Напоминание

Как сделать привлекательными для детей и их родителей занятия по ткачеству


Автор: Насырова Елена Леонидовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ "Исток"
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Как сделать привлекательными для детей и их родителей занятия по ткачеству
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИСТОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА г. УФА РБ

КАК СДЕЛАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ

РОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ ПО ТКАЧЕСТВУ

(методические рекомендации)

Разработала:

Насырова Е.Л., методист высшей

категории, заведующий отделом,

педагог-наставник.

Уфа – 2025 год

2

КАК СДЕЛАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ

РОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ ПО ТКАЧЕСТВУ

(из опыта работы)

Современное ткачество в условиях дополнительного образования. Из

опыта работы.

В Центре детского творчества Ленинского района в 2013/2014 году по

просьбе

детей

и

родителей,

помимо

объединения

изобразительной

деятельности и дпи «Композиция», для этих же учащихся была открыта

группа рукоделия «Хэнд мэйд», где девочки изучали ткачество, фильцевание,

батик, изготовление кукол. А до этого в рамках программы «Композиция»

были ознакомительные занятия по рукоделию.

Хочу поделиться опытом работы по разделу «Ручное ткачество».

Ткачество – очень древнее ремесло, оно насчитывает пять тысяч лет.

Самые первые тканые изделия не сохранились, но археологи находят очень

старые камни, служившие грузом для натяжения основы на станке.

Мы знаем, что ткали ещё древние греки, так как на греческих вазах

изображены люди в тканых одеждах. Кроме того, некоторые легенды

Древней Греции рассказывают о ткачестве. Например, легенда о богине

Афине и женщине по имени Арахна. Они соревновались в том, кто из них

лучше ткёт. Арахна выиграла, за что Афина превратила её в паука.

Самый древний кусок тканой материи был найден в Египте в гробнице

фараона Тутмоса IV. Он датируется 1500 годом до нашей эры.

Однако расцвет гобеленного искусства относится к другим го-

сударствам. Обычно, когда речь заходит об искусстве создания гобеленов,

вспоминается средневековая Западная Европа.

А название «гобелены» они получат только в XVII веке, когда братья

Гобеллен создадут целую мануфактуру по созданию этих уникальных и неве-

роятно красивых тканей.

3

Итак, гобелены и шпалеры - это, по сути, одно и то же. Правда, в

дальнейшем смысл этих слов стал расходиться: за ткаными картинами

впоследствии оставили название «гобелен», а ткани, которыми оббивались

стены комнаты (прообраз обоев), стали называться шпалерами.

В

Уральском

регионе

ручное

ткачество

является

древним

художественным ремеслом. Всем известны яркие, красочные тканые паласы,

выполненные народными мастерами. В основном это гладкошерстные

паласы с декоративной расцветкой. Начиная с простых разноцветных полос,

заканчивая сложными орнаментами, мастера в своих работах воплощали

красочность и декоративность собственного мировоззрения, тем самым,

создавая национальную культуру. Все тканые изделия использовались в

домашнем быту.

Суть

современного

ткачества

осталась

прежняя.

Конечно,

видоизменились станки, появились новые материалы и приспособления.

Композиция работ изменилась. Влияние эпохи, появление дизайнерской

мысли, ломка стереотипов,

изменение назначения гобеленов – всё это

повлияло на подход к ткачеству.

Классическое ткачество очень трудоёмкий процесс. Детям, да и

педагогу необходимо много терпения, усидчивости, временных затрат.

Как сделать привлекательными занятия по ткачеству (слайд №2):

1.

Продемонстрировать детям широкие возможности и доступность

материалов для ткачества. Чтобы не отбить охоту у детей к творчеству,

ведь процесс классического плетения шерстяными нитями очень

длительный и трудоёмкий, в качестве нитей утка можно применить

старые ткани (разрезанные на полоски), стебли растений, сутаж,

шнурки, тесьму и т.д.

2.

В качестве рамки может послужить старая форточка или даже кусок

плотного картона.

3.

В качестве первой ознакомительной работы лучше выполнить коврик

или какую-то интерьерную композицию с применением растений или

4

какую-то другую работу, выбрав в качестве материала утка более

толстую нить.

4.

Если вы приступили к гобелену, то выберите для начала небольшой

размер работы: А-4 или А-5, более дешёвую пряжу (например,

акриловую).

5.

Чтобы

заинтересовать

детей,

лучше

выполнить

гобелен

по

собственному эскизу ребёнка, это придаст значимость и ценность

работе.

Демонстрация работ учащихся объединения «Хэнд мэйд» (слайды №3-5).

Хотелось бы поделиться своим опытом в технике выполнения работ в

технике свободного плетения (слайд №6). Иногда надо работу какую-то

выполнить быстро, например, на конкурс. И выходом из положения

становится работа в технике свободного плетения. Не знаю, существует

ли описание такого плетения в каких-нибудь книгах, учебниках, у меня

это родилось само собой.

