четыре уровня самостоятельной работы:
дословное
и
преобразующее
воспроизведение
информации,
т.е. воспроизводящий (репродуктивный) уровень, предполагающий
знания-копии
и
алгоритмическую
деятельность
по
образцу
в
аналогичной ситуации;
реконструктивный уровень, связанный с использованием накопленных
знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации
(реконструктивно-самостоятельные работы);
эвристический (частично-поисковый) уровень, который заключается в
накоплении
нового
опыта
деятельности
и
применении
его
в
нестандартной ситуации (эвристические самостоятельные работы);
творческий
(исследовательский)
уровень,
направленный
на
формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской
деятельности
(творческие
(исследовательские)
самостоятельные
работы).
Содержание самостоятельной работы определяется в соответствии с
рекомендуемыми ее видами:
- Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы, Интернет ресурсов); составление плана
текста; графическое изображение структуры текста; составление
электронной презентации; конспектирование текста; выписки из
текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с
нормативными
документами;
учебно-исследовательская
работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и
Интернета и др.;
- Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом
лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление
плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации
учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на
контрольные
вопросы;
аналитическая
обработка
текста
(аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка
тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка
рефератов,
докладов;
составление
библиографии,
тематических кроссвордов и др.;
-
Для формирования умений:
решение задач и упражнений по
образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение
чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение
ситуационных
производственных
(профессиональных)
задач;
подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных
видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка
курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-
конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием
учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они
могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный,
учебно-исследовательский
характер.
Их
форму
определяют
преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.
Студентов
младших
курсов
необходимо
научить
работать
с
учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты,
позднее – оформлять рефераты, эссе, курсовые, а затем и дипломные
работы.
Чем
раньше
студенты
овладеют
методами
работы
с
учебной
литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом
количестве
новой
информации,
тем
быстрее
проявятся
их
самостоятельность, активность и инициативность - такие важные
профессиональные
качества
личности
формируются
в
процессе
самостоятельной работы.
Таким образом, самостоятельная работа студентов в современном
образовательном
процессе
является
не
только
неотъемлемой
частью
учебного процесса, но и направлена на развитие, самоорганизацию,
самореализацию
и
самосовершенствование
студента,
как
в
профессиональном, так и в личностном росте.
Изучив ряд литературы, можно сделать вывод, что эффективность
самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных,
органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно
и
систематически.
Перед
педагогами
учреждений
профессионального
образования стоит задача такой организации самостоятельной работы
студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности
в
образовательном
процессе
и,
во-вторых,
создание
условий
для
приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных
видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности
аудиторных занятий в различных формах. Студент должен стать активной
фигурой
учебного
процесса,
а
не
пассивным
объектом
обучения.
Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность,
«учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Роль
преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи,
которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных
направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации
полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы,
их оценки. Преподавателям учреждений профессионального образования
необходимо организовывать самостоятельную работу студентов так, чтобы
она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и
профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному
установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой.
Использованная литература
1.
Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов младших курсов /
А.А. Вербицкий // Высш. шк. России. – 2005.
2.
Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов
при
реализации
федеральных
государственных
образовательных
стандартов профессионального образования / М. А. Михалищева //
Актуальные
вопросы
современной
педагогики
(II):
материалы
междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2022.
3.
Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 2018.
4.
Пидкасистый, П. И. Формирование
самостоятельности
учащихся
в
процессе обучения / П.И. Пидкасистый // Педагогика: учебное пособие
для
студентов
педагогических
вузов
и
колледжей. –
М.:
Педагогическое общество России, 2002.