Автор: Поспелова Кристина Александровна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Губернаторский инженерный лицей №102
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы науки биологии в школьных исследованиях.
Раздел: среднее образование
Актуальные проблемы науки биологии в школьных исследованиях.
Модернизация общего образования в нашей стране сопровождается существенными
изменениями. Они во многом касаются использования инновационных подходов к
подготовке обучающихся, ориентирующих их на достижение планируемых результатов не
только в зависимости от природных способностей, но и от желания и умения учиться
самостоятельно. В сложившейся ситуации формирование познавательного интереса к
освоению предметного материала по-прежнему остается одной из актуальных проблем
современной общеобразовательной школы. Ее своевременность усиливается еще и
обновлением
содержания
учебной
информации
в
аспекте
конкретизации
ее
фундаментального ядра, совокупной постановкой и потребностью решения задач
предметного, метапредметного и личностного назначения, использованием методов и
приемов самостоятельного приобретения знаний с обращением к универсальным и
специальным умениям. От этого во многом зависит успех выпускника в период его
обучения в общеобразовательной школе, и особенно после ее окончания, когда
продолжится образование и определится место работы для реализации полученной
профессии. Формированию познавательного интереса могут способствовать различные
школьные предметы. Однако особое место среди них занимает биология как единственная
дисциплина, изучение которой знакомит обучающихся с биологическими системами, их
строением, функционированием, ролью на земной планете и значением для человека.
Более того, именно биология остается своего рода фундаментом для подготовки
обучающихся к выполнению работы по сохранению естественных отношений между
живым и неживым компонентами природы, облагораживанию окружающей среды и
культивированию
здорового
образа
жизни.
Познавательный
интерес
как
важное
личностное свойство, в отношении обозначенных установок, будет в большей степени
проявляться
в
пытливости,
любознательности,
самостоятельности
при
изучении
естественных объектов и выполнении практических действий. Следовательно, учителю
важно определиться со стимулами, которые, как побудительные причины к действиям,
могут «привлекать» обучающихся к заинтересованному выполнению активной работы в
обозначенном направлении. Как показал педагогический опыт авторов, в качестве
эффективных стимулов могут послужить специально подобранные и систематически
использованные приемы, побуждающие к интеллектуальной и практической деятельности
обучающихся на уроках биологии. Это в полной мере относится к урокам-исследованиям,
которые в связи с реализацией новых стандартов общего образования, особенно в старших
классах, получают все большее распространение именно с позиции формирования
познавательного интереса.
Для
оптимального
описания
методики
формирования
познавательного
интереса
обучающихся при изучении биологии в школе нам важно выразить понятийное поле. Его
состав лучше представляется понятиями «познавательный интерес», «компоненты
познавательного
интереса»,
«урок-исследование
как
средство
формирования
познавательного интереса». Из множества определений первого понятия для нас
наибольший интерес представляет дефиниция, выраженная И.В. Метельским, который
утверждает, что интерес – это активная познавательная направленность, связанная с
положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с
радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и
утверждением развивающейся личности в определенной предметной области. С позиции
данного
суждения
процесс
активизации
интереса
может
выполниться
только
в
познавательной деятельности. Учитывая факт, что активизация связана с побуждением
обучающихся к решительным действиям, то познавательный интерес будет затрагивать
несколько сфер сознания. Поэтому для выражения сущности состава познавательного
интереса мы придерживаемся позиции Г.И. Щукиной, указывающей на эмоциональный,
интеллектуальный
и
волевой
его
компоненты.
В
интеллектуальном
компоненте
деятельности, по справедливому утверждению ученого-педагога, явно выражается
активный поиск, осуществляются поисковые действия, готовность к преодолению
поставленных задач; в эмоциональном компоненте демонстрируются чувства удивления,
радости
открытия
нового
и
предполагаемого
успеха;
в
волевом
компоненте
демонстрируются желание самостоятельного получения новых знаний, формулирование
задач в направлении их обязательного познания .
Важно подчеркнуть, что выразители обозначенных компонентов познавательного
интереса могут проявляться на различных уровнях. При работе со старшеклассниками
важно стремиться к формированию познавательного интереса на третьем уровне,
который, в отличие от первого уровня – проявления внимания к конкретным знаниям и
действиям по образцу, и второго – проявления интереса к зависимостям и их
характеристикам, касается направления работы обучающихся по изучению теоретических
вопросов, освоению положений методологического содержания, получения способов
действия, необходимых для выполнения определенных образцов. Такой уровень
познавательного интереса лучше формируется в процессе организации поисковой
деятельности старшеклассников на уроках-исследованиях. По нашему мнению, такие
уроки свой потенциал могут реализовать в силу использования элементов научного
аппарата исследования, что предполагает проведение опытной работы, наблюдений,
соблюдение определенных методических требований и оценки полученных результатов.
Сформулированные положения с их смысловыми доминантами нами представляются как
теоретические предпосылки для характеристики методики урока-исследования как
средства формирования познавательного интереса старшеклассников при изучении
биологии в школе.
После вступительного слова в отношении поставленных задач учитель побуждает
старшеклассников к формулированию проблемы, которую необходимо решить на уроке.