Как выполнять работу в технике свободного плетения. Разберём на

примере

панно,

выполненного

Надеждой

Шмониной

«Цирковая

пирамида», которое она выполнила на конкурс «Котовасия».

1. На куске гофрированного картона (многослойного), рисуется эскиз,

шилом или цыганской иглой прокалываются дырочки, прокладывается

нить основы вкруговую (слайд №7).

2.

Проплетается рисунок утком (шнурки) (слайд №8). Когда работа

закончена,

на изнаночной стороне разрезаются нити основы. Работа

снимается с картона, нити основы попарно завязываются и прячутся на

изнанке. Добавляются носик, глазки, ротик, усики.

3. Готовые фрагменты (туловище, лапы, голова, хвост, ушки) приклеиваются

на фон работы (слайд №9).

5

Демонстрация работ учащихся объединения «Хэнд мэйд», выполненных в

технике ткачества с использованием различных материалов (слайды №10-

16):

1. Для создания абстрактных композиций – применение в качестве утка

журнальных скруток.

2. Применение шёлковых лент и пряжи.

3.

Применение растительного материала – усов земляники и стеблей

одуванчика для создания фона в будущих композициях, выполнение

интерьерных панно с применением лечебных трав и цветов.

4. Применение шнурков в интерьерных композициях и изготовлении

сумок, рюкзаков.

На протяжении нескольких лет я увлекаюсь плетением ковриков из

полосок ткани. Всё началось с необходимости. Необходимо было для

городской выставки сплести коврики для интерьера русской избы (слайд

№17).

Потом я начала плести для себя, для родственников, для друзей и

знакомых (слайды №18-20). Замечательный подарок. Потребность в них

не иссякла до сих пор. Они очень практичны, хорошо стираются,

прекрасно эксплуатируются.

В Цдт мы продолжаем применять эти коврики для оформления

выставочных композиций: выставка «Живой родник народных традиций»

- «Быт мордовского народа»; участие во II Фестивале «Русская песня»

(слайд №21-22).

На занятиях в дополнительном образовании очень легко организовать

плетение из различных материалов, или плетение ковриков. С чего

начать?

Выбор материалов и инструментов (слайд №23-24).

Рамка для плетения:

рама, изготовленная из 4-х досок сбитых в углах гвоздями;

в качестве рамки подойдёт, старая оконная фрамуга или форточка;

6

также можно использовать подрамник под холст, укрепив углы

элементами жёсткости;

прямоугольный кусок промышленного (гофрированного) картона тоже

подойдёт. Важно, чтобы он был толстым.

Основа и уток (слайд №25).

В качестве нитей основы подойдут:

хлопчатобумажная пряжа типа «лилия», «жасмин», «ромашка»;

льняная пряжа;

сутаж;

шпагат;

любая другая плотная нить.

В качестве нитей утка (это те нити, которыми создают рисунок)

подойдут:

полоски, толщиной 1,5-2 см из старых футболок, рубашек, платьев,

полотенец, свитеров, колготок, кусочки тесьмы, сутаж, шнурки,

верёвки и т.д.

ткани могут быть трикотажные, синтетические, шёлковые, джинсовые;

драповые, фетровые хуже.

Начало и конец плетения: для того, чтобы работа не рассыпалась

необходимо её закрепить, чаще всего для этого используется косичка

или египетское плетение (слайд №26). Основное плетение ковриков –

это паласное плетение. Главное, во время прокладки утка необходимо

не допускать сильного натяжения. Уток прокладывают холмиком.

Полоски ткани, служащие утком бывают разной длины, некоторые

очень короткие. Удлинить их очень просто (слайд №27).

Полоски тканей, служащих для утка, сцепляются следующим образом:

на конце каждой полоски делается вертикальный надрез длиной

примерно 3 см. В прорезь на первой полоске просовывается вторая и

вытягивается немного, затем в прорезь второй полоски протягивается

её свободный конец и затягивается.

7

Ошибки, часто допускаемые во время плетения (слайд №28).:

стягивание нитей утка,

проваливание полотна у первой и последней основной нити;

эффект майки;

обрыв основной нити.

Список литературы:

1. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. –М.: Культура и традиции, 1998.–

184 с.

2. Лещенко Т.А. Нетканый гобелен. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 144с.

3. Скребцова Т. О., Данильченко Л.А. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки.

Идеи для интерьера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 187с.

4. Сьюзи О’Рейли. Плетение. – СПб. – М.: Полигон. – 30 с.

5. Уталишвили Н. Эксклюзивный гобелен. Техника. Приёмы. Изделия. – М.:

АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 8- с.

6. Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно. Сумки, пояса, панно. – Ростов н/Д.:

Феникс, 2007. – 155 с.

7. Хромова С.А. Гобелен. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.

9. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги

до авангарда. – Уфа: Китап, 2006. – 224 с.



В раздел образования