Автор: Асхадуллина Юлия Марсовна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 64"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные методы преподавания английского языка"
Раздел: среднее образование
Инновационные методы преподавания английского языка
В
настоящее
время
английский
язык
является
языком
международного,
глобального
общения.
Именно
существование
такого
универсального
средства
коммуникации предотвращает социальную изоляцию и открывает новые возможности для
развития личности. Английский по праву считается самым распространенным языком в
мире и наиболее часто используется в качестве инструмента для культурного и
образовательного обмена. Теперь во многих странах изучение английского языка
становится обязательным не только на уровне местного, но и глобального образования.
Методология обучения иностранным языкам является крайне важной, но недостаточно
раскрытой на сегодняшний день темой. В эпоху глобализации и технологического
прогресса информационная цивилизация диктует новые стандарты, знания быстро
устаревают. Подрастающее поколение живет в условиях постоянных перемен, а
«образование должно идти в ногу со временем».Максимально эффективно организовать
процесс обучения представителей поколения Z возможно только при помощи новаторских
методов образования.
В целом, инновационное обучение языку предполагает творческий подход
преподавателя к объяснению материала. Преподавание должно включать в себя два
основных компонента: отправку и получение информации. Основная задача любого
учителя — это привлечь внимание учеников и донести свои идеи таким образом, чтобы
обучаемые надолго запомнили материал и использовали его для последующей работы.
Чтобы это произошло, необходимо пересмотреть опыт работы в классе и внедрить
инновационные методики, которые сделают процесс преподавания более результативным.
Существуют различные инструменты привлечения внимания студента: а) аудио- и
видеоинструменты (audio and video tools); б) мозговой штурм (метод коллективного
решения задач) (brainstorm); в) занятия вне классной комнаты (classes outside the
classroom); г) ролевые игры (role play); д) головоломки и игры (puzzles and games).
Использование на занятии аудиовизуальных материалов, учебников с моделями и
схемами,
диафильмов,
фильмов,
инфографики
и
иных
графических
развивает
воображение
учащегося.
Почему
это
так
важно?
Согласно
педагогическому
терминологическому словарю, воображение — это фантазия, психический процесс,
который состоит в создании образов существующих и несуществующих предметов. Такой
вид мыслительной деятельности опирается на память и логическое мышление и позволяет
человеку управлять эмоциями, проводить мысленные эксперименты, рассматривая из
множества вариантов развития событий оптимальный для себя, ставить цели и достигать
их. Кроме того, методы визуализации в преподавании не только повысят интерес
обучаемых к теме, но и помогут им лучше понять структуру и концепции языка. Другой
метод обучения — мозговой штурм. В контексте преподавания мозговой штурм — это
используемые учителем стратегия или инструмент обучения, в котором участвуют все
студенты, представляя различные мнения по конкретной заданной теме. Эта методика
помогает побороть языковой барьер, являющийся самой распространенной проблемой при
изучении английского языка, а также поощряет идеи и предложения, высказанные
студентами. Также работа в команде способствует формированию стрессоустойчивости и
уверенности в себе. Сначала класс делится на небольшие группы. Учитель представляет
конкретный вопрос или тему на английском языке и призывает студентов подумать над
проблемой и высказать свои идеи. Под запретом находится критика чужих мнений. Идеи
каждого из студентов должны быть выслушаны и приняты без каких-либо негативных
суждений и иных комментариев. В течение отведенного времени учитель наблюдает за
групповым выполнением задания и контролирует, чтобы обучаемые говорили между
собой только на английском языке. Такой метод поощряет творческий подход студентов и
повышает их мотивацию. Следующий инструмент привлечения внимания студентов —
это занятия вне классной комнаты. К примеру, во время посещения музея или парка
тематическая лексика, связанная с местом занятия, усваивается обучаемыми гораздо
эффективнее. Этот метод подразумевает активное сотрудничество студентов между собой
и призван улучшить их коммуникативные способности, а также навыки монологической
речи. Обучаемые посчитают такой подход свежим и захватывающим. Занятия с
применением ролевых игр — отличный способ заставить студентов выйти из своей зоны
комфорта и развить навыки межличностного общения. На уроке учитель моделирует
обыденную ситуацию (например, встреча старых школьных друзей, покупка билетов на
самолет и т. д.) и выделяет несколько минут на подготовку диалога. Затем попарно
студенты презентуют собственные сценарии, закрепляя новую лексику во время
погружения в языковую среду. Головоломки и игры. Когда головоломки и игры являются
частью
образования,
обучение
совмещается
с
развлечением
(«эдьютейнмент»
(Edutainment). Головоломки, настольные игры, кроссворды на английском языке
помогают студентам творчески мыслить и справляться с трудностями. Во время игры
внимание учащегося сосредоточено не на используемом языке, а на передаваемом другим
участникам сообщении. Не обращая внимание на правильность языковых форм,
большинство студентов делают все возможное, чтобы победить.
Основная цель этого метода состоит в том, чтобы заставить учащихся говорить,
стимулировать их воображение, любопытство и интерес к языку. В заключение следует
отметить, что учителю английского языка в XXI веке стоит отказаться от традиционных
концепций преподавания и принять новейшие, инновационные методики. Преподаватели
английского языка должны не только разбираться в дисциплине, но и быть находчивыми
и творческими, способными заинтересовать ученика и понятно объяснить материал.
Внедрение интерактивного обучения и изменение роли образования неизбежно с
развитием
мультимедиа
и
появлением
технологически
подкованного
поколения
молодежи.