Напоминание

«Сценическая практика учащихся, как механизм создания ситуации успеха; реализации знаний, умений и навыков учащихся разного уровня подготовки»


Автор: Буданова Анастасия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств п. Сафоново
Населённый пункт: Североморский городской округ, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Сценическая практика учащихся, как механизм создания ситуации успеха; реализации знаний, умений и навыков учащихся разного уровня подготовки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры, спорта молодежной политики и международных

связей администрации ЗАТО г. Североморск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п. Сафоново

Методическая разработка:

«Сценическая практика учащихся, как механизм создания ситуации

успеха; реализации знаний, умений и навыков учащихся разного

уровня подготовки»

Автор: Буданова А. Ю.,

преподаватель ДШИ п. Сафоново

п. Сафоново, 2024

Сценическое

выступление

учащихся

является

обязательной

частью

организации учебно-воспитательного процесса детской школы искусств.

Сценическое практика в целом позволяет продемонстрировать уровень

владения исполнительскими умениями, и благотворно влияет на учащихся

разного уровня подготовки, как на начальном этапе обучения, так и

учащихся выпускных классов; позволяет отследить динамику развития

учащихся.

Следовательно, подготовка детей к сценическим выступлениям является

одной из важных задач музыкального образования учащихся детских школ

искусств.

При

этом

опыт

организации

выступлений

детей

перед

слушательской аудиторией показывает, что выход на сцену вызывает у

учащихся определённые трудности, связанные, как с исполнительской

(технической), так и психологической готовностью учащегося к встрече с

публикой. Чаще всего сценическое волнение проявляется в необходимости

преодоления

эмоциональных

и

физиологических

проблем,

поэтому

подготовка учащихся к сольным выступлениям должна быть направлена на

их преодоление и носить планомерный характер.

Анализ работы класса «Сольное пение» (эстрадный вокал) в ДШИ п.

Сафоново показывает, что в основном проблема подготовки детей к

выступлениям

ввиду

очевидно

выраженной

зависимости

качества

исполнения

от

психологического

состояния

музыканта

обоснованно

рассматривается

в

контексте

таких

психологических

аспектов,

как

преодоление сценического волнения и необходимость эмоционального

настроя ученика.

"Ситуация

успеха",

это

целенаправленное,

организованное

сочетание

условий,

при

котором

создается

возможность

достичь

значительных

результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива

солистов в целом.

В результате было выявлено, что подготовке учащихся младшего школьного

возраста к сценическим выступлениям будут способствовать ситуации

успеха, создаваемые в соответствии с такими условиями, как регулярность

применения, выбор вида ситуации успеха с учётом индивидуальных

особенностей личности ребёнка, установление отношений взаимного доверия

между педагогом и учащимися («педагог – ученик», «ученик – ученик»).

На основе предложенной А.С. Белкиным классификации было выделены

следующие виды ситуаций успеха: ситуация «сбывшейся радости»; «неожи-

данная радость»; «общая радость»; «семейная радость» [1].

Регулярность создания ситуации успеха для обучающихся класса «сольное

пение», достигается количеством регулярных репетиций на сцене с

микрофонами, регулярной концертной дятельности. Сюда входят все

описанные ситуации успеха.

Поскольку в ДШИ учатся дети разного уровня подготовки, и с разными

способностями,

а

ситуация

успеха

для

дальнейшей

мотивации

в

продолжении учебного процесса нужна всем, обучающиеся являются и

участниками ансамбля, где исполнители более высокого уровня берут на себя

ведущую линию, а значит учащиеся на начальном этапе (1-2 класс) могут

петь с более подготовленными обучающимися, закрепить для себя ситуацию

успеха на концерте, и впоследствии выступление в ансамбле не будет носить

для

них

стрессовый

характер.

Значит

и

психофизических

факторов

влияющих на голосоведение будет меньше.

Каждое занятие - пусть маленький, но успех. Задача преподавателя состоит в

том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить

радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Внесение мотивации

- "Мы сможем сделать эту работу, мы победим!"

уменьшается количество стрессовых ситуаций (психофизических зажимов)

на выступлениях. Обязательна похвала, как часть закрепления «ситуации

успеха».

Мотивация это главная линия, талантливые дети всегда хотят добиться

результата, будь это выступление на концерте или на конкурсе, важно

стремление к победе. Дети со средними способностями, могут бояться

совершать ошибки так же, как более способные обучающиеся. Похвала для

них не менее важна.

Подчеркивание

персональной

исключительности

-

"Ты

важный"!

Персонификация,

исключительность

каждого

ученика,

знание

его

особенностей, возможностей, уникальных данных позволяет наиболее полно

раскрывать

способности

каждого.

Ситуация успеха «сбывшаяся радость» и ситуация успеха «семейная

радость» - используется не только в течение индивидуальных уроков, но как

правило на концертах, где члены семьи (родители) могут испытать такое же

чувство радости, разделить его, тем самым закрепить ситуацию успеха, а

значит мотивировать на дальнейшее обучение в ДШИ.

После опыта репетиций и выступлений в школе предлагается попробовать

свои силы в выступлении на фестивалях, конкурсах различного уровня. В

беседах

с

обучающимися

обязательно

проговаривается

о

разности

восприятия звука в зависимости от аппаратуры, размера сценической

площадки, направленности звука. Беседы о сценическом волнении, о

результатах (они могут быть разными), и о том, что конкурсная деятельность

– иной вид деятельности, нежели концертное выступление. Для дальнейшего

развития,

получения

опыта

сценических

выступлений

обучающимся

рекомендуется

выступить

на

различных

концертных

и

конкурсных

площадках.

Метод педагогического наблюдения позволил выявить интерес детей к

участию в предложенных мероприятиях, чувства здоровой конкуренции.

Подготовка

учащихся

к

сценическим

выступлениям

носит

сугубо

индивидуальный характер, применение «ситуаций успеха» оптимизирует

этот процесс в том случае, если преподаватель знает и учитывает

психологические особенности детей, а также адекватно оценивает причины

возникающих трудностей.

В течение первого полугодия учащиеся

принимали участие в таких

мероприятиях, как концерты в ДШИ; выступление друг перед другом на

индивидуальных уроках; академических концертах, участвовали в конкурсах

и фестивалях различного уровня, от городских до международных. Надо

отметить, что ученики участвовали в мероприятиях с огромным интересом и

желанием выступить как можно лучше.

Неоднократно проводились беседы о необходимости укрепления чувства

коллективизма, дружбы, товарищества и взаимного уважения друг к другу с

приведением конкретных примеров, доступных детскому восприятию.

Довольно важно грамотно распределять внимание для всех детей, чтобы

созданная ситуация успеха не переросла в выделение "лучших" и "худших".

Вместе с участниками ансамбля, класса сольного пения, концертмейстерами

работать над аранжировкой, певческим аппаратом, пластикой, постановкой

художественных номеров, это даёт возможность в полной мере раскрыть

творческий потенциал учащихся и в полной мере почувствовать ситуацию

успеха, а реализация знаний, умений и навыков полученных на занятиях

воплощается в концертных и конкурсных номерах учащихся.

Библиографический список:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М. :

Изд. центр «Академия». – 20

00. – 192 с

2. Основы эстетического воспитания [Текст] : пособие для учителя / Под

ред. Н.А. Кумаева. – М. : Просвещение, 1986. – 240 с.

Е.В. Костенко, Е.Е.Шувалова (Архангельск)



В раздел образования