Автор: Степанцова Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ №17 им.Героев 417 Стрелковой дивизии
Населённый пункт: с. Бейсугское
Наименование материала: статья
Тема: Цели процесса обучения русскому языку. Формирование компетенций
Раздел: среднее образование
Цели процесса обучения русскому языку. Формирование
компетенций
Цель обучения — это ожидаемый конечный образовательный результат
обучения вообще и обучения каждому предмету в частности. Каждый
учебный предмет обладает единством воспитательной, познавательной и
практической целей. Воспитательная цель каждого учебного предмета
связана, в первую очередь, с воспитательной ценностью процесса обучения в
целом. Это воспитание гражданственности и патриотизма, формирование
личности, способной, с одной стороны, к социальной адаптации и
взаимодействию в коллективе, с другой — к принятию самостоятельных
решений, воспитание личности думающей, активной, развивающейся, во
многом самоопределяющейся.
Русский
язык
как
учебный
предмет
имеет
и
специфические
воспитательные цели — воспитание любви и уважения к родному языку и
культуре, сознательного отношения к языку как явлению культуры;
основному орудию общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, воспитание уважительного отношения к другим
национальным языкам и культурам, развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании.
Русский
язык
«формирует
вербальное
(словесное)
мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу
психики».
В
методике
выделяют
несколько
связанных
между
собой
воспитательных
направлений:
экологическое,
нравственное,
трудовое,
патриотическое, эстетическое.
В рамках экологического направления стоит задача формирования у
учащихся сознательного и бережного отношения к окружающему миру,
живой
и
неживой
природе.
Учащиеся
постепенно
должны
понять
гармоническое единство всего живого на земле, научиться видеть в природе
прекрасное, почувствовать ответственность за нее.
В рамках нравственного направления учащиеся постигают правила
общежития, мотивировки выбора решений и поступков, сложность и
неоднозначность понятий добро и зло, правда и ложь, милосердие,
нравственный выбор.
Трудовое воспитание предполагает формирование уважительного
отношения к любому труду, осознание того, что труд является не только
обязанностью, но и потребностью человека, может приносить радость, как
любая созидательная деятельность.
Патриотическое воспитание призвано привить любовь к Родине, к ее
истории, воспитать чувство причастности к судьбе своей страны.
Эстетическое воспитание формирует у учащихся вкус и языковое
чутье, позволяет осознать эстетическую функцию языка и место словесности
в ряду других родов искусства (живопись, музыка). Все эти направления,
направленные на формирование полноценной личности, реализуют себя в
рамках
предмета
«Русский
язык»
в
первую
очередь
через
выбор
дидактического материала, представленного в учебниках и дополнительных
дидактических
средствах.
Упражнения
и
особенно
связные
тексты,
используемые
на
уроках
развития
речи,
преследуют
не
только
образовательные, но и воспитательные цели. Выбор текстов не случаен:
учитывая возрастные особенности учащихся, они составляют совокупность
текстов,
связанных
содержательно
и
ситуативно,
продолжающих
и
дополняющих друг друга если не тематически, то идейно.
Познавательная цель русского языка как учебного предмета состоит в
приобретении учащимися культуроведческой, языковой и лингвистической
компетенций. Познавательная ценность предмета «Русский язык» очень
велика. Любой предмет, дающий истинное знание, имеет познавательную
ценность уже потому, что развивает ум и логику мысли, помогает понять
устройство окружающего мира. Для учебного предмета «Русский язык»
важно определение связи языка и мышления (то есть раскрытие механизмов,
превращающих мысль в слово, язык в речь), понимание исторической
изменчивости языка, его социальной роли и дифференциации (по сфере
употребления, происхождению, употребительности, стилям), понимание
принципов устройства самого языка, то есть языка как системы, в которой
все единицы и уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. В процессе
обучения учащиеся знакомятся с основами лингвистики как науки, ее
предметом,
методами
исследования,
узнают
о
крупнейших
ученых-
лингвистах.
Практическая ценность русского языка выше, чем у других предметов,
поскольку русский язык является не только объектом изучения, но и
средством общения, а также средством обучения всем учебным предметам.
Поэтому практические цели изучения русского языка чрезвычайно широки.
Это — практические навыки чтения и письма; — овладение нормами
литературного
языка
в
его
письменной
и
устной
форме;
—
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и
навыков; — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; — освоение стилистических ресурсов русского языка; —
овладение его основными изобразительно-выразительными средствами; —
овладение русским речевым этикетом; — совершенствование умения
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию. Данные цели реализуются в
процессе
формирования
и
развития
коммуникативной,
языковой
и
лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
для
данного
возраста
сферах
и
ситуациях
общения.
Языковая
и
лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение
необходимыми знаниями о языке, его устройстве и функционировании, о
нормах русского литературного языка, лингвистике как науке; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; формирование способности
к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка
как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический
опыт народа, внутренний мир человека.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том,
что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством
изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в
изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой
деятельности школьников.