Ее лучше представлять в виде вопроса: как на научной основе можно объяснить сущность
макроэволюционных событий в двух направлениях их проявления – биологического
регресса и особенно биологического прогресса? Совместными усилиями следует
определиться
с
основными
целями
лабораторной
работы,
заключающимися
в
установлении смысла биологического прогресса как возрастания приспособленности
организмов к окружающей среде по пути арогенеза, аллогенеза и катагенеза. Далее
учителю следует подтолкнуть старшеклассников к выражению гипотез, определению и
использованию методов исследования в отношении предмета познания на уроке –
биологического прогресса как выразителя макроэволюционного процесса. Для этого
выясняются этапы поисковой работы: 1) расширение и закрепление знаний о сущности
макроэволюции и ее основных направлениях – биологическом регрессе и биологическом
прогрессе; 2) изучение коллекций насекомых, влажных препаратов животных и гербарных
образцов растений; 3) выяснение особенностей арогенеза, аллогенеза и катагенеза; 4)
объяснение причин возникновения ароморфоза как морфофизиологического прогресса,
идиоадаптации как узкого приспособления и общей дегенерации как упрощения строения
организмов; 5) формулирование вывода о биологическом прогрессе как направлении
эволюции органического мира. Следовательно, на данном этапе урока-исследования
внимание обращается на мотивацию интеллектуальной деятельности старшеклассников.
Ее сущность заключается в побуждении к активному поиску научно обоснованного ответа
в отношении сформулированной проблемы и последовательного решения поставленных
задач с использованием соответствующих методов биологического исследования.
Далее ищется ответ на вопрос: каковы эти изменения? В ходе выполнения данной работы
продолжается поддержание мотивации к выполнению поисковой интеллектуальной
деятельности. Далее для усиления мотивационной составляющей урока-исследования
класс делится на три группы. Первая группа изучает коллекцию насекомых, указывает
систематические категории, к которым принадлежат данные представители, определяет у
них приспособительные изменения к среде обитания, указывает биологическое значение
приспособлений и называет путь эволюции. Формулируется ответ на вопрос: какие
особенности
морфофизиологической
организации
позволили
насекомым
занять
господствующее
положение
среди
беспозвоночных
животных?
Вторая
группа
рассматривает гербарные материалы представителей цветковых растений с указанием
систематической принадлежности, определением биологического значения появления
плодов и семян, а самое главное, признаков приспособленности названных органов к
распространению в окружающей среде. Формулируется ответ на вопрос: какие частные
приспособления цветковых растений обеспечивают им расширение ареала и увеличение
числа особей? Третья группа рассматривает влажные препараты паразитических червей и
рисунки животных, утративших целые органы или их элементы. С использованием
дополнительного материала они определяют их систематическую принадлежность и
биологический смысл «потерь». Формулируется ответ на вопрос: почему утрата органов и
их элементов у данных животных не влияет на снижение численности и сужение ареала
обитания? Старшеклассники каждой группы делают записи в текстовых таблицах с
указанием
систематической
группы,
приспособительных
изменений
растений
и
животных,
их
биологического
значения
и
возможных
путей
эволюции
данной
систематической группы.
Описанная процедура учебной работы старшеклассников на уроке-исследовании во
многом усиливает и поддерживает мотивацию в эмоциональной и волевой сферах
деятельности.
В
первом
случае
при
рассмотрении
различных
представителей
систематических групп живых существ, обнаружении черт приспособленности к среде
обитания обостряется чувство удивления, ибо обнаруживаются новые знания, возникает
чувство успеха, когда каждый самостоятельно может распознавать эволюционные
признаки. Во втором случае, работая в группе, старшеклассники проявляют волевую
деятельность как стимул к самостоятельному добыванию новых биологических знаний,
решению поставленных задач в отношении определения особенностей эволюционных
изменений – ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций.
На
следующем
этапе
урока-исследования
старшеклассники
побуждаются
к
формулированию
общего
вывода,
который
касается
того,
что
такие
крупные
систематические группы, как отделы, типы, отряды, возникли в природе путем
ароморфозов, а мелкие – семейства, роды, виды – путем идиоадаптации и дегенерации.
Пользуясь соответствующей инструкцией, старшеклассники представляют результаты в
виде схематических рисунков и обобщающей текстовой таблицы с названием «Пути
биологического прогресса». Такая таблица может служить средством подтверждения
гипотезы
исследования
о
естественных
механизмах
выполнения
биологического
прогресса как материальной основы макроэволюционных процессов. Получается, что на
данном этапе урока-исследования внимание преимущественно концентрируется на
мотивации волевого и интеллектуального компонентов познавательного интереса
старшеклассников. В первом случае они, сосредоточившись на главном и существенном,
формулируют общий вывод в отношении разрешаемой проблемы. Во втором случае - на
основе аналитико-синтетической деятельности обучающиеся заполняют текстовую
таблицу, что одновременно служит основой для самооценки результатов собственной
учебной работы. В обобщенном виде структура и содержание представленного урока
исследования отражены в таблице.