Автор: Ильичева Татьяна Львовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа коррекции и развития VIIIвида №37" г.Брянска Населённый пункт: г.Брянск Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Обучение написанию сочинения по серии картинок Раздел: начальное образование
Из опыта работы учителя начальных классов Ильичёвой Т.Л.
Одним из самых трудных аспектов в обучении слабослышащих детей является
развитие устной и письменной речи учащихся. Это обусловлено тем, что к шести годам
эти дети имеют, как правило, ограниченный словарный запас, не владеют фразовой речью,
не всегда понимают обращённую к ним речь. Все это заставляет учителя искать наиболее
рациональные, доступные, а следовательно эффективные методы и формы работы,
каждый раз исходя из уровня развития и подготовленности учащихся.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по обучению слабослышащих
детей написанию творческих работ (сочинение по серии сюжетных картинок) на
начальном этапе обучения.
План-конспект открытого урока развития речи во 2классе
Обучение написанию сочинения по серии картинок
Тема:
Сочинение
по
серии
картинок
«Первый
снег»
после
подготовительной работы и по образцу
Цель:
Обучение
написанию
сочинения:
полноте
и
связности
изложения; соблюдению структурных частей сочинения.
Коррекция
звукопроизношения,
работа
над
внятностью
и
выразительностью речи, над фразовой речью учащихся.
Оборудование
урока:
Серия картинок по теме, опорные таблички по словарной
работе для фронтальной и индивидуальной работы.
Словарь:
1) сочинение
вступление
рассказ по картинке
заключение
2) проснулись утром
подошли к окну
обрадовались
удивились
надели тёплую одежду
пошли на улицу
играют в снежки
катаются на санках
лепят снеговика
грустно-весело
зимние забавы
1
Ход урока
I.
Оргмомент.
Здравствуйте.
Как вы слышите? Послушайте, кого я назову: …
Какой сейчас урок?
Вы готовы к уроку?
Спросите у товарища.
Что вы приготовили к уроку?
Какой сегодня дежурный звук? [c]
II.
Фонетическая ритмика.
Будем хорошо говорить дежурный звук. [c]
са – са – са
с
´
о
– чи – н
´
е
– ни – е
с
´
о
чин
´
е
ние
Будем писать сочинение.
Повторите.
Скажите с удивлением, спрашивайте:
Будем писать сочинение?
Скажите спокойно, грустно:
Будем писать сочинение.
Скажите весело, радостно:
Будем писать сочинение!
Молодцы.
III.
Речевая зарядка. Вступительная беседа.
Спросите меня, что мы будем делать в начале урока.
В начале урока мы будем отвечать на вопросы.
Какое сейчас время года? Почему?
Какая сегодня погода? Почему?
Посмотрите в окно. Какое у вас настроение? Почему?
(Весёлое,
радостное,
потому
что
зимой
красиво,
светит
солнце, снег блестит)
Что мы делали? (отвечали на вопросы)
Скажите
по-другому.
(разговаривали,
вы
спрашивали,
а
мы
отвечали, беседовали)
Спросите меня, что мы будем делать дальше.
Дальше мы будем рассматривать картинки, беседовать, думать.
IV.
Подготовительная работа к сочинению.
2
1.
Расстановка картинок в нужной последовательности.
2.
Беседа по картинкам. Словарная работа (опорные таблицы).
Учитель
Ученики
Посмотрите на картинки.
Кто тут нарисован?
Скажите по-другому.
Какое время года было?
Скажите по-другому.
О ком мы будем говорить?
О чём будем говорить?
П о с м о т р и т е
н а
п е р в у ю
картинку.
Кто тут?
Придумайте имена детям.
Где были ребята?
Как вы думает, это утро или
вечер?
Послушайте и повторите:
«Дети
проснулись
утром»
( ф р а з а
п р ед л а г а е т с я
з а
экраном)
Что
сделали
дети
потом?
Покажите.
(демонстрация
действия)
Что сейчас делают дети?
Детям грустно или весело?
Скажите по-другому.
Почему дети обрадовались?
Что они увидели?
Вспомните, когда вы увидели
первый снег, вы были рады?
Почему?
Посмотрите на картинку.
На улице красиво?
П р и д у м а й т е
к р а с и в ы е
предложения о снеге.
Мальчики и девочка.
Дети, ребята.
Зима. Пришла зима.
Наступила зима.
О детях, о ребятах.
О зиме.
Мальчики и девочка.
Юля, Вова, Ваня.
Дома.
Утро.
проснулись утром
(
опорные таблички выставляются на наборное
полотно)
подошли к окну
смотрят в окно
Весело.
обрадовались
удивились
Снег. Первый снег. Раньше снега не
было.
Да, это красиво.
Выпал
снег.
