Напоминание

Цели процесса обучения русскому языку. Формирование компетенций


Автор: Степанцова Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ №17 им.Героев 417 Стрелковой дивизии
Населённый пункт: с. Бейсугское
Наименование материала: статья
Тема: Цели процесса обучения русскому языку. Формирование компетенций
Раздел: среднее образование





Назад




Цели процесса обучения русскому языку. Формирование

компетенций

Цель обучения — это ожидаемый конечный образовательный результат

обучения вообще и обучения каждому предмету в частности. Каждый

учебный предмет обладает единством воспитательной, познавательной и

практической целей. Воспитательная цель каждого учебного предмета

связана, в первую очередь, с воспитательной ценностью процесса обучения в

целом. Это воспитание гражданственности и патриотизма, формирование

личности, способной, с одной стороны, к социальной адаптации и

взаимодействию в коллективе, с другой — к принятию самостоятельных

решений, воспитание личности думающей, активной, развивающейся, во

многом самоопределяющейся.

Русский

язык

как

учебный

предмет

имеет

и

специфические

воспитательные цели — воспитание любви и уважения к родному языку и

культуре, сознательного отношения к языку как явлению культуры;

основному орудию общения и получения знаний в разных сферах

человеческой деятельности, воспитание уважительного отношения к другим

национальным языкам и культурам, развитие готовности и способности к

речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом

самосовершенствовании.

Русский

язык

«формирует

вербальное

(словесное)

мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу

психики».

В

методике

выделяют

несколько

связанных

между

собой

воспитательных

направлений:

экологическое,

нравственное,

трудовое,

патриотическое, эстетическое.

В рамках экологического направления стоит задача формирования у

учащихся сознательного и бережного отношения к окружающему миру,

живой

и

неживой

природе.

Учащиеся

постепенно

должны

понять

гармоническое единство всего живого на земле, научиться видеть в природе

прекрасное, почувствовать ответственность за нее.

В рамках нравственного направления учащиеся постигают правила

общежития, мотивировки выбора решений и поступков, сложность и

неоднозначность понятий добро и зло, правда и ложь, милосердие,

нравственный выбор.

Трудовое воспитание предполагает формирование уважительного

отношения к любому труду, осознание того, что труд является не только

обязанностью, но и потребностью человека, может приносить радость, как

любая созидательная деятельность.

Патриотическое воспитание призвано привить любовь к Родине, к ее

истории, воспитать чувство причастности к судьбе своей страны.

Эстетическое воспитание формирует у учащихся вкус и языковое

чутье, позволяет осознать эстетическую функцию языка и место словесности

в ряду других родов искусства (живопись, музыка). Все эти направления,

направленные на формирование полноценной личности, реализуют себя в

рамках

предмета

«Русский

язык»

в

первую

очередь

через

выбор

дидактического материала, представленного в учебниках и дополнительных

дидактических

средствах.

Упражнения

и

особенно

связные

тексты,

используемые

на

уроках

развития

речи,

преследуют

не

только

образовательные, но и воспитательные цели. Выбор текстов не случаен:

учитывая возрастные особенности учащихся, они составляют совокупность

текстов,

связанных

содержательно

и

ситуативно,

продолжающих

и

дополняющих друг друга если не тематически, то идейно.

Познавательная цель русского языка как учебного предмета состоит в

приобретении учащимися культуроведческой, языковой и лингвистической

компетенций. Познавательная ценность предмета «Русский язык» очень

велика. Любой предмет, дающий истинное знание, имеет познавательную

ценность уже потому, что развивает ум и логику мысли, помогает понять

устройство окружающего мира. Для учебного предмета «Русский язык»

важно определение связи языка и мышления (то есть раскрытие механизмов,

превращающих мысль в слово, язык в речь), понимание исторической

изменчивости языка, его социальной роли и дифференциации (по сфере

употребления, происхождению, употребительности, стилям), понимание

принципов устройства самого языка, то есть языка как системы, в которой

все единицы и уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. В процессе

обучения учащиеся знакомятся с основами лингвистики как науки, ее

предметом,

методами

исследования,

узнают

о

крупнейших

ученых-

лингвистах.

Практическая ценность русского языка выше, чем у других предметов,

поскольку русский язык является не только объектом изучения, но и

средством общения, а также средством обучения всем учебным предметам.

Поэтому практические цели изучения русского языка чрезвычайно широки.

Это — практические навыки чтения и письма; — овладение нормами

литературного

языка

в

его

письменной

и

устной

форме;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и

навыков; — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

учащихся; — освоение стилистических ресурсов русского языка; —

овладение его основными изобразительно-выразительными средствами; —

овладение русским речевым этикетом; — совершенствование умения

работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию. Данные цели реализуются в

процессе

формирования

и

развития

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами

речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных

для

данного

возраста

сферах

и

ситуациях

общения.

Языковая

и

лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение

необходимыми знаниями о языке, его устройстве и функционировании, о

нормах русского литературного языка, лингвистике как науке; обогащение

словарного запаса и грамматического строя речи; формирование способности

к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка

как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический

опыт народа, внутренний мир человека.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том,

что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством

изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в

изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой

деятельности школьников.



В раздел образования