На
земле
лежит
пушистый снег. Не земле снежный
ковёр. На деревьях шапки снега.
Переходим к работе над второй картинкой
3
Посмотрите
на
первую
и
вторую картинки, подумайте:
дети увидели снег, а что они
сделали потом?
П о с м о т р и т е
н а
в т о р у ю
картинку,
расскажите,
что
делают дети.
Расскажите, какой получился
снеговик?
Подумайте, какое настроение
у
детей.
Им
грустно
или
весело?
А ты любишь зиму? Почему?
Придумайте
заголовок
к
нашим картинкам, к нашему
рассказу.
Что мы делали?
Спросите меня, что мы будем
делать дальше.
Дальше
мы
будем
читать
сочинение с доски, но сначала
немножко отдохнём.
надели тёплую одежду
пошли на улицу
играют в снежки
катаются на санках
лепят снеговика
нос-морковка
в руках метла
Детям
весело.
Зимой
ве с ело.
Хорошо зимой на улице.
Я люблю зиму, потому что можно
кататься на коньках.
Зима. Первый снег. Зимние забавы.
Мы
рассматривали
картинки,
разговаривали, беседовали, думали.
Татьяна
Львовна,
что
мы
будем
делать дальше?
Физминутка «Игра в снежки».
3.
Чтение образца сочинения, выделение структурных частей.
Открыть доску
Что это? (сочинение)
Кто написал? (учительница)
Прочитайте заголовок. (Первый снег)
Посчитайте, сколько тут частей? (4)
Прочитайте первую часть. Есть картинка? (нет)
Эта
часть
называется
.
(прикрепить табличку на
доску)
О чём тут говорится? (Какое было время года, какая погода)
Прочитайте вторую часть. Какая подходит картинка?
Это (на доску)
Прочитайте
третью часть.
Это (на доску)
Прочитайте
четвёртую часть.
4
вступление
рассказ по первой картинке
рассказ по второй картинке
Картинки
нет?
Эта
часть
называется (на
доску)
О чём тут говорится? (какое настроение у детей)
Вы можете написать, нравится ли вам зима.
Посмотрите,
как
я
написала.
(аккуратно,
красиво,
соблюдая
красную строку, новое предложение пиши с большой буквы, в
конце точка)
Доску с образцом сочинения перевернуть
Спросите меня, что мы будем делать дальше.
Будем писать сочинение.
Откройте тетради, напишите число, сочинение, заголовок.
Сколько будет частей? (4)
Учитель
намечает
на
доске
красные
строки,
прикрепляет
с
помощью детей на доску таблички с названием частей сочинения
V.
Самостоятельная работа учащихся.
(индивидуальная помощь детям по мере необходимости)
VI.
Итог написания сочинения.
Работа с индивидуальными табличками (части сочинения)
Что мы делали? (Писали сочинение)
Как вы написали? (Аккуратно, чисто. Я старался)
Сколько частей у вас получилось?
Положите табличку, где у вас вступление, заключение, рассказ по
картинкам.
Вам понравилось писать сочинение?
Молодцы.
5
заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Серия картинок «Первый снег»
6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец сочинения
Сочин
´
е
ние.
П
´
е
рвый снег.
Наступ
´
и
ла зим
´
а
. На
´
у
лице ст
´
а
ло х
´
о
лодно. А сн
´
е
га все
н
´
е
было.
Одн
´
а
жды просн
´
у
лись реб
´
я
т а
´
у
тром, подбеж
´
а
ли к окн
´
у
и ув
´
и
дели п
´
е
рвый снег. На земл
´
е
, на дер
´
е
вьях, на кр
´
ы
шах
дом
´
о
в снег. Обр
´
а
довались д
´
е
ти. Над
´
е
ли поскор
´
е
е тёплые ш
´
у
бы и ш
´
а
пки и побеж
´
а
ли на
´
у
лицу.
В
´
е
село зим
´
о
й на
´
у
лице. М
´
а
льчики игр
´
а
ют в снежк
´
и
. Д
´
е
вочки кат
´
а
ются на с
´
а
нках с г
´
о
рки.
´
О
ля, С
´
а
ша и Д
´
и
ма л
´
е
пят снеговик
´
а
. У снеговик
´
а
нос-морк
´
о
вка, на голов
´
е
ведр
´
о
, а
в рук
´
а
х метл
´
а
.
Хорош
´
о
зим
´
о
й!
7
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опорные таблички для фронтальной и индивидуальной работы
сочинение
проснулись утром
вступление
подошли к окну
рассказ по первой картинке
смотрят в окно
рассказ по второй картинке
обрадовались
заключение
удивились
надели тёплую одежду
пошли на улицу
играют в снежки
катаются на санках
лепят снеговика
грустно
весело
зимние забавы